Трудовая социализация молодых специалистов социогуманитарного профиля (На примере города Севастополя)
|
Введение 4
Глава I Теоретико-методологические основы социологического анализа трудовой социализации молодежи 24
1.1 Классические социологические теории социализации 28
1.1.1 Позитивистский подход 28
1.1.2 Позиция понимающей социологии 41
1.2 Трудовая социализация в социально-психологических, социально¬
культурных, социально-экономических, педагогических концепциях, а также с позиции управления персоналом 47
1.2.1 Социально-психологическая концепция 49
1.2.2 Социально-культурная концепция 57
1.2.3 Социально-управленческая концепция 59
1.2.4 Педагогическая концепция исследования 62
1.2.5 Социально-экономическая концепция 68
1.3 Специалисты гуманитарного профиля в России 71
Глава II Трудовая социализация молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе (эмпирическое исследование) 82
2.1 Актуальные проблемы формирования концепции трудовой
социализации специалистов социогуманитарного профиля 84
2.2 Концептуальная модель трудовой социализации молодых
специалистов социогуманитарного профиля 97
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования трудовой социализации специалистов социогуманитарного профиля
в Севастополе 114
2.3.1 Результаты исследования 120
2.3.2 Дискриптивный блок 120
2.3.3 Проверка гипотез 128
Список
литературы 161
Приложения
Глава I Теоретико-методологические основы социологического анализа трудовой социализации молодежи 24
1.1 Классические социологические теории социализации 28
1.1.1 Позитивистский подход 28
1.1.2 Позиция понимающей социологии 41
1.2 Трудовая социализация в социально-психологических, социально¬
культурных, социально-экономических, педагогических концепциях, а также с позиции управления персоналом 47
1.2.1 Социально-психологическая концепция 49
1.2.2 Социально-культурная концепция 57
1.2.3 Социально-управленческая концепция 59
1.2.4 Педагогическая концепция исследования 62
1.2.5 Социально-экономическая концепция 68
1.3 Специалисты гуманитарного профиля в России 71
Глава II Трудовая социализация молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе (эмпирическое исследование) 82
2.1 Актуальные проблемы формирования концепции трудовой
социализации специалистов социогуманитарного профиля 84
2.2 Концептуальная модель трудовой социализации молодых
специалистов социогуманитарного профиля 97
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования трудовой социализации специалистов социогуманитарного профиля
в Севастополе 114
2.3.1 Результаты исследования 120
2.3.2 Дискриптивный блок 120
2.3.3 Проверка гипотез 128
Список
литературы 161
Приложения
Актуальность темы исследования. Молодые социогуманитарии в городе Севастополе представляют собой особую возрастную группу, со специфической трудовой социализацией, складывающейся в условиях интеграции Республики Крым и г. Севастополь в российское общество. Взаимоотношения между севастопольским рынком труда и молодыми социогуманитариями отражают характерные особенности современного этапа общественного развития города федерального значения и раскрывают проекцию его будущего, складывающегося в непростой социально-политической и социально-экономической ситуации. Наряду с этим, важно, чтобы новое поколение специалистов социогуманитарного профиля - выпускников социогуманитарных факультетов университетов Севастополя - было бы способно эффективно решать социогуманитарные проблемы в условиях меняющихся политических и экономических реалий, кризисов, конфликтов и пр., обладая всеми необходимыми компетенциями и адекватным человеческим капиталом. Успешная трудовая социализация молодых социогуманитариев в условиях рынка труда в г. Севастополь является актуальной задачей, требующей углубленного научного анализа и детального эмпирического исследования.
На теоретическом уровне тема трудовой социализации молодых социогуманитариев является актуальной в связи с противоречиями, которые заключаются в следующем. Во-первых, с одной стороны, существует устойчивый научный интерес к данной теме в академической среде, а с другой стороны, наблюдается относительно небольшое количество теоретических исследований, посвященных проблемам трудовой социализации различных возрастных групп, особенностям трудовой социализации молодых специалистов в различных регионах, а также анализу взаимодействия социогуманитариев и рынка труда.
Во-вторых, при анализе научных публикаций выявлен ряд проблем, связанных с понятийно-категориальной разобщенностью исследований по проблематике трудовой социализации. Это в свою очередь повлияло не только на оценку роли труда в социализации современного выпускника- социогуманитария, но и на формирование методики эмпирического исследования трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля на эмпирическом уровне в г. Севастополь.
В-третьих, исследование трудовой социализации с позиций социологического подхода осуществляется значительно менее активно, чем с позиций управленческого, психологического или педагогического подходов. Существующие концепции трудовой социализации зачастую не позволяют перейти на новый уровень социальных технологий в исследовании важных аспектов трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля.
В-четвертых, на теоретико-методологическом и эмпирическом уровнях недостаточно разработаны принципы проведения исследований успешности трудовой социализации молодых выпускников - социогуманитариев, учитывающих особенности района исследования, его специфики и факторов, существенно влияющих на успешность включения молодых социогуманитариев в трудовую деятельность, в частности, в г. Севастополь.
Проблема трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля на прикладном уровне определяется рядом факторов социального, экономического и психологического характера. Одной из главных причин низкого социального самочувствия молодых социогуманитариев является конфликт ценностных ориентаций, обусловленный завышенными представлениями о своей квалификации и высокими зарплатными ожиданиями, а также классификациями, связанными с потребительским обществом . Проблемы трудоустройства молодых специалистов социогуманитарного профиля после окончания вуза объясняются дефицитом рабочих мест в г. Севастополе по специальности на рынке труда и несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям работодателя .
