Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выразительные возможности поликодового текста в журнале «Огонек»

Работа №144508

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования поликодового текста 8
1.1 Поликодовый текст в речевом облике журнала «Огонек». 8
1.2 Концепция издания журнала «Огонек» 15
Глава 2. Невербальные элементы поликодового текста в журнале «Огонек» 25
2.1 Классификация визуальных элементов издания 25
2.2 Взаимоотношение элементов визуального ряда с жанровыми характеристиками поликодового текста 32
2.2.1 Тексты информационных жанров и их невербальные составляющие 32
2.2.2 Тексты аналитических жанров и их невербальные составляющие 35
2.3 Принципы формирования содержания поликодового текста 45
Заключение 58
Список литературы 62
Список источников 66
Приложение 68


В современных средствах массовой информации прослеживается тенденция к появлению все большего количества поликодовых текстов. Согласно работам современных исследователей, почти каждый текст в сегодняшних СМИ может считаться поликодовым, поскольку фактура журналистских текстов не ограничивается только одной знаковой системой. Данная работа посвящена исследованию выразительных особенностей текстов, которые сформированы не только в пределах вербальной знаковой системы. Исследователи в основном рассматривают феномен поликодового текста на примерах текстов СМИ, поскольку в современных изданиях вербальные компоненты журналистских материалов не отделимы от невербальных. Визуальный ряд, так же как и текст, формирует концепцию издания. По мнению современных психологов, в последние несколько десятилетий невербальные компоненты в текстах обретают все более значимое воздействие. Этот тезис относится и к текстам СМИ и обусловлен формированием так называемого клипового мышления. Термин клиповое мышление в  философско-психологической  литературе появился еще в конце 90-х гг. ХХ в., он обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла1, то есть посредством взаимосвязанных вербальных и невербальных элементов одного текста. Таким образом, поликодовый текст становится важным инструментом коммуникации — привлечения и удержания внимания аудитории.
Проблемы поликодового текста изучаются не только в лингвистике, но и в других науках — психолингвистике, семиотике, искусствоведении и других. Поэтому теоретической базой для исследования служат труды представителей вышеупомянутых отраслей науки.
Степень изученности темы в современном научном дискурсе не достаточно высока. Тема поликодовости текста начала разрабатываться учеными в XX веке. Именно в этот период, по мнению исследователей, традиционные представления о тексте, такие как замкнутость, монологичность и линейная последовательность стали подвергаться критике2. Одним из первых рассматривать письменный текст как систему, вступающую в диалогические связи с другими текстами, стал М. М. Бахтин. «Произведение — звено в цепи речевого общения; как и реплика диалога, оно связано с другими произведениями — высказываниями: и с теми, на которые оно отвечает, и с теми, которые на него отвечают. Как бы ни было высказывание монологично, оно не может не быть в какой-то мере и ответом на то, что уже сказано о данном предмете, по данному вопросу»3. Среди современных исследователей этой темы можно выделить Е.Е. Анисимову, Н.Д. Арутюнову, В.И. Конькова, Ю.А. Сорокина. Роль невербальной составляющей в поликодовом тексте исследовали: Л.В. Головина, Г.Е Крейдлин, А.А. Бернацкая. Кроме исследований, посвященных непосредственно поликовому тексту, в основу работы легли исследования, посвященные авторской экспрессии журналистского текста Г.Б Овчаровой., Н.Ю. Шведовой и других.
Основная проблема осмысления роли поликодовых текстов в научном дискурсе заключается в том, что специфика таких текстов в журналистике еще не изучена в полной мере, не выработана систематическая классификация видов и функций визуальных элементов в их структуре. Современные разновидности визуальных элементов в прессе и способы их использования требуют теоретического осмысления, поэтому изучение темы нуждается в дальнейшей разработке. Изучение выразительных средств поликодового текста, функций визуальных элементов, способы взаимодействия в рамках текста вербальных и визуальных элементов, а также оценка их творческого потенциала необходимы для осмысления речевого облика издания. Невербальные элементы текста в значительной степени влияют на редакционную политику. Исследуемая тема представляется актуальной в связи с увеличением визуального контента в современной прессе.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования установлено, что, если говорить о речевом облике современных СМИ, невозможно не принимать во внимание невербальную составляющую текстов, поскольку она тоже подчинена единой стилевой концепции издания. Концепция подачи информации в журнале «Огонек» формировалась на протяжении многих лет, и невербальные элементы всегда занимали значимое место в речевом облике исследуемого издания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные коммуникативные цели публикаций журнала «Огонек» в равной степени реализуются с помощью вербальных и невербальных элементов поликодового текста. Также можно заключить, что вербальные и невербальные составляющие креолизованного текста в анализируемом издании постоянно взаимодействуют между собой.
