Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика развития буддизма в Сиаме(Таиланде) во второй половине XIX – первой половине XX

Работа №144560

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Основная часть 9
Глава I. Религиозная жизнь Сиама во второй половине XIX в. 9
1.1. Религиозная реформа короля Рамы IV Монгкута 9
1.2. Буддизм и сангха при короле Раме V Чулалонгкорне 15
1.3. Автобиография принца Вачираяна. Реакция на реформу короля Монгкута в сиамском обществе
Глава II. Религиозная жизнь Сиама в первой половине XX в. 33
2.1. Указ о сангхе 1902 г. 33
2.2. Практическая сторона религиозной жизни Сиама в 1900–1930-х гг…
2.3. Указ о сангхе 1941 г. и его значение в религиозной жизни Таиланда 1940-х гг.....57
Заключение 67
Список литературы и источников 70
Приложение 73


Тема данной работы — «Специфика развития буддизма в Сиаме (Таиланде) во второй половине XIX– первой половине XX в.».
Актуальность выбранной темы обусловлена той ролью, которую играет буддизм тхеравады в духовной, социальной, культурной и политической жизни Королевства Таиланд (до 1939 г. — Сиам). Изучение специфики развития буддизма во второй половине XIX – первой половине XX в. позволяет выявить некоторые закономерности и причинно-следственные связи, которые дают более полное представление о взаимодействии институтов королевской власти и религии, о направленности орденов и школ тайского буддизма, наконец, о значимости буддийского учения в традиционалистском обществе.
Хронологические рамки исследования (вторая половина XIX – первая половина XX в.) обусловлены общей спецификой развития тайского буддизма в указанный период и, следовательно, закономерностью событий религиозной жизни страны.
Цель магистерской диссертации — изучить особенности исторического развития тайского буддизма и буддийской монашеской общины(сангхи) в указанный период.
Задачи магистерской диссертации:
• изучить религиозную реформу короля Рамы IV Монгкута (годы правления 1851–1868) и проанализировать ее последствия;
• рассмотреть практическую сторону религиозной жизни Сиама в указанный исторический период;
• провести анализ Указов о сангхе от 1902 г. и 1941 г. на основе нашего собственного перевода их текстов с тайского языка.
Структура исследования:
Работа состоит из Введения, Основной части, разделенной на две главы («Религиозная жизнь Сиама во второй половине XIXв.» и «Религиозная жизнь Сиама в первой половине XXв.») и подзаголовки, и Заключения. В конце работы приведены Список литературы и источников и Приложение.
Объект исследования магистерской диссертации — тайский буддизм.
Предметом ее исследования является религиозная жизнь Сиама во второй половине XIX– первой половине XXв.
Краткий обзор использованной литературы и источников:
В отечественной историографии практически не существует фундаментальных исследований, посвященных специфике развития буддизма в Таиланде в указанный период времени. Однако отметим, что В. И. Корнев в своем классическом исследовании «Тайский буддизм», в котором проанализирована философская и этическая составляющие буддизма в Таиланде, в той или иной степени касался этой проблематики. Монография Б. Н. Мельниченко «Буддизм и королевская власть», посвященная истории взаимоотношений государства и религии в Таиланде, также отводит значительное место этапам развития тайского буддизма.
Существенную помощь в нашем исследовании оказали такие важные работы англоязычных авторов о тайском буддизме, как фундаментальный труд профессора антропологии Гарвардского университета Стэнли Тамбайи «Буддизм и государственность в Таиланде в контексте исторического развития», исчерпывающая работа таиландской исследовательницы Камалы Тьяванич «Лесные хроники: странствующие монахи в Таиланде в XXв.», а также монография индийского ученого Промсака Тьемсаватди «Тайское искусство под индийским влиянием» , значительная часть которой посвящена истории буддизма в Таиланде.
Отдельного упоминания заслуживают некоторые труды таиландских исследователей на английском языке. В частности, укажем на работу Сомбуна Суксамрана «Буддизм и политика в Таиланде» , в которой, помимо всего прочего, разъясняются подробности управления сангхой в XXв. Отметим и современного таиландского исследователя Сунтхона Нарангси, который в своей статье «Административное устройство сангхи в Таиланде» выделяет некоторые важные подробности Указов о сангхе от 1902 и 1941 гг., а также изучает ту роль, которую эти документы сыграли в развитии религиозной жизни страны. Особое значение для нас имеет исследование профессора Тавивата Пунтаригвивата о буддизме в Таиланде под названием «Тайский буддизм: социальная теория» — интереснейшая работа религиоведческого, исторического и социально-психологического характера.