Рынок труда для молодых социогуманитарных специалистов не развит, что приводит к существенным неравенствам и недооценке их труда
как в материальном, так и в моральном отношении. Большинство выпускников вынуждены доказывать целесообразность своей профессии, а некоторые даже вынуждены менять ее из-за отсутствия возможностей трудоустройства. Эти проблемы подчеркивают необходимость
углубленного исследования данной темы.
С точки зрения Н.Н. Чувелевой, трудовая социализация является составляющей частью общей социализации личности, процесс включения индивида в систему общественного разделения труда, при котором усвоение социального опыта происходит в ходе трудовой деятельности . Социологический аспект нашего исследования заключается в определении типичных параметров и характеристик процесса интеграции молодых социогуманитариев в трудовую деятельность. Мы рассмотрим проблемы, нормы и отклонения в этих процессах и выявим причины, которые могут привести к неравенству и технологии его выравнивания в трудовой сфере для молодых социогуманитарных специалистов.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:
—необходимостью теоретико—методологического анализа проблем трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля;
—востребованностью комплексного знания о положении, состоянии и специфических тенденциях трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля в г. Севастополь;
—необходимостью выработки рекомендаций по оптимизации форм, методов и способов трудовой социализации для молодых специалистов социогуманитарного профиля с учетом особенностей рынка труда в Севастополе.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Современные исследования процессов социализации и трудовой социализации специалистов социогуманитарного профиля, в частности, опираются на фундаментальную теоретическую базу, созданную зарубежной и отечественной социологической наукой. Трудовая социализация рассматривается как более широкое понятие, чем социализация профессиональная .
В научной литературе проблема трудовой социализации молодёжи рассматривалась в рамках многих концепций социализации и социологических концепций труда. Социализация индивида является магистральным путём формирования личности, основой её последующего развития и возможного самосовершенствования. Трудовая социализация при этом раскрывает вхождение личности в общество через трудовую деятельность, на основе трудовой деятельности и в интересах достижения результатов труда, а поэтому ее следует рассматривать как «многофакторное явление, имеющее разнообразие комбинаций и требующее комплексного рассмотрения» .
Анализ социологической литературы позволяет выделить следующие основные подходы к исследованию трудовой социализации молодёжи:
1) Социологический подход с точки зрения позитивистской социологии. В рамках этого подхода О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм впервые стали рассматривать трудовую деятельность как общественный феномен, на основании которого происходит социализация . В последующем Дж. Дьюи, Т Парсонс создали адаптивную концепцию социализации, в рамках которой трудовая деятельность рассматривается одним из базовых факторов социализации. Н. Головин, П. Сорокин, К. Тахтарев, Б. Ананьев, М. Демин, Н. Дубинин, А. Леонтьев, А. Полис рассматривали социализацию как процесс социальной эволюции человека.
2) Психологический подход. В рамках этого подхода исследователи рассматривают трудовую социализацию как процесс формирования профессиональной идентичности, установления личностных связей между индивидом и трудовой деятельностью . Среди психологов, занимающихся исследованием трудовой социализации, можно выделить А. Леонтьева, Л. Выготского, А. Маслоу, Д. Макклелланда. Среди социологов, исследующих данную область можем выделить У Джеймса, Ч. Кули, З. Фрейда, Э. Эриксона, Р Гоулда, Э. Фромма, Г. Андреева и В. Петровского.
3) Социально-педагогический подход. В рамках настоящего подхода трудовая социализация рассматривается как процесс взаимодействия молодёжи с социумом, в совокупности со средствами массовой информации, образовательными учреждениями, семьёй и другими институтами социализации. Этот подход развивали такие учёные, как Л. Виготский, А. Запорожец, Л. Шевцова, В. Филинков, В. Библер. В целом, существует несколько основных подходов к изучению трудовой социализации молодёжи, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Однако, все они направлены на понимание процесса социализации молодых людей в рамках трудовой деятельности и помогают развивать методы и формы социальной практики для эффективной подготовки специалистов в различных сферах деятельности.
4) Педагогический подход. Идеи этой концепции представлены в работах Ж. Пиаже, Колберга, К. Ушинского, В. Мудрика, В. Сухомлинского и др. С позиции педагогического подхода трудовое воспитание является одним из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью со старшими поколениями.
5) Социально - культурный подход реализован в работах М. Мида и Р Бенедикта, И. Кона. В рамках этой парадигмы социализация понимается как энкультурация или межпоколенческая трансмиссия культуры, а трудовая деятельность составляет «фон», на котором разворачиваются процессы социализации .
6) Социально—экономический подход. Категория труда как
социологическая категория, труд как фактор социализации, рассматривалась в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса и др . В российской социологии проблемы труда рассматриваются в работах В. Ядова, Т. Заславской, Р Рывкиной, А. Кравченко, Д. Дикаревой, М. Мирской, О. Ромашова, В. Щербины, Ж. Тощенко и др.
7) Подход с позиции управления персоналом. Ключевые аспекты процессов трудовой социализации, рассматриваемые с позиции управления персоналом, непосредственно связаны с профориентацией и трудовой адаптацией специалиста к социальной и производственно— технологической среде организации, вхождение его в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива организации . При подготовке управленческих решений изучение процессов трудовой социализации осуществляется с учетом возникающих социальных проблем для работника, трудового коллектива, организации в целом. Данный подход представлен в работах Г. Форда, Ф. Тейлора, Э. Мэйо, К. Арджирис, У Беннис и др.
