ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБРАБОТКИ ШЕРСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ 9
1.1. История методов обработки изделий из шерсти 9
1.2. Особенности художественного решения изделий из шерсти 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБРАБОТКИ ШЕРСТИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ 33
2.1. Педагогический опыт обучения школьников работе с изделиями из шерсти 33
2.2. Методика обучения разработки и изготовления изделий из шерсти на кружковых занятиях 46
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 61
3.1. Выбор темы творческого проекта 61
3.2. Этапы выполнения творческой работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Современная система образования нацелена на всестороннее и гармоничное развитие личности школьников в процессе обучения и воспитания.Федеральный государственный образовательный стандарт ориентируется на становление личностных характеристик школьника[61, c.3]. Деятельность учащихся должна быть направлена не только на умственное или физическом не, но и должна совмещать в
себе оба направления, а также подкрепляться интересом ребёнка и иметь практическую направленность.Данным критериям отвечает предметная область «Искусство», в качестве которой в школе выступают такие предметы как изобразительное искусство и технология.Однако педагогическая деятельность на уроках изобразительного искусства направлена не только на освоение практических навыков работы с различными материалами, предметами и техниками, но и на формирование эстетического восприятия, чувства прекрасного, понятия о красоте, эстетичности и т.д. Кроме того, использование различных видов декоративно-прикладного искусства позволяет обретать продуктам детского творчества практическую значимость.
Дети любят работать с различными материалами, - через которые они познают мир.Анализируя произведения искусств и делая попытки самостоятельно создать художественное изображение или изделие декоративно-прикладного искусства, ребенок осваивает эстетический опыт предшествующих поколений, впитывая в себя понятия о прекрасном.Создание декоративной композиции, как вида художественной «обработки» изображения,представляет собой средство развития понятия о прекрасном.
В переводе с латинского языка слово «композиция» в буквальном смысле означает связывание, сопоставление, соединение различных частей между собой. Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому[31, c. 38].В свою очередь, «декоративность» выступает в качестве некой формы выражения красоты того или иного элемента, предмета, явления. Как правило, в предметах декоративно-прикладного искусства изображение, задуманное художником, в определенной степени является искаженным отражением окружающей его реальности и имеет обобщенные черты. Так, декоративная композиция представляет собой особый, уникальный способ изображения художником реального мира на основе собственного миропонимания. Она включает в себя основные принципы организации и размещения изображения на плоскости и в пространстве, построение цветовой гармонии в композиции, вопросы стилизации формы изображаемого предмета.
Создание декоративной композиции является неотъемлемой частью для техник, основанных на использовании шерстяного волокна. Это такие техники, как вязание, валяние, гобелен или шпалера, чий. Как правило, в известных нам вариантах вязаных изделий внешний вид готового продукта в большей степени зависит от выбора мастером определенного вида петель, согласно которому выполняется вся работа. Однако многие вязаные изделия создаются с различными изображениями, чаще всего в виде орнамента.Тем не менее, существует множество вещей со сложной декоративной композицией. Некоторые из видов валяния также включают в себя создание такой композиции. Например, создание шерстяной картины, а также мокрое валяние, позволяющее создавать аксессуары, некоторые элементы одежды и интерьера.Декоративная композиция также имеет место быть при создании шпалеры, которая также позволяет создавать реалистическое изображение. Большое количество изделий, созданных данным материалом, окружает нас в повседневной жизни, начиная от предметов интерьера и заканчивая одеждой.Декоративная композиция играет важную роль при изготовлении изделий в технике чий. Данная техника работы с шерстью взята за основу для выполнения творческой части выпускной квалификационной работы.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство, так или иначе, пронизывает все сферы жизни человека. Однако если в некоторых образовательных программах для изучения активно предлагается широкое разнообразие таких художественных техник как лепка, резьба, вышивка, создание куклы, декоративных предметов, витража, гобелена, тканого панно и многих других техник декоративно-прикладного искусства, то его неотъемлемой части - декоративной композиции уделяется недостаточно внимания, а конкретных методик в учебниках не предлагается. Поэтому перед учителем встает проблема: нужно обучить детей техникам декоративно-прикладного искусства, когда у них нет или недостаточно знаний о декоративной композиции. Обучение основам декоративной композиции играет важную роль в формировании творческой, разносторонней, гармонично развитой личности, ведь знания, полученные в процессе изучения данных основ, могут найти своё применение в дальнейшей жизни школьника в самых разнообразных видах художественного творчества. На сегодняшний день набирают популярность изделия, созданные в технике «handmade», что дословно означает «ручная работа», поэтому навыки создания декоративной композиции являются бесценной находкой для детей, желающих создать собственный уникальный продукт творчества, так как не имеют тематических ограничений и не требуют академической художественной подготовки.
