Только Word
Введение. 3
Глава 1. Биография Линь Бяо. 8
1.1. Ранние годы и взлёт политической карьеры – от курсанта до министра обороны КНР. 8
1.2. Линь Бяо в годы «культурной революции». 11
1.3. Бегство из страны и тайна смерти. 14
Глава 2. Обстановка в стране накануне кампании «Критики Линь Бяо и Конфуция» (1971-1973). Х съезд КПК и его итоги. 18
2.1. Внутренняя обстановка в КНР накануне кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». 18
2.2. Внешняя политика страны в 1971-1973 гг.: сближение с США. 20
2.3. Х съезд КПК (1973) и его итоги. 23
Глава 3. Кампания «критики Линь Бяо и Конфуция» (1973-1975). 26
3.1. Причины начала движения «пи Линь пи Кун». 26
3.2. Ход кампании критики Линь Бяо и Конфуция 31
3.3. Результаты кампании и её переосмысление в КПК. 41
Глава 4. Завершающий этап «культурной революции» в КНР (1975-1976). 47
4.1. Принятие Конституции 1975 г. Ход внутрипартийной борьбы в 1975-1976 гг. 47
4.2. Смерть Мао Цзэдуна. Оценки «культурной революции» в исторической науке. 53
Заключение. 59
Список использованных источников и литературы. 62
В сентябре 2016 г. исполнилось 40 лет с момента окончания одного из самых драматических периодов в истории Китайской Народной Республики – так называемой «Великой пролетарской культурной революции». «Культурная революция», согласно официальным данным, длилась 10 лет, с мая 1966 по сентябрь 1976 г. и запомнилась современникам массовыми репрессиями, идеологическими кампаниями и бесчинствами молодёжи, объединённой в отряды «хунвэйбинов» и «цзаофаней» для уничтожения всех, кто, якобы, шёл по «капиталистическому пути». Главной установкой тех лет стал принцип «классовой борьбы», который привёл к тяжёлым последствиям для экономики, парализовал систему образования, нанёс ущерб культурным традициям страны, унёс жизни миллионов людей.
Одним из важных событий в рамках «культурной революции» стала идеологическая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция», длившаяся с 1973 по 1975 гг. В движение были вовлечены две известнейших для китайцев личности – великий философ древности и погибший в авиакатастрофе бывший министр обороны и преемник Мао Цзэдуна. Данная кампания стала последней политико-идеологической общекитайской кампанией Мао Цзэдуна, в которой Великий кормчий попытался увязать древность с современностью, по-своему трактуя принцип 古为今用 («гу вэй цзинь юн» - «ставить древнее на службу современному»). На примере движения «пи Линь, пи Кун» можно проследить, каким образом маоисты пытались воздействовать на китайский народ и вести борьбу со своими политическими оппонентами, а также к каким последствиям это привело.
Несмотря на то, что через несколько лет после окончания «культурной революции» данный период официально подвергся критике со стороны китайского руководства, дискуссии вокруг десятилетия 1966-1976 гг. не угасают. Современные исследователи пытаются выявить истинные причины «культурной революции», особенности этого периода, дать объективную оценку его результатов. Ввиду того, что многие документы времён 1966-1976 гг. до сих пор засекречены и хранятся в архивах, в истории «культурной революции», как и в организованной на её излёте кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», остаётся много неясного. Данная тема, несомненно, актуальна и пока что мало изучена.
Объект исследования: «культурная революция» в КНР (1966-1976).
Предмет исследования: кампания «критики Линь Бяо и Конфуция» 1973-1975 гг.
Цель данного исследования – выявление социально-экономических, политических и идеологических причин организации кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», её содержания и места в процессе «культурной революции» в 1966-1976 гг. в КНР.
Для достижения этой цели автор считает необходимым последовательно решить следующие задачи:
1. Изучить биографию министра обороны КНР, официального преемника Мао Цзэдуна, маршала Линь Бяо.
2. Дать общую оценку внутренней обстановки и международного положения КНР накануне кампании «критики Линь Бяо и Конфуция».