Проблемы трудовой социализации были широко рассмотрены в рамках социологии труда, особенно в период с 50-х до 80-х годов XX века, когда идея труда как одной из основных жизненных потребностей получила особое распространение. В этот период А.А. Зворыкин, Г.В. Осипов, И.И. Чангли и другие ученые занимались изучением новых форм труда и быта, а Ю.Н. Давыдов, А.Г Здравомыслов, Н.Ф. Наумова, Г.В. Осипов и В.А. Ядов стали ведущими теоретиками социологии труда.
Труд также изучался как объект и предмет исследований общей социологии, в работах Е.Ф. Молевича и О.В. Ромашова были рассмотрены процессы трудовой социализации в тесной связи с внутренним миром человека, его мотивацией, удовлетворенностью содержанием и условиями труда, ценностными ориентациями личности рабочего и его производственным поведением. В работах В.Ю. Бочарова, С.Г Землянухиной, С.А. Константинова и Б.Г. Тукумцева были изучены проблемы занятости, развития социально-трудовой сферы и социально-профессиональных изменений в современном обществе.
С начала 90-х годов XX века актуализировались вопросы, связанные с исследованиями социализации в различных сферах. В настоящее время целенаправленно ведутся исследования социализации как процесса, изучаются объективные и субъективные факторы, социально-психологические аспекты. Особую значимость приобрели исследования по проблемам социализации молодежи, социально-профессиональной адаптации, социального самочувствия и социальной защиты выпускников ВУЗов .
Однако, несмотря на наличие фундаментальной теоретической и исследовательской эмпирической базы, следует отметить недостаточность работ по изучению трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля. В связи с этим, в диссертационной работе были поставлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - молодые специалисты социогуманитарного профиля в Севастополе.
Предмет исследования - трудовая социализация молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе.
Цель исследования - изучение, выявление и систематизация характеристик трудовой социализации молодых социогуманитариев в условиях города федерального значения (Севастополя) и разработка рекомендаций для оптимизации трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Осуществить теоретико-методологический анализ подходов к изучению трудовой социализации молодых социогуманитариев и выявить методологические аспекты её комплексного исследования в контексте эволюции социологического знания;
- Провести комплексное исследование феномена трудовой социализации как ведущего фактора в становлении молодых специалистов социогуманитарного профиля;
- На основе проведённого теоретико-методологического анализа и сформулированных базовых положениях обосновать авторские концептуальные позиции о актуальных проблемах трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля для развития города федерального значения Севастополя;
- Провести эмпирическое исследование и охарактеризовать реальное состояние, тенденции развития трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе и ее влияние на успешность трудовой деятельности;
- Разработать рекомендации по оптимизации форм и методов трудовой социализации специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе.
Гипотеза исследования
Основой трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля выступает результативный труд, связанный с решением социальных и гуманитарных проблем: трудовая социализация молодых социогуманитариев совпадает с профессиональной социализацией, но не ограничивается рамками профессии, в условиях современного состояния рынка труда в Севастополе она может включать не только работу по профессии, но и работу в смежных профессиях, дополнительную (непрофессиональную) занятость, самодеятельное творчество, домашний труд, благотворительность, волонтёрскую работу и т.д.
Теоретико-методологические основы исследования
Исследование основывается на теоретических работах в области социологии, социальной психологии, социальной философии и педагогики, посвященных проблемам социализации и социально-трудовых отношений молодежи.
Методологическая база включает общенаучные принципы и методы изучения общественных явлений, системный подход к анализу объектов, диалектический метод познания социальных процессов и явлений, а также методы сравнительного анализа эмпирических данных.
Диссертация опирается на работы современных отечественных ученых в области социологии молодежи, социологии труда, экономической социологии и социологии управления. В качестве теоретических источников также использовались основные нормативно-законодательные акты, регламентирующие деятельность руководителей предприятий и служб занятости России по вопросам трудовой социализации молодых специалистов, такие как Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) , Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125—ФЗ, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760—р (с изменениями от 16 июля 2009 г.). Также были использованы материалы официальных сайтов Госкомстата РФ, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Федерального фонда статистики Российской Федерации (Росстат), Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (Крымстат), Фонда «Общественное мнение», Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз» и других.
Эмпирическую базу исследования составили:
• результаты социологического исследования «Трудовая социализация молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе», проведенного автором с ноября 2022 по май 2023 г., на территории г. Севастополя. Опрошено 300 человек и проведено 8 глубинных интервью.
• выборка типическая, стратифицированная, бесповторная, обладает свойством репрезентативности;
• результаты анализа социологических, социально-психологических исследований и статистических данных;
• анализ Датасетов (Статистический сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России», «Вакансии Южного федерального округа из ЕЦП «Работа в России», «Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки РФ»).
• Информационно-аналитические материалы об основных сферах жизнедеятельности Севастополя, разработанные редакционной коллегией в составе И.Е. Акифьевой, Н.Т. Козыряцкой в сборнике «Город Севастополь в цифрах» 2021 г. В сборнике представлена информация о социально-экономическом положении города Севастополя в 2021 г. по сравнению с предыдущими годами. Представлена информация о населении, его доходах. Публикуются сведения о состоянии социальной сферы, инвестициях, ценах и тарифах .