Важнейшей частью данного исследования стала работа с источниками. К ним в первую очередь относятся Указы о сангхе от 1902 г. и 1941 г., отражающие основные структурные изменения в монашеской общине, которые она претерпела в первой половине XXв. Наш собственный перевод этих исторических документов позволил провести более глубокий и подробный их анализ, основываясь непосредственно на тексте Указов. Полный перевод Указа от 1902 г. приводится в Приложении к работе.
Кроме того, в рамках анализа одного из Указов о сангхе (от 1902 г.) мы обращались к текстам эдиктов о сангхе короля Рамы I (годы правления 1782–1809), которые вошли в свод законов, изданный в 1805 г. и получивший название «Законы трех печатей» . Сравнение отдельных положений двух документов (Указа о сангхе 1902 г. и эдиктов Рамы I), относящихся к разным историческим периодам, позволило выявить ряд интересных особенностей и параллелей.
Еще одним важным, по-своему уникальным источником является автобиография принца Вачираяна (1860–1921) , сводного брата короля Рамы VЧулалонгкорна (годы правления 1868–1910), сыгравшего существенную роль в событиях религиозной жизни Сиама на рубеже столетий. Перевод автобиографии принца Вачираяна на английский язык выполнил известный австралийский исследователь Крейг Рейнольдс. Жизнеописание сиамского принца, предоставляющее редкую возможность узнать существенные подробности жизни сиамского монастыря второй половины XIX столетия, — редчайший документ, представляющий научный интерес для любого востоковеда.
Степень изученности проблемы:
Можно констатировать, что в отечественной историографии проблемы специфики развития тайского буддизма во второй половине XIX– первой половине XXв. освещены недостаточно подробно. В одних исследованиях (например, «Тайский буддизм» В. И. Корнева ) пристальное внимание уделяется рассмотрению особенностей религиозного комплекса тайского буддизма, однако его изучение в исторической динамике (тем более, в отдельно взятый исторический период) носит достаточно поверхностный характер; в других работах («Буддизм и королевская власть» Б. Н. Мельниченко ), напротив, более подробно исследуется исторический аспект, который порой превалирует над изучением проблем социально-психологического и религиоведческого характера.
Англоязычная научная литература на указанную тему представлена гораздо более полно. Мы уже приводили ряд основополагающих работ (С. Тамбайи, К. Тьяванич и др.), которые внесли значительный вклад в разработку указанной проблематики. Однако, несмотря на всеохватывающий характер этих исследований, даже в них выделяемый нами аспект — специфика развития тайского буддизма во второй половине XIX– первой половине XXв. — изучен не в полной мере.
Исследования на тайском языке, как правило, сообщают подробности, необходимые для разработки интересующей нас проблематики, однако ввиду своей, так сказать, труднодоступности они не всегда попадают в поле зрения многих отечественных и западных востоковедов.
Новизна исследования:
Нужно оговорить, что история тайского буддизма во второй половине XIX– первой половине XXв. — обширная, многоаспектная и недостаточно изученная в отечественной научной литературе тема. Настоящая работа в силу своего объема и назначения не претендует на статус фундаментального труда на указанную тематику. Однако — и это определяет ее своеобразие — она представляет собой попытку рассмотреть основные события религиозной жизни Таиланда (Сиама) в указанный исторический период сквозь призму реформы буддизма короля Рамы IV Монгкута, подчеркнув тем самым их специфику. В связи с этим в данной работе мы будем придерживаться следующего методологического подхода (помимо сравнительно-исторического подхода, который превалирует в нашем исследовании).
Историю развития тайского буддизма мы будем рассматривать в двух основных аспектах — институциональном(основные перемены в структуре сангхи) и доктринальном (развитие религиозной мысли в Таиланде, появление новых направлений, школ и религиозных течений в тайском буддизме). Выделенные аспекты напрямую соотносятся с двумя основными направлениями реформы короля Монгкута — административные изменения в сангхе и преобразования буддийской доктрины соответственно. В этом, помимо всего прочего, заключается та самая специфика развития тайского буддизма, вынесенная нами в название работы.
При этом разграничение данных аспектов отнюдь не означает их противопоставления друг другу; практически все события религиозной жизни Таиланда переплетены между собой и представляют единое целое. Тем не менее такая методология позволяет не только провести логические связи между этими событиями, но и по-новому их интерпретировать.
