Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема этикета в социологии: традиции Н.Элиаса и современные подходы

Работа №144483

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Интегративный подход Н.Элиаса к изучению общества 7
1.1. Жизненный путь Н.Элиаса и его идея фигурации 7
1.2. Место этикета в процессе цивилизации Элиаса 18
1.3. Социокультурная критика теории цивилизации Н.Элиаса 31
Глава 2. Этикет как объект исследования в современной социологии 38
2.1. Этикет как социальная норма 38
2.2. Функции этикета 46
2.3. Этикет и мораль, закон, ритуал 51
Заключение 67
Список использованной литературы 70


Актуальность темы исследования. Ежедневно люди находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в постоянной и непрерывной коммуникации. Для поддержания стабильности и порядка в обществе жизнь человека должна быть предсказуема. Поэтому существуют различные регуляторы поведения индивида в социуме, такие как закон, этикет, мораль и др. В наше время кардинальным образом трансформируются экономические, идеологические и нравственные основы жизни российского общества (особенно последние двадцать пять лет). Происходит переоценка ценностных ориентиров, а также появляются новые области взаимных интеракций, требующие регулирования. Этикет – особая тактика выстраивания доброжелательных отношений, основанных на взаимном уважении, между взаимодействующими индивидами, имеющими разные статусные позиции в обществе.
Для понимания происходящих процессов нужен их всесторонний анализ, и если в экономической и политической сферах постоянно проводятся крупномасштабные исследования, как теоретические, так и эмпирические, то духовно-нравственную сферу жизни общества исследовать сложнее, и хороших работ по этой теме меньше.
Сегодня интерес к этикетной культуре, желание овладеть правилами хорошего поведения не только не падает, но даже и растет: выпускается литература об этикете, открываются различные школы, обучающие этикетным правилам. Этикет ставит рамки в социальном взаимодействии и позволяет ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.), он помогает избежать конфликтных ситуаций, а также отражает общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность), выступает средством социально-культурного возвышения индивидов, фактором успеха, становится жизненно важными для представителей всех социальных групп. Социологам внимание к проблемам этикета позволяет изучить актуальный процесс социального взаимодействия.
Но до сих пор не существует единого взгляда на этот феномен. Некоторые ученые считают его частью или подсистемой морали, и больше уделяют внимания именно ей, другие полагают, что этикет есть ритуал. В конечном счете возникает вопрос о границах этикета, о степени его самостоятельности/ зависимости от других социокультурных явлений. Поэтому всестороннее изучение этикета является важным и актуальным исследованием, несущим методологическую ценность.
Степень научной разработанности. В данной работе анализируется генезис этикета через призму теории цивилизации Норберта Элиаса («О процессе цивилизации», Т1, 2) и этикет как объект анализа в современной социологической, философской и антропологической литературе.
Одним из тех, кто обратил свое внимание на этикет и провел сравнительно-исторический анализ текстов о должном поведении Средневековья и эпохи Возрождения стал немецкий социолог Норберт Элиас. Его теория цивилизации представляет собой попытку истолковать процесс цивилизации как процесс формирования механизмов внешнего (принудительного) контроля и самоконтроля, приводящих к появлению структур государства, власти, этикета, морали и тому подобного, в их единстве и взаимообусловленности1.
В нacтoящee врeмя в Рoccии вышлo немного трудов, пocвящeнных Н.Элиасу и его творчеству. Cрeди авторов, рaбoты которых были изучены в прoцecce иccлeдoвaния, cтoит ocoбo выдeлить cлeдующих: А.М.Руткевича, Е.И.Полещикову В.В.Козловского, Р.Е.Гергилова, Л.А.Авакян, М.Н.Костецкого. В зарубежной литературе можно отметить работы и интервью с С.Меннелом, труды Д.Шетткера, И.Шубрта, Р.Айа и других.
В современной социологической литературе этикет как объект исследования представлен сравнительно мало. Основными авторами являются Р.И.Мамина2, Л.С.Лихачева3. В основном этикет рассматривается в работах социальных антропологов и этнографов, например, в исследованиях Б.Х.Бгажнокова4, А.К.Байбурина и А.Л.Топоркова5, Ф.К.Дахуновой6, Р.П.Хакуриновой, М.А.Родионова, в которых также затрагивается соотношение этикета с моралью и ритуалом. Проблема этикета и закона представлена в исследованиях Дж.Мартин7, А.П.Зильберг.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Норберт Элиас прожил долгую и плодотворную научную жизнь, написав большое количество работ и создав концепцию фигуративной социологии, за что его называют одним из главных социологов XX века. Кроме того, критика его подхода нисколько не умаляет вклада Н.Элиаса в социологию. Однако его современники поздно обратили на него внимание, а в сегодняшней российской научной литературе он представлен скудно.
Н.Элиас протестовал против дихотомического разделения индивида и общества, считая, что они ближе, чем считают представители реализма и номинализма. Так, родилась фигуративная социология Элиаса как попытка соединения общества и индивида. Понятие фигурации выделяет равнозначность общества как совокупности взаимозависимых элементов, образовывающих сплетения, и индивидов, с их социальными связями, которые составляют это общество. Элиас считает, что индивид не замкнут в себе, не отделен от других членов общества, он взаимодействует с другими индивидами, и именно они, взаимосвязанные, могут постепенно изменять структуру, хотя и пребывают в ней как в уже существующей. Структура – не нечто внешнее и надындивидуальное, она является частью бытия индивидов в социальной системе.
Фигурации у Н.Элиаса не статичны, это постоянно меняющиеся процессы. Например, процесс цивилизации, который происходит с точки зрения все большего подавления аффектов, появления хороших манер, т.е. этикета. Этикет – составная часть общественного порядка и порядочности человека. Главное назначение кодекса правил внешней культуры – организация поведения людей в обществе. Однако, как видно и из анализа повседневных практик придворного общества – этикет не только упорядочивал жизнь людей, он также показывал кто есть кто в социальном плане, тем самым интегрируя и дифференцируя общество, что до сих пор является важными и главными функциями этикета.
В процессе цивилизации происходят различного рода трансформации, затрагивающие как ментальные структуры, так и общественные, в основе которых лежит все большая взаимозависимость индивидов и, как следствие, дифференциация социальных принуждений. Постепенно устанавливается такая структура общества, в которой принуждение индивидов со стороны друг друга переходит в самопринуждение. Этикет – это важный компонент социума, его достояние, который настолько влился в нашу жизнь, что иногда этикетные действия совершаются рефлексивно. Поэтому существует интерес к этикету и в современной литературе.
В процессе глобализации этикет играет еще большую роль: возрастает мобильность индивидов, появляется больше точек соприкосновения разных культур. Быстро растущая глобальная взаимозависимость, с одной стороны, и многополярность международных отношений с другой, повышают «необходимость» для широкого общественного самоограничение – сдержанности, манер1.
Этикет, базируясь на общечеловеческих ценностях, является значимым в поддержании социального порядка. Конечно, этикет важен не только в современном динамичном мире в рамках межкультурного взаимодействия, но и в рамках одной культуры. Например, адыги придают этикету большое значение, они считают человека, не соблюдающего или плохо соблюдающего правила этикета, лишенным почтительности и адыгства.
Этикет – это социальная норма, сложившаяся в процессе взаимодействия между людьми, нормооформляющая наши потребности. Этикет напрямую связан с социальными ролями индивида и его социальным статусом. Роли определяют набор обязательных этикетных правил присущий индивиду той или иной социальной позиции. Именно значимость социальных различий превращает нейтральную коммуникативную ситуацию в этикетную. Этикет проявляет себя в выделении и утверждении социальных статусов относительно друг друга. Этикет – это не только совокупность норм, регулирующих социальное взаимодействие и обеспечивающих социальный порядок, но это и ролевое поведение индивидов в соответствии с социальной дифференциацией общества. Через этикет мы закрепляем свои статусные позиции и подтверждаем культурную общность. Поэтому этикет, обладая различными функциями в обществе, проявляет себя больше в интегрирующе-дифференцирующей функции.
Также важно понимать, что этикет и мораль, этикет и закон, этикет и ритуал – не тождественные понятия, они имеют одну область присутствия, но регулируют ее по-разному и применяют разные санкции. При этом этикет имеет эстетическую форму и нравственное содержание, опирается на общечеловеческие моральные принципы, среди которых главный – уважение к другим людям. Для современного российского общества опасность представляет «двойная мораль», когда считается, что одни принципы по каким-то причинам можно нарушать. С другой стороны, российское общество стоит на пути медленного морального выздоровления после резких экономических, политических и социальных изменений 1990-х гг., а также разрушения моральных основ....