На теоретическом уровне тема трудовой социализации молодых социогуманитариев является актуальной в связи с противоречиями, которые заключаются в следующем. Во-первых, с одной стороны, существует устойчивый научный интерес к данной теме в академической среде, а с другой стороны, наблюдается относительно небольшое количество теоретических исследований, посвященных проблемам трудовой социализации различных возрастных групп, особенностям трудовой социализации молодых специалистов в различных регионах, а также анализу взаимодействия социогуманитариев и рынка труда.
Во-вторых, при анализе научных публикаций выявлен ряд проблем, связанных с понятийно-категориальной разобщенностью исследований по проблематике трудовой социализации. Это в свою очередь повлияло не только на оценку роли труда в социализации современного выпускника- социогуманитария, но и на формирование методики эмпирического исследования трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля на эмпирическом уровне в г. Севастополь.
В-третьих, исследование трудовой социализации с позиций социологического подхода осуществляется значительно менее активно, чем с позиций управленческого, психологического или педагогического подходов. Существующие концепции трудовой социализации зачастую не позволяют перейти на новый уровень социальных технологий в исследовании важных аспектов трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля.
В-четвертых, на теоретико-методологическом и эмпирическом уровнях недостаточно разработаны принципы проведения исследований успешности трудовой социализации молодых выпускников - социогуманитариев, учитывающих особенности района исследования, его специфики и факторов, существенно влияющих на успешность включения молодых социогуманитариев в трудовую деятельность, в частности, в г. Севастополь.
Проблема трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля на прикладном уровне определяется рядом факторов социального, экономического и психологического характера. Одной из главных причин низкого социального самочувствия молодых социогуманитариев является конфликт ценностных ориентаций, обусловленный завышенными представлениями о своей квалификации и высокими зарплатными ожиданиями, а также классификациями, связанными с потребительским обществом . Проблемы трудоустройства молодых специалистов социогуманитарного профиля после окончания вуза объясняются дефицитом рабочих мест в г. Севастополе по специальности на рынке труда и несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям работодателя .
Рынок труда для молодых социогуманитарных специалистов не развит, что приводит к существенным неравенствам и недооценке их труда
как в материальном, так и в моральном отношении. Большинство выпускников вынуждены доказывать целесообразность своей профессии, а некоторые даже вынуждены менять ее из-за отсутствия возможностей трудоустройства. Эти проблемы подчеркивают необходимость
углубленного исследования данной темы.
С точки зрения Н.Н. Чувелевой, трудовая социализация является составляющей частью общей социализации личности, процесс включения индивида в систему общественного разделения труда, при котором усвоение социального опыта происходит в ходе трудовой деятельности . Социологический аспект нашего исследования заключается в определении типичных параметров и характеристик процесса интеграции молодых социогуманитариев в трудовую деятельность. Мы рассмотрим проблемы, нормы и отклонения в этих процессах и выявим причины, которые могут привести к неравенству и технологии его выравнивания в трудовой сфере для молодых социогуманитарных специалистов.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:
—необходимостью теоретико—методологического анализа проблем трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля;
—востребованностью комплексного знания о положении, состоянии и специфических тенденциях трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля в г. Севастополь;
—необходимостью выработки рекомендаций по оптимизации форм, методов и способов трудовой социализации для молодых специалистов социогуманитарного профиля с учетом особенностей рынка труда в Севастополе.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Современные исследования процессов социализации и трудовой социализации специалистов социогуманитарного профиля, в частности, опираются на фундаментальную теоретическую базу, созданную зарубежной и отечественной социологической наукой. Трудовая социализация рассматривается как более широкое понятие, чем социализация профессиональная .
В научной литературе проблема трудовой социализации молодёжи рассматривалась в рамках многих концепций социализации и социологических концепций труда. Социализация индивида является магистральным путём формирования личности, основой её последующего развития и возможного самосовершенствования. Трудовая социализация при этом раскрывает вхождение личности в общество через трудовую деятельность, на основе трудовой деятельности и в интересах достижения результатов труда, а поэтому ее следует рассматривать как «многофакторное явление, имеющее разнообразие комбинаций и требующее комплексного рассмотрения» .
Анализ социологической литературы позволяет выделить следующие основные подходы к исследованию трудовой социализации молодёжи:
1) Социологический подход с точки зрения позитивистской социологии. В рамках этого подхода О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм впервые стали рассматривать трудовую деятельность как общественный феномен, на основании которого происходит социализация . В последующем Дж. Дьюи, Т Парсонс создали адаптивную концепцию социализации, в рамках которой трудовая деятельность рассматривается одним из базовых факторов социализации. Н. Головин, П. Сорокин, К. Тахтарев, Б. Ананьев, М. Демин, Н. Дубинин, А. Леонтьев, А. Полис рассматривали социализацию как процесс социальной эволюции человека.
2) Психологический подход. В рамках этого подхода исследователи рассматривают трудовую социализацию как процесс формирования профессиональной идентичности, установления личностных связей между индивидом и трудовой деятельностью . Среди психологов, занимающихся исследованием трудовой социализации, можно выделить А. Леонтьева, Л. Выготского, А. Маслоу, Д. Макклелланда. Среди социологов, исследующих данную область можем выделить У Джеймса, Ч. Кули, З. Фрейда, Э. Эриксона, Р Гоулда, Э. Фромма, Г. Андреева и В. Петровского.
