ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы цифровой дипломатии и инновационных ИИ-технологий 9
1.1 Понятие цифровой дипломатии и ее эволюция 9
1.2 Принципы и механизмы работы искусственного интеллекта 15
1.3 Возможности применения генеративного искусственного интеллекта в цифровой дипломатии 21
2. Трансформация дипломатической практики под влиянием генеративного ИИ 29
2.1 Инновации в коммуникационных процессах и методиках дипломатических переговоров 29
2.2 Роль генеративного ИИ в прогностической аналитике и стратегиях управления в международной среде 33
2.3 Проблематика этики и безопасности при использовании цифровых технологий в дипломатии 41
3. Анализ будущих перспектив цифровой дипломатии в эру глубокого обучения 50
3.1 Роль искусственного интеллекта в области образования и карьеры в дипломатии 50
3.2 Формирование международных нормативных актов в области применения ИИ в дипломатии 55
3.3 Возможные стратегии для будущего международных отношений в контексте ИИ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Классическая дипломатия в эпоху глобализации, безусловно, сохраняет свои базовые функции и институты, призванные мирными средствами защищать внешнеполитические интересы государства. Вместе с тем, в силу влияния глобальных социально-политических, экономических и технологических процессов, формы и методы современной дипломатии трансформируются с огромной скоростью. Так, в последние годы цифровая дипломатия стала одним из ключевых элементов в международных отношениях, предлагая новые каналы коммуникации и взаимодействия между государствами, международными организациями и гражданским обществом. Применение наиболее современных технологий, в первую очередь в области Интернет-коммуникации, позволяет «цифровой дипломатии» наиболее эффективно выполнять задачи публичной дипломатии: создавать положительный имидж страны, укреплять уже существующие и налаживать новые союзные отношения, поддерживать краткосрочные политические кампании, а также информационно-психологическое воздействие на зарубежную аудиторию с целью в долгосрочной перспективе добиться нужного результата. На сегодняшний день происходит активное развитие генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), который открывает перед цифровой дипломатией новыевозможности, предлагая инновационные подходы к решению традиционных и новых задач. Благодаря этим технологиям можно улучшить аналитические возможности, упростить обработку больших объемов данных, обогатить форматы взаимодействия, оптимизировать коммуникационные процессов и укрепить дипломатические взаимодействия.
Актуальность исследования в определении перспектив развития цифровой дипломатии, связанные с интеграцией новейших технологических решений в сферу международных отношенийи необходимостью адаптации дипломатических процессов к новым условиям информационного взаимодействия. Передовые технологии в области искусственного интеллектаоткрывают новые подходы и методы в дипломатической практике, обеспечивают необходимую аналитическую поддержку для принятия обоснованных решений и способствуют углублению межгосударственного взаимодействия. В связи с этим, анализ новых горизонтов сотрудничества через призму ИИ-технологий представляют значительный интерес для государственных деятелей, дипломатов и научного сообщества. В связи с этим,необходим не только анализ текущего состояния цифровой дипломатии и ГИИ, но и прогнозирование их роли в будущем.
Объект исследования: цифровая дипломатия как совокупность методов, практик и инструментов, используемых государствами, международными организациями и дипломатическими службами для осуществления международного общения, взаимодействия и решения глобальных задач в условиях цифровой эпохи.
Предмет исследования:влияние генеративного искусственного интеллекта на процессы и методы цифровой дипломатии
Цель исследования:формирование рекомендаций по регулированию генеративного искусственного интеллекта в цифровой дипломатии для Министерств иностранных дел государств...
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Цифровая дипломатия является ключевым элементом современных международных отношений, позволяя странам обмениваться информацией, взаимодействовать и укреплять связи с помощью цифровых технологий. Использование интернета, социальных сетей, и других цифровых платформ способствует более оперативному и широкому вовлечению в глобальные процессы, делая дипломатию более доступной и эффективной. Цифровые инструменты помогают дипломатам и международным организациям в решении сложных задач: от мониторинга международной обстановки до проведения переговоров и формирования международного права.
Искусственный интеллект (ИИ) добавляет новый уровень инноваций в использование цифровых технологий. Сюда входит множество подходов и технологий: машинное обучение, глубокое обучение, нейронные сети и генеративные модели. Машинное обучение позволяет компьютерным системам учиться и развиваться на основе предоставленных данных без прямого программирования каждой задачи. Глубокое обучение, которое использует структуры, похожие на человеческий мозг, позволяет анализировать и обрабатывать большие объемы данных с высокой точностью. Генеративные модели, например, генеративно-состязательные сети, способны создавать новый контент, имитирующий реальные данные, что открывает широкие возможности для симуляций и автоматизации.
Применение ИИ в цифровой дипломатии может радикально трансформировать эту область, улучшая процессы сбора и анализа данных, автоматизируя рутинные задачи и повышая точность прогнозирования дипломатических инициатив. ИИ способен обрабатывать большие объемы информации из различных источников, что помогает выявлять тенденции и модели поведения на международной арене, что позволяет дипломатам лучше понимать потенциальные угрозы и возможности, а также более эффективно взаимодействовать с международными партнерами. Кроме того, ИИ может помогать в создании дипломатических сообщений и документов, предоставляя возможности для более глубокого и точного коммуникативного взаимодействия.
Однако, несмотря на значительные преимущества, внедрение ИИ в дипломатию также связано с определенными вызовами и рисками: вопросы приватности данных, этические дилеммы, возможности злоупотребления и усиление цифрового разрыва между странами требуют внимательного рассмотрения и разработки соответствующих стратегий и политик. Эффективное управление и контроль за использованием ИИ в международных отношениях становится необходимым условием для обеспечения безопасности и справедливости в глобальном масштабе.
