Только Word
Введение 3-7 стр.
Глава I. Теоретические основания изучения феномена «идолопоклонства».
1.1. Идолопоклонство: определение понятия, предпосылки формирования. 8-21 стр.
1.2. Формы и практики «идолопоклонства» в современном обществе. 21-38 стр.
1.3. Выводы по теоретической части работы 38-43 стр.
Глава II. Эмпирическое исследование «Идолопоклонство» в молодежной среде на примере изучения отношения к кумирам массовой культуры»»
2.1 Программа исследования 44-56 стр.
2.2. Результаты исследования 56-104 стр.
Заключение 105-110 стр.
Использованная литература и источники 111-117 стр.
Приложения 118-176 стр.
Актуальность
Термин идолопоклонства может вызвать ассоциацию с поклонением некоторому каменному или деревянному истукану, созданному человеком с целью персонифицировать в нем какое-то языческое божество. Идолам поклонялись древние народы с целью повлиять на свое существование: узнать будущее, задобрить божество, чтобы оно не гневалось и не наказывало, восхвалять его. Принято считать, что идолопоклонство свойственно примитивным языческим религиям, традиционными развитыми религиями оно официально отвергается. Известно негативное отношение христианства к идолопоклонству, но не затихают и споры вокруг того, что же является идолом: где проходит та грань между куклой ложного божества и воплощением истинного бога, почему положить подношение каменному изваянию – зло, а помолиться статуе, изображающей святого мученика или поцеловать перевозимые из города в город мощи апостола – добро? Ограничивается ли сфера существования идолов лишь религиозным миром? Не окружают ли нас идолы в повседневных, далеких, казалось бы, от сакрального, практиках? Есть ли что-то в наших жизнях, что занимало бы для нас этот пьедестал, грубо говоря: остаемся ли мы идолопоклонниками и по сей день, где мы проявляем это свойство, в каких формах, все ли мы к этому склонны или это касается лишь определенных групп индивидов?
Большое количество этих вопросов раскрывает многогранность, глубину этой темы, которая на первый взгляд может показаться очевидной и простой. Актуальность проблемы идолопоклонства куда сильнее, чем может показаться. Это явление существует и по сей день и проявляется в нашей жизни в гораздо более значительной степени. По предварительной гипотезе: идолопоклонство не ушло в прошлое, а является значительной частью нашей современной жизни. Вернее было бы сказать, что это явление имеет множество форм и воплощений, которые могут реализовывать данную практику как в религиозной так и светской жизни, и даже политической. Идолопоклонство - это не просто отдельная практика – это, рискну предположить, своего рода естественная часть духовной жизни человека, выраженная у одних более ярко чем у других, проявляющаяся в один период острее, чем в другой. Именно поэтому, не стоит оставлять эту тему в стороне как некоторый антропологический факт прошлого, интересный лишь в контексте изучения истории древних народов. Посмотрев на многие современные тенденции с помощью применения понятия «идолопоклонства», изучив его природу, мы могли бы лучше изучить эти тренды, понять их истоки и логику, а так как, по моему предварительному мнению, это касается действительно широкого спектра практик – можно сказать, что тема действительно актуальна, возможно даже наша эпоха – одна из тех, в которых этот феномен проявляется особенно сильно.
Итак, объектом исследования в теоретической части исследования будет сам феномен «идолопоклонства». Как было объяснено выше – идолопоклонство здесь рассматривается не столько в исконном значении этого слова, сколько как обозначение рода практик, которое мы будет применять в основном к современным явлениям, поэтому правильнее будет обозначать этот термин кавычками. Предметом будут формы и практики «идолопоклонства». В эмпирической части исследования объект и предмет будут несколько сужены и конкретизированы, в теоретической же части проводится более общий обзор.