Соотношение информационных и аналитических текстов в журнале «Огонек» составляет 4:1. Это свидетельствует о том, что присутствие авторской модальности в вербальной составляющей поликодового текста постепенно снижается, поскольку информационные жанры по своей сути менее субъективны. В текстах журнала «Огонек» авторская оценка в вербальных компонентах чаще всего выражается косвенно, с помощью больших блоков текста. Ирония, которая является основным элементом авторской оценки, выражается совокупностью сразу нескольких средств актуализации субъективной модальности, а не отдельными лексическими или синтаксическими единицами. Примеры имплицитного выражения субъективной модальности текста встречаются в комментариях экспертов. Реже авторы «Огонька» позволяют себе выражать свою позицию эксплицитно. Поэтому невербальные элементы поликодового текста выполняют не только декоративную и оформительскую функции, но и служат дополнительными средствами актуализации субъективной модальности. Паралингвистические элементы текста, такие как тип, цвет, кегль шрифта, непосредственно участвуют в формировании восприятия текста аудиторией, объединяя гипертекстуальное пространство нескольких отдельных текстов в единый поликодовый текст.
Одни и те же виды невербальных элементов могут выполнять различные функции в зависимости от жанра вербального текста. Например, инфографика в аналитических текстах выполняет функцию рационального воздействия, выступает в качестве доказательства положений вербального текста. В информационных жанрах выступает в качестве источника информирования. Для аналитических жанров характерны нейтральные изображения, которые не отвлекают внимание читателя от вербального ряда, поскольку зачастую именно с помощью вербальных средств актуализируется авторская модальность в аналитических жанрах.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в информационных жанрах, таких как репортажи и информационные интервью, невербальные элементы поликодового текста чаще апеллируют к  эмоциональному восприятию изображения, а в аналитических — к рациональному. Также основное содержание информационных текстов может формироваться посредством невербального ряда, вербальный элемент может уходить на второй план, что невозможно в аналитических текстах.
Содержание вербального текста информационных жанров журнала «Огонек» может полностью дублироваться иллюстративным рядом. Вербальные и невербальные компоненты аналитического текста вступают только в комплементарные или интерпретативные отношения.
Исследование взаимоотношений вербальных и невербальных элементов поликодового текста показало, что одни и те же виды графических элементов могут выполнять различные функции в зависимости от жанра публикации. Таким образом, содержание креолизованного текста также напрямую зависит от жанра вербального текста. Зачастую читатель получает значительную долю фактической информации о событии не только из вербального ряда, но и из иллюстраций, в которых актуализируются категории темпоральности и локативности. Кроме того, фотографии могут служить задокументированным доказательством того или иного события или факта. Дополнительные смыслы поликодовый текст обретает благодаря гипертекстуальным связям, которые образуются между вербальными и невербальными элементами. Наибольшей степенью выразительности обладают изображения в фоторепортажах, представленные художественными фотографиями и невербальными метафорами, а также исторические фотографии, которые являются документами эпохи. Значительная часть смысловой, когнитивной и экспрессивной нагрузки поликодовых текстов журнала «Огонек» формируется с помощью инфографики, что обусловлено разнообразием ее функций....


1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2009. С. 110–112.
2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003.
3. Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (К проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. №1. С.71–79.
4. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб.ст. / Науч. ред. П. Е. Бухаркин. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1999.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
6. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
7. Бальперманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: (Лекции). М.: изд-во МГУ, 1981.
8. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации: Сб. обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. 
9. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986.
10. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2000. № 3. С. 104 – 110.
11. Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение и регулятивы. Калинин, 1978.
12. Большакова Л. С. О содержании понятия «Поликодовый текст» // Вестник СамГУ. 2008. №63. С. 19–24.
13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2006.
14. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореф. канд. филол. наук. М., 1986.
15. Ейгер, Г.В. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза. Ч.I., М.,1974. С. 103–109.....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