3. Проанализировать политическое и идеологическое содержание и ход кампании «пи Линь, пи Кун».
4. Выявить значение кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» на завершающем этапе «культурной революции» 1966-1976 гг. в КНР.
Что касается основного научного метода исследования, то автор в процессе написания выпускной квалификационной работы проводил конкретно-исторический анализ и синтез китайской действительности с акцентом на идеологию, политику и международные отношения.
Автор выпускной квалификационной работы, изучая заявленную тему, использовал материалы на русском, китайском и английском языках. В качестве источников по рассматриваемому периоду автор прежде всего обратился к официальным документам КПК - «Чжунго гунчаньдан дишицы цюаньго дайбяодахуэй вэньцянь хуэйбянь». («中国共产党第十次全国代表大会文件汇编», 1973. «Сборник документов 10 съезда ВСНП», 1973 г.), «Гуаню цзяньго цунлайдандэ жогань лиши вэньтидэ цзюэи» 27.06. 1981. (关于建国从来党的若干历史问题的决议» 27.06.1981. «Решение по некоторым вопросам истории партии после образования КНР». Принято VI пленумом XI созыва ЦК КПК 27 июня 1981 г.).....
История КНР в период «культурной революции» представляет собой цепь кризисных внутриполитических ситуаций, постоянно раскалывавших страну. Нестабильность и борьба внутри правящей партии стали следствием противоречий между старыми кадровыми работниками, стоявшими за увеличение прав граждан и экономическое стимулирование, и политикой выдвиженцев «культурной революции», направленной, прежде всего, на разжигание «классовой борьбы». Ситуацию усугубляла также неспособность новых кадров решить проблему развития Китая на основе идей Мао Цзэдуна. Всё это, в свою очередь, порождало сопротивление маоистам как среди части партийных и военных кадров, так и в народе.
Основным оружием для борьбы с оппозиционерами для маоистов стали организуемые одна за другой массовые идеологические кампании. Эти политические движения являлись своеобразным методом управления китайским народом, а также формой поддержки режима. Все они были направлены на утверждение в Китае культа насилия и жестокости, обеспечение слепого повиновения «революционной линии председателя Мао». В то же время, кампании тесным образом были связаны с соперничеством внутри партии, дискредитацией неугодных выдвиженцам «культурной революции» кадров.
Кампания «критики Линь Бяо и Конфуция» стала одним из ключевых событий последнего этапа «культурной революции» (1973-1976 гг.), примером того, что китайский народ не был готов отказаться от своих традиций и культурных ценностей в угоду Мао Цзэдуну и его идеологии. Движение началось с появления ряда статей в печати, исказивших исторические факты в угоду выдвиженцам «культурной революции» с целью изменить отношение народных масс и членов партии к ключевым фигурам древности – Цинь Шихуану, Конфуцию и Мэн цзы. Затем «леваки» планировали включить в продвижение «критики Линь Бяо и Конфуция» обычных людей, прежде всего крестьян, рабочих и солдат. Однако попытка ввести народные массы в кампанию «пи Линь, пи Кун» окончилась неудачно: данное движение почти не затронуло деревню, а в крупных центрах быстро повлияло на ухудшение экономической ситуации в стране, привело к недовольству трудящихся и потому быстро пошло на спад, не только не устранив социально-политический кризис в Китае, но и усугубив его.
Следует обратить внимание, что кампания «пи Линь, пи Кун» отличалась от многих политико-идеологических движений тем, что в ней была сделана попытка использовать древние традиции для решения современных задач – стереть культурную базу китайского народа и развернуть новую «культурную революцию». Сравнивая Линь Бяо с Конфуцием, выдвиженцы «революции» стремились коренным образом изменить сознание народных масс, превратив их в «чистый лист бумаги», «игрушку» в руках верхушки КПК. Быстрый спад кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» свидетельствовал о бессилии выдвиженцев «культурной революции» с их примитивной идеологией классовой борьбы перед лицом богатого культурного опыта страны, накопленного тысячелетиями.
