Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Записи Ицзяня» Хун Мая: представления о неприкаянных душах

Работа №144512

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы129
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Жанр прозы сяошо, история становления китайскойсунской новеллы, основные периоды её развития 6
Глава 2. Представление о неприкаянных душах в сунском Китае 15
2.1. Трансформация представлений о загробном мире китайскогонаселения с
древности до эпохи Сун 15
2.2. Представления о голодных душах эгуй и неприкаянных душах гухунь 25
2.3. Влияние представлений о неприкаянных душах насодержание китайской
новеллы эпохи Сун 30
Глава 3. Отражение представлений о неприкаянных душах в «Записях Ицзяня» 33
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение 1 77


Души людей, одержимые жаждой мести, бесприютные и забытые своими предками, неоднократно встречаются нам на страницах повествовательной прозы Китая эпохи Сун. Неприкаянные души часто воспринимаются современным читателем как фантастический феномен, не имеющий рационального обоснования. Однако, углубляясь в корни народных верований, а также религиозных представлений китайцев, тема голодных духов теряет в наших глазах тень наивности. Ведь, представления о духах, обитающих рядом с людьми, составляли неотъемлемую часть психической культуры китайцев. Авторы, описывающие происшествия, в которых замешаны духи, вкладывали в свои произведения информацию, особые координаты, считывая которые мы можем попытаться восстановить тот мир, каким его видел обычный китаец, проживающий в Китае классического периода. Ведь произведения китайских новеллистов тех времен- это часть их мировоззрения, часть их духовной жизни.
Наше исследование направлено на то, чтобы путем изучения китайской литературы, философских произведений, а также трудов синологов, правильно реконструировать представления, которыми руководствовались китайцы относительно неприкаянных душ.
Актуальность: Китайские новеллисты классического периода часто
обращались к теме неприкаянных душ в своих произведениях. Несмотря на это, представлениям о них, их роли в религиозной жизни Китая уделялось мало внимания, следовательно, данная тема выступает открытым полем для научных и творческих изысканий. Она тесно переплетается с китайскими представлениями о загробном мире, о жизни после смерти и требует глубокого и длительного изучения философских и религиозных китайских трудов и множества аспектов менталитета китайского общества. Исследованием повествовательных жанров Китая занимались многие отечественные и зарубежные синологи, такие как Алимов И.А. , Фишман О.Л., Соколова И.И., Сторожук А.Г. , Голыгина К.И. , Я. Я. М. де Гроот, Г. Джайлс и другие.
Взгляды, изложенные в их трудах, зачастую разнятся и порождают научные дискуссии, это вызывает еще больший интерес к изучению вопроса. Необходимо обратиться к исследованию текстов, делая анализ особой китайской специфики восприятия окружающего мира и построения его модели.Данное исследование может привлечь специалистов разного рода областей, помочь взглянуть на некоторые предметы с совершенно другой стороны.
Объект исследования: сборник новелл сунского литератора Хун Мая «Записи Ицзяня»
Предмет исследования: отражение представлений о неприкаянных душах в традиционной китайской новелле на примере сборника сунского литератора Хун Мая «Записи Ицзяня»
Цель: определение роли неприкаянных душ в сюжетах литературных
произведений Китая эпохи Сун.
Исходя из поставленной цели, в работе стоят следующие задачи:
• Проследить историю становления китайской сунской новеллы и ее влияния на литературный процесс;
• Выявить особенности новеллы чуаньци, выделяющие ее средидругих повествовательных жанров Китая;
• Составить представление китайского сунского общества о феномене неприкаянных душ;
• Рассмотреть, как трансформировались китайские представления о загробном мире с древности до эпохи Сун;
• Изучить биографию и творческий путь сунского литератора Хун Мая;
• Проанализировать рассказы из сборника Хун Мая «Записи Ицзяня»;
• Перевести часть рассказов, в которых фигурирует мотив неприкаянных душ;
• Определить функции, которые выполняют неприкаянные души в сюжетах сунской повествовательной прозы на примере сборника «Записи Ицзяня».
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования китайской средневековой литературы и китайских представлений о загробной жизни, а также китайские философские трактаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя феномен неприкаянных душ в китайской новелле эпохи Сун на примере сборника новелл Хун Мая «Записи Ицзяня», а также в некоторых философских и религиозных трудах, можно прийти к следующим заключениям:
1. С точки зрения религиозного осмысления существует два вида неприкаянных душ. С одной стороны, это голодные или злые духи эгуй, представление о которых связано с двумя традициями - буддийской традицией и традицией простонародных верований. Таких демонов относят к одной из неблагоприятных кармических состояний Шести миров. С другой стороны, судя по народным представлениям, это бесприютные души гухунь, затаившие обиду на людей по самым разным причинам. И гухунь и эгуй представляются очень злыми, они не могут контролировать степень вреда, который способны причинить людям, а оттого они очень опасны.
2. Истории о неприкаянных душах служат средством для изучения тонкого и сложного вопроса отношений между живыми и мертвыми. Авторы сунской повествовательной прозы не только отражали повседневные реалии и представления жителей об отношениях с потусторонним миром, они также выполняли очень важную роль формирования этого мира в глазах людей. Создавая модели отношений с мертвыми на страницах своих произведений, таким образом, они выстраивали макет поведения людей с потусторонним миром, который будет реализован уже в повседневных реалиях.
3. Китайская новелла эпохи Сун, таким образом, транслировала определенные новые культурные и религиозные области. Она проливала свет на те явления человеческой жизни, о которых не говорили в канонических произведениях, и выстраивала координаты, по которым нужно следовать, чтобы справиться с тем или иным жизненным испытанием. Именно китайские новеллисты, привнося в литературный текст новаторские идеи, как никто другой, с особой тщательностью и чувствительностью, занимались вопросом отношений между живыми и различными обитателями потустороннего мира.
4. В «Записях Ицзяня» можно выделить следующие категории призраков в модели их взаимоотношений с людьми: неприкаянные души, которые просят о перезахоронении, подношениях, избавлении от мук; злокозненные души, одержимые жаждой мести; блуждающие души, призраки, которые находятся между смертью и жизнью; призраки, имеющие любовную привязанность к живым людям; призраки, требующие признания и уважения.
5. Сборник новелл «Записи Ицзяня» Хун Мая сыграл большую роль в формировании нового способа религиозной и социальной деятельности. Это было передано путем грамотно организованного повествования, наполненного яркими и иллюстрированными сюжетами.
6. Спорным остается вопрос о характере «фантастичности» китайской новеллы. Ведь, как мы выяснили, с точки зрения древнего китайского мировоззрения, никакой фантастики в произведениях не существовало. Люди воспринимали рассказы как данность, что выступало регулятором их действий и взаимоотношений с духами. В период становления жанра чуаньци авторы действительно верили в то, что писали. Они стремились предостеречь людей от возможных опасностей, передать свои чувства, в полной мере открывали для читателей свое сознание, заставляя их уже на подсознательном уровне поверить в происходящее. Для авторов танской новеллы - это часть их мировоззрения. В новелле эпохи Сун мы видим, что значительная часть произведений составляет компиляцию уже всеобще известных сюжетов танской прозы. Привносятся некоторые изменения, но мотивы остаются все те же. Мы видим, что в сунской новелле сюжет уже не представляет собой отражение духовного состояния автора, он все больше представляет собой характер «чудесного» и «необычного». Авторы отделяют себя от того мира, о которым они пишут, таким образом, делая свои произведения «фантастичными». Заглянем вперед, и скажем, что параллельно с развитием китайской повествовательной прозы элемент «фантастики» растет, и в дальнейшем станет превалировать.