Особо следует отметить, что в настоящей работе представлен первый в отечественной историографии перевод на русский язык одного из законодательных актов о сангхе (от 1902 г.), который призван пролить свет на все подробности структурной организации сангхи и лечь в основу более детальных исследований на данную тематику. Полный перевод документа представлен в Приложении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы провели анализ специфики развития буддизма в Сиаме во второй половине XIX–первой половинеXX в.и пришли к следующим выводам.
1. Одним из важнейших событий в истории тайского буддизма, определившим специфику его дальнейшего развития, была религиозная реформа короля Рамы IVМонгкута (1851–1868). В ходе данной реформы монашеская община Сиама впервые в своей истории оказалась разделена на два буддийских ордена — Дхаммаютика-никаю, основанную королем-реформатором, и Маха-никаю. Само это разделение, а также попытки создать обновленную модель сангхи, в которой подчеркивался бы возвышенный статус Дхаммаютика-никаи, можно считать административным аспектом религиозной реформы короля Монгкута. Другой аспект его реформы, доктринальный, заключался в критическом осмыслении религиозного комплекса тайского буддизма и рационалистической трактовке буддийского учения; оплотом обновленного буддизма «рационалистического толка» и стала Дхаммаютика-никая. Религиозная реформа короля Монгкута была продолжена и разработана его сыновьями и единомышленниками — королем Рамой VЧулалонгкорном (1868–1910) и принцем Вачираяном.
2. Полномасштабным развитием административного аспекта реформы короля Монгкута видится нам издание Указа о сангхе от 1902 г. Именно в нем Дхаммаютика-никая впервые была упомянута как обособленная структурная единица в обновленной модели сангхи. В самом же широком смысле Указ 1902 г. стал отражением централизации сангхи, ее бюрократизации, систематизации и прочих подобных процессов, происходивших в рамках общей государственной политики модернизации страны. Помимо этого, в Указе 1902 г. проявилось разделение сангхи на «центр» и «окраины», которое, невыраженное напрямую, как бы оттеняло формальную структуризацию монашеской общины по «основным частям» и «уровням» и свидетельствовало о существовании дихотомии «Бангкок – провинции».
3. События религиозной жизни Сиама первой трети XIXв. свидетельствуют о крайне ограниченных возможностях применения доктринальной реформы буддизма короля Монгкута, об ее оторванности от социокультурного контекста. Отчетливые формы принимает дихотомическая модель «рационалистический центр – традиционалистские окраины», которая образовалась в результате попыток властей сделать рационалистический буддизм, так сказать, «единой государственной религией»; некоторые элементы этой дихотомии можно заметить и в Указе о сангхе 1902 г. На практике же ученому-монаху из Дхаммаютика-никаи (как правило, из Бангкока) противопоставлялся странствующий по лесам севера монах-тхудонг; «чистому» буддизму, которым грезил Монгкут, — религиозный синкретизм, ставший за долгие годы неотъемлемой частью мироощущения тая-мирянина; сухому рационализму — нерассудочная вера. На наш взгляд, именно эти противоречия, ставшие следствием религиозной реформы Монгкута, обусловили формирование и развитие т.н. «Тайской лесной традиции».
4. Указ о сангхе 1941 г. лишь формально можно считать продолжением Указа 1902 г. и, следовательно, административной реформы буддизма короля Монкгута. Прежде всего, он отвечал тем задачам, которые преследовало революционное правительство во главе с премьер-министром Пхибуном Сонгкхрамом (1938–1944), а именно —демократизировать церковную организацию и привести ее в соответствие с организационным устройством политической системы. С другой стороны, новый указ был направлен на снижение того влияния, которое все эти годы оказывали на сангху монахи Дхаммаютика-никаи: он подорвал авторитет этого промонархического буддийского ордена и наделил административной властью монахов Маха-никаи. С нашей точки зрения, обеспокоенность состоянием буддийской религии, которую проявили новые власти, и вовсе была продиктована прежде всего причинами идеологического характера. Сущностные же стороны интересующей нас проблематики отошли на второй план; более того, именно в этот период (1940-е гг.) завершается значительный этап развития тайского буддизма, специфика которого, на наш взгляд, более столетия определялась последствиями религиозной реформы короля Монгкута.



1. พระราชบัญญัติลักษณะปกครองคณะสงฆ์ร.ศ.๑๒๑[Королевский указ об административном управлении сангхойот 1902 года] // сайт правительственной газеты Ратчакиттьанубекса / URL: http://www.ratchakitcha.soc.go.th/DATA/PDF/ 2445/013/214.PDF (дата обращения 10.05.2022).
