Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Реставрация барельефного портрета А.С. Грибоедова (ск. К.Л. Луцкий, гипс, 1918 г., частное собрание)»

Работа №144549

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 5
ГЛАВА II. ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 33
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 42
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 49

Данная выпускная квалификационная работа посвящена реставрации гипсового барельефного портрета А.С. Грибоедова из частного собрания. На сегодняшний день остро стоит вопрос о методике реставрации произведений из гипса. Это связано как с расхождением мнений внутри научного сообщества касательно реставрационных технологий и материалов, используемых для сохранения гипсовых памятников, так и с разнообразием подходов в технике скульпторов, работавших с рассматриваемым материалом. Создание единой методики ведения реставрации предметов из гипса сложно осуществимо, так как каждый памятник требует индивидуального подхода.
Гипс - материал с богатой историей. Известно, что в строительных целях, в роли связующего и укрепляющего материала гипс использовался уже в 9-ом - 7-ом тысячелетии до н.э. Бесценные примеры произведений из данного материала мы можем найти в изобразительном искусстве Шумера и Аккада, Древнего Египта, в греческой и римской скульптурной пластике. В истории русского искусства распространение гипса начинается во времена Российской Империи, в этот период он используется для создания скульптурных моделей для отливок из различных видов металла, а также в качестве материала для мелкой скульптурной пластики. В связи с простотой обработки и дешевизной гипс становится одним из наиболее применяемых материалов у скульпторов начала и середины ХХ века. Получают широкое распространение самостоятельные произведения из гипса, в том числе и фасадная и экстерьерная скульптура.
Несмотря на все преимущества в работе для скульпторов, существует ряд сложностей, связанных с сохранностью рассматриваемого материала. Гипс наиболее сильно подвержен влияниям внешних факторов, по сравнению с другими скульптурными материалами. Его неустойчивость к влаге и пористость являются основными свойствами, обуславливающими подверженность разрушениям. Хрупкость гипса может привести не только к потере экспозиционного вида предмета, утратам значительной части авторской пластики, но и полному исчезновению некоторых памятников скульптуры. Таким образом, разработка индивидуальных методик реставрации и консервации занимает важное место в решении проблемы сохранения художественных произведений из гипса, относящихся ко всем уровням культурного наследия.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение реставрации гипсового барельефного портрета А.С. Грибоедова, изучение методик реставрации гипсовой скульптуры, составление паспорта реставрации.
Задачами работы являются изучение истории создания памятника, восстановление целостности предмета, приведение памятника в экспозиционный вид. Требуется произвести расчистку от поверхностных загрязнений, выполнить склейку фрагментов, укрепить гипс в зонах деструкции материала, восполнить утраты пластики и красочного слоя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы была выполнена реставрация барельефного портрета А.С. Грибоедова (ск. К.Л. Луцкий). Перед реставрацией были проведены лабораторные (микологический и стратиграфический анализ) и натурные (составление обмерных чертежей, взвешивание памятника) исследования, составлены картограммы сохранности. В процессе историографического исследования была проведена работа с архивными данными, научной литературой, выполнена фотофиксация и обмеры аналогичной отливки портрета А.С. Грибоедова из фонда ГИМа (Москва).
Произведен комплекс реставрационных работ, в результате которых поверхность памятника была расчищена от всех видов загрязнений, проведена склейка 37 фрагментов, проведено армирование швов склейки с оборотной стороны, гипс был укреплен в зонах деструкции, подклеены шелушения красочного слоя. Сколы и трещины заполнены мастиковкой, восполнена утрата в нижней части лицевой стороны памятрника. Зоны мастиковок и зоны утрат красочного слоя тонированы. Произведена фотофиксация всех этапов работ. Памятник приобрел экспозиционный вид и был передан на хранение в ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита».


1. Антонян А.С. Гипсовая скульптура // Реставрация скульптуры из камня: Методические рекомендации. М.: ВХНРЦ им. академика Грабаря И.Э., 2016. С. 84-99.
2. Антонян А.С. Реставрация скульптуры из камня: Методические рекомендации.
М.: ВХНРЦ им. академика Грабаря И.Э., 2006. - 100 с.
3. Антонян А.С., Солоцинская Л.В. Скульптура из музейных собраний. Консервация и реставрация: к 90-летию ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря. М.: ВХНРЦ им. академика Грабаря И.Э., 2009. - 143 с.
4. Исторический музей (Москва). Выставка "Грибоедов и его время" (1929). Путеводитель по выставке Грибоедов и его время. М.:Госуд. историч. музей, 3­я тип. Транспечати, 1929. - 42 с.
5. Максимачев Б.А., Пшеничнер Б.Г. «В.К. Луцкий: АСТРОНОМ, ИСТОРИК, ХУДОЖНИК», 1950-е гг.
6. Спиридонов А.В. Реставрация гипсовой скульптуры. «Государственный музей городской скульптуры» (филиал музея - мастерская М.К. Аникушина): магистрская диссертация по направлению 072200 - «Реставрация» магистерская программа - «Реставрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства» - СПб, 2016. - Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/restavratsiya-gipsovoy-skulptury-metodiki-tehnologii- materialy/ (дата обращения: 20.05.24).
7. Шадчнев К.И. «Судьба первого московского памятника А.С. Грибоедову» (из журнала №6 (60) «Московское наследие»), Москва, 2018 г. - 128 с.
8. Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства. М.: ГОСНИИР, 2010. - 463 с.
9. Яхонт О.В. Документы истории и культуры; хранители и реставраторы// О реставрации и атрибуции. М.: ГОСНИИР, 2007. С. 146-173; 226-247.
10. 17/37. Советская скульптура. Взлёт. [Каталог выставки]. М.: РОСИЗО, 2023. - 328 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