3) Социально-педагогический подход. В рамках настоящего подхода трудовая социализация рассматривается как процесс взаимодействия молодёжи с социумом, в совокупности со средствами массовой информации, образовательными учреждениями, семьёй и другими институтами социализации. Этот подход развивали такие учёные, как Л. Виготский, А. Запорожец, Л. Шевцова, В. Филинков, В. Библер. В целом, существует несколько основных подходов к изучению трудовой социализации молодёжи, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Однако, все они направлены на понимание процесса социализации молодых людей в рамках трудовой деятельности и помогают развивать методы и формы социальной практики для эффективной подготовки специалистов в различных сферах деятельности.
4) Педагогический подход. Идеи этой концепции представлены в работах Ж. Пиаже, Колберга, К. Ушинского, В. Мудрика, В. Сухомлинского и др. С позиции педагогического подхода трудовое воспитание является одним из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью со старшими поколениями.
5) Социально - культурный подход реализован в работах М. Мида и Р Бенедикта, И. Кона. В рамках этой парадигмы социализация понимается как энкультурация или межпоколенческая трансмиссия культуры, а трудовая деятельность составляет «фон», на котором разворачиваются процессы социализации .
6) Социально—экономический подход. Категория труда как
социологическая категория, труд как фактор социализации, рассматривалась в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса и др . В российской социологии проблемы труда рассматриваются в работах В. Ядова, Т. Заславской, Р Рывкиной, А. Кравченко, Д. Дикаревой, М. Мирской, О. Ромашова, В. Щербины, Ж. Тощенко и др.
7) Подход с позиции управления персоналом. Ключевые аспекты процессов трудовой социализации, рассматриваемые с позиции управления персоналом, непосредственно связаны с профориентацией и трудовой адаптацией специалиста к социальной и производственно— технологической среде организации, вхождение его в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива организации . При подготовке управленческих решений изучение процессов трудовой социализации осуществляется с учетом возникающих социальных проблем для работника, трудового коллектива, организации в целом. Данный подход представлен в работах Г. Форда, Ф. Тейлора, Э. Мэйо, К. Арджирис, У Беннис и др.
Проблемы трудовой социализации были широко рассмотрены в рамках социологии труда, особенно в период с 50-х до 80-х годов XX века, когда идея труда как одной из основных жизненных потребностей получила особое распространение. В этот период А.А. Зворыкин, Г.В. Осипов, И.И. Чангли и другие ученые занимались изучением новых форм труда и быта, а Ю.Н. Давыдов, А.Г Здравомыслов, Н.Ф. Наумова, Г.В. Осипов и В.А. Ядов стали ведущими теоретиками социологии труда.
Труд также изучался как объект и предмет исследований общей социологии, в работах Е.Ф. Молевича и О.В. Ромашова были рассмотрены процессы трудовой социализации в тесной связи с внутренним миром человека, его мотивацией, удовлетворенностью содержанием и условиями труда, ценностными ориентациями личности рабочего и его производственным поведением. В работах В.Ю. Бочарова, С.Г Землянухиной, С.А. Константинова и Б.Г. Тукумцева были изучены проблемы занятости, развития социально-трудовой сферы и социально-профессиональных изменений в современном обществе.
С начала 90-х годов XX века актуализировались вопросы, связанные с исследованиями социализации в различных сферах. В настоящее время целенаправленно ведутся исследования социализации как процесса, изучаются объективные и субъективные факторы, социально-психологические аспекты. Особую значимость приобрели исследования по проблемам социализации молодежи, социально-профессиональной адаптации, социального самочувствия и социальной защиты выпускников ВУЗов .
Однако, несмотря на наличие фундаментальной теоретической и исследовательской эмпирической базы, следует отметить недостаточность работ по изучению трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля. В связи с этим, в диссертационной работе были поставлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - молодые специалисты социогуманитарного профиля в Севастополе.
Предмет исследования - трудовая социализация молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе.
Цель исследования - изучение, выявление и систематизация характеристик трудовой социализации молодых социогуманитариев в условиях города федерального значения (Севастополя) и разработка рекомендаций для оптимизации трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Осуществить теоретико-методологический анализ подходов к изучению трудовой социализации молодых социогуманитариев и выявить методологические аспекты её комплексного исследования в контексте эволюции социологического знания;
- Провести комплексное исследование феномена трудовой социализации как ведущего фактора в становлении молодых специалистов социогуманитарного профиля;
- На основе проведённого теоретико-методологического анализа и сформулированных базовых положениях обосновать авторские концептуальные позиции о актуальных проблемах трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля для развития города федерального значения Севастополя;
- Провести эмпирическое исследование и охарактеризовать реальное состояние, тенденции развития трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе и ее влияние на успешность трудовой деятельности;
- Разработать рекомендации по оптимизации форм и методов трудовой социализации специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе.
Гипотеза исследования
Основой трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля выступает результативный труд, связанный с решением социальных и гуманитарных проблем: трудовая социализация молодых социогуманитариев совпадает с профессиональной социализацией, но не ограничивается рамками профессии, в условиях современного состояния рынка труда в Севастополе она может включать не только работу по профессии, но и работу в смежных профессиях, дополнительную (непрофессиональную) занятость, самодеятельное творчество, домашний труд, благотворительность, волонтёрскую работу и т.д.
