Введение…
Глава 1. «Мистическая философия В. Ф. Одоевского»…………………........12
1. Истоки и основания философских воззрений В. Ф. Одоевского и их основные принципы
2. Понимание человека в творчестве В. Ф. Одоевского. Смысл жизни и мистицизм
3. Концепция истории и культуры в произведениях В. Ф. Одоевского……...22
4. В. Ф. Одоевский - главный русский романтик и его связи с западным романтизмом
Глава 2. «Значение учения В. Ф. Одоевского в русской культуре»………….43
1. В. Ф. Одоевский как предшественник космизма. Связь его идей с идеями Н. Ф. Фёдорова
2. В. Ф. Одоевский и космисты начала 20 века. К. Э. Циолковский. В. И. Вернадский
Заключение
Список литературы…
Одним из видных представителей русской культуры XIXвека является писатель и публицист, князь Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869).
Актуальность данного исследования заключается в том, что философские и теоретические воззрения В.Ф. Одоевского будут рассмотрены с их мистической стороны. Переосмысление философской направленности произведений В.Ф. Одоевского, несомненно, необходимо. Сопоставление творчества писателя с сочинениями других мыслителей XIXи XX веков позволяет глубже постичь его художественное наследие. Это также способствует, с одной стороны, углубленному изучению литературного процесса первой половины 1830-х годов как такового, а с другой стороны - обозначению и раскрытию 'забытых' позиций ряда деятелей культуры XIX иXX веков по многим проблемам, актуальным и в XXI веке.
Темы, поднимаемые В. Ф. Одоевским в своём творчестве: переосмысление роли науки и техники в развитии цивилизации и эволюции человечества, выделение нравственных и духовных сторон жизни, усиленные философские размышления и искания, стремление к гуманизации социального устройства общества и государства, раздумья о месте России в мировом историческом процессе и об особенностях русской ментальности - актуальны и злободневны и сегодня.
Библиография: несмотря на большое количество исследований об В. Ф. Одоевском, наследие его остается малоизвестным широкому читателю. Как первые исследователи этого русского писателя-мыслителя (Н.Ф.Сумцов, А.П.Пятковский, Н.АКотляревский, Б.А.Лезин, П.Н.Сакулин и др.), так и современные (Н.Корнуэлл) характеризуют В.Ф. Одоевского как «забытое имя русской культуры». Сложность в изучении наследия В.Ф. Одоевского состоит и в необыкновенной разносторонности его деятельности, и в философской наполненности и отсутствии адекватного осмысления теоретической системы его взглядов. Энциклопедические знания В. Ф. Одоевского определили узкоспециализированный характер изучения его творчества. Первые биографы, например, занимались исследованием его общественной деятельности. Исключением является уникальная, но, к сожалению, незаконченная работа П.Н.Сакулина «Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель - писатель» в 2-х томах (1913 г.).
В годы СССР изучались педагогические взгляды В. Ф. Одоевского (Д.Тарасов, В.Струминский); его музыкальное наследие (Г.Бернандт, В.Смирнова, Б.Грановский, Г.Глущенко); трудыВ. Ф. Одоевского в области естественных наук (В. Виргинский); была исследована его работа в качестве помощника директора Публичной библиотеки и на посту заведующего Румянцевского музея (О.Голубева), его издательская и журнальная деятельность (В.Егорова). Но наибольшее количество исследований посвящено литературно-художественному творчеству писателя (Ю.В.Манн, М.А.Турьян, Н.М.Михайловская, Е.А.Маймин, М.И.Медовой, В.И.Сахаров, и др.). На сегодняшний день защищено не менее 15 диссертаций, посвященных различным сторонам творчества В. Ф. Одоевского (из них одна историческая, одна музыковедческая, две философские, две педагогические и девять филологических).
В то же время, изучение его философских и теоретических взглядов до сих пор остается недостаточным и односторонним. Литература, рассматривающая философские воззрения В. Ф. Одоевского, в основном концентрируется вокруг проблемы его отношения к Шеллингу и немецкой философии вообще. Таким образом, наиболее освещена в научной литературе проблема идейного влияния на В. Ф. Одоевского. При этом теоретическое наследия В. Ф. Одоевского оценивается в противопоставлении шеллингианец – нешеллингианец.