Проблема исследования:каковы методические аспекты развития творческих способностей учащихся 5 классов в процессе художественной обработки шерсти на кружковых занятиях в общеобразовательной школе.
Решение проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования:развитие творческих способностей учащихся 5- х классов на кружковых занятиях по созданию изделий из шерсти.
Предмет исследования:техника художественной обработки шерсти как средство творческого развития школьников.
Гипотеза исследования:
Освоение приемов художественной обработки шерсти в школе может стать средством развития художественно-творческих способностей учащихся, если в процессе кружковой работы будет:
- поставлена цель практического ознакомления учащихся с разными приемами художественной обработки шерсти;
- будет разработаны приемы декоративной стилизации изображения на примере натюрморта с учетом технологии художественной обработки шерсти;
- будет разработана методика обучения созданию изделий из шерсти в технике «чий», а также создано демонстрационное методическое пособие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать рабочие программы на предмет методов обучения декоративной композиции и стилизации в школе.
2. Проанализировать педагогический опыт обучения школьников работе с изделиями из шерсти.
3. Выявить особенности художественного решения изделий из шерсти.
4. Разработать и апробировать методику обучения основам декоративной композиции на примере натюрморта.
5. Разработать и апробировать методику изготовления изделий из шерсти на кружковых занятиях.
Методологической базойнашего исследования являются труды педагогов и психологов Б.М. Неменского,Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина о педагогике искусства, Д. Локка, Р. Арнхейма,Н.Н. Волкова,Л.С. Выготскогоо психологии искусства, Е.В. Шорохова, Г.М. Логвиненко об основных принципах организации декоративной композиции .
Методы исследования:
1. Анализ методической и теоретической литературы.
2. Изучение опыта преподавателей.
3. Анализ результатов творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
4. Беседа с учащимися.
5. Изучение творческих работ.
6. Разработка учебных занятий.
7. Формирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №20с углубленным изучением отдельных предметов,в 5 «А» и 5 «Б» классах.
Научная новизна
В процессе написания выпускной квалификационной работы была разработана технология декоративной стилизации изображения для 5-х классов на примере натюрморта.
Теоретическая и практическая значимость:
Результаты исследовательской работы могут быть внедрены в практику кружковой работы школы.
Этапы исследования
1. На первом этапе была проанализирована литература по проблеме исследования.
2. На втором этапе была разработана и проведена экспериментальная методика, направленные на развитие представлений учащихся 5-х классов о декоративной композиции на примере натюрморта, а также методика обучения приемам художественной обработки шерсти.
3. На третьем этапе исследования были подведены итоги экспериментальной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей:
1. Теоретической части, в которой рассматриваются основные этапы развития технологий и методов обработки шерсти, а также особенности решения художественного образа в изделиях из шерсти.
2. Методической части, в ней описан педагогический опыт обучения детей работе с изделиями из шерсти, также представлены методики создания декоративной композиции, и обучения приёмам художественной обработки шерсти на кружковых занятиях.
3. Творческой части, декоративное панно в жанре натюрморт, состоящее из 3-х частей, выполненное в технике плетения «чий».
В рамках выпускной квалификационной работы на тему «Обучение приемам художественной обработки шерсти на кружковых занятиях в общеобразовательной школе» перед нами стояла цель решить проблему освоения учащимися пятых классов знаний о декоративной композиции.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой анализ развития технологий и приемов художественной обработки шерсти, а также особенностей художественного решения изделий из шерсти, особенностей декоративной композиции.