Теоретико-методологические основы исследования
Исследование основывается на теоретических работах в области социологии, социальной психологии, социальной философии и педагогики, посвященных проблемам социализации и социально-трудовых отношений молодежи.
Методологическая база включает общенаучные принципы и методы изучения общественных явлений, системный подход к анализу объектов, диалектический метод познания социальных процессов и явлений, а также методы сравнительного анализа эмпирических данных.
Диссертация опирается на работы современных отечественных ученых в области социологии молодежи, социологии труда, экономической социологии и социологии управления. В качестве теоретических источников также использовались основные нормативно-законодательные акты, регламентирующие деятельность руководителей предприятий и служб занятости России по вопросам трудовой социализации молодых специалистов, такие как Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) , Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125—ФЗ, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760—р (с изменениями от 16 июля 2009 г.). Также были использованы материалы официальных сайтов Госкомстата РФ, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Федерального фонда статистики Российской Федерации (Росстат), Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (Крымстат), Фонда «Общественное мнение», Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз» и других.
Эмпирическую базу исследования составили:
• результаты социологического исследования «Трудовая социализация молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе», проведенного автором с ноября 2022 по май 2023 г., на территории г. Севастополя. Опрошено 300 человек и проведено 8 глубинных интервью.
• выборка типическая, стратифицированная, бесповторная, обладает свойством репрезентативности;
• результаты анализа социологических, социально-психологических исследований и статистических данных;
• анализ Датасетов (Статистический сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России», «Вакансии Южного федерального округа из ЕЦП «Работа в России», «Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки РФ»).
• Информационно-аналитические материалы об основных сферах жизнедеятельности Севастополя, разработанные редакционной коллегией в составе И.Е. Акифьевой, Н.Т. Козыряцкой в сборнике «Город Севастополь в цифрах» 2021 г. В сборнике представлена информация о социально-экономическом положении города Севастополя в 2021 г. по сравнению с предыдущими годами. Представлена информация о населении, его доходах. Публикуются сведения о состоянии социальной сферы, инвестициях, ценах и тарифах .
Проанализировав результаты теоретического и эмпирического исследования трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля в Севастополе, мы можем сделать некоторые выводы и дать рекомендации. Результаты данного исследования помогут понять, как происходит трудовая социализация в этой группе людей и что может быть сделано для улучшения этого процесса.
Сначала в диссертационном исследовании были рассмотрены теоретико-методологические основы социологического анализа трудовой социализации. Это включало в себя изучение теоретических концепций, связанных с этой темой, а также методологических подходов, которые могут быть использованы в эмпирическом исследовании.
Затем мы провели социологическое исследование трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля, чтобы узнать, какие факторы влияют на этот процесс. В результате были выявлены некоторые тенденции и особенности, которые могут быть использованы для создания эффективных программ трудовой социализации.
Наконец, мы смогли сделать вывод, что трудовая социализация является важным аспектом жизни молодых специалистов социогуманитарного профиля, и что необходимо уделить больше внимания этому процессу. Наше исследование может стать отправной точкой для дальнейших исследований и разработки программ, направленных на улучшение трудовой социализации этой группы людей.
Рассматривая концепции социализации и исследуя роль труда в этом процессе, мы проанализировали различные подходы, включая социологические, социально-психологические, педагогические, социально-экономические и социально-культурные. Мы также выделили основные достоинства и противоречия каждого из этих подходов.
В ходе нашего анализа мы подтвердили, что в рассмотренных фундаментальных социологических теориях не наблюдается единой теоретической ориентации на явное выделение процесса трудовой социализации из общего социализационного процесса на методологическом уровне.
Однако, несмотря на это, можно выделить несколько важных аспектов, которые могут служить основой для создания более полной и целостной концепции трудовой социализации. Ниже представлены некоторые из них:
1. Важность начального опыта работы для формирования профессиональной идентичности.
2. Роль социального окружения в процессе трудовой социализации, включая влияние коллег, руководителей и семьи.
3. Значение образования и обучения для успешной трудовой социализации.
4. Необходимость учета культурных различий и традиций в процессе трудовой социализации.
В целом, концепция трудовой социализации является сложной и многогранной, и требует дальнейшего исследования и разработки. Однако, понимание ее важности и основных принципов может помочь в создании более эффективных стратегий для подготовки людей к трудовой деятельности и успешной адаптации в обществе.
Трудовая социализация является ключевым феноменом, связанным с изменением ценностей и социальной структуры общества. Она влияет на процессы трудовой деятельности человека и его социальной адаптации. Изучение этого процесса возможно на уровне микросоциологической теории, что открывает новые возможности для эмпирических исследований с применением социологических методов.
В диссертационном исследовании было предложено обосновать необходимость изучения трудовой социализации в контексте изменений в обществе, таких как глобализация, рост информации и знаний, а также интенсификация общественных процессов. Это позволило выявить новые аспекты процесса трудовой социализации и привести более глубокое понимание его влияния на различные аспекты жизни человека.
Дальнейшее исследование может быть направлено на:
- Изучение влияния трудовой социализации на развитие профессиональных навыков и компетенций;
- Анализ взаимосвязи между процессом трудовой социализации и формированием личности человека;
- Изучение трудовой социальной адаптации людей в контексте трудовой социализации;
- Анализ изменений в процессе трудовой социализации в условиях развития новых технологий и цифровизации.
