ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА №1
Основная часть 5
1.1 Историческая справка 5
1.2 Рама. Функции и формы 6
1.3 Стилевое описание рамы 7
1.4. Аналоги 8
1.5. Значение термина реставрация 9
1.6. Заключение 10
1.7. Библиографический список источников 11
1.8. Список иллюстраций 12
ГЛАВА №2
Паспорт реставрации 14
2.1 Паспорт реставрации памятники истории и
культуры 14
2.2 Приложение к
паспорту 32
Заключение по микрохимическим анализам 43
Главной целью сохранения памятников в современном мире является уже не воссоздание первоначального облика предмета, а реставрация с мерами консервации - благодаря которой на авторские работы не оказывается влияние, ведущее к утратам оригинальной работы.
Темой выпускной квалификационной работы является реставрация рамы XIX - начала XX века».
В XX веке картинным рамам в России предстояло пережить трудные времена. Их мало ценили и не берегли. Вместо реставрации слоя позолоты рамы нещадно перекрашивались дешевыми материалами, такими как бронзовый порошок, замешанный на масляном лаке. Рамы перепиливались с целью подгонки под новую живопись. Таким образом, многие из них навсегда утратили свой исторический облик. Понимание в необходимости реставрации не только картины, но и рамы появилось довольно поздно. Например, отдел реставрации рам в Русском музее отрылся только в 1981 году. За это время было разработано немало методик, в том числе благодаря которым был сделан огромный вклад не только в изучение истории картинных рам в России, но и в развитие теоретического аспекта реставрации предметов декоративно-прикладного искусства в целом.
Цель выпускной квалификационной работы является «Реставрация рамы XIX - начала XX века», изучение методик и техник выполнения, получение практических навыков в реставрации для дальнейшей работы в профессии «реставратор полихромных деревянной скульптуры и рам. и скульптуры».
Задачи работы:
• поиск имеющейся документации по памятнику, а также поиск его аналогов;
• проведение лабораторных исследований;
• анализ материалов и причины и характера дефектов памятника;
• атрибуция памятника;
• выявление степени сохранности предмета;
• работа с документацией;
• применение полученных знаний на практике — консервация и реставрация памятника;
Таким образом, возможно в полной мере изучить практические и теоретические основы, как консервации, так и реставрации.
Предметом исследования работы является рама конца XIX - начала XX в, поступившая в реставрацию из антикварной частной коллекции.
Объектом исследования работы являются особенности техники золочения поталью мастичных орнаментов рам XIX - начала XX из частных коллекций.
Практическая значимость изучения и применения методики реставрации типичной рамы XIX - начала XX является важной частью обучения для закрепления полученных знаний по проведению консервационных и реставрационных мероприятий. При выборе материалов и инструментов учитывались приёмы, использованные художником при создании данного произведения искусства, и выбирался наиболее подходящий метод ведения работ в зависимости от степени сохранности и типа объекта.
Методологической основой исследований выпускной квалификационной работы является два метода
1. теоретический, в котором присутствуют методы: аналогии, исследовательский, аналитический, иконографический, и сравнительноискусствоведческий;
2. практический, в котором есть лабораторные исследования, сравнительный метод, наблюдение и описание;
Исследования методом микро рентгено-флуоресцентным анализом измерения проведены Н.С. Кургановым на оборудовании лаборатории технико-технологических исследований отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа. Измерения выполнены на рентнгенофлуоресцентном анализаторе Artax (Bruker). Параметры измерений: анод на основе молибдена (Mo), напряжение на трубке, U - 50кВ, сила тока, I - 700мА, время накопления спектра - 40 секунд. Измерения проводились при обычной атмосфере. Измерения проводились на участке размером около 100 мкм в диаметре.