Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интернациональный саунд: феномен диско и его адаптация в СССР (1970-1990)

Работа №144562

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПУТЬ К ДИСКО: ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА 8
Раздел 1.1. Определение термина «социокультурный жанрово-стилевой феномен» в контексте диско 8
Раздел 1.2. Генезис социокультурного феномена диско: начальные этапы 9
Раздел 1.3. «Культура миноритета»: социальные аспекты становления феномена диско 12
Раздел 1.4. «Под звуки диско»: музыкальные аспекты становления феномена диско 18
Раздел 1.5. «Лихорадка субботнего вечера»: популяризация диско.
Промежуточные выводы 20
ГЛАВА 2. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ САУНД: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕНОМЕНА ДИСКО ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ КУЛЬТУРНОМ ОБМЕНЕ НА ПРИМЕРЕ СССР 24
Раздел 2.1. Культурно-политический фон СССР. Возможные пути распространения диско 24
Раздел 2.2. Явление подражания в контексте советской танцевальной музыки.
Примеры композиций 29
Раздел 2.3. Советская дискотека как институт. Промежуточные выводы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Научно-исследовательская литература 43
Интернет-ресурсы 46
Музыкальные примеры 47
Архивные источники 47

«В семидесятые годы артисты, продюсеры и создатели ремиксов выпускали пластинки, которые из-за имеющейся текстовой составляющей были сфокусированы на темах, касающихся прагматик танцпола: “Танцуй, танцуй, танцуй”, “Поработай этим телом”, “Ты должен танцевать”...»1, пишет британский исследователь Тим Лоуренс, автор книг о танцевальной культуре США. Действительно, когда речь идет о популярных композициях, относящихся к феномену диско, от них не ожидается оригинальности ни в аспекте звучания, ни в аспекте смысловой нагрузки.
Прежде всего, диско - это форма танцевальной музыки, которая доминировала в популярной музыке конца 1970-х годов, появившись на западных дискотеках 1960-х годов. В большинстве случаев диско воспринимается как легкая музыка, основанная на повторяющихся ритмах, смысловая нагрузка которой сведена к минимуму2. Это отвечает задаче, которая стоит перед композициями, относящимся к данному направлению: аккомпанировать
светскому, непринужденному времяпрепровождению в соответствующих пространствах.
В то же время, под диско часто подразумевается и социокультурное явление - дискотека (от фр. discotheque: disque bibliotheque - «библиотека записей»), от названия которой и образовано название музыкального направления3. С этим связана одна из проблем, которая будет рассмотрена в работе: представляется логичным предположить, что диско - это не только музыкальное направление, но и социокультурный жанрово-стилевой феномен. Его развитие связано не только с оформлением соответствующего саунда, но и с определенными социальными процессами.
Несмотря на внешнюю простоту и незамысловатость, диско внедрило в музыкальную культуру ряд нововведений и оставило после себя значительное наследие: неверно думать, что этот феномен исчерпывается танцем и
приземленными видами досуга. «Если диско для вас - это лишь композиции рода “I will survive” Глории Гейнор, или “YMCA” группы Village People <...>, этот [феномен] был больше, чем лишь кэмп-заметка на страницах истории поп- музыки»4, приводит британский исследователь Алан Джонс в книге «Saturday Night Forever: the Story of Disco».
На примере диско представляется возможным отследить миграцию стиля и соответствующего института развлекательной музыки в мировом масштабе: феномен, начавший свой путь на Западе, распространился по территории всей Европы, что позволяет говорить об «интернациональном саунде» как о lingua franca современной популярной музыки.
В работе будет рассмотрен первый этап формирования стиля диско как пример взаимопроникновения эстетических и социальных режимов, порождающих культурный феномен. История и практика адаптации диско в контексте культурной и идеологической политики СССР периода 70-80-х годов ХХ века - это второй фокус исследования. Феномен диско, родившийся на Западе, оказал влияние на популярную музыку и музыкальную культуру многих стран, включая и СССР. Здесь, однако, он стал объектом усиленного контроля, распространявшегося на всю развлекательную сферу, что выражалось, в частности, в модерации культурных мероприятий.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе данной работы была обоснована необходимость комплексного исследования диско как социокультурного жанрового-стилевого феномена, раскрыты особенности дифференциации понятия «диско» и «дискотека». После рассмотрения базовой терминологии, на основе воспоминаний, закрепленных в англоязычной литературе, были проанализированы начальные этапы становления социокультурного феномена диско, а также выведены её основные черты.
Были рассмотрены музыкальные аспекты направление диско, проведены параллели с жанрами-предшественниками диско - соул, фанк. Были выведены характерные структурные аспекты композиции в стиле диско на основе музыкального анализа, а также подробно рассмотрен путь становления социокультурного феномена.
Во второй главе были рассмотрены возможные пути передачи свойств социокультурного жанрово-стилевого феномена в полярную систему СССР, отличающуюся от западной не только в культурном аспекте, но и социально - политическом. Были выделены сходства двух систем, проанализированы музыкальные примеры для анализа аспекта подражания в советских танцевальных композициях, а также для обозначение структурных сходств, которые были выделены в ходе анализа западного музыкального жанра диско.
Во второй главе также были выделены особенности перехода феномена диско в советское пространство, а также проведены параллели с западной культурой. Так, были установлены сходства и различия двух общественных пространств, рассмотрены аспекты, влиявшие на уникальность генезиса движения в СССР, а также определен возможный оттенок иерархичности в складываемом явлении.
Благодаря вышеприведенной работе были определены признаки складывания социокультурного феномена в танцевальной музыке, на основе которых было проведено сравнение двух систем, а также установлен контекст развития диско на западе. Были также определены возможные способы передачи и адаптации культурно-жанровых признаков и элементов диско в условиях СССР, что соответствует поставленной задаче исследования.