Наиболее самостоятельные философские и теоретические взгляды В. Ф. Одоевского на сегодняшний день остаются, систематически, не исследованы. Прежде всего, это касается его философских взглядов, которые до недавнего времени в самостоятельную область вообще не выделялись.
Именно поэтому вопрос о философской позиции В. Ф. Одоевского до сих пор является предметом дискуссий. Одни авторы (Н.Ф. Сумцов) считают, что В.Ф. Одоевский перешёл от славянофильства к западничеству; другие (Е.А. Маймин, И.А. Кубасов, В.И. Егорова) отмечают, что он шёл своим особым путем, отличным, как от западников, так и от славянофилов; третьи (Ч. Ветринский) утверждают, что его взгляды представляли собой синтез того и другого; четвертые (П.Н. Сакулин) относят его к славянофилам, хотя и выделяют своеобразные акценты в его взглядах; часть исследователей (М.И. Медовой , Б.Ф Егоров,) решительно отрицают его славянофильство и относят к западникам; наконец, большая часть зарубежных авторов, в том числе философы русского зарубежья, квалифицируют его как предшественника славянофилов (А. Койре, С.Левицкий, Н. Рязановский, А. Валицкий и др.). Прояснить этот весьма запутанный вопрос может только систематическое исследование философских и теоретических взглядов В. Ф. Одоевского, в настоящее время отсутствующее. Но анализ этих взглядов необходимо осуществлять в более широком контексте, рассматривая мистическую сторону философского учения В. Ф. Одоевского и его влияние на мыслителей 19 и 20 веков.
Впервые, В. Ф. Одоевского как мистика и космиста рассмотрела кандидат филологических наук А. В. Воробьева в своей диссертации «Идея бытия как космоса в творчестве В. Ф. Одоевского» (2001 год). В работе А.В. Воробьевой представлены не все возможные пункты мистического учения В. Ф. Одоевского и не оценено влияние этого учения на русскую культуру, в связи, с чем также определятся актуальность и необходимость данного исследования.
Итак, мы можем выделить цель данной работы: изучение мистического аспекта учения В. Ф. Одоевского и выявление влияния его философских воззрений на русскую культуру, а именно на мыслителей XIXи XX веков: Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.
Задачи:
-установить истоки и основания мистической философии В. Ф. Одоевского.
- выявить конкретные культурные, философские и исторические идеи В.Ф.Одоевского.
- проследить эволюцию философских идей позднего В. Ф. Одоевского, чтобы показать динамику и статику в развитии его взглядов.
- изучить мистическую составляющую фантастических повестей В. Ф. Одоевского и проследить их связь с европейскими романтическими новеллами.
- проследить связь идей В. Ф. Одоевского в области космизма с идеями Н. Ф. Фёдорова.
- рассмотреть связь В. Ф. Одоевского с космистами начала XXвека. К. Э. Циолковский. В. И. Вернадский.
Библиография.
Корпус текстов автора: роман «Русские ночи». Л.1975;повести «Косморама»,«Новый год», "Сильфида", "Саламандра", «Сиротинка», «Необойденный дом». М., 1959;роман «4338-й год». М.,1926, цикл «Пестрые сказки, с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным (факсимильное воспроизведение издания 1833 года)»; новелла «Орлахская крестьянка». М., 1989; апологи "Старики, или Остров Панхаи", "Дервиш", "Солнце и младенец", "Алогий и Епименид". М.,1926.
Работы В. Ф. Одоевского: статья «О способах исследования природы» профессора М. Г. Павлова. М,2014; эссе «Организм». М, 1982; Беседа В. Ф. Одоевского с Шеллингом». Лань, 2013;«О литературе и искусстве». М, 1982;Одоевский В. Ф. – журналист, издатель и публицист в оценках В. Г. Белинского. Лань, 2013; Одоевский В. Ф: между славянофильством и западничеством. Лань, 2013;«О вражде к просвещению, замечаемой в новейшей литературе». М, 1982; «Психологические заметки». Л,1975; Одоевский В. Ф. Ответ на критику. Лань, 2013; Петербургские письма. Лань, 2017; Письмо В.С.Серовой от 11 янв. 1864 г. М., 1956; Переписка кн. В.Ф. Одоевского с А.С.Хомяковым. Тарту, 1970; «Секта идеалистико-элеатическая». М., 1993; «Сущее, или существующее». М., 1993.
