ГЛАВА 1: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В XX ВЕКЕ 8
1.1 Теоретические подходы к определению понятия «глобальное управление» и основные положения концепции глобального управления 8
1.2 Общая характеристика ключевых трендов становления и развития системы глобального управления после окончания Второй мировой войны 20
1.3 Роль Италии в становлении системы глобального управления в период с 1945 по 1991 год 25
ГЛАВА 2: ИТАЛИЯ В МНОГОСТОРОННИХ ИНСТИТУТАХ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ 1991 ГОДА 28
2.1 Италия в ООН и ее специализированных учреждениях 28
2.2 Италия в ЕС 33
2.3 Италия в НАТО 42
2.4 Роль Италии в неформальных переговорных структурах: G7, G20 47
ГЛАВА 3: ИТАЛИЯ В СИСТЕМЕ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ ПОСЛЕ 1991 ГОДА 50
3.1 Италия - США 50
3.2 Италия - Китай 55
3.3 Италия - Россия 59
За последние два десятилетия Итальянская Республика значительно усилила свою международную активность как в Европе, так и по всему миру в рамках своей обновленной внешнеполитической стратегии. Итальянские власти выработали новую идеологию внешней политики, основанную на концепции завершения стратегической неопределенности после окончания эпохи биполярности и перехода к новой системе международных отношений . В этой новой реальности Италия стремится занять одну из ключевых ролей в формировании мирового порядка и оказывать значительное влияние на развитие международной обстановки.
Изменения в мировой политике напрямую воздействуют не только на разделение полномочий между государственными и негосударственными участниками мировой арены, но и на структуру их взаимосвязей. Вопрос о роли Италии в международных организациях представляет большой интерес не только для политических лидеров, но и для международного сообщества в целом.
Актуальность работы обусловлена повышением роли Италии в системе глобального управления. Италия является одним из основоположников Европейского союза (ЕС) и играет важную роль в его институциональной структуре. Благодаря своему участию в европейских институциях, Италия влияет на принятие решений в рамках ЕС и оказывает влияние на формирование общей внешнеполитической стратегии Европы. Также является членом Группы стран G7 и G20, которая представляет собой влиятельный формат международного сотрудничества. Как член G7 и G20, Италия участвует в принятии ключевых экономических и политических решений на мировом уровне и оказывает влияние на мировую повестку дня. Кроме того, Италия активно участвует в деятельности других международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), что также увеличивает ее роль в международной арене. Таким образом, повышение роли Италии в системе глобального управления проявляется в ее активном участии в международных организациях, влиянии на принятие мировых решений и вкладе в разработку международной политики. Это делает исследование данной темы особенно актуальным для понимания современной мировой политической динамики.
Многие европейские страны играли скорее второстепенные роли, они получили возможность вести более самостоятельную внешнюю политику на региональном и глобальном уровнях. В условиях быстро меняющегося мира идеология внешней политики этих стран претерпела эволюцию. Они стали все чаще оценивать свои действия на международной арене не в традиционных реалистических терминах, основанных на «национальных интересах» или «балансе сил», а сквозь призму либеральных концепций морального долга, проявленных в идеях «европейского мира» и «новой глобальной ответственности» .
Италия является одним из таких государств. Как типичный «средний державный игрок» времен Холодной войны, Италия резко усилила свою внешнюю политику. Это было в значительной степени обусловлено обеспокоенностью по вопросам безопасности, так как Балканский кризис, возникший на руинах бывшей Югославии, разгорелся в непосредственной близости от Апеннинского полуострова, и Риму пришлось принять серьезные меры для стабилизации и разрешения этого кризиса. Италия все более стремилась вступить в узкий круг «великих» - крупнейших мировых держав, занимающихся поиском способов урегулирования конфликтов на Балканах в 1990-х годах. Также активно взаимодействовала со странами Северной Африки, включая Ливию, в рамках различных направлений сотрудничества. Одним из наиболее известных и контраверсиальных событий был Договор между бывшим премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и ливийским лидером Муаммаром Каддафи, заключенный в 2009 году . Этот договор предусматривал обязательство Ливии по приему и возвращению нелегальных мигрантов, пересекающих средиземное море в направлении Италии.
