Глава 1. Жанр прозы сяошо, история становления китайскойсунской новеллы, основные периоды её развития 6
Глава 2. Представление о неприкаянных душах в сунском Китае 15
2.1. Трансформация представлений о загробном мире китайскогонаселения с
древности до эпохи Сун 15
2.2. Представления о голодных душах эгуй и неприкаянных душах гухунь 25
2.3. Влияние представлений о неприкаянных душах насодержание китайской
новеллы эпохи Сун 30
Глава 3. Отражение представлений о неприкаянных душах в «Записях Ицзяня» 33
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение 1 77
Души людей, одержимые жаждой мести, бесприютные и забытые своими предками, неоднократно встречаются нам на страницах повествовательной прозы Китая эпохи Сун. Неприкаянные души часто воспринимаются современным читателем как фантастический феномен, не имеющий рационального обоснования. Однако, углубляясь в корни народных верований, а также религиозных представлений китайцев, тема голодных духов теряет в наших глазах тень наивности. Ведь, представления о духах, обитающих рядом с людьми, составляли неотъемлемую часть психической культуры китайцев. Авторы, описывающие происшествия, в которых замешаны духи, вкладывали в свои произведения информацию, особые координаты, считывая которые мы можем попытаться восстановить тот мир, каким его видел обычный китаец, проживающий в Китае классического периода. Ведь произведения китайских новеллистов тех времен- это часть их мировоззрения, часть их духовной жизни.
Наше исследование направлено на то, чтобы путем изучения китайской литературы, философских произведений, а также трудов синологов, правильно реконструировать представления, которыми руководствовались китайцы относительно неприкаянных душ.
Актуальность: Китайские новеллисты классического периода часто
обращались к теме неприкаянных душ в своих произведениях. Несмотря на это, представлениям о них, их роли в религиозной жизни Китая уделялось мало внимания, следовательно, данная тема выступает открытым полем для научных и творческих изысканий. Она тесно переплетается с китайскими представлениями о загробном мире, о жизни после смерти и требует глубокого и длительного изучения философских и религиозных китайских трудов и множества аспектов менталитета китайского общества. Исследованием повествовательных жанров Китая занимались многие отечественные и зарубежные синологи, такие как Алимов И.А. , Фишман О.Л., Соколова И.И., Сторожук А.Г. , Голыгина К.И. , Я. Я. М. де Гроот, Г. Джайлс и другие.
Взгляды, изложенные в их трудах, зачастую разнятся и порождают научные дискуссии, это вызывает еще больший интерес к изучению вопроса. Необходимо обратиться к исследованию текстов, делая анализ особой китайской специфики восприятия окружающего мира и построения его модели.Данное исследование может привлечь специалистов разного рода областей, помочь взглянуть на некоторые предметы с совершенно другой стороны.
Объект исследования: сборник новелл сунского литератора Хун Мая «Записи Ицзяня»
Предмет исследования: отражение представлений о неприкаянных душах в традиционной китайской новелле на примере сборника сунского литератора Хун Мая «Записи Ицзяня»
Цель: определение роли неприкаянных душ в сюжетах литературных
произведений Китая эпохи Сун.
Исходя из поставленной цели, в работе стоят следующие задачи:
• Проследить историю становления китайской сунской новеллы и ее влияния на литературный процесс;
• Выявить особенности новеллы чуаньци, выделяющие ее средидругих повествовательных жанров Китая;
• Составить представление китайского сунского общества о феномене неприкаянных душ;
• Рассмотреть, как трансформировались китайские представления о загробном мире с древности до эпохи Сун;
• Изучить биографию и творческий путь сунского литератора Хун Мая;
• Проанализировать рассказы из сборника Хун Мая «Записи Ицзяня»;
• Перевести часть рассказов, в которых фигурирует мотив неприкаянных душ;
• Определить функции, которые выполняют неприкаянные души в сюжетах сунской повествовательной прозы на примере сборника «Записи Ицзяня».
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования китайской средневековой литературы и китайских представлений о загробной жизни, а также китайские философские трактаты.
Анализируя феномен неприкаянных душ в китайской новелле эпохи Сун на примере сборника новелл Хун Мая «Записи Ицзяня», а также в некоторых философских и религиозных трудах, можно прийти к следующим заключениям:
1. С точки зрения религиозного осмысления существует два вида неприкаянных душ. С одной стороны, это голодные или злые духи эгуй, представление о которых связано с двумя традициями - буддийской традицией и традицией простонародных верований. Таких демонов относят к одной из неблагоприятных кармических состояний Шести миров. С другой стороны, судя по народным представлениям, это бесприютные души гухунь, затаившие обиду на людей по самым разным причинам. И гухунь и эгуй представляются очень злыми, они не могут контролировать степень вреда, который способны причинить людям, а оттого они очень опасны.