Работы, посвященные автору: Сакулин, Павел Никитич (1868-1930). Из истории русского идеализма: Кн. В.Ф. Одоевский М.,1913; В.В. Зеньковский. История русской философии. Веневитинов Д.В., Одоевский В.Ф М.,2001; Воробьева. А.В. Идея бытия как космоса в творчестве В. Ф. Одоевского М., 2001; Белинский В.Г. Сочинения князя В.Ф. Одоевского М.,1955; Вишневская Е.Э. В.Ф. Одоевский в истории книжной культуры России (1820-1860-е годы) М., 2014; Гиппиус В. В.Узкий путь. Кн. В. Ф. Одоевский и романтизм 1914; Евлампиев И.И. Русская литература о грядущем совершенстве Человека (В. Одоевский – Ф. Достоевский – А. Платонов) 2015; Манн Ю.В. В.Ф.Одоевский и его «Русские ночи» М.,1969; B.C. Виргинский. В.Ф. Одоевский как социолог и утопист 1970; В.И. Егорова. В.Ф. Одоевский в общественной жизни 20-40-х годов XIX в. М.,1989 и др.
Работы авторов, на которых повлиял В. Ф. Одоевский:Алексеева В. И. Философия бессмертия К. Э. Циолковского: истоки системы и возможности анализа 2001; Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского: за и против // Земля и Вселенная. М.,2001; Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова. СПб.,1996; Казначеев, В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989; Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Дубна,1997; Циолковский К. Э. Грезы о Земле и небе 1986 и др.
Методологической базой исследования выступает культурно-исторический метод, который при анализе теоретических вопросов дополнен методом логической реконструкции, что определяется фрагментарностью творчества мыслителя. Обращение к литературным и теоретическим источникам потребовало конкретно-текстологического анализа, а выяснение роли и значения теоретического наследия Одоевского в истории русской мысли - сравнительно-исторического и типологического методов.
Результаты исследования:
- определены истоки и основания мистико-философских воззрений В. Ф. Одоевского: философский романтизм, представления первых русских и западных мистиков, связь его творческого наследия с учением Шеллинга, сама идея В. Ф. Одоевского об 'интуитивной силе'.
- охарактеризованы культурные, философские и исторические взгляды В.Ф. Одоевского. Они определяются тремя этапами идейного развития В. Ф. Одоевского: первый этап — «период любомудрия» (20-е гг.); второй - философско-мистический идеализм» (преимущественно 30-е гг.) и третий период – «научный реализм».
- доказана эволюция философских идей позднего В. Ф. Одоевского: позиция позднего В. Ф. Одоевского близка к взглядам Н. Я. Данилевского и представителей русского «космизма».
- изучена мистическая составляющая фантастических повестей В. Ф. Одоевского и определена их связь с европейскими романтическими новеллами: синтез таких жанров, как жанр русской народной сказки и жанр немецкой романтической новеллы. Также выделяется своеобразный «рационализм» мистики В. Ф. Одоевского.
- определена связь идей В. Ф. Одоевского в области космизма с идеями Н. Ф. Фёдорова: представление о целостности бытия и одновременно о его внутреннем росте, движении к совершенству. При этом ключевая роль в этом движении принадлежит человеческому роду.
- рассмотрена связь В. Ф. Одоевского с космистами начала XX века, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, на основании философской прозы Одоевского, а также его «новой поэтической философии».
Научная новизна данной диссертации состоит в том, что:
-в работе изучена мистическая составляющая прозы В. Ф. Одоевского. Она была понята как органическая и очень важная часть его мировоззрения.
- выявлены и проанализированы конкретные идеи, характеризующие философские, религиозные, эстетические и научные воззрения В. Ф Одоевского.
- доказано влияние философских идей В. Ф. Одоевского на сочинения мыслителейXIXи XX веков: Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского.
Положения, выносимые на защиту:
- Философские воззрения В. Ф. Одоевского испытали значительное влияние немецкой натурфилософии. Характерная черта натурфилософского учения В. Ф. Одоевского — сочетание в нем научного взгляда на природу, убеждения в подчиненности природных явлений строгим законам, и мистической философии, направленной на раскрытие сферы сверхъестественного.
