ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ 7
1.1. Общая характеристика состава административного
правонарушения 7
1.2. Состояние опьянения: правовая характеристика 13
1.3. Правовое регулирование административной ответственности
за управления транспортными средством в состоянии опьянения 18
2. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ 22
2.1. Порядок освидетельствования на состояние опьянения 22
2.2. Административные наказания, назначаемые за управления
транспортным средством в состоянии опьянения 32
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 39
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Актуальность выбора темы дипломной работы заключается в том, что одним из основных направлений профилактической деятельности Госавтоинспекции Российской Федерации согласно постановления Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (в ред. от 13.12.2017) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»1 является предупреждение фактов управления автотранспортными средствами в состоянии опьянения и обеспечения принципа неотвратимости наказания для правонарушителей.
Согласно информационным материалам ГУОБДД МВД России за 2018 г. в истекшем периоде значительно возросли показатели аварийности с участием водителей с признаками опьянения: почти на 20% (21,8 тыс.) происшествий, на 38,2% (3,5 тыс.) погибших и на 18,2% (30,7 тыс.) раненых человек. При этом выявлено 538,4 тыс. (-8,8%) правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, и 343,5 тыс. (+1,6%) - с отказом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения2.
Несмотря на то, что в административное законодательство с 01.09.2013 года были внесены изменения, которыми сроки рассмотрения судами дел этой категории увеличены с 3 месяцев до одного года, упрощен порядок оформления дел данной категории в части предоставления возможности их оформления без участия понятых (с использованием видеозаписи), а по окончании срока лишения специального права установлены обязанности проверки знаний Правил дорожного движения, также с 01.07.21015 года за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние
Госавтоинспекции, принимаемые меры по усилению ответственности в отношении указанной категории лиц не дают положительный эффект. На протяжении последних 3 лет отмечается тенденция к увеличению количества лиц, совершивших правонарушения данного рода два и более раз.
Так, сегодня согласно ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 01.05.2019)1 (далее КоАП РФ) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, а за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения привлекается к уголовной ответственности.
Очевидно, что такая мера наказания за управление транспортным средством в нетрезвом виде несмотря на ужесточение не работает, а следовательно не является эффективным механизмом его предупреждения.
Для комплексного решения обозначенной проблемы необходимо применение как административных, уголовных, так гражданско-правовых мер противодействия совершения правонарушений за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.
Актуальность и выбор темы дипломной работы определяется как ее большой практической значимостью для совершенствования деятельности полиции по предупреждению и пресечению фактов управления транспортных средств водителями, находящимися в состоянии опьянения, а, следовательно, и снижения уровня аварийности по этой причине.....
В ходе анализа темы дипломной работы определено, что административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения регламентирована ст. 12.8 КоАП РФ.
В учебных источниках отмечается, что для правильной квалификации, а, следовательно, для привлечения к ответственности необходимо правонарушение правильно квалифицировать.
Так, обязательными признаками объективной стороны административного правонарушения выступают: противоправное деяние, общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Установление и доказывание наличия вредных последствий и причинно-следственной связи между ними необходимо осуществлять только по материальным составам правонарушений.
Факультативными признаками объективной стороны являются время, место, способ, обстановка, которые в любом случае требуют своего установления, и влияют на правовую оценку деяния.
Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности. Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Особая его опасность заключается в том, что под воздействием того или иного опьянения снижается внимание, возрастает время реакции, ухудшается координация движений.
Правила дорожного движения Российской Федерации запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Также запрещается передавать управление лицам, находящимся в аналогичном состоянии.
С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 КоАП РФ, выражаются в двух самостоятельных действиях:
1) управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;
2) передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Что касается определения понятия «опьянения», то КоАП РФ не раскрывает данное понятие, а лишь в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ, говорится, что ответственность за правонарушение наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Таким образом, законодатель связывает наступление алкогольного опьянения с наличием в организме человека этилового спирта в определенной концентрации, а наркотического опьянения - с наличием наркотических средств и психотропных веществ в организме человека, фактически уравнивая тем самым наркотическое опьянение и потребление наркотических средств и психотропных веществ.
Также в ходе исследования установлено, что перечень веществ, вызывающих опьянение, не исчерпывается перечисленными разновидностями в примечание к ст. 12.8 КоАП РФ, а, следовательно, перечень веществ, вызывающих состояние опьянения, нуждается в расширении и дальнейшей конкретизации, в том числе на законодательном уровне.....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
4. Федеральный закон от 23.07.2013 № 196-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30. Ст. 4029.
5. Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1. Ст. 81.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 01.04.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
7. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49. Ст. 7020.
8. Федеральный закон от 31.12.2014 № 506-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1. Ст. 59.
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1(в ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
10. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ(в ред. от 27.12.2018) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.
11. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (в ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
12. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 (в ред. от 10.09.2016) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 27. Ст. 3280.
13. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (в ред. от 13.12.2017) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.
14. Приказ МВД России от 04.02.2018 № 49 «Об утверждении профилактической деятельности Госавтоинспекции Российской Федерации на 2018-2020 г.г.» // Российской газеты. 2018. 15 янв.
15. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 № 41390) // Российская газета. 2016. 23 мар.....50