Вторая часть выпускной квалификационной работы представляет собой исследование и экспериментальную работу в общеобразовательной школе, в результате которой мы предположили, что наиболее важными факторами освоения знаний о декоративной композиции являются: наблюдение и анализ натуры; необходимость сформировать у учащихся понятие о декоративной композиции не только как о способе построения живописной работы в натюрморте, но и как возможности применять свои знания о декоративной композиции в других жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Чтобы доказать выдвинутую нами гипотезу,мы разработали и апробировали систему экспериментальных уроков. Результаты экспериментальной работы доказали справедливость поставленной гипотезы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- выявлены возрастные особенности усвоения знаний о декоративной композиции у учащихся 5 классов;
- определена методическая последовательность заданий для формирования знаний о декоративной композиции;
- разработаны планы-конспекты занятий по обучению основам декоративного натюрморта в 5 классах;
- разработана методика обучения приемам художественной обработки шерсти в технике «чий», а также созданы наглядные пособия к данной методике.
Обучение методике создания декоративной композиции играет важную роль в формировании творческой, разносторонней, гармонично развитой личности, ведь знания, полученные в процессе освоения данной методики, могут найти своё применение в дальнейшей жизни школьника в самых разнообразных видах художественного творчества. На сегодняшний день набирают популярность изделия, созданные в технике «handmade», что дословно означает «ручная работа», поэтому навыки создания декоративной композиции станут бесценной находкой для детей, желающих создать собственный уникальный продукт творчества, так как не имеют тематических ограничений и не требуют академической художественной подготовки.
Творческая часть выпускной квалификационной работы представляет собой серию работ «Физалис» в жанре декоративный натюрморт «День», «Ночь», «Утро», выполненную в трех различных приемах техники «чий».
В процессе исследовательской работы были затронуты вопросы использования наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и как с помощью данных средств можно оптимизировать подачу учебного материала.
К сожалению, в рамках выпускной квалификационной работы не представляется возможным провести обширную исследовательскую работу на данную тему. Во время уроков совместно с детьми удалось освоить только один из трех приёмов художественной обработки шерсти в технике «чий». По-нашему мнению, данная тема может стать объектом для дальнейшего полноценного исследования.
1. Адамчик М.В. Словарь символов - СПб.: Харвест, 2010. - 167с.
2. Акмурзинова Г.К.Журнал Мэдениетжаршысы - Вестник культуры. -2011. -№ 9.
3. Андреева В.Н. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. - М.: Миф,2008. - с.311-342
4. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. От
древнейших времен до наших дней: Пер. с фр. - М.:В. Шевчук, 2011. - 115с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С,
2012. - с.156-218
6. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. - М.: Владос, 2007. - 14с.
7. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 154 с.
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамотности.- М.:РИП-Холдинг,
2015. - 47с.
9. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука, 1974. - 127 с.
10. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013. - с. 12-31
11. Волков Б.С. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2016. - с.163-205
12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Владос, 1984. -108с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. -СПб.: Питер, 2017. - 88с.
14. Герчук Ю.А.Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. - М.: РИП-Холдинг, 2013. - 95с.
15. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2017. - с. 34-120
16. Грэхем Л.М. Декоративные орнаменты и мотивы. - М.: Астрель, 2008. - с.103-190
17. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - с.185-208
18. Дёмкина Е.В.Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: состояние, проблемы и перспективы. /Е.В. Дёмкина, Е.В. Лопасова - Майкоп: Знак, 2016. - 73 с.
19. Жданова Н.С. Обучение основам дизайна. Конспекты уроков. - М.: Владос, 2013. - 202с.
20. Зайцева А.С. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2011. - 186с.
21. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. - М.: Мир, 2007. - 81с.
22. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе В.С. Кузина. - М.: Учитель, 2012. - с.13¬58
23. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского. - М.: Учитель, 2012. - с.54-67
24. История костюма. Стили и направления. Под ред. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П.Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Академия, 2004. -143 с.
25. Калинина Т.Н. Развитие художественного восприятия ребенка. Учебное пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2008. - 68 с.
26. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. - 48с.
27. Кричевский Г.Е. Технология обработки шерсти. // Текстильная химия. - 2006. — №4.
28. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М.: Academia, 2013. - 26с.
29. Кыргызстан. Искусство кочевников. - М.: Раритет, 2014. - 41с.
30. Кыргызстан. Национальные украшения народов Центральной Азии. - М.: Раритет, 2007. - 48с.
31. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2008. - с. 9¬38
32. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. Часть 2. - М.: Дрофа, 2016. - 120с.