1. Антонов М.Ф. Нравственные устои экономики: XIX Всесоюзная партконференция и исторические судьбы страны. – М.: Сов. Россия. 1989.
2. Байбурин А.К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии: Сб.ст. – М.: Наука, 1988.
3. Брейтуэйт Д. Стыд и современность // Вопросы ювенальной юстиции. – М.: Юрист. 2006. № 1.
4. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. – М.: Изд-во «Весь мир». 2008.
5. Вильковский М. Социология архитектуры. – М.: Фонд «Русский авангард». 2010.
6. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2008.
7. Гейжан Н.Ф., Зимбули А.Е. Жизнь человека: этико-психологические ракурсы. // Жизнь человека: опыт междисциплинарного исследования. – СПб: Институт психологии и биологии человека. 1997.
8. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. – М.: Изд-во «Восточная литература» РАН. 1999.
9. Гергилов Р.Е. Проблема индивидуализации в социологии М.Вебера и Н. Элиаса: сравнительный анализ / Социологический журнал. 2007. № 3.
10. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле»». 2000. — 304 с.
11. Дахунова Ф.К Особенности зарождения и развития европейского и адыгского этикетов // Система ценностей современного общества. № 30. 2013.
12. Зиммель Г. Психология моды // Научное обозрение. 1901. № 5.
13. Козловский В.В. Фигуративная социология Норберта Элиаса // Журнал социологии и социальной антропологии. № 3. 2000.
14. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат. 1988.
15. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967....72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