Оценка эффективности гуманитарной деятельности МККК и КП по защите прав женщин и детей во время вооружённых конфликтов в Северокавказском регионе Российской Федерации
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I: Историко-теоретические основы функционирования МККК и КП в мировой политике. 8
1.1. Международные правительственные и неправительственные организации в глобальной системе мировой политики: место и роль МККК и КП. 8
1.2. МККК и КП в исторической ретроспективе России: специфика взаимодействия с центральными органами власти в советские и постсоветские годы. 19
1.2.1. Работа МККК и КП в царской России и СССР. 20
1.2.2. Постсоветская эра Красного Креста на территории России. 24
1.3. Формы взаимодействия МККК и КП с государством, образовательными структурами, СМИ и гражданским обществом в РФ по защите прав женщин и детей. 28
Глава II: Основные направления гуманитарной помощи МККК и КП женщинам и детям в ходе вооруженных конфликтов в СКФО. 34
2.1. Специфика гуманитарных проблем в Северокавказском федеральном округе. 34
2.2. Новый вектор взаимодействия МККК и КП с РФ после 1991 г. на примере республики Чечня. 39
2.3 Оценка эффекта работы МККК и КП в Чечне с точки зрения помощи гражданскому населению и сокращения конфликтной ситуации. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список источников и литературы 56
Вместе с прогрессивным развитием социально-политической сферы жизни и совершенствованием технологий современной тенденцией стали локальные вооружённые конфликты, чаще всего сепаратистского характера. Несмотря на обширное развитие международного права, а именно международного гуманитарного права, с XX века по настоящее время, жертвами войны всё ещё становятся не только комбатанты, но и мирное население, не получающее достаточной поддержки и защиты со стороны своего государства.
Довольно очевидным представляется тот факт, что полностью избежать этих жертв невозможно даже при точнейшей проработке международного гуманитарного права и жёстком регулировании ведения военных действий. Тем не менее, на данный момент объективно было бы оценить действия международного сообщества для ограждения и защиты мирного населения, а также его самых уязвимых групп, от разрушительных последствий войны как недостаточные.
В этих обстоятельствах деятельность международных организаций, как правительственных, так и неправительственных, особенно необходима в тех сферах, которые государство фактически не способно контролировать и обеспечивать своей поддержкой. Их деятельность консолидирует усилия международного сообщества по смягчению последствий войны на гражданское население, по его просвещению в особенно конфликтогенных регионах мира и выработке общих норм и правил, которые бы минимизировали вооружённые столкновения. По этой причине сегодня деятельность таких организаций приобретает актуальность, в том числе и для научных исследований.
Интерес представляют не только методы и стратегии работы международных организаций по защите гражданского населения во время вооружённых конфликтов, но и методы взаимодействия этих организаций с центральными органами власти. Также в современном международно-политическом поле появляется всё больше неправительственных некоммерческих организаций, которые вносят огромный вклад в развитие политического мироустройства. В связи с этим появляется заинтересованность в научных кругах относительно того, какие организации более эффективны в критических ситуациях, какие больше влияют на смену общественно-политического дискурса, какая структура организации более выгодна и оптимальна для достижения наибольших результатов в деятельности по ограждению и защите гражданского населения от последствий вооружённых конфликтов в конкретном регионе.
Таким образом, сейчас особую важность и актуальность для изучения представляют международные организации и способы их взаимодействия как между собой, так и с отдельными государствами, а также разница в функционировании правительственных и неправительственных образований.
Данное исследование исходит из либерального взгляда на международные отношения, то есть в нём признаётся верховенство и исключительная важность общечеловеческих ценностей, которые существуют без привязки к какому-либо региону мира, политической системе, культурно-религиозных особенностей и прочим факторам. Мы считаем, что человеческий прогресс возможен только при условии того, что правами человека невозможно пренебрегать ради достижения и реализации каких-либо политических целей или интересов, а их гарантия является главной задачей любого современного государства.
Объектом данного исследования является международная правозащитная деятельность и гуманитарная помощь в отношении женщин и детей во время вооружённых конфликтов. Предметом служат особенности подходов к данной проблеме такой международной неправительственной организации, как Международный Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца в Чеченской республике Северокавказского региона Российской Федерации...
В современном мире растёт необходимость гуманитарных организаций, которые бы заполняли те пробелы, которые оставляет государство, особенно в гуманитарной сфере и области просвещения населения. Нарушение или ущемление прав человека не может быть внутренним частным делом одного государства, поэтому международные организации непременно должны стать связующим элементом между обществом и властью, а также той частью мирополитического устройства, которая бы дополняла действия государства и направляла международные усилия по искоренению системной несправедливости и ликвидации последствий военных столкновений. Именно деятельность одной из таких организаций, Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца, была рассмотрена в данном исследовании. Был проведён историко-теоретический анализ, который позволил определить место МККК как в мирополитической системе в целом, так и его роль в Российской Федерации. Помимо этого, была детально рассмотрена специфика работы Красного Креста в религиозно и культурно ненейтральном регионе РФ, республике Чечня, и сделаны выводы относительно неё.