33. Лоренц Н. Орнамент всех времен и стилей. - М.: Эксмо, 2010. - 47 с.
34. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Изд-во потилической литературы, 1976. - 13с.
35. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 8-19с.
36. Макарова М.Н. Натюрморт и перспектива. Учебное пособие для художественных вузов. - М.: Академический Проект, 2016. - 113с.
37. Мальчик А.Ю. Роль орнамента в формировании архитектуры Кыргызстана. Генезис, эволюция, национальные традиции. - Б.: Раритет Инфо, 2010. - 20 с.
38. Мехди З.Р. Ковры. Справочник. - СПб.: Астрель, 2007. - с. 278-301
39. Мишанова О.А. Живопись шерстью. - М.: Феникс, 2015. - 69с.
40. Мошкова В.Г. Ковры народов Средней Азии конца XIX-начала XX вв. - М.: Фан, 1970. - с. 38-51
41. Муканов М.К. Казахские домашние художественные ремесла. - Казахстан: Казахстан, 1979. - с. 32-86
42. Народное искусство. Материалы и исследования. Выпуск II. Сборник статей. - СПб.: PalaceEditions, 2007. - 27с.
43. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 21 с.
44. Новоалександрова Е.А. Нетрадиционное рисование - шаг в искусство. Учебное пособие. - Рязань: НП «Голос губернии», 2017. - 52 с.
45. Петкова С.М.Справочник по мировой культуре и искусству. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 - с. 406-412
46. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М. - М.: Из-тво"Советская энциклопедия", 1986. - 88 с.
47. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Альянс, 2014. - с.183-205
48. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 2000. - с. 110-136
49. Саттарова Л.Д. Казанская узорная кожа. - СПб.: Культура и традиции, 2007. - 193с.
50. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 21с.
51. Соколов М.В. Декоративно-прикладное искусство. - М.: Владос, 2013. - с.118-180
52. Соколова Н.Л. С чего начиналось ткачество. - М.: Роща, 2016. -123с.
53. Соколова-Сербская Л.А. Костюм. История и современность. Практикум. - М.: Academia, 2008. - с.121-123
54. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Учебник. - М.: Academia, 2015. - с.290-305
55. Сокольникова Н.М. Методика обучения изобразительному искусству. Учебник. - М.: Academia, 2013. - с. 201-220
56. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник. 6-е издание. - М.:Academia, 2013. - 202с.
57. Сычева Н.В. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Советский художник, 1984. - 123с.
58. Торлопова Н.Г. Особенности проектирования и конструирования уроков и рабочих программ по изобразительному искусству в современном образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2011. - 30 с.
59. Тохтабаева Ш.Ж. Традиции декоративно-прикладного искусства. Перспективы сохранения и развития традиционного казахского народного творчества в современных условиях. - Алматы, 2010. - 5 с.
60. Утаишвилли Н.В. Эксклюзивный гобелен. - М.:АСТ-Пресс Книга, 2011. - с. 4-12
61. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияот 17.12.2010. - № 1897.
62. Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование. - Ижевск: ERGO, 2007. - 96 с.
63. Чаговец Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура. - СПб.: Лань, 2013. - 150с.
64. Чалтыкьян Д. Энциклопедия костюма. - СПб.: Астрель, 2010. - 32 с.
65. Шинковская К.С. Войлок. Все способы валяния. - М.: Хоббитека,
2016. - 130с.
66. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 143с.
67. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение,1974. - 130 с.
68. Ягупова Т.А. Использование правил и принципов орнаментальной композиции на занятиях студентов художественно-графических факультетов. // Искусство и образование. - М.: МЦ «Искусство и образование», 2014.
Электронные ресурсы:
69. Кыргызское войлочное чудо: шырдак и ала-кийиз. Интернет-издание Limon.KG. [Электронный ресурс].-URL:http://limon.kg/news:63169 - (дата обращения: 16.04.2017)
70. Творческая группа «Artaugust» [Электронный ресурс]. - URL:http://art- august.com/portfolio/batik-thiy.html - (дата обращения: 21.02.2017)
71. Узорное плетение стеблей «чия»[Электронный ресурс]. - URL: https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/art/arts-and-crafts/ - (дата обращения: 11.10.2016)