Молодежь – это группа, объединяющая в себе биологические, социальные и психологические характеристики. Собственно, поэтому тот набор практик, который изучен –, свойственен в основном молодежи (хотя в современном мире взрослые люди вовлечены в них ненамного меньше): массовая культура, культы красоты и потребления. Сложно выделить, что является основным критерием молодости. Возраст играет свою роль, однако в современном мире барьеры молодости растягиваются. Молодежь - это определенный образ жизни, определенное к ней отношение. Многие считают характеристикой молодежи – маргинальность, не связанность человека каким-то обязательствами, но это «свобода» дозволенная обществом (причиной может быть намеренное стремление государства отвлечь молодежь от политической активности): не иметь семьи, детей, работы и ответственности человек может и в 35, но в 20 лет общество отнесется к этому более снисходительно. Общественная организация поощряет праздность молодежи, сам ее образ неразрывно связан с бесконечным развлечением и отсутствием тяжелого груза обязательств1 И тем не менее, изучаемая группа - молодежь в возрастном промежутке 15-27 лет. В силу достаточной «психологичности» изучаемого явления, совсем юные представители общества будут считаться слишком уязвимыми и не совсем адекватными в данном вопросе, поэтому возраст до 15 – своего рода детство, хоть это и сильное допущение. Верхняя граница также выбрана, исходя из предпосылки, что это еще не окончание молодости, период активного становления основных жизненных ориентиров, характера и устремлений человека обычно уже более-менее завершен. Внимание сфокусировано на молодежи России, эмпирическая часть исследования будет проводиться именно на этой выборке...
Мы рассмотрели изучаемую тему теоретически – в более широком охвате и провели эмпирическое исследование, для проверки теоретических выводов и развития методики изучения данной проблемы в реальности.
В теоретической части, где объектом был установлен феномен «идолопоклонства», а предметом – «формы и практики идолопоклонства», мы, следуя основной теоретической цели: «изучение и анализ феномена идолопоклонства в многообразии его современных форм и практик, в частности среди молодежи», рассмотрели само понятие «идолопоклонства», чтобы исследовать его содержание в исконном и прочих смыслах. Несмотря на религиозные истоки понятия, мы обнаружили его причастность к духовной и социальной сферам, его широкое философское значение, и вывели следующие, обобщающие материал характеристики: идолопоклонство – чаще всего оцениваемое как негативное/пагубное явление - является служением (зачастую слепым преклонением) какому-то явлению, которое носит ложный, фантомный, обманчивый характер, является пустышкой без содержания или исключительно яркой, броской формой, привлекающей на уровне инстинктов и не несущей духовного содержания. Кроме того, в одной из рассмотренных нами работ, в философских терминах понятие идола, если брать его понимание Платоном, является прототипом делезовского понятия «симулякр» – копия без изначального/ с искаженным содержанием1. Такая связь понятий образа, копии, пустого шаблона явилась значимой для дальнейшей работы и в эмпирической части являлась частью теоретической модели: идол может иметь несколько степеней глубины восприятия его поклонником: быть пустышкой, транслятором какого-то образа, быть самоценной личностью, интересующей содержанием.
Это рассмотрение позволило понять какой широкий спектр практик является выражением идолопоклонства. Параллели разных практик с идолопоклонством проводят многие публицисты, а некоторые указывают на изначальную «идолопоклонскую» природу человека2, а работы таких именитых ученых как Г. Лебон и Г. Тард, развивают идею потребности толпы в вожаке, и свойствах ее и самого вожака (он должен быть харизматичным, успешным, одержимым какой-то идеей, нередко страдать за толпу, которая видит в нем спасителя). То есть для человека искать идола – потребность, которая будет находить свое выражение, и носит почти бессознательный, инстинктивный характер, чем активно пользуются разные силы, особенно в условиях современной эпохи: создание новых религиозных движений, психоделическая массовая культура, ведь чувство религиозное, которое руководит толпой, присуще культам, является результатом нереализованности социальных инстинктов – достаточно легко вызвать с помощью психопрактик3 (так как оно сильно связано с явлением экстаза), в частности наркотиков и сенсорных воздействий – все это свойственно современной массовой культуре, во главе которой также есть свои идолы.