2. พระราชบัญญัติคณะสงฆ์ พ.ศ. ๒๕๐๕[Королевский указ о сангхе от 1941 года] // сайт правительственной газеты Ратчакиттьанубекса / URL: http:// www.ratchakitcha.soc.go.th/DATA/PDF/2484/A/1391.PDF (дата обращения 10.05.2022).
3. กฎหมายตรา๓ดวงฉบับพิมพ์มหาวิทยาลัยวิชาธรรมศาสตร์และการเมืองแก้ไขปรับปรุงใหม่กรุงเทพมหานครสถาบันปรีดีพนมยงค์๒๕๔๘เล่ม๓หน้า๕๖๘[Законы трех печатей. Бангкок, из-во ун. Таммасат, 2005 г. Том 3. 568 с].
4. Authobiography: TheLifeofPrince-PatriarchVajirañānaofSiam, 1860–1921. Translated, Edited and Introduced by Craig J. Reynolds. Ohio University Press: Athens, Ohio, 1979.

Литература:
1. Иванова Е.В. Социализация детей в Таиланде // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., Наука, 1988.
2. Корнев В.И. Тайский буддизм. М., Наука, 1973.
3. Корнев В.И. Буддизм и общество в Таиланде // Народы Азии и Африки // М., 1981. Вып. 5. Сс. 39–49.
4. Липилина И.Н. Буддизм в Таиланде // Философия буддизма // М.: Вост. лит., 2011. — Сс. 839–850.
5. Мельниченко Б.Н. Буддизм и королевская власть. СПб.: изд-во СПбГУ, 1996.
6. Парибок А.В. Религиозно-философские учения Индии // История Востока в шести томах. Т. I: Восток в древности. М., 1999.
7. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., Наука, 1991.
8. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб, 2013.
9. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989.
10. BatsonB. The End of Absolute Monarchy in Siam. Singapore: Oxford University Press, 1986.
11. Griswold, A.B. King Mongkut in Perspective // The Journal of the Siam Society // Bangkok, 1957. Vol. 45, р. 1–45.
12. JacksonP., Buddhism, Legitimation and Conflict: The Political Functions of Urban Thai Buddhism. Singapore: ISEAS, 1989.
13. Jermsawatdi, P. Thai art with Indian influences. New Dehli, 1979.
14. Ishii, Y. Church and State in Thailand. Asian Survey, 1968. Vol. 8, No 10, P. 864–871.
15. Kitiarsa, P. Thailand’s Prosperity Religion аnd Its Commodifying Tactics // Religious Commodifications in Asia: Marketing Gods // New York, 2008. P. 121–140.
16. Na-rangsi, S. Administration of the Thai Sangha. The Chulalongkorn Journal of Buddhist Studies, 2002. Vol. 1, No. 2,Р. 59–74.
17. Puntarigvivat, Dr. Tavivat. Thai Buddhist Social Theory. Bangkok, 2013.
18. Reynolds, C. Seditious Histories: Contesting Thai and Southeast Asian Pasts. Seattle: University of Washington Press, 2006.
19. Suksamran, S. Buddhism and Politics in Thailand: A Study of Socio-Political Change and Political Activism of the Thai Sangha. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 1982.
20. Tambiah, S.J. World Conqueror and World Renouncer. A study of Buddhism and Polity in Thailand against a Historical Background. Cambridge, 1976.
21. Tiyavanich, K. Forest Recollections: Wandering Monks in Twentieth-Century Thailand. Honolulu: University of Hawaii Press, 1997.
22. คึกฤทธิ์ปราโมช, หม่อมราชวงศ์. หลายชีวิต: พิมพ์ครั้งที่ 22. — นนทบุรี: เดอะบุ๊คส์เลิฟเวอร์, 2562 [КыкритПрамот.Множествожизней, 22-е издание. Нонтхабури: TheBooksLover, 2019].
23. ประจวบแสนกลาง. บทบาทของพระสงฆ์ฝ่ายวิปัสสนาธุระที่มีต่อสังคมอีสานเหนือ: ศึกษากรณีสายพระอาจารย์มั่นพ.ศ. 2436–2529. กรุงเทพฯ: มหาวิทยาลัยศรีนครินทรวิโรฒ, 2531.[Прачуап Сэнкланг. Роль монахов, практикующих медитацию, в исанском обществе. Бангкок: изд-во университета Синакхаринвирот, 1988].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