ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МОДНОЕ ШОУ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОПТИКИ 9
1.1 История взаимосвязи моды и музыки 9
1.2 Мода и музыка: уникальный аудиовизуальный опыт 15
ГЛАВА 2 МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МОДНОГО ШОУ: ВЧЕРА,
СЕГОДНЯ, ЗАВТРА 29
2.1 Роль музыки в создании образа модных коллекций 29
2.3 Кейс-стади: анализ музыкального оформления показа DIOR SS21 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Современные тенденции развития модного бизнеса поднимают важные вопросы, которые нуждаются в осмыслении. Музыкальное оформление fashion show является одним из наименее изученных вопросов данной индустрии, что осложняет работу креативных директоров, маркетологов и менеджеров модных показов. Такой пробел в изучении темы сложился в результате изначального отношения к музыке, звучащей во время дефиле модели, как к фону, задающему темп и общую динамику показа. Со временем модные дизайнеры стали видеть в модных шоу не примитивную демонстрацию новой коллекции одежды, а театрализованное представление, задачей которого является не только коммерческий успех, но и создание эмоционального отношения к бренду. Вместе с развитием функционального набора самого шоу увеличилась и значимость музыкального материала. Однако, недооцененность влияния музыки в подобного рода событиях влечет за собой такие пробелы в индустрии, как практически полное отсутствие композиторского музыкального материала, предназначенного исключительно для конкретного модного показа. Более того, музыка играет колоссальную эстетическую роль в показе, следовательно, не изученность данного вопроса с эстетической, социальной и психологической сторон лишает возможности разработать более подходящую звуковую дорожку для передачи концепции показа. Так, проблемой нашего исследования является определение влияния музыкального оформления на эмоциональное восприятие и эстетическую оценку модных коллекций зрителями, и анализ способов, с помощью которых музыкальное сопровождение усиливает или изменяет визуальный образ модного показа.
Актуальность темы «Эстетика музыкального оформления модных показов» обусловлена необходимостью глубокого понимания роли музыки в создании атмосферы и передаче концептуального замысла дизайнера. В современном мире моды, где конкуренция достигает высокого уровня, важно использовать все средства воздействия на зрителя, чтобы выделиться и оставить запоминающееся впечатление.
Музыкальное оформление не просто дополняет визуальный ряд, но и активно участвует в интерпретации модных тенденций, подчеркивая индивидуальность и концепцию коллекции. Оно способно вызывать эмоциональный отклик, усиливать визуальное восприятие и даже влиять на восприятие времени и пространства во время показа. Исследование данной темы поможет лучше понять, как создать необходимую атмосферу показа, используя знания в области эстетики, музыкального восприятия и социального контекста музыкального и модного развития, а также подобрать музыкальное сопровождение, чтобы оно соответствовало эстетике коллекции и вызывало нужные эмоции у зрителей. Кроме того, это может быть полезным для профессионалов в области музыки и моды, которые стремятся улучшить свои профессиональные навыки и расширить понимание своей отрасли.
Представленная тема разработана слабо в академическом пространстве. На тему музыкального сопровождения модных показов существует несколько исследований, затрагивающих отдельные элементы музыкальной и модной жизни. Истории звукового оформления модных показов касались такие исследователи, как Лиза Сков, Кэролайн Эванс, Дэниел Джеймс Коул, Нэнси Дейл, Франческа Граната. В основном исследователи говорят о музыке показов в контексте маркетингового эффекта саунда. Данный вопрос поднимают Джудит Эверетт, Кристен Суонсон, Хайян Го, Йохен Штреле, Анна-Кристина Криге, Адам Синнрайх и Марисса Глюк. В большей мере изучена тема взаимодействия модной и музыкальной индустрий как социальных структур. Эстетический вклад музыки в модные шоу в полной мере не привлекал внимания исследователей. Имея в виду роль музыки в создании атмосферы, нам показалось важным обратиться к теории Гернота Бёме ««Атмосфера» как фундаментальная концепция новой эстетики» 1 , базирующейся на теории Беньямина об ауре. Сведения о музыкальном восприятии мы заимствовали из фундаментального исследования российского музыковеда Е.В.Назайкинского «О психологии музыкального восприятия»2. Благодаря таким работам можно отследить динамику развития музыкального оформления модных показов, понять особенности каждого десятилетия и выяснить причины столь тесного взаимодействия сфер моды и музыки, что лишь отчасти дает нам возможность делать предположения относительно эстетического влияния музыки на аудиторию показов мод того или иного времени. Исследования, отражающие роль музыкального сопровождения не только с маркетинговой точки зрения, но и с учетом влияния музыки на восприятие модных показов как искусства, редки. Данная работа призвана аккумулировать разрозненные сведения и определить, какую эстетическую и психологическую роль имеет музыка в организации fashion show.
...
В процессе работы над темой «Эстетика музыкального оформления модных показов» мы рассмотрели историческую взаимосвязь музыки и моды. Данные индустрии с момента возникновения массового общества оказывали друг на друга огромное влияние. Музыка определяла эстетику звукового самовыражения тех или иных общественных движений. Мода же выражала в визуальных образах протест 80-х, желание вернуться к прошлому в 50-х, бунтарский дух 90-х в трендах и визуальных знаках. Эволюция обеих индустрий протекала во взаимовлиянии, порождая рифмы вещей и идей
В процессе работы мы обратились к понятиям «мода», «модный показ» и выяснили, что музыкальная и модная индустрии имеет ряд схожих черт, проявляющихся через социальное, психологическое и культурное воздействие на целевую аудиторию модных показов. Роль музыки в модном шоу заключается в передаче концепции и атмосферы показа в соответствии с социальными и культурными условностями общества, на которое направлена демонстрация костюмов. В данном аспекте активно проявляет себя маркетинговая функция музыкального оформления.