Идеи Баумана З., Инглхарта Р., Вельцеля К., Иванова Д., Бодрийяра Ж. позволили нам охарактеризовать современную эпоху как эру недолговечных связей, неопределенности, виртуализации всех сфер жизни, симуляции, акцентах на броском, поверхностном, сиюминутном, но господствует и страх человека перед всем этим, его одиночество, совмещенное с нарциссизмом и интересами, далекими от общественной значимости, при этом всем отсутствие ориентиров и институализированных форм выхода в измененное состояние сознания4; параллельно, с середины 20го века, герои масс окончательно стали в основном выходцами из мира «селебритиз», развлекательной индустрии, в отличие от героев прежних эпох5. Идолы современности все больше превращаются лишь в спектакль6, образ, симуляцию, а не реальные социальные силы или же в набор сигналов, а не полноценную личность7. Затем мы подробно рассмотрели три формы проявления идолопоклонства в современном мире, ссылаясь на работы Ж. Бодрийяра, Н. Вульф, а также многих публицистов, ученых, которые проводили параллель между этими тремя практиками и новыми религиозными культами: массовая культура, культ красоты, культ потребления, которые особенно касаются молодежи. Сделав эти выводы, мы сузили круг своего исследовательского интереса до одной формы идолопоклонства: массовой культуры и ее идолов. Тем не менее, в качестве еще требующих исследования, остаются две другие: культ потреблениярелигия брендов и культ красотынарциссизма, где идолом выступает конструируемая им самим идентичность человека. Эти темы носят общественно-важный характер, так как связаны с управлением «сверху», например, религия брендов - это намеренная стратегия корпораций: сделать бренд религией – показатель успеха компании8, культ красоты и нарциссизма также насаждается, так как все это – источник заработка и способ отвлечь какие-то группы от социальной активности, истощить их силы (как считает Н. Вульф, говоря о культе красоты среди женщин).....
1. Аверьянов А. Йеспер Кунде «Корпоративная религия», 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://ajven.com/yesper-kunde-korporativnaya-religiya.html
2. Акиева Н.В. Влияние культа знаменитости на формирование ценностных ориентиров подростков // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Междунар. науч. практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 1 (2). – С. 407–411. [Электронный ресурс]. URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=9591
3. Антонян К.Г. Медиафанство как культурно-психологический феномен // Научный журнал «Вестник психофизиологии». 2015. №3. С. 57-60. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyphysjorn.ru/Вестник%20психофизиологии%20№3%202015.pdf
4. Ануфриева К.В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе // Вестник ТвГУ. Серия: «Философия». 2014. № 2. С. 79-90. [Электронный ресурс]. URL: eprints.tversu.ru/4754/1/Вестник_ТвГУ._Серия_ФИЛОСОФИЯ._2014._Выпуск_2._С._79-90.pdf
5. Бажанов Н. Библейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/1791
6. Бауман З. «Индивидуализированное общество», - М.:Логос, 2002 -390 с. [Электронный ресурс]. URL: http://socioline.ru/files/5/39/bauman_zigmunt_-_individualizirovannoe_obshchestvo-2005.pdf
7. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.:РГГУ, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library/antropology/frommp.htm
8. Блаватская Е.П. Ожившие изваяния // Сборник статей «Эликсир жизни». — М., Сфера, 1998. С. 255—272. [Электронный ресурс]. URL: http://lib100.com/book/theosophy/yeliksir_zhizni_b/_Блаватская%20Е.П.,%20Эликсир%20жизни.pdf
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика; Культурная революция, 2006, - 269 c.
10. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. -240 с.
11. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин - М.: Альпина нон-фикшн, 2013 – 445 c.
12. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. — М.: Наука, 1995 - 223 с. [Электронный ресурс]. URL: http://socioline.ru/files/5/39/garadzha.pdf
13. Еверзова Т. Бренд как новая религия // Интернет-журнал «Умная Россия», 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://cleverrussia.com/brend-kak-novaya-religiya/
14. Евтушенко Е.Н. Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа // Universum: Общественные науки: электронный научный журнал. 2015. № 6 (16). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/viewer?url=http://7universum.com/pdf/social/6(16)/Yevtushenko.pdf
15. Еремеева В.Ф., Гончаренко К.Н. Современная молодежная субкультура: без ценностей // Система ценностей современного общества. 2011. № 17-2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-molodezhnaya-subkultura-bez-tsennostey...58