Мнение народных масс в отношении ключевого объекта критики – Конфуция не изменилось, несмотря на активные нападки на древнего философа в печати. Об этом свидетельствуют многие факты. Например, сейчас некоторые аспекты конфуцианской доктрины используются в управлении страной, продолжается изучение и цитирование конфуцианского канона, а сам древний философ в глазах граждан других стран уже давно стал символом Китая.
Наряду с «реабилитацией» в глазах общественности Конфуция и признания в целом кампании «пи Линь, пи Кун» ошибочной, китайская пропаганда продолжает враждебно относиться к Линь Бяо. Однако объективно оценить деятельность этой личности можно только после прочтения засекреченных документов из архивов КНР. Пока же мы можем лишь, основываясь на имеющихся у нас фактах, выразить своё мнение о Линь Бяо. Исследовав биографию данного исторического лица и воспоминания о нём его современников, автор ВКР не сошёлся во мнении о Лине с официальной китайской историей КПК. По оценке автора данного исследования, Линь Бяо в последние годы стал заложником политической ситуации в стране и не строил самостоятельно заговор против Мао Цзэдуна и его окружения. Следовательно, он не был заговорщиком и предателем, а побег из Китая стоит расценивать лишь как попытку избежать опалы и смерти.
Дискуссионным остаётся также вопрос об оценках самой «культурной революции». Если раньше данный период исследователи рассматривали исключительно с негативной точки зрения, то сейчас мнения о нём меняются на более нейтральные. В своём исследовании автор ВКР попытался по-другому взглянуть на феномен «культурной революции», найти в нём позитивные черты, дать свою оценку.
1. Ван Дунсин хуэйи: Линь Бяо цзитуань вэй моухай маочжуси чжуньбэйлэ бачжун баньфа. (汪东兴回忆:林彪集团为谋害毛主席准备了八种办法. Воспоминания Ван Дунсиня: 8 способов устранения Председателя Мао группировкой Линь Бяо).
http://news.ifeng.com/a/20170104/50519831_0.shtml
2. Гуанюй цзяньго цунлайдандэ жогань лиши вэньтидэ цзюэи. («关于建国从来党的若干历史问题的决议» 27.06.1981. «Решение по некоторым вопросам истории партии после образования КНР». Принято VI пленумом XI созыва ЦК КПК 27 июня 1981 г.).
3. Желоховцев А.М. Погоня за Конфуцием// «Новый мир» №7, 1974.
4. Kissinger H. A. White House years. Little, Brown and Company, 1979.
5. Линь Бяо. Высоко держа красное знамя генеральной линии партии и военной мысли Мао Цзэ-Дуна, семимильными шагами идти вперёд. Пекин, 1959.
6. Маомао. Мой отец – Дэн Сяопин. Культурная революция – годы испытаний. М., 2001.
7. Маршалы Китайской Народной Республики.// «Народный Китай», 1955 г., №20.
8. Мао чжуси юлу. Гуаньчжоу, 1967. (毛主席语录. 广州, 1967. Цитатник Председателя Мао, Гуаньчжоу, 1967).
9. Пэн Дэхуай. Мемуары. М., 1988.
10. Сюй Жуйжан. «ба пи Линь пи Кун дэ доучжэн цзяньсин даоди». – «ВэньУ»,1974, №3. (徐瑞让. «把批林批孔的斗争进行到底». – «文物», 1974, №3. Сюй Жуйжан. «Проводить кампанию «критики Линь Бяо и Конфуция» до конца». – «Вэньу», 1974, №3).
11. Торопцев С. Рифмованный маоизм.// «Иностранная литература», №9, 1975 г.
12. Чжунго гунчаньдан дишицы цюаньго дайбяодахуэй вэньцянь хуэйбянь. («中国共产党第十次全国代表大会文件汇编», 1973. «Сборник документов 10 съезда ВСНП», 1973 г.).
Литература на русском языке:
13. Барахта Б.П., Гудошников Л.М., Карымов В.Г. Китай после «культурной революции». М., 1979.
14. Ван Мин. Полвека КПК и предательство Мао Цзэдуна. М., 1975.
15. Галенович Ю.М. Мао Цзэдун вблизи. М., 2006....50