Таким образом, изучение процесса трудовой социализации является важным направлением социологических исследований, что может привести к новым открытиям и пониманию взаимосвязей между социальной структурой общества и индивидуальным опытом человека.
В современных условиях для формирования концепции трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля необходимо учитывать быстро меняющиеся условия труда. Сейчас выбор типа трудовой деятельности не только определяется профилем полученного социогуманитарного образования, но и ситуацией, в которой работает молодой специалист.
Осмысление трудовой социализации молодых социогуманитариев требует исследования этой категории специалистов в контексте глобального неравенства. Важно также формирование новых когнитивных рамок для оценки роли и значения социогуманитариев в системе общей трудовой деятельности.
Кроме того, для эффективной трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля необходимо учитывать следующие факторы:
1. Развитие технологий и изменение требований рынка труда. Сегодня требуется не только высокая квалификация, но и умение быстро адаптироваться к новым условиям и технологиям.
2. Необходимость совершенствования системы образования. Чтобы молодые специалисты социогуманитарного профиля были готовы к современным вызовам, нужно создавать программы обучения, которые учитывают актуальные требования рынка труда.
3. Социальные изменения. Сегодня все больше молодых людей стремятся к работе, которая не только приносит доход, но и имеет социальную значимость. Поэтому важно учитывать этот фактор при формировании концепции трудовой социализации.
В целом, для эффективной трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля необходимо учитывать сложившуюся ситуацию на рынке труда и социальные изменения, а также совершенствовать систему образования.
1. Молодые специалисты социогуманитарного направления сталкиваются с рядом проблем в процессе трудовой социализации.
2. Причиной этих проблем является технократическое развитие современного общества и неопределенность в профессиональной сфере.
3. Трудовая социализация молодых социогуманитариев часто базируется на индивидуализации и не предоставляет им достаточно возможностей для реализации своих профессиональных навыков.
4. Кроме того, для молодых специалистов социогуманитарного профиля важно не только понимание сущности профессии, но и ее привлекательность для общественного восприятия.
5. Привлекательный внешний облик профессии может стать дополнительным стимулом для молодых социогуманитариев в процессе трудовой социализации.
Проблемы трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля состоят в следующем:
1. Неопределенность в профессиональной сфере. Молодые социогуманитарии часто сталкиваются с трудностями при определении своих профессиональных целей. В условиях быстрого технологического развития и изменения профессиональных требований, не всегда понятно, какие навыки и знания будут востребованы в будущем. Это может приводить к затруднениям в выборе профессии и затруднять процесс трудовой социализации.
2. Индивидуализация. Молодые специалисты социогуманитарного профиля, как и другие молодые люди, зачастую сталкиваются с проблемой индивидуализации. Работа в команде, сотрудничество и кооперация не всегда получают должное внимание в процессе трудовой социализации. Однако, именно эти навыки часто необходимы для успешной работы в профессиональной сфере.
3. Внешний облик профессии. Для молодых социогуманитариев важна не только сущностная характеристика профессии, но и ее привлекательность для общественного восприятия. Внешний облик профессии может повлиять на решение молодых специалистов о выборе профессии и стать дополнительным стимулом для успешной трудовой социализации.
Ключевые рекомендации:
- Создание программ трудовой социализации, которые будут учитывать особенности молодых специалистов социогуманитарного профиля;
- Развитие навыков коммуникации и лидерства в рамках этих программ;
- Проведение регулярных оценок эффективности данных программ с целью улучшения их качества.
Таким образом, необходимо создать условия для развития профессиональных навыков и знаний молодых социогуманитариев, обеспечивать им доступ к информации о профессиональных требованиях и перспективах рынка труда. Также важно уделить внимание командной работе и сотрудничеству в процессе трудовой социализации, а также работать над улучшением внешнего облика профессии, чтобы привлечь больше молодых специалистов в эту область.
Сначала в диссертационном исследовании были рассмотрены теоретико-методологические основы социологического анализа трудовой социализации. Это включало в себя изучение теоретических концепций, связанных с этой темой, а также методологических подходов, которые могут быть использованы в эмпирическом исследовании.
Затем мы провели социологическое исследование трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля, чтобы узнать, какие факторы влияют на этот процесс. В результате были выявлены некоторые тенденции и особенности, которые могут быть использованы для создания эффективных программ трудовой социализации.
Наконец, мы смогли сделать вывод, что трудовая социализация является важным аспектом жизни молодых специалистов социогуманитарного профиля, и что необходимо уделить больше внимания этому процессу. Наше исследование может стать отправной точкой для дальнейших исследований и разработки программ, направленных на улучшение трудовой социализации этой группы людей.
Рассматривая концепции социализации и исследуя роль труда в этом процессе, мы проанализировали различные подходы, включая социологические, социально-психологические, педагогические, социально-экономические и социально-культурные. Мы также выделили основные достоинства и противоречия каждого из этих подходов.
В ходе нашего анализа мы подтвердили, что в рассмотренных фундаментальных социологических теориях не наблюдается единой теоретической ориентации на явное выделение процесса трудовой социализации из общего социализационного процесса на методологическом уровне.
Однако, несмотря на это, можно выделить несколько важных аспектов, которые могут служить основой для создания более полной и целостной концепции трудовой социализации. Ниже представлены некоторые из них:
1. Важность начального опыта работы для формирования профессиональной идентичности.
2. Роль социального окружения в процессе трудовой социализации, включая влияние коллег, руководителей и семьи.