1. Давыдов C. Дискотечное движение в СССР эпохи «застоя» // Современная научная мысль. 2014. № 2. C. 73-78.
2. Доценко А. Праздники и досуг советского человека в середине 1950-х - первой половине 1980-х гг. // Самарский край в истории России. IV международная научная конференция. 2012. - с. 151-157
3. Макарская Л. Роль вокально-инструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 1960-1980-х гг. / Л. В. Макарская, О. Б. Элькан // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2024. Т. 30, № 1. С. 136-147.
4. Марьямов А. Эстрада планеты. США // Кругозор. 1978. №5 (170).
5. Никонова С. Особенности развития советской культуры в 1965-1985 гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №8. С. 218-225
6. Петросян Г. Внерабочее время трудящихся в СССР / Г. С. Петросян, Экономика, 1965. 204 с.
7. Синеокий О. В. Феномен диско-коммуникации: социально-экономическая природа, психологический механизм, политико-географическая структура, информационно-правовые тренды // NB: Экономика, тренды и управление. 2012. № 1 (1). C. 154-293.
8. Шадрин В. Советские дискотеки и советское государство: неуправляемый объект управления // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 4. C. 128-135.
9. Шак Ф. Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины XX века // дис. на соиск. ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Шак Ф. Ростов-на Дону, 2008. 172 с.
10. Adorno T. W. Essays on music / T. W. Adorno, Berkeley, Calif.: University of California Press, 2002. 774 c.
11. Brewster B., Broughton F. Last Night a DJ Saved my Life: the History of the Disc Jockey / B. Brewster, F. Broughton, New York: Grove Press, 2000. 454 c.
12. Dyer R. Only Entertainment / R. Dyer, 2-е изд., New York: Routledge, 2002. 187 c.
13. Echols A. Hot Stuff: Disco and the Remaking of American Culture / A. Echols, W. W. Norton & Company, 2010. 366 c.
14. Fikentscher K. «You Better Work!»: Underground Dance Music in New York / K. Fikentscher, Wesleyan University Press, 2000. 176 c.
15. Floyd S. A. The Power of Black Music: Interpreting Its History from Africa to the United States / Floyd S. A., Oxford University Press, 1996. 334 c.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