Во второй главе было определено, что искусственный интеллект вносит значительные изменения в дипломатическую практику, делая процессы более быстрыми, точными и доступными. Его внедрение в переговорные платформы и способствуют улучшению коммуникаций и обмена информацией на международном уровне. ИИ позволяет создавать дипломатические встречи с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.
Генеративный ИИ также играет ключевую роль в анализе больших данных, что помогает предсказывать международные кризисы и формировать эффективные стратегии для управления глобальными вызовами. Становится критически важным инструментом для разработчиков политики и дипломатов использование алгоритмов для моделирования международных сценариев и поведения стран на международной арене
Но, при этом, этика и безопасность остаются серьезными проблемами при внедрении ИИ в дипломатию. В работе были рассмотрены примеры создания deepfake, негативных статей в СМИ, которые могут сыграть значительную роль в области международных отношений. В связи с этим, вопросы ответственности за действия автономных систем, обеспечение защиты данных и предотвращение использования ИИ для манипуляций и дезинформации требуют строгого регулирования и международного сотрудничества. Необходимо разработать и внедрить международные стандарты и этические нормы для контроля и управления использованием AI технологий в сфере дипломатии.
Таким образом, ИИ имеет как потенциал, так и риски, связанные с его использованием в дипломатии. Это указывает на необходимость продолжать исследования и разработку в этой области для улучшения глобального взаимодействия и обеспечения мирного сосуществования государств.
Сегодня ИИ приобретает всё большее значение в межгосударственных отношениях, требуя от лидеров стран разработок стратегий по его контролю и внедрению, а также необходимости подготовки кадров, способных эффективно работать с ИИ в дипломатических целях, приводит к изменениям в образовательных программах. Анализ опросов, документов стран подтверждает тот факт, что современный образовательный процесс в области международных отношений, должен включать обучение ИИ и информационным технологиям.
Если говорить о международных актах в области ИИ, то все они формируются на принципах безопасности, недискриминации, конфиденциальности и ответственности. Данные принципы отражены в большинстве международных документов, а усилия ООН и других организаций направлены на сближение позиций государств по наиболее проблемным вопросам в сфере ИИ.
Кроме того, развитие ИИ оказывает значительное влияние на геополитические и военные доктрины, на сегодняшний день существует реальная угроза глобальной гонки вооружений в сфере ИИ, которая может нарушить стратегическую стабильность. Пандемия и военные конфликты подчеркнули необходимость динамического развития ИИ, как технологического, так и законодательного. Использование ИИ в международных делах может привести к нарушению хрупкого баланса мирового порядка, усилению неравенства и поляризации в глобальном обществе.
В связи с этим, автором исследования были предложены стратегии для будущего международных отношений в области ИИ. Сюда входит разработка единого международного нормативного акта, укрепление международного сотрудничества, поддержка образовательных инициатив, развитие технологической инфраструктуры и создание этических норм и стандартов. При этом, важно обеспечить прозрачность и ответственность в использовании ИИ, гармонизировать национальные законодательства и предотвратить гонку вооружений. Также являются приоритетными направлениями поддержка развивающихся стран и защита прав человека.
1. Доклад Генеральной ассамблеи ООН. Поощрение и защита права на свободу мнений и их свободное выражение. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n18/270/44/pdf/n1827044.pdf?token=ps4C4aWXivJtZfnUUm&fe=true (дата обращения: 09.04.2024).
2. Национальная стратегия Индии в области искусственного интеллекта #AIFORALL/National Strategy for Artificial Intelligence #AIFORALL, NITI Aayog // AI.gov. 17.04.2024 г. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/dokumenty-po-razvitiyu-ii-v-drugikh-stranakh/2018_nacionalynaya_strategiya_indii_v_oblasti_iskusstvennogo_intellekta_aiforall_national_strategy_for_artificial_intelligence_aiforall_niti_aayog/ (дата обращения: 09.05.2024).
3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 09.04.2024).
4. Cтратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4084/ (дата обращения: 09.04.2024).
5. Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 09.04.2024).
6. Artificial Intelligence and National Security. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R45178 (дата обращения: 09.04.2024).
7. Asilomar AI Principles. URL: https://futureoflife.org/open-letter/ai-principles/ (датаобращения: 09.04.2024).
8. China’s New AI Regulations. URL: https://ai.gov.ru/upload/iblock/cbc/5def9cuwl03cabja6m5fvykrnw1fr6ty.pdf (датаобращения: 09.04.2024).
9. Digital India. URL: https://www.digitalindia.gov.in// (дата обращения: 09.04.2024).
10. EU Artificial Intelligence Act. URL: https://artificialintelligenceact.eu/ (датаобращения: 09.04.2024).
11. Global Engagement Center. URL: https://www.aaas.org/(датаобращения: 09.04.2024).
12. Summary of the 2018 National Defense Strategy. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf (дата обращения: 09.04.2024).
13. The Bletchley Declaration by Countries Attending the AI Safety Summit, 1-2 November 2023. URL: https://www.gov.uk/government/publications/ai-safety-summit-2023-the-bletchley-declaration/the-bletchley-declaration-by-countries-attending-the-ai-safety-summit-1-2-november-2023/ (дата обращения: 09.04.2024).
14. UNESCO. Artificial intelligence in education. URL: https://www.unesco.org/en/digital-education/artificial-intelligence (дата обращения: 09.04.2024).
15. Авдонин, В. С. Нейросети нового поколения в контексте технологий искусственного интеллекта, философии и социально-политических наук / В. С. Авдонин, В. Л. Силаева // Политическая наука. – 2023. – № 4. – С. 127-154...88