Однако, как мы выяснили, роль музыки в модных показах, не ограничивается коммерческим потенциалом и социальным влиянием. Музыка и элементы модного шоу создают произведение искусства, схожее с театрализованным представлением, порождая неповторимый
аудиовизуальный феномен, в некоторых случаях обеспечивающий серьезный эстетический эффект.
В процессе исследования нам понадобилось обратиться к теории классической и новой эстетики, что поначалу не было так очевидно. Благодаря этому экскурсу мы смогли интегрировать в исследование теорию «атмосферы» Гернота Бёме, базировавшуюся на теории «ауры» Вальтера Беньямина. Так, атмосфера показа может быть создана через общее описание пространства, особенностей вещей и субъективное ощущение от пространства. Атмосфера стала способом разграничения как визуальных стимулов, так и аудиальных. Но для полноты картины нами были обозначены уровни музыкального восприятия для описания музыки. Они включают в себя предметно-звуковой, интонационный, тематический и формальный уровни.
В итоге нам удалось выявить три вида музыкальной эстетики модных показов. Первый из них - эстетика DJ-set: включает в себя концептуальную идею, выраженную в простом и понятном пространстве, сопровождающуюся яркими и четкими битами с большим количеством синтезированных звуков. Чаще всего атмосфера подобных показов динамичная, пафосная и футуристичная. Эстетика DJ-set музыкального оформления модного показа занимает практически половину шоу современности. Второй вид - эстетика популярной музыки. Данная эстетика характеризуется атмосферой праздника. Ее основной функцией является привлечение большого количества людей для успешных продаж, что проявляется и в музыкальных материалах, восприятие которых не требует обращения к культурному опыту с целью построения связей между знаком и его смыслом. Для этой эстетики характерны простые мелодические структуры, яркая динамика, броские тексты. Выбор дизайнеров падает на данный вариант музыкального оформления показа в 22% случаев. На основе данных видов эстетики были разобраны конкретные примеры модных показов. В результате анализа была выявлена прямая зависимость идейной составляющей и музыкальных средств выразительности. Так, необходимая атмосфера создавалась посредством родственного музыкального материала. Например, стремление сделать акцент на аутентичности китайской культуры с вкраплениями привычных формул ДНК бренда сподвигло модный дом Dior на показе 2008 года выбрать музыку, объединяющую традиционное звучание китайских мотивов с привычными европейскими инструментами, что вместе с визуальными знаками создало величественную и напряженную атмосферу. А показ Victoria’s Secret 2018 года получил раскрепощенную атмосферу праздника через аналогичное звучание песни Starboy, где чувственность подчеркнута мелодическими и ритмическими волнообразными оттяжками, а динамичность - мягкой и ненавязчивой партией ударных.
...
1) Baron K. Fashion plus Music: The fashion creatives shaping pop culture, London: Laurence King Publishing Ltd., 2016.
2) Baumgarten A. Aesthetica scripsit. Impens. I. C. Kleyb, 1750.
3) Baumgarten A. Reflections on poetry. California: University of California Press, 1954, p. 78.
4) Calefato P. Light my fire: Fashion and music. Semiotica., Berlin: Walter de Gruyter, 2001, pp. 491-503.
5) Clemente А., Musical Aesthetic Sensitivity // Psychology of aesthetics, creativity, and the arts, 2022, Volume 16, Number 1, 2022, pp 58-73.
6) Cole D. J., Deihl N. The history of modern fashion, London: Laurence King Publishing, 2015.
7) Easey M. Fashion marketing. Chichester: John Wiley & Sons, 2009.
8) Evans C. The Enchanted Spectacle // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 2001, №5, с. 243-270.
9) Fashion Show in Cambridge Dictionary [Электронный ресурс] -URL:
https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/fashion-show (Дата
обращения: 20.09.2023)
10) Goldblatt J. Special Events. A new generation and the next frontier: 6th edition. Hoboken: John Wiley and Sons, 2010.
11) Guo H. About the fashion show music // International Conference on Education, Management, Information and Medicine, Zhengzhou: Atlantis Press, 2015.
12) Hennessy K., Farfour G., Orsborne A. Fashion: The Definitive History of Costume and Style. Melbourne: Dorling Kindersley, 2012.
13) Husain G., Thompson W. F., & Schellenberg E. G. Effects of Musical Tempo and Mode on Arousal, Mood, and Spatial Abilities // Music Perception: An Interdisciplinary Journal, 20(2), 2002, pp. 151-171.
14) Judith C. Everett, Kristen K. Swanson, Guide to Producing a Fashion Show, NY: Fairchild Books, 2013, p.71.
15) Justus, Timothy & Bharucha, Jamshed, Music Perception and Cognition // Stevens' Handbook of Experimental Psychology, Edition: Third, Chapter: 11, Cambridge: Harvard University, 2002, pp.453-492.
... всего 57 источников