- В. Ф. Одоевский удачно синтезирует такие жанры, как жанр русской народной сказки и жанр немецкой романтической новеллы (и готического романа). Именно это приводит к тому, что мистическая составляющая пронизывает большую часть текстов автора.
-Выявлены характерные черты для творчества В. Ф. Одоевского: пессимистическая окрашенность многих произведений; многократные и неудачные попытки посредством учения Шеллинга преодолеть традиционный для христианства дуализм духовного и телесного; специфическое отношение к религии, неопределенное отношении к западничеству и славянофильству.
- В. Ф. Одоевский всегда защищал христианство с этической, а православие — с политической точки зрения. При этом догматическая сторона христианства как-то совершенно отсутствует в его творчестве. В целом, отношение В. Ф. Одоевского к религии схоже с «религиозным движением мысли 60-х годов»: Ф.Достоевским, В. Соловьевым и Л. Толстым. Данные мыслители критически относились к церковному аппарату и считали, что религия отражает мистическую связь каждой личности с миром и с духовными силами мира.
- Позднее мировоззрение В. Ф. Одоевского близко к позиции Н. Я. Данилевского, для которого тоже было характерно и соединение ортодоксального православия с новым научным знанием, и необычный союз позитивизма и романтизма, и сочетание политического консерватизма с идеей научно-технической модернизации России.
- Идеи В. Ф. Одоевского оказали существенное влияние на философское мировоззрение Н.Ф. Федорова: идея взаимосвязи человека со всем бесконечным миром и мистического влияния на мир, мысль о приоритете интуиции над разумом в познании, представление о постепенном раскрытии в человеке божественного совершенства и божественного могущества.
- Мистический аспект в философских воззрениях В. Ф. Одоевского связан с особым пониманием бытия как «космоса», как живого, органического целого, и это воззрение он заимствовал из философии раннего Шеллинга. В «новой поэтической философии» В. Ф. Одоевского уже можно найти наброски тех идей, что десятилетиями позже лягут в основу «космических» учений К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.
В. Ф. Одоевского с данными мыслителями сближает несколько моментов: 1.«всечеловеческое», планетарное восприятие мира; 2. сопряжение космической темы с социально-этическими вопросами; 3. желание построить модель будущего всего человечества; 4. понимание первостепенного места России во всемирной истории.
Теоретическая и практическая значимость: материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества В. Ф. Одоевского, результаты исследования могут быть применены в научно-педагогической деятельности при чтении курса по истории русской литературы первой трети XIX века и спецкурсов о творчестве В.Ф.Одоевского.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 85 наименований. Общий объем диссертационного исследования составляет 71 страницу.
В ходе работы был изучен мистический аспект учения В. Ф. Одоевского и выявлено влияние его философских воззрений на русскую культуру, а именно на сочинения мыслителейXIXи XX веков, таких, как Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский и В. И. Вернадский.
В первой главе исследования были рассмотрены некоторые новые аспекты общетеоретических (философских и религиозных, эстетических и научных, политических и социальных) воззрений В. Ф Одоевского, учитывая необычайную разносторонность его деятельности и его вклад в различные области знаний.
Опираясь на одно из лучших исследований XX века об В. Ф. Одоевском, монографии П. Н. Сакулина, были представлены три этапа идейного развития В. Ф. Одоевского: первый этап — «период любомудрия» (20-е гг.); второй - философско-мистический идеализм» (преимущественно 30-е гг.) и третий период – «научный реализм».
Было доказано, что как и другие любомудры, В.Ф. Одоевский являлся представителем такого литературного течения, как философский романтизм, которое стремилось к объединению философии с поэзией и к философским содержанию и формам в литературе.
К началу 40-х годов в мировоззрении В. Ф. Одоевского были синтезированы германский идеализм и мистика. П. Н. Сакулин этот синтез назвал философско-мистический идеализм. В своих произведениях В. Ф. Одоевский опирается на представления первых русских и западных мистиков, а также создает свою мистическую концепцию, связанную, например, с особым пониманием бытия, как «космоса».
