Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Департамент здравоохранения г. Москвы.
Выборка: 107 внештатных специалистов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ………11
1.1.Теоретико-правовое регулирование института внештатных специалистов в системе здравоохранения ...11
1.2. Генезис, понятие и структура института внештатных специалистов в организационной и методической помощи учреждениям здравоохранения………15
1.3. Правовое регулирование института внештатных специалистов в органах исполнительной власти системы здравоохранения……………...28
1.4. Организационно-правовая и кадровая характеристика Департамента здравоохранения г. Москвы …43
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………51
2.1. Программа и основные этапы исследования…………………………. 51
2.2. База настоящего исследования ……54
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ И ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГНАНИЗАЦИИ ВНЕШТАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ …67
3.1. Анализ и оценка регулирования системы внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы………………………………..67
3.2. Организационно-правовые проблемы регулирования системы организации внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы……………………………………76
3.3. Разработка модели по совершенствованию системы организации внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы……………………………………80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……… 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………. 107
Актуальность темы исследования. Эффективная кадровая система дает возможность как коммерческим организациям, так и государственным учреждениям привлекать внештатных специалистов с целью выполнения разнообразных задач. Это особенно полезно, если руководство не нуждается в постоянном сотруднике, но его услуги требуются на определенный период. Система внештатных специалистов помогает организациям и учреждениям экономить деньги, поскольку нет необходимости выплачивать полную ставку сотруднику, который занят лишь определенную часть рабочего времени.
Здравоохранение – одна из важнейших областей в нашей стране и внештатные сотрудники в данной системе, безусловно, являются ценным ресурсом. Исключительное значение имеют медицинский персонал, т.к. специалисты данной сферы оказывают значительный вклад в процесс предоставления медицинской помощи и поддержания здоровья общества. Внештатные сотрудники в системе здравоохранения выполняют важнейшую функцию в обеспечении качественных медицинских услуг и благополучия населения. Институт внештатных специалистов в медицинском учреждении играет важную роль в обеспечении гарантии качества медицинской помощи и ее доступности для всех. При этом, внештатные сотрудники в системе здравоохранения могут относится как к руководящему или вспомогательному звену, так и к непосредственному медицинскому персоналу.
Проблема управления и поддержки персонала, работающего в системе здравоохранения, значительно обострилась в период пандемии коронавирусной инфекции, начавшейся в 2020 году. Указанная проблема коснулась как постоянных сотрудников, числившихся в штате учреждения здравоохранения, так и внештатных специалистов. В связи с большим ростом заболеваемости среди врачей и иного медицинского персонала, случаи привлечения внештатных специалистов резко возросли. В свою очередь, в учреждениях, в которых была неразвита система внештатных специалистов, столкнулась с большими проблемами в области нехватки персонала.
Сами внештатные специалисты, работающие в системе здравоохранения, сталкиваются с рядом серьезных проблем, одной из которых является низкая заработная плата (особенно в регионах). Многие из них вынуждены работать на неполную ставку или занимать несколько должностей одновременно, что отрицательно сказывается на качестве оказываемых услуг. Также, к проблемам внештатных специалистов можно отнести недостаточный уровень профессионального развития.
Таким образом, в современных условиях, медицинская сфера требует широкого спектра услуг, включающих в себя диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию пациентов. Такие услуги зачастую предоставляются внештатными специалистами. В связи с этим, важность формирования и эффективного регулирования института внештатных специалистов на базе каждого (без исключения) медицинского учреждения, является чрезвычайно важным.
Институт внештатных специалистов в органах исполнительной власти системы здравоохранения может включать различные категории профессионалов, например, консультантов, аналитиков, экспертов по общественному здоровью, медицинских практиков и т.д. Они могут выводить на новый уровень организацию и управление здравоохранением, обогатив работу традиционных медицинских кадров новыми знаниями и подходами.
Для оценки эффективности института внештатных специалистов в Департаменте здравоохранения г. Москвы необходимо провести комплексное исследование, охватывающее различные аспекты их деятельности и влияния на работу здравоохранения.
Целью представленной работы является разработка модели по совершенствованию системы организации внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы.
Для достижения вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть генезис, понятие и структура института внештатных специалистов в организационной и методической помощи учреждениям здравоохранения;
определить особенности правового регулирования института внештатных специалистов в органах исполнительной власти системы здравоохранения;
дать организационно-правовую и кадровую характеристику Департамента здравоохранения г. Москвы;
проанализировать и дать оценку процессу регулирования системы внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы;
выявить организационно-правовые проблемы регулирования системы организации внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы;
разработать модель по совершенствованию системы организации внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы.
Объектом исследования является институт внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы.
Предметом исследования выступает процесс создания и регулирования системы внештатных специалистов.
Важными аспектами оценки эффективности могут служить:
1. Анализ качества медицинской помощи, оказываемой при участии внештатных специалистов. Это включает в себя оценку результатов лечения, уровень удовлетворенности пациентов, статистику осложнений и рецидивов заболеваний.
2. Оценка экономической эффективности. Необходимо изучить затраты на использование внештатных специалистов в сравнении с достигаемыми ими результатами и выгодой для здравоохранения.
3. Изучение профессиональной компетенции и продуктивности внештатных специалистов. Это может включать анализ участия в профессиональном обучении и сертификации, реализацию наработанных компетенций на практике, а также уровень вовлеченности в научно-исследовательскую работу.
4. Анализ обратной связи со стороны пациентов, коллег и руководства, чтобы понять их восприятие внештатных специалистов и их работы.
Научная новизна проведенного исследования заключается в устранении имеющихся правовых, организационных и методологических пробелов и определении возможных направлений решения проблем действующего процесса формирования и регулирования системы организации внештатных специалистов, которые, в свою очередь, будет способствовать:
повышению точности процесса управления, координации и реализации контроля за системой внештатных специалистов;
ускорению решения значимых кадровых вопросов;
регламентации действий всех сотрудников Департамента здравоохранения г. Москвы;
повышению качества и скорости принимаемых управленческих решений по вопросам государственного регулирования в сфере здравоохранения;
повышению оперативной коммуникации с гражданами по решению проблемных вопросов в рассматриваемой области и т.д.
Теоретическая значимость исследования определяется доработкой теоретико-методологических положений и разработкой новых научно-методических рекомендаций, формирующих концепцию формирования и регулирования системы организации внештатных специалистов, что позволило систематизировать объективные знания о существующем методическом инструментарии, а также разработать научно-методические подходы к оценке эффективности регулирования системы организации внештатных специалистов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной модели по совершенствованию системы организации внештатных специалистов в деятельности Департамента здравоохранения г. Москвы, при разработке и модернизации государственных, региональных и муниципальных программ, стратегий и проектов развития системы здравоохранения, в методических материалах контрольно-надзорных органов, учебном процессе при подготовке практикующих специалистов.
Теоретическая основа исследования. Проблемам оценки и повышения эффективности деятельности персонала, занятого в системе здравоохранения, посвящены научные исследования как российских, так и зарубежных авторов. Так, среди наиболее известных можно назвать: О. Бессейра, Р. Боятциса, Дж. Ботерфа, Э.Брукинга, П. Лоуренса, Р. Хариссона, И. Хентце, Т.Ю. Базарова, Е.В. Галаеву, Б.М. Генкина, П.В.Журавлева, Д.К.Захарова, А.Ф. Зубкову, Л.В. Ивановскую, А.Я. Кибанова, С.А. Карташова, Н.К. Маусова, В.И. Матирко, В.А. Столярову, В.М. Свистунова, М.Я. Якунчикову.
Также теоретическую основу составляют теоретические и экспериментальные положения теории стратегического менеджмента, управления персоналом, научные результаты российских и зарубежных исследователей и специалистов по вопросам государственного и муниципального управления. В частности, были использованы труды А.А. Артемьева, С.А. Боголюбова, Н.В. Васильевой, А.М. Гаджимурадовой, Е.Ф. Гладун, Б.В. Ерофеева, Ю.Н. Замолоцких, С.И. Комарова, С.А. Липски, И.И. Макарова т.д.
Правовую основу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации различных уровней в сфере управления учреждениями здравоохранения. В частности, были изучены: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и т.д.
Однако, вопросы формирования и регулирования института внештатных специалистов учреждений здравоохранения в данных работах не освещены. Помимо этого, важность рассматриваемого института в период пандемии коронавирусной инфекции, также в научных работах не была изучена.
В связи с этим подтверждается актуальность рассмотрения темы представленной магистерской диссертации.
В ходе написания представленной работы были использованы следующие методы исследования: сбор, обработка, анализ (логический, стратегический и др.) и систематизация информации, методы индукции и дедукции, а также частно-научные математические методы (прежде всего, методы статистики и прогнозирования) и др. Важно место в исследовании отведено таким методам сбора информации как опрос и анкетирование.
Информационная база исследования представляет собой совокупность различных открытых данных Департамента здравоохранения г. Москвы по вопросам формирования и регулирования системы организации внештатных специалистов, аналитические отчеты, авторские расчеты показателей, составленные прогнозы и выводы.
В магистерской диссертации были рассмотрены теоретические, правовые и организационные аспекты института внештатных специалистов. Практическая часть исследования была проведена на базе ДЗМ. Была изучена система управления внештатными специалистами, выявлены проблемы и разработаны направления по повышению эффективности и оценки внештатных специалистов Департамента.
Анализ теоретических и правовых аспектов показал, что главный внештатный специалист – это специалист с особыми знаниями по определенной специальности (медицинской направленности), который входит в состав главных внештатных специалистов и помогает Департаменту здравоохранения реализовывать государственную политику в области здравоохранения. Главные внештатные специалисты обладают специализированным образованием и высоким уровнем компетенции в своих сферах. Они играют важную роль в повышении качества и профессионализма медицинской помощи, развитии современной медицинской науки и практики в медицинских учреждениях.
Анализ объекта исследования и внештатных специалистов показал, что Департамент здравоохранения г. Москвы является учреждением, которое несет ответственность за организацию и координацию здравоохранения в столице. Он играет важную роль в обеспечении населения г. Москвы доступными и качественными медицинскими услугами. Одной из основных задач Департамента является разработка и поддержка эффективной системы здравоохранения в городе. Он создает и внедряет стратегические планы развития здравоохранения, а также контролирует их реализацию. Департамент также занимается организацией работы медицинских учреждений, оптимизацией процессов и повышением качества оказываемой медицинской помощи. Одним из главных преимуществ Департамента является его широкая компетенция и опыт. Он объединяет специалистов из разных областей, что позволяет предоставлять полный спектр медицинских услуг для жителей Москвы. Более того, Департамент активно сотрудничает с другими государственными и медицинскими организациями, чтобы обмениваться опытом и внедрять передовые практики. Анализ кадрового состава ДЗМ показал, что Департамент полностью укомплектован высококвалифицированными специалистами. Далее в рамках настоящего исследования следует провести анализ внештатных специалистов.
Во второй главе исследования было проведено исследование эффективности управления внештатными специалистами методом опроса. работа внештатных сотрудников в ДЗМ является критическим фактором улучшения системы здравоохранения в городе. В результате их профессионального знания и опыта решаются задачи по оптимизации работы ДЗМ и повышению качества медицинского обслуживания в г. Москва. Однако, в действующей системе работы ДЗМ с внешними сотрудниками существуют как организационные, так и правовые проблемы.
Основные выявленные проблемы: организационные и управленческие проблемы; отсутствие четких квалификационных требований к внештатным специалистам; недостаточная система оценки внештатных специалистов при найме на работу; отсутствие учета мнения внештатных специалистов при организации; отсутствие методики оценки деятельности внештатных специалистов ДЗМ.
В рамках проектной части исследования были предложены три группы мероприятий: внедрение системы оценки внештатных специалистов на основе компетенций; разработка системы грейдов и на их основе оценки на основе KPI; мероприятия в сфере мотивации внештатных специалистов. обоснование эффективности предложенного мероприятия был осуществлен укрупненный расчет экономического эффекта, отражающий целесообразность внедрения данной системы. Кроме того, внедрение данной системы малозатратно и не предполагает значительные капитальные затраты, так как на данный момент финансовые возможности Департамента ограничены. На основании KPI для обеспечения тесной зависимости размера заработной платы внештатного специалиста и конкретных результатов его трудовой деятельности, а также усиления стимулирующей функции тарифной системы в ДЗМ было предложено применить факторно-критериальные модели расчета тарифной ставки внештатного специалиста.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета Российская газета. Федеральный выпуск. 2020. № 148 (8202).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 341.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 40. Ст. 1244.
5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // С6обрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 34.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. 30 октября.
7. Приказ Минздрава России от 19.04.2021 № 374 (ред. от 21.09.2023) «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386256/ (дата обращения: 29.10.2023).
8. Закон г. Москвы от 17.03.2010 № 7 (ред. от 08.06.2022) «Об охране здоровья в городе Москве». URL: https://base.garant.ru/394383/ (дата обращения: 11.11.2023).
9. Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. № 425-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70118536/ (дата обращения: 15.11.2023).
10. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 28 февраля 2019 г. № 139 «О главных внештатных специалистах Департамента здравоохранения города Москвы». URL: https://base.garant.ru/57399244/ (дата обращения: 05.11.2023).
11. Арсланбекова А.З. Особенности реализации современной государственной политики России в сфере здравоохранения // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-sovremennoy-gosudarstvennoy-politiki-rossii-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 11.11.2023).
12. Артымук В.А. Здравоохранение в Российской Федерации: конституционные принципы, основы и гарантии // МиД. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdravoohranenie-v-rossiyskoy-federatsii-konstitutsionnye-printsipy-osnovy-i-garantii (дата обращения: 11.11.2023).
13. Бударин С.В. Внедрение Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы / С.В. Бударин // Московская медицина. 2016. № S2(14). С. 18-24.
14. Гаджиев Р. С., Агаларова Л. С. Совершенствование организационно-управленческой деятельности главных внештатных специалистов центральных районных больниц // Менеджер здравоохранения. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-organizatsionno-upravlencheskoy-deyatelnosti-glavnyh-vneshtatnyh-spetsialistov-tsentralnyh-rayonnyh-bolnits (дата обращения: 15.11.2023).
15. Гладких С. Г. Распространение коронавирусной инфекции как показатель эффективности управления региональной системой здравоохранения / С. Г. Гладких // Государственное и муниципальное управление в политико-административных системах: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 24–26 октября 2022 года / Ответственный редактор Ю.А. Матафонова. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. С. 35-39.
16. Грицевич О. С. Приоритеты государственной политики кадрового обеспечения системы здравоохранения города Москвы / О. С. Грицевич // Современная Наука: Актуальные Вопросы, Достижения И Инновации: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 05 февраля 2021 года. Том Часть 2. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. С. 28-32.
17. Епинина В. С. Специфика зарубежного опыта развития персонала как составной части обеспечения эффективной системы здравоохранения / В. С. Епинина, О. Ф. Конькова // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных трудов 9-й Международнойнаучно-практической конференции, Курск, 20–21 февраля 2020 года. Том 1. – Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, 2020. С. 156-161.
18. Ершова Е.А. Совместительство: дискуссионные вопросы правового и индивидуального регулирования // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 435. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestitelstvo-diskussionnye-voprosy-pravovogo-i-individualnogo-regulirovaniya (дата обращения: 05.11.2023).
19. Зудин А. Б. Некоторые аспекты кадрового обеспечения национальной системы здравоохранения и медицинского обслуживания / А. Б. Зудин, Е. И. Аксенова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2019. Т. 18, № 4. С. 158-164.
20. Зюзина М. С. Проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения в РФ / М. С. Зюзина, А. А. Михайлов // Управление персоналом. Профориентация и задачи развития партнерского взаимодействия: сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции 2018, Москва, 25 декабря 2018 года. – М.: Знание-М, 2020. С. 32-33.
21. Камынина Н. Н. Роль Департамента здравоохранения города Москвы в системе общественного здравоохранения / Н. Н. Камынина, В. М. Кураева // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента: Сборник научных трудов / Под общей редакцией Е.И. Аксеновой. Том Выпуск 3 (13). – М.Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2022. С. 271-276.
22. Козырев М. Ю. Правовая помощь медицинским работникам Департамента здравоохранения г. Москвы / М. Ю. Козырев // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента: Сборник научных трудов / Под общей редакцией Е.И. Аксеновой. Том Выпуск 3 (13). – М.: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2022. С. 101-103.
23. Камашева, А.В. Оценка персонала медицинской организации по модели компетенций / А.В. Камашева // Менеджер здравоохранения. – 2020. – № 2. – С. 57-65.
24. Коргова М. А. Кадровый менеджмент: учебное пособие для вузов / М. А. Коргова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022.— 206 с.
25. Коленникова, О.А. Новые институты оценки квалификации медицинских специалистов: функции и значение / О.А. Коленникова // Здравоохранение Российской Федерации. – 2022. – Т. 66. № 6. – С. 535–541.
26. Коленникова О.А. Проблемы системности институтов оценки квалификации медицинских специалистов / О.А. Коленникова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. – № 7. – С. 1027-1032.
27. Коленникова, О. А. Оценка квалификации медицинских специалистов в аспекте развития непрерывного медицинского образования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. – Т. 29. – № 2. С. 1318-1323.
28. Лапочкина С. В. Особенности кадрового обеспечения сферы здравоохранения / С. В. Лапочкина, И. Р. Каримов, А. А. Качагин // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 11-1. С. 40-44.
29. Лобкова Е.В., Петриченко А.С. Управление эффективностью региональной системы здравоохранения // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 2 (449). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-effektivnostyu-regionalnoy-sistemy-zdravoohraneniya (дата обращения: 15.11.2023).
30. Лобкова Е. В. Управление эффективностью региональной системы здравоохранения / Е. В. Лобкова, А. С. Петриченко // Финансы и кредит. 2020. Т. 26, № 3(795). С. 698-720.
31. Лукомская Н. С. Совершенствование кадрового обеспечения системы государственного управления на примере здравоохранения / Н. С. Лукомская // Colloquium-Journal. 2019. № 21-7(45). С. 22-25.
32. Масякин А. В. Анализ кадровой политики Департамента здравоохранения города Москвы / А. В. Масякин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 3-4. С. 25-30.
33. Мясников К. Е. Региональная система здравоохранения как объект государственного управления и стратегического планирования / К. Е. Мясников // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2(130). С. 55-58.
34. Нитшаева Ю. В. Управление системой здравоохранения: региональный аспект / Ю. В. Нитшаева, В. В. Кудревич // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12-2(94). С. 75-79.
35. Паневина О. А. Актуальные проблемы кадрового обеспечения в здравоохранении / О. А. Паневина // Эпомен. 2021. № 60. С. 40-50.
36. Полянин А. В. Государственное финансовое обеспечение устранения кадрового дефицита в здравоохранении / А. В. Полянин, С. А. Долгова, И. Н. Горбова // Финансовый менеджмент. 2020. № 4. С. 100-109.
37. Птицына В. С. Управление качеством в медицинских организациях Департамента Здравоохранения города Москвы / В. С. Птицына // Гагаринские чтения – 2018: Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодёжной научной конференции, Москва-Барнаул-Ахтубинск, 17–20 апреля 2018 года. Том 4. – Москва-Барнаул-Ахтубинск: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2018. – С. 207.
38. Пугачев В. П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Пугачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 523 с.
39. Репринцева Е. В. Состояние и проблемы кадрового обеспечения здравоохранения РФ / Е. В. Репринцева // Вопросы социально-экономического развития регионов. 2019. № 2(7). С. 2-9.
40. Репринцева Е. В. К вопросу кадрового обеспечения здравоохранения региона / Е. В. Репринцева // Региональный вестник. 2020. № 14(53). С. 49-50.
41. Салун В.Р. Государственные гарантии в сфере охраны здоровья граждан // E-Scio. 2020. № 11 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-garantii-v-sfere-ohrany-zdorovya-grazhdan (дата обращения: 11.11.2023).
42. Сквирская Г,П., Волнухин А.В. Основные направления совершенствования деятельности в области общественного здоровья и управления здравоохранением в современных условиях в Российской Федерации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-v-oblasti-obschestvennogo-zdorovya-i-upravleniya-zdravoohraneniem-v (дата обращения: 06.09.2023).
43. Чингизова Г. Ф. Особенности оптимизации региональной системы управления здравоохранением / Г. Ф. Чингизова // Вести научных достижений. 2022. № 15. С. 17-20.
44. Чупрова А.Ю., Булычева Л.В. Влияние правового статуса главных внештатных специалистов Российской Федерации на возможность привлечения их к юридической (уголовной) ответственности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pravovogo-statusa-glavnyh-vneshtatnyh-spetsialistov-rossiyskoy-federatsii-na-vozmozhnost-privlecheniya-ih-k-yuridicheskoy (дата обращения: 05.09.2023).
45. Штреблинг О. Г. Совершенствование управления региональной системой здравоохранения / О. Г. Штреблинг // Эпоха науки. 2019. № 17. С. 51-54.
46. Фирсов, С.А. Возможности и модели организации оценки технологий и эффективности работы органов здравоохранения / С.А. Фирсов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. № XVIII. – С. 123-127.
47. Фомицкая, Г.Н. Современные подходы к реализации независимой
оценки профессиональных квалификаций / Г.Н. Фомицкая // Педагогический имидж. – 2019. – № 13(3). – С. 452–64.
48. Хайруллин И.И., Камашева А.В., Жаворонков В.В. Корпоративная модель компетенций в деятельности медицинской организации как фактор повышения ее качества // Менеджмент в здравоохранении. – 2019. – № 3. – С. 6-12.
49. Хайруллин И.И., Жаворонков В.В., Маннанова Г.Р. Система коммуникации в крупной медицинской организации как фактор повышения ее эффективности // Менеджер здравоохранения. – 2017. -№ 6. – С. 22-29.
50. Spencer L.M. Competency assessment methods // Human resources of management. Boston: MA, 2015. – 253 р.