В это же время Рим начал активно участвовать в делах Средиземноморья в целом. Середина 1990-х годов отметилась целым рядом внешнеполитических инициатив, направленных на укрепление позиции Италии в качестве одного из ключевых участников евро-средиземноморской интеграции в рамках Барселонского процесса. При этом Италия стала действовать все более самостоятельно и нестандартно, иногда противореча общему мнению ЕС. Эти события позволяют исследователям политологии рассматривать внешнюю политику Италии, ее связи с Организацией Североатлантического договора (НАТО), также, в виду того, что страна является членом большинства глобальных институтов (ООН, ЕС, G7, G20), ее роль в глобальном управлении как важную тему для исследования.
Предметом настоящего исследования является внешняя политика Италии, а объектом – современная система глобального управления.
Цель работы – определить роль Италии в системе глобального управления на современном этапе...
В соответствии с поставленными во Введении целью и задачами, в результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Глобальное управление - это концепция, описывающая систему управления, которая применяется для решения глобальных проблем и вызовов в мире. Она включает в себя институты и механизмы сотрудничества между странами для достижения общих целей. После окончания Второй мировой войны система глобального управления претерпела значительные изменения. Создание ООН в 1945 году стала прообразом мирового правительства, играя ключевую роль в поддержании международного мира, безопасности и сотрудничества между странами. С середины XX века возникла необходимость в усилении координации и создании механизмов регулирования глобальных процессов в условиях растущей взаимозависимости мирового сообщества. Различные философы и мыслители, такие как Д. Алигьери, И. Кант, А. Эйнштейн, высказывали различные концепции и идеи о глобальном управлении, достижении вечного мира и обеспечении безопасности для человечества. Идеи о создании мирового правительства или федерации, а также различные модели глобального управления, отражают желание общества найти эффективные механизмы управления на мировом уровне для достижения устойчивого развития, мира, безопасности и справедливости. Отдельные события, такие как использование атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки, а также «Холодная война», способствовали осознанию необходимости глобального управления для обеспечения мира и стабильности.
Определение места и роли Италии в глобальной системе международных отношений необходимо как для понимания сути процессов, происходящих в мировой политике в период между войнами, так и для решения текущих проблем международной безопасности. Нет сомнений в том, что действия Италии будут способствовать эволюционным процессам международных организаций и продемонстрируют деятельность Италии в реализации проектов. Италия оказала важное влияние на формирование системы глобального управления после Второй мировой войны, принимая активное участие в процессе создания ООН и других международных институтов. В рамках ключевых многосторонних институтов глобального управления, Италия занимает важное положение. Она является членом ООН, ЕС, НАТО, а также активно участвует в переговорных структурах G7 и G20, где формируются основные стратегии и решения по мировым вопросам. Итальянская внешняя политика стремится участвовать в различных мировых проектах и уделяет внимание таким важным аспектам, как устойчивое развитие, уважение суверенитета государств и международное сотрудничество. Участие Италии в многочисленных международных организациях и активная роль в создании и функционировании Бреттон-Вудской системы подчеркивают ключевое значение страны как важного участника в формировании мирового порядка. На сегодняшний день Италия – это один из наиболее влиятельных участников североатлантического альянса. Военнослужащие этой страны принимают активное участие в различных учениях и операциях НАТО. Так, в натовских миссиях последнего времени (Косово, Ирак, Афганистан) было задействовано около шести с половиной тысяч итальянских солдат. Корабли ВМС Италии принимают участие в морской операции НАТО «Активные усилия» в Средиземноморье. В начале военной операции в Ливии против режима Муаммара Каддафи Италия предоставила в распоряжение НАТО третью по численности авиационную группировку. Эта страна занимает пятое место по величине инвестиций в Североатлантический союз.
