Введение 3
I.Теоретический анализ понятия «образ тела». 6
1.1. Специфика изучения телесности в современной социологии. Тело как объект потребительской культуры. Понятие объективации и самообъективации тела. 6
1.2. Изучение образов тела в отечественной и зарубежной литературе. Обзор основных подходов и концепций. 11
1.3. Образ тела в современном обществе: роль социальных сетей в формировании образа тела у молодых женщин. 18
1.4 Культура «Pro-Ana» как новая молодежная субкультура 22
II. Эмпирическое исследование «Негативное влияние группы «Типичная анорексичка» на формирование образа собственного тела (у девушек до 35 лет)» 24
1.1. Методы исследования 24
2.2. Формулировка проблемы 27
2.3. Психологическое насилие и практики питания в группе «Типичная анорексичка» 30
2.3.1. Взаимодействие с окружающими 33
2.3.2 Последующий опыт респонденток 36
2.4. Стратегии противодействия и позитивные аспекты влияния социальных сетей 37
Основные выводы 39
Заключение 41
Список литературы: 42
Приложение 1 46
Приложение 2. 50
В современном обществе стройность становится все более важным аспектом привлекательности. В последние годы в социальных сетях все более активно пропагандируются нереалистичные образы тел. В настоящее время наблюдается серьезная степень неудовлетворенности своей внешностью у людей, не имеющих каких-либо явных физических дефектов и психических отклонений, часто это называют «нормативной неудовлетворенностью» своей внешностью . Это широко распространенное явление, которое включает в себя негативные мысли и чувства человека по поводу собственного тела и внешности. Одержимые идеей иметь идеальное тело, огромное количество девушек постоянно садятся на строгие диеты, изнуряют себя физическими нагрузками. Расплата за такое желание зачастую очень высока – ментальное и физическое здоровье уже не вернуть. Результаты последних проведенных исследований по проблематике телесности и самовосприятия показывают, что нынешние тенденции в сфере питания, подражания определенному образу жизни, которые демонстрируются сейчас в социальных сетях, могут напрямую влиять на формирования нездорового образа тела.
В последние годы роль Интернета в формировании образа тела возросла. Большинство поддерживают идею о том, что социально принятые на сегодняшний день эталоны и нормы худобы увеличивают риск расстройств пищевого поведения и недовольства собой. Считается, что социальные сети оказывают деструктивное влияние на восприятие собственной внешности и, в том числе, тела. В отношении медиа становится все более острым вопрос об их значении в производстве нормативности телесных образов. Преследуя такие ложные идеалы, девушки сталкиваются с негативными последствиями, которые влияют на и самооценку и самоотношение.
Выбранная мной тема актуальна из-за высокой распространенности искаженного восприятия себя среди девушек, статистическими данными, отражающими высокий уровень встречаемости данной проблемы, а также из-за возникновения новых источников пропаганды (в особенности в социальных сетях), целью которых является идеализация образа тела и внешности. Актуальность исследования влияния социальных сетй на образ тела обусловлена также романтизацией нездоровой худобы и экстремальных диет в интернет-сообществах. Существуют различные тематические группы, которые объединяют людей, страдающих каким-либо из видов расстройств пищевого поведения и нормализующих данное заболевание. Подобные сообщества позиционируют себя в качестве источников информации о здоровом образе жизни, правильном питании и уходе за собой, часто напрямую пропагандируя расстройства пищевого поведения и навязывая девушкам определенные идеалы красоты, которые для большинства являются физически недостижимыми и утопическими. Это, в свою очередь, может негативно влиять на репродуктивное здоровье девушек, соответственно и на демографию (рождаемость и смертность). Одним из примеров такого рода сообществ является группа в социальной сети Вконтакте «Типичная анорексичка». В группе более 190 тысяч участников, сотни тысяч постов, обсуждений и фотографий. Данная группа и ее участники стали основным источником данных, используемых в исследовании.
Цель данного исследования: проанализировать влияние социальных сетей на формирование образа собственного тела у девушек...