Мистическая составляющая прозы В. Ф. Одоевского – это не органическая часть художественного метода писателя, это не ширма, за которой, как полагали многие советские исследователи, скрывается его материалистический, научный взгляд на мир, а его мировоззрение. При этом отмечается своеобразный «рационализм» мистики В. Ф. Одоевского на фоне мистицизма его современников (в частности, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, И. В. Киреевского, П. Я. Чаадаева и др.), ее служебный характер.
Религия в мистическом учении Одоевского занимала особое место. Мыслитель всегда защищал христианство с этической, а православие — с политической точки зрения. При этом догматическая сторона христианства как-то совершенно отсутствует в его творчестве. В целом, отношение Одоевского к религии схоже с «религиозным движением мысли 60-х годов»: Ф.Достоевским, В. Соловьевым и Л. Толстым. Данные мыслители критически относились к церковному аппарату и считали, что религия отражает мистическую связь каждой личности с миром и с духовными силами мира.
Характерные черты для творчества Одоевского: пессимистическая окрашенность многих произведений; многократные и неудачные попытки посредством учения Шеллинга преодолеть традиционный для христианства дуализм духовного и телесного; специфическое отношение к религии (весьма близкое к позиции Л. Н. Толстого); неопределенное отношении к западничеству и славянофильству.
И в первой во второй главе исследования с разных позиций анализируется уникальное произведение В. Ф. Одоевского, роман «Русские ночи». В этом романе было выражено отношение В. Ф. Одоевского к истории и культуре России и их месте во всемирной истории. В. Ф. Одоевский противопоставлял Россию Западу и его "загнивающей культуре", верил в цельность русской жизни и русского сознания, думал об особом "мессианском" призвании России. При этом о России В. Ф. Одоевский судил, пользуясь правилами европейского просвещения, выделял также деятельность Петра I. Несомненно, что автор "Русских ночей", занимая данную позицию, шел своим особенным путем, отличным как от пути западников, так и славянофилов. Со славянофилами его роднило романтическое восприятие России, признание её «миссионерской миссии» во всемирной истории, а разделяло неприятие В. Ф. Одоевским самой истории, как науки, обогащающей человечество. С западниками В. Ф. Одоевского объединяла приверженность к европейскому просвещению и выделение роли Петра I в становлении российского государства, а отталкивал от них монархизм князя.
Позиция позднего В. Ф. Одоевского близка к взглядам Н. Я. Данилевского, для которого тоже был характерен и союз традиционного православия с новым научным знанием, и своеобразный сплав позитивистской и романтико-теологической методологии, и сочетание политического консерватизма с идеей научно-технической модернизации России. Помимо этого в поздних идеях В. Ф. Одоевского мы находим то же стремление к научно-философско-художественно-религиозному синтезу, которое было характерно и для предыдущего творчества мыслителя.
На основании первой главы исследования можно говорить о том, что в творчестве В. Ф. Одоевского проявляется, с одной стороны, естественный способ реалистического изображения действительности, а, с другой стороны, романтический и мистический. Таким образом, происходит соединение в его творчестве натурфилософского и мистического аспектов, послужившее в дальнейшем основанием для развития ряда религиозно-философских, художественных и научно-футурологических течений начала XX века, объединенных под общим названием – русский космизм.
Во второй главе исследования доказывается, что князя В. Ф. Одоевского по праву можно назвать пионером русского космизма, так как в становлении этого феномена в отечественной культуре и философии не малую роль сыграли романтические универсалисты, главным из которых был В. Ф. Одоевский.
Занимая позицию «романтического универсализма», В. Ф. Одоевский говорит о целостности бытия и одновременно о его внутреннем росте, движении к совершенству. При этом ключевая роль в этом движении принадлежит человеческому роду. В данном утверждении В. Ф. Одоевского сходятся две ветви русского космизма, естественнонаучная и религиозная, имеющие своего родоначальника в Н.Ф. Федорове, А сходятся они в перспективе преображения бытия в благобытие, где ключевая роль отводится именно человеку – как существу активно, творчески действующему в мире, способному не только претерпевать жизнь, но и строить ее.
Кроме того, во взглядах Н. Ф. Федорова и В. Ф. Одоевского сходятся идеи о возможности преображения, воскрешения человечества, с одной стороны, уподоблением человека Богу, а с другой, самостоятельной самосознательной деятельностью каждого отдельного индивида. И ещё одна черта романтического универсализма В. Ф. Одоевского, представителем которого он был и которая роднит его с русским космизмом и непосредственно с Н. Ф. Федоровым, – это единство мышления и фантазии.