Внешняя политика идет от исторических традиций и опыта страны, акцентируя внимание на национальных интересах и ресурсах, что оказывает влияние на формирование целей и действий государства. Италия стремится укрепить свое влияние через специальные отношения с ведущими государствами и защитить свою позицию в международной арене. Итальянская политика имеет национальный архетип и политическую традицию, в основании которых лежит ощущение неполноценности и чувство национальной гордости. Эти два синдрома определяют два столпа внешней политики – атлантизм и европеизм.
Сотрудничество между Италией и другими странами, включая Китай и Россию, демонстрирует важность международного сотрудничества и подчеркивает значимость конструктивного диалога для достижения согласованных решений в интересах мирового сообщества. Все эти аспекты внешней политики Италии свидетельствуют о стремлении страны к участию в мировых процессах, активной защите своих интересов и участию в решении ключевых глобальных проблем.
Однако, итальянский вектор внешней политики США достаточно стабилен и определяется наличием военных баз, финансовым сектором, крупнейшей диаспорой выходцев с Апеннин. Как бы не менялись правящие партии, в политических элитах Италии всегда присутствуют проамериканские силы. Практика взаимодействия может определяться текущей конъюнктурой в Риме и Вашингтоне, но развитие итало-американского сотрудничества являются лейтмотивом послевоенной истории Италии. Через связь с США Италия в первую очередь стремится укрепить свой статус в региональном и глобальном контекстах; через европейскую интеграцию – нивелировать нечто, что воспринимается ею как неполноценность. Отсюда вырастают концепция «средней державы» и стремление реализовывать национальные интересы через установление особых отношений с другими государствами. Такая политика и такое самомоделирование основаны на представлении о том, что Италии следует не столько преследовать свои национальные интересы, сколько расширять влияние на международной арене.
1. Берлускони обозначил позицию Европы на международной арене. 2023. URL: https://iz.ru/1509715/2023-05-07/berluskoni-oboznachil-pozitciiu-evropy-na-mezhdunarodnoi-arene (дата обращения: 21.03.2024).
2. Взаимодействие Италии и НАТО. 2020. URL: https://xn--80azep.xn--p1ai/ru/italy.html (дата обращения: 25.03.2024).
3. В Италии завершился саммит «Большой семерки» // РИА Новости. 2017. URL: https://ria.ru/20170527/1495237548.html (дата обращения: 15.04.2024).
4. Встреча Медведева и Берлускони проходит в Сочи // РИА Новости. 2010. URL: https://ria.ru/20101203/303934617.html (дата обращения: 13.04.2024).
5. Выступление Италии на 62-й сессии ГА ООН. 2008. URL: https://www.un.org/ru/ga/62/docs/62res3.shtml (дата обращения: 02.03.2024).
6. «Газпром» и ENI подписали соглашения, развивающие сотрудничество // Пресс-центр Газпрома. 2010. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2010/december/article107021/ (дата обращения: 13.04.2024).
7. Глава ООН: поддержка временного правительства парламентом – важный шаг на пути к единству и стабильности в Ливии. 2021. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/03/1398462 (дата обращения: 10.03.2024).
8. И премьер, и министр // Известия. 2002. URL: https://iz.ru/news/256543 (дата обращения: 21.03.2024).
9. Италия проведет трехдневное мероприятие по постановке новых смелых целей для Саммита ООН по продовольственным системам. 2021. URL: https://www.un.org/ru/food-systems-summit/press/italy-to-set-stage-un-food-systems-summit-three-day-event (дата образения: 03.03.2024).
10. О работе Большой российско-итальянской межпарламентской комиссии. 2017. URL: http://rusit.vmp-reid.ru/ (дата обращения: 13.04.2024).
11. Проект сверхскоростного поезда запущен в Китае. 2017. URL: https://tass.ru/ekonomika/4524115 (дата обращения: (10.04.2024).
12. Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран. 2010. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/65/226 (дата обращения: 02.03.2024).
13. Положение в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике. 2010. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/65/225 (дата обращения: 02.03.2024).
14. Резолюция о ликвидации расизма и расовой дискриминации. 1991. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/46/86 (дата обращения: 02.03.2024).
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике. 2016. URL: https://docs.cntd.ru/document/902264215 (дата обращения: 13.04.2024)...76