В рамках данной работы изучалось влияние контента социальных сетей в контексте господствующих идеалов красоты на неудовлетворенность своим телом в выборке молодых девушек. В соответствии с гипотезой, в рамках исследовательского вопроса среди опрошенных мной девушек наблюдалось значительное увеличение неудовлетворенности своим телом после взаимодействия с контентом в Интернете. Девушкам было трудно определить положительное влияние социальных сетей на образ тела. Участницы интервью определили проблему искажения образа собственного тела как основную, сообщив о негативных сравнениях внешности при просмотре изображений в социальных сетях. Так, предполагаемое влияние сообществ и групп в социальных сетях на формирование собственного образа тела оказалось правдивым. Различные ано-сообщества, активно пропагандирующие болезненную худобу, оказывают непосредственное влияние на формирование искаженного представления об «идеальных параметрах» женского тела, вследствие чего девушки прибегают к многочисленным телесным практикам, многие из которых оказывают негативное влияние на их здоровье, как физическое, так и эмоциональное, однако не все опрошенные девушки определили социальные сети как основной фактор возникновения беспокоства по поводу собственного тела и внешности, а также были девушки, которым социальные сети помогли обрести здоровую самооценку и справиться с расстройством пищевого поведения. Таким образом, гипотеза о том, что просмотр изображений и постов в социальных сетях приводит к усилению негативного настроения в отношении своего тела подтвердилась частично.
Выявленные закономерности согласуются с выводам вышеприведенных исследований, в которых отмечается, что общественное давление, связанное с необходимостью быть худой, является важнейшим фактором в развитии неудовлетворенности телом. Сегодня девушки должны понимать, что позитивное отношение к себе не должно зависеть от параметров телосложения, веса и роста. Таким образом, сложившееся на сегодняшний день представление о феномене образа тела и проблеме телесности в обществе открывает перспективы эмпирического изучения с целью для организации практической работы с людьми, имеющими трудности, вызванные особенностями восприятия своего тела и его оценки.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская // Психология развития: хрестоматия / Ред. А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – М.: ЧеРо: Омега-Л, 2005. – 299 с.
2. Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 4. С. 105–114.
3. Болохова М.В. Роль эталона физической привлекательности в оценке собственной внешности // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2009.
4. Боярская, А. Р. Культура анорексии как молодёжная аутодеструктивная интернет субкультура / А. Р. Боярская // Культура. Духовность. Общество. – Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск). – № 14. – 2014. – С. 147-154.
5. Барышева Н. А. Особенности самоотношения и удовлетворенности телом у девушек / Н. А. Барышева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 9(77). – С. 87-92.
6. Батурина Н.В., Зацепина О.А. Влияние социальной сети Instagram на восприятие образа тела у девушек// Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №7 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnoy-seti-instagram-na-vospriyatie-obraza-tela-u-molodyh-zhenschin (дата обращения: 10.11.2023).
7. Белогай К.Н. Социокультурная модель становления образа тела // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-model-stanovleniya-obraza-tela (дата обращения: 14.11.2023)
8. Бессонова, Т. И. Образ тела у женщин молодого возраста / Т. И. Бессонова, И. В. Пароньянц // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2020. - Т. 6. - No 2. - С. 77-84.
9. Бижанова, Л. Восприятие себя в социальных сетях и влияние фотоманипуляции / Л. Бижанова, А. Исаханова // International Independent Scientific Journal . 2021. № 26-2. С. 39-42.
10. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалёв – М., 1982. – 200 с.
11. Бронникова, С. Интуитивное питание: как перестать беспокоиться о еде и похудеть / Светлана Бронникова. — Москва : Эксмо, 2017. — 432 с.
12. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001.
13. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 3–6 / пер. М. Добряковой // Социол. форум. 2001 [Электронный ресурс]. URL: ecsocman.hse.ru/ data/425/175/1218/goffman_final.doc (дата обращения: 25.12.2023).
14. Дурнева, М. Ю. Влияние социокультурных стандартов привлекательности на формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. – М., 2013. – No 2. – С. 25-34.
15. Заржицкая, О.А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы// Психология телесности: теоретические и практические исследования. Материалы научной конференции. – 2011. - 16 с...51