3. Значение образования и обучения для успешной трудовой социализации.
4. Необходимость учета культурных различий и традиций в процессе трудовой социализации.
В целом, концепция трудовой социализации является сложной и многогранной, и требует дальнейшего исследования и разработки. Однако, понимание ее важности и основных принципов может помочь в создании более эффективных стратегий для подготовки людей к трудовой деятельности и успешной адаптации в обществе.
Трудовая социализация является ключевым феноменом, связанным с изменением ценностей и социальной структуры общества. Она влияет на процессы трудовой деятельности человека и его социальной адаптации. Изучение этого процесса возможно на уровне микросоциологической теории, что открывает новые возможности для эмпирических исследований с применением социологических методов.
В диссертационном исследовании было предложено обосновать необходимость изучения трудовой социализации в контексте изменений в обществе, таких как глобализация, рост информации и знаний, а также интенсификация общественных процессов. Это позволило выявить новые аспекты процесса трудовой социализации и привести более глубокое понимание его влияния на различные аспекты жизни человека.
Дальнейшее исследование может быть направлено на:
- Изучение влияния трудовой социализации на развитие профессиональных навыков и компетенций;
- Анализ взаимосвязи между процессом трудовой социализации и формированием личности человека;
- Изучение трудовой социальной адаптации людей в контексте трудовой социализации;
- Анализ изменений в процессе трудовой социализации в условиях развития новых технологий и цифровизации.
Таким образом, изучение процесса трудовой социализации является важным направлением социологических исследований, что может привести к новым открытиям и пониманию взаимосвязей между социальной структурой общества и индивидуальным опытом человека.
В современных условиях для формирования концепции трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля необходимо учитывать быстро меняющиеся условия труда. Сейчас выбор типа трудовой деятельности не только определяется профилем полученного социогуманитарного образования, но и ситуацией, в которой работает молодой специалист.
Осмысление трудовой социализации молодых социогуманитариев требует исследования этой категории специалистов в контексте глобального неравенства. Важно также формирование новых когнитивных рамок для оценки роли и значения социогуманитариев в системе общей трудовой деятельности.
Кроме того, для эффективной трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля необходимо учитывать следующие факторы:
1. Развитие технологий и изменение требований рынка труда. Сегодня требуется не только высокая квалификация, но и умение быстро адаптироваться к новым условиям и технологиям.
2. Необходимость совершенствования системы образования. Чтобы молодые специалисты социогуманитарного профиля были готовы к современным вызовам, нужно создавать программы обучения, которые учитывают актуальные требования рынка труда.
3. Социальные изменения. Сегодня все больше молодых людей стремятся к работе, которая не только приносит доход, но и имеет социальную значимость. Поэтому важно учитывать этот фактор при формировании концепции трудовой социализации.
В целом, для эффективной трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля необходимо учитывать сложившуюся ситуацию на рынке труда и социальные изменения, а также совершенствовать систему образования.
1. Молодые специалисты социогуманитарного направления сталкиваются с рядом проблем в процессе трудовой социализации.
2. Причиной этих проблем является технократическое развитие современного общества и неопределенность в профессиональной сфере.
3. Трудовая социализация молодых социогуманитариев часто базируется на индивидуализации и не предоставляет им достаточно возможностей для реализации своих профессиональных навыков.
4. Кроме того, для молодых специалистов социогуманитарного профиля важно не только понимание сущности профессии, но и ее привлекательность для общественного восприятия.
5. Привлекательный внешний облик профессии может стать дополнительным стимулом для молодых социогуманитариев в процессе трудовой социализации.
Проблемы трудовой социализации молодых специалистов социогуманитарного профиля состоят в следующем:
1. Неопределенность в профессиональной сфере. Молодые социогуманитарии часто сталкиваются с трудностями при определении своих профессиональных целей. В условиях быстрого технологического развития и изменения профессиональных требований, не всегда понятно, какие навыки и знания будут востребованы в будущем. Это может приводить к затруднениям в выборе профессии и затруднять процесс трудовой социализации.
2. Индивидуализация. Молодые специалисты социогуманитарного профиля, как и другие молодые люди, зачастую сталкиваются с проблемой индивидуализации. Работа в команде, сотрудничество и кооперация не всегда получают должное внимание в процессе трудовой социализации. Однако, именно эти навыки часто необходимы для успешной работы в профессиональной сфере.
3. Внешний облик профессии. Для молодых социогуманитариев важна не только сущностная характеристика профессии, но и ее привлекательность для общественного восприятия. Внешний облик профессии может повлиять на решение молодых специалистов о выборе профессии и стать дополнительным стимулом для успешной трудовой социализации.
Ключевые рекомендации:
- Создание программ трудовой социализации, которые будут учитывать особенности молодых специалистов социогуманитарного профиля;
- Развитие навыков коммуникации и лидерства в рамках этих программ;
- Проведение регулярных оценок эффективности данных программ с целью улучшения их качества.
Таким образом, необходимо создать условия для развития профессиональных навыков и знаний молодых социогуманитариев, обеспечивать им доступ к информации о профессиональных требованиях и перспективах рынка труда. Также важно уделить внимание командной работе и сотрудничеству в процессе трудовой социализации, а также работать над улучшением внешнего облика профессии, чтобы привлечь больше молодых специалистов в эту область.
Подобные работы
- Трудовая социализация молодых специалистов
социогуманитарного профиля (На примере города Севастополя)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