2. Истории о неприкаянных душах служат средством для изучения тонкого и сложного вопроса отношений между живыми и мертвыми. Авторы сунской повествовательной прозы не только отражали повседневные реалии и представления жителей об отношениях с потусторонним миром, они также выполняли очень важную роль формирования этого мира в глазах людей. Создавая модели отношений с мертвыми на страницах своих произведений, таким образом, они выстраивали макет поведения людей с потусторонним миром, который будет реализован уже в повседневных реалиях.
3. Китайская новелла эпохи Сун, таким образом, транслировала определенные новые культурные и религиозные области. Она проливала свет на те явления человеческой жизни, о которых не говорили в канонических произведениях, и выстраивала координаты, по которым нужно следовать, чтобы справиться с тем или иным жизненным испытанием. Именно китайские новеллисты, привнося в литературный текст новаторские идеи, как никто другой, с особой тщательностью и чувствительностью, занимались вопросом отношений между живыми и различными обитателями потустороннего мира.
4. В «Записях Ицзяня» можно выделить следующие категории призраков в модели их взаимоотношений с людьми: неприкаянные души, которые просят о перезахоронении, подношениях, избавлении от мук; злокозненные души, одержимые жаждой мести; блуждающие души, призраки, которые находятся между смертью и жизнью; призраки, имеющие любовную привязанность к живым людям; призраки, требующие признания и уважения.
5. Сборник новелл «Записи Ицзяня» Хун Мая сыграл большую роль в формировании нового способа религиозной и социальной деятельности. Это было передано путем грамотно организованного повествования, наполненного яркими и иллюстрированными сюжетами.
6. Спорным остается вопрос о характере «фантастичности» китайской новеллы. Ведь, как мы выяснили, с точки зрения древнего китайского мировоззрения, никакой фантастики в произведениях не существовало. Люди воспринимали рассказы как данность, что выступало регулятором их действий и взаимоотношений с духами. В период становления жанра чуаньци авторы действительно верили в то, что писали. Они стремились предостеречь людей от возможных опасностей, передать свои чувства, в полной мере открывали для читателей свое сознание, заставляя их уже на подсознательном уровне поверить в происходящее. Для авторов танской новеллы - это часть их мировоззрения. В новелле эпохи Сун мы видим, что значительная часть произведений составляет компиляцию уже всеобще известных сюжетов танской прозы. Привносятся некоторые изменения, но мотивы остаются все те же. Мы видим, что в сунской новелле сюжет уже не представляет собой отражение духовного состояния автора, он все больше представляет собой характер «чудесного» и «необычного». Авторы отделяют себя от того мира, о которым они пишут, таким образом, делая свои произведения «фантастичными». Заглянем вперед, и скажем, что параллельно с развитием китайской повествовательной прозы элемент «фантастики» растет, и в дальнейшем станет превалировать.
Источники
На русском языке:
1. Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды. / под ред. Р.Ф. Мажокина. М.: Наука, 1978. 594 с.
2. Алимов И. А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб.: Наука, 2008. 284 с.
3. Алимов И. А. Девушка с озера Сиху: Хун Май и его сборник «Записи И- цзяня». СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. 336 с.
4. Алимов И. А. Сад удивительного: Краткая история китайской прозы сяошо I— VI вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. 592 с.
5. Алимов И. А. Записи о сокровенных чудесах. Краткая история китайской прозы сяошо VII-X вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017. 840 с.
6. Алимов И., Серебряков Е. Вслед за кистью. Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Часть 1. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 272 с.
7. Алимов И., Серебряков Е. Вслед за кистью. Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Часть 2. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 450 с.
8. Баранов И.Г. Загробный суд в представлениях китайского народа. Харбин: Типография Кит. Вост. жел. дор., 1928. 19 с.
9. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. 489 с.
10. Голыгина К. И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре I-XIII вв. М.: Восточная литература РАН, 1995. 360 с.
11. Голыгина К. И. Китайская проза на пороге средневековья. М.: Наука, 1983. 240 с.
12. Коллектив авторов. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.
Новый год / Отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. 276 с.
13. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Наука, 1979. 266 с.
14. Малявин В.В. Лао-цзы. Книга о Пути жизни (Дао-Дэ цзин): с комментариями и объяснениями. М.: АСТ, 2019. 256 с.
15. Старостина А. Б. Золотой шелкопряд: Сюй Сюань и его сборник «Записи об изучении духов». СПб.: Петербургское Востоковедение, 2020. 386 с.
16. Сторожук А., Корнильева Т., Завидовская Е. Духи и божества китайской преисподней. Святые и демоны в верованиях Востока. СПб: КАРО, 2012. 464 с.
17. Сторожук А. Г. Три учения и культура Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан. СПб.: КАРО, 2010. 552 с.
18. Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы / пер. Л. Е. Померанцевой, сост. И.В. Ушаков. М.: Мысль, 2004. 427с.
... Всего источников – 45.