Источники
На русском языке:
1. Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды. / под ред. Р.Ф. Мажокина. М.: Наука, 1978. 594 с.
2. Алимов И. А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб.: Наука, 2008. 284 с.
3. Алимов И. А. Девушка с озера Сиху: Хун Май и его сборник «Записи И- цзяня». СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. 336 с.
4. Алимов И. А. Сад удивительного: Краткая история китайской прозы сяошо I— VI вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. 592 с.
5. Алимов И. А. Записи о сокровенных чудесах. Краткая история китайской прозы сяошо VII-X вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017. 840 с.
6. Алимов И., Серебряков Е. Вслед за кистью. Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Часть 1. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 272 с.
7. Алимов И., Серебряков Е. Вслед за кистью. Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Часть 2. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 450 с.
8. Баранов И.Г. Загробный суд в представлениях китайского народа. Харбин: Типография Кит. Вост. жел. дор., 1928. 19 с.
9. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. 489 с.
10. Голыгина К. И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре I-XIII вв. М.: Восточная литература РАН, 1995. 360 с.
11. Голыгина К. И. Китайская проза на пороге средневековья. М.: Наука, 1983. 240 с.
12. Коллектив авторов. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.
Новый год / Отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. 276 с.
13. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Наука, 1979. 266 с.
14. Малявин В.В. Лао-цзы. Книга о Пути жизни (Дао-Дэ цзин): с комментариями и объяснениями. М.: АСТ, 2019. 256 с.
15. Старостина А. Б. Золотой шелкопряд: Сюй Сюань и его сборник «Записи об изучении духов». СПб.: Петербургское Востоковедение, 2020. 386 с.
16. Сторожук А., Корнильева Т., Завидовская Е. Духи и божества китайской преисподней. Святые и демоны в верованиях Востока. СПб: КАРО, 2012. 464 с.
17. Сторожук А. Г. Три учения и культура Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан. СПб.: КАРО, 2010. 552 с.
18. Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы / пер. Л. Е. Померанцевой, сост. И.В. Ушаков. М.: Мысль, 2004. 427с.
... Всего источников – 45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