Первоначальной задачей данного исследования было изучение историко-теоретической базы функционирования МККК и КП в глобальной системе мировой политики. Для её выполнения в сравнительном анализе были рассмотрены международные правительственные и неправительственные организации, в особенности их эффективность в урегулировании военных конфликтов. Мы пришли к выводу о том, что в современном мире МНПО довольно качественно справляется со своей ролью в превентивной и полуторной дипломатии, медиации и постконфликтном миростроительстве. Их успех обусловлен непосредственной близостью к затронутым регионам и международно-правовым статусом, который позволяет действовать сравнительно более гибко. МККК же занимает особое место в этой системе и обладает особым уникальным мандатом, в силу чего у него есть широкий спектр инструментов по оказанию непосредственной помощи пострадавшим, профилактической работе в виде превентивных мер против вспышек насилия и образовательно-просветительскому взаимодействию.
Следующим блоком задач было рассмотрение работы МККК в исторической ретроспективе России в царское, советское и постсоветское время. Мы пришли к выводу о том, что несмотря на кажущуюся парадоксальность Советский Союз меньше опасался организации Международного Красного Креста и намного более активно подходил к сотрудничеству с ним и к развитию советского подразделения. Сейчас же справедливо говорить о взаимной опасливости, как МККК по отношению к РКК, так и российской власти по отношению к женевской делегации МККК. Разночтения одних и тех же событий обеими сторонами, несовпадения взглядов на глобальное развитие мировой политики подкрепляют разлад в сотрудничестве, что однажды уже спровоцировало попытку вывода РКК из международной структуры Движения и фактического временного прекращения прямого сотрудничества головного офиса РКК в Москве с МККК.
Помимо вышеперечисленного было необходимо отследить тенденцию взаимодействия МККК с государством, образовательными структурами, СМИ и гражданским обществом в РФ. В ходе исследования было выявлено, что МККК влияет на вопросы защиты прав женщин и детей во время вооружённых конфликтов через, например, научные дискуссионные площадки, совместные конференции, круглые столы, с представителями власти, СМИ и ГО. Также он по-прежнему осуществляет обширное сотрудничество с Российским Красным Крестом и властными структурами, главным образом, с МЧС, координируя усилия для достижения общей цели. В образовательной сфере МККК работает через заключение соглашений об обмене опытом и разработки общих учебных курсов о МГП с главными образовательными учреждениями РФ....
1) История | Российский Красный Крест // URL: https://www.redcross.ru/o-nas/istoriya (дата обращения 14.05.20)
2) Международный Комитет Красного Креста, 17 февраля, 2004 // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/legal_problems_of-international_cooperation/-/asset_publisher/HCN0yFLs7lFy/content/id/484928 (дата обращения 10.05.20)
3) Российский Красный Крест | История Российского Красного Креста // URL: http://www.redcross-mosuvao.ru/about/history/istorija_rossijskogo_kranogo_kresta (дата обращения 09.05.20)
4) РФ: Соглашение с Дипломатической академией МИД России – новый уровень сотрудничества, 16 декабря 2011 // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/feature/2011/russia-ihl-2011-12-14.htm (дата обращения 18.05.20)
Литература:
5) Андреева О.С. Неправительственные организации (определение понятия, сущность) / Андреева О.С. // Власть, 2009, №10.
6) Вартумян А.А., Экстремизм и Ксенофобия: профилактика в молодёжной среде (политологический анализ) / Вартумян А.А // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Нет ненависти и вражде: профилактика экстремистских и ксенофобских проявлений в молодежной среде на территории СКФО» / под. ред. Т.А. Шебзуховой, А.А. Вартумяна, – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2019. – с. 15.
7) Виггер А., Взгляды, с которыми приходится сталкиваться в некоторых регионах мусульманского мира, и их влияние на эффективность работы МККК / Виггер А. // Международный журнал Красного Креста, 2005, №858.
8) Довженко М.В. Роль неправительственных организаций в урегулировании политических конфликтов современности / Довженко М.В.// Автореферат диссертации, URL: https://www.dissercat.com/content/rol-nepravitelstvennykh-organizatsii-v-uregulirovanii-politicheskikh-konfliktov-sovremennost (дата обращения: 20.04.2019).
9) Карташкин В.А. Реформирование ООН и международная защита прав человека в глобализирующемся мире / Карташкин В.А. // М. 2006, с. 89.
10) Ковалев А.А. Международная защита прав человека/ Ковалев А.А. // Учебное пособие. М., 2013, с. 54.
11) Коновалова А.С, Кебадзе О.Г. Перспективы взаимодействия МЧС России и международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца / Коновалова А.С, Кебадзе О.Г. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. №1.
12) Кутейников А. Е. Международные межправительственные организации как класс международных структур и как юридический феномен / Кутейников А. Е. // Государство и право, 2013, №3, с. 72-79.
13) Малахов И.С. Международный комитет Красного Креста и гуманитарное действие / Малахов И.С // Вестник КемГУ. 2011. №3.
14) Мухаметов Р.С. Место и роль неправительственных организаций в урегулировании международных конфликтов / Мухаметов Р.С. // Дискурс-Пи, 2018, №1 (30).
15) Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления / Наумов А.О. // Государственное управление, Электронный вестник, 2013, №39.....55