Было доказано, что русский космизм – это течение научно-философской мысли глубоко укорененное в отечественном культурном наследии, и В. Ф. Одоевский является предтечей этого направления, а Н. Ф. Федоров – его родоначальником. Прежде всего, и в русском космизме Н. Ф. Федорова и в романтическом универсализме В. Ф. Одоевского воплотилась заветная мысль романтизма об органической общности философии и науки. О космизме, как о романтизме можно говорить не только как об определенной культурно-философской традиции, которая не принадлежит только прошлому, но как о «жизненном явлении», которое отвечает задачам и настоящего времени.
В философской прозе В. Ф. Одоевского, а также в «новой поэтической философии», создать которую он стремился, соединив мысль и поэзию, также находятся те идеи, что в XX веке станут истоками «космических» учений В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского.
В. Ф. Одоевского с данными мыслителями сближает несколько моментов: 1.«всечеловеческое», планетарное восприятие мира; 2. сопряжение космической темы с социально-этическими вопросами; 3. желание построить модель будущего всего человечества; 4. понимание первостепенного места России во всемирной истории.
Современный отечественный космизм продолжает развиваться, опираясь, в том числе, и на специфику и особенность учений мыслителей его естественнонаучного направления, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского, которые акцентировали роль человека в эволюции природы и общества, планеты Земля и всего Космоса. В. Ф. Одоевский в этом плане опережает философов-космистов почти на полвека, выдвигая идею о «цельной» науке, где ключевая роль отводится именно человеку.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работе, в базовых курсах по философии, культурологии, в спецкурсах по истории отечественной научно-философской мысли, в осмыслении современных проблем футурологии и глобалистики. Исследование представляет интерес для философов, культурологов.
В целом, проведенное исследование показало, что начальное мировоззрение В. Ф. Одоевского, в основе своей шеллингианское, осложненное в 30-х—начале 40-х гг. мистицизмом и учением об «инстинктуальной силе», и привело писателя к особому пониманию бытия, как «космоса», определив при этом В. Ф. Одоевского как предтечу русского космизма и связав его этим пониманием с учениями одних из основных мыслителей-космистов, Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.
1. Одоевский В.Ф. Орлахская крестьянка // Русская романтическая новелла / Сост., подгот. текста, вступительная ст. и примеч. А. Немзера. М., 1989. С. 339-348.
2. Одоевский, В.Ф.4338-й год: Петербургские письма / В.Ф. Одоевский. – М., 1926. C. 216.
3. Одоевский В. Повести и рассказы. М., 1959. C. 164 -236.
4. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 320 с.
Научная литература:
1. Алексеева В. И. Философия бессмертия К. Э. Циолковского: истоки системы и возможности анализа // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Художественная литература», 1984. С. 35.
3. АЭК - «Антология экономической классики». М.: Эконов, 1993. Т.2. С.5 - 136.
4. Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1865-1869 (репринт - М., 1994). 345 с.
6. Баландин, Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие / Р.К. Баландин. – М.: Знание, 1988. – 205 с.
7. Белинский В.Г. Сочинения князя В.Ф. Одоевского // Полн. собр. соч. Т. VIII. М., 1955. С. 297-393;
8. Бердяев H.A. Русская идея. // В кн.: О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. С. 43 - 271.
9. Бессонов И.А. Мотив вещего сна в славянском фольклоре. М., 2004. С.15.
10. Вернадский В. И. Живое вещество. М., 1978. C. 247.
11. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. О науке. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997. 576 c.
12. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский Космизм: Антология философской мысли. М., 1993. C. 303–311.
13. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. В 2х кн. Кн. 2. / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1977.
14. Виргинский B.C. В.Ф.Одоевский как социолог и утопист. // Вопросы философии, 1970. № 2. С.196 - 204.
15. Вишневская Е. Э. В.Ф. Одоевский в истории книжной культуры России (1820-1860-е годы): монография / Е. Э. Вишневская. - Москва : Пашков дом, 2014. – С. 234 - 235.
16. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма // Труды X и XI Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию творчества К.Э. Циолковского. М., 1972. С. 104–106.
17. Гачева А.Г., Семенова С.Г. О космизме в энциклопедическом жанре // Московский Сократ: Сборник научных статей. М.: Академический проект, 2019. С. 291–316.
18. Гиренок, Федор Иванович. Русские космисты [Текст] : (из цикла "Страницы истории отечественной философской мысли") / Ф. И. Гиренок. - Москва : Знание, 1990. - 61, [2] с.; 17 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Философия и жизнь; 2/1990).; ISBN 5-07-001209-6
19. Гирченко И. В. Мнемозина: (Моск. лит.–худож. альманах В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского) / И. В. Гирченко // Декабристы в Москве: Сб. ст. / Под ред. Ю. Г. Оксмана. — М.: Московский рабочий, 1963. — С. 150—161. — (Труды Музея истории и реконструкции Москвы; Вып. 8).
20. Гиппиус В. В.Узкий путь. Кн. В. Ф. Одоевский и романтизм. Русская мысль, 1914, кн. 12, стр. 1-26 (2-й паг.).
21. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. СПб.-М., Т.1.1911.-389с. Т.2.1913.-456с.
22. Зеньковский В. В. История русской философии. М. : Акад. проект ; Раритет, 2001. 880 с.
23. Евлампиев И.И. Русская литература о грядущем совершенстве Человека (В. Одоевский – Ф. Достоевский – А. Платонов) // Философские науки. 2015. № 4. С. 37 – 49. http://phisci.ru/index.php/component/content/article/96-issues/2015-issues/2015-04-issue/293-rjps-2015-04-evlampiev
24. Егорова В.И. В.Ф.Одоевский в общественно-политической жизни 20 40-х годов XIX века. Автореф. дисс. канд. истор. наук. - М., 1989. – 24 с.
25. Из истории готического романа — предисловие к книге «Комната с призраком», Издательства «ИМА-пресс» (Москва) и «Деком» (Нижний Новгород), 1993. С. 68.
26. Казначеев, В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука. — 1989 с. — ISBN 5-02-029200-1.
27. Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского: за и против // Земля и Вселенная. — 2003. — № 4. — С. 43—54.
28. Казютинский В. В. Традиции и революция в современной астрономии. М., 2001. С.403.
29. Кони А.Ф. Князь В.Ф.Одоевский. СПб, 1903. - 48с.
30. Космизм // Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.; СПб.; Н.-Й., 2006. C. 24.
31. Кулишкина, О. Н. Концепция творческой личности в русской романтической повести 1830-х годов (В.Ф.Одоевский). В Современные проблемы метода и жанра русской литературы. Петрозаводск. 1991.
32. Куракина О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М., 1993.
33. Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермонтов. https://elibrary.ru/item.asp?id=16093017
34. Маймин Е.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи». // В кн.: Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. С. 247 - 276.
35. Манн Ю.В. В.Ф.Одоевский и его «Русские ночи». – В кн.: Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969. С. 35.
36. Международная научная конференция «Литература и философия: от романтизма к ХХ веку. К 150-летию со дня смерти В. Ф. Одоевского». https://na-konferencii.ru/conference/mezhdunarodnaja-nauchnaja-konferencija-literatura-i-filosofija-ot-romantizma-k-hh-veku-k-150-letiju-so-dnja-smerti-v-f-odoevskogo
37. Одоевский В. Ф. Беседа В. Ф. Одоевского с Шеллингом [Электронный ресурс] / Одоевский В. Ф., : Лань, 2013. - 3 с.
38. Одоевский В. Ф. – журналист, издатель и публицист в оценках В. Г. Белинского. https://elibrary.ru/item.asp?id=17305544
39. Одоевский В. Ф: между славянофильством и западничеством. https://elibrary.ru/item.asp?id=18063379
40. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М.: Современник, 1982. 223 с.
41. Одоевский В.Ф. О вражде к просвещению, замечаемой в новейшей литературе. // Там же. С. 41- 47.
42. Одоевский В.Ф. Организм. // Там же. С. 243-244.
43. Одоевский В. Ф. Ответ на критику [Электронный ресурс] / Одоевский В. Ф., : Лань, 2013. - 4 с.
44. Одоевский В. Ф. Петербургские письма [Электронный ресурс] / Одоевский В. Ф., : Лань, 2017. - 30 с.
45. Одоевский В.Ф. Письмо М.А.Максимовичу от 10 июня 1833 г. // Киевская старина, 1883. Т.У, апрель. С. 843 845.
46. Одоевский В.Ф. Письмо В.С.Серовой от 11 янв. 1864 г. // Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. -М.: Музгиз, 1956. С. 521-526.
47. Одоевский В.Ф. Письмо А.С.Хомякову от 20 авг. 1845 г. // Егоров Б.Ф., Медовой М.И. Переписка кн. В.Ф. Одоевского с А.С.Хомяковым. Труды по русской и славянской филологии. - Тарту, 1970. ХУ. С. 341 - 344.
48. Одоевский В.Ф. Письмо А.С.Хомякову от 20 янв. 1859г. // Там же. С. 344 -345.
49. Одоевский В.Ф. Письмо А.С.Хомякову от 5 февр. 1859 г. // Там же. С. 347.
50. Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М.: ГИХЛ, 1959. - 495с.
51. Одоевский В. Ф. Психологические заметки // Одоевский В. Ф. Русские ночи. — Л.: Наука, 1975. С. 213.
52. Одоевский В.Ф. Психологические заметки. // Там же. С. 203- 230.
53. Одоевский В.Ф. Публичные лекции профессора Любимова. М., 1868. -22с.
54. Одоевский В.Ф.// Русская философия. Энциклопедия. Под редакцией М.А. Маслина. М., 2007 – 1-ое издание; 2014 - 2-ое издание. Издавалась на сербском и французском языках. https://iphras.ru/shcherbatova.htm
55. Одоевский, В.Ф. 4338 год // Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: ПедагогикаПресс,1993.
56. Одоевский В. Ф. – теоретик и практик печати и цензуры 1830-1840-х гг. https://elibrary.ru/item.asp?id=16031774
57. Одоевский В.Ф. Секта идеалистико-элеатическая. (Отрывок). // Там же. С. 188.
58. Одоевский В.Ф. Сущее, или существующее. // Там же. С. 168-171.
59. Одоевский В. Ф: чудак, романтик, ироник. https://elibrary.ru/item.asp?id=11678061
60. Одоевский В. Ф. Элементы народные [Электронный ресурс] / Одоевский В. Ф., : Лань, 2013. – 240c.
61. Русская идея, славянский космизм и станция «Мир» / сост. Е. С. Троицкий. М., 2000.
62. РДС - Русский демонологический словарь /Автор-сост. Т.А.Новичкова. СПб: Петербургский писатель, 1995. 640 с
63. Русский космизм: АФМ - Антология философской мысли./ Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368с.
64. Русская литературная утопия. М.: Издательство МГУ, 1986. 320 с.
65. "Русская фантастическая проза эпохи романтизма", изд-во Ленинградского Университета, Ленинград, 1991 г.
66. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель : т. 1–… М. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1913. Т. 1, ч. 1. 616 с.; Т. 1, ч. 2. 480 с.
67. Сакулин П.Н. Романтизм и «неоромантизм». // Вестник Европы, 1915. Кн.З. С. 148-162.
68. Сакулин П.Н. Русская Икария. // Современник, 1912. Кн.12. С.193 - 206.
69. Сербиненко, В.В. Философская проза В.Ф. Одоевского: «4338-й год» / В.В. Сербиненко // Русская философия. – М.: Омега Л, 2006.
70. Сонина, Е. С. (2005). Научная конференция «В.Ф. Одоевский – просветитель, ученый, литератор. К 200-летию со дня рождения». В Научная конференция «В.Ф. Одоевский – просветитель, ученый, литератор. К 200-летию со дня рождения»: // «Передаю новому поколению…» К 200-летию В.Ф. Одоевского. СПб., 2005. С. 171–175. СПбГУ: Издательство Санкт-Петербургского университета. https://pureportal.spbu.ru/ru/publications/научная-конференция-вф-одоевский-просветитель-ученый-литератор-к-
71. СРП - Сказки русских писателей. - Ростов н/Д: Издательский Дом "Проф-Пресс", 2001. С. 20 – 34.
72. ССМ -Словарь славянской мифологии /Сост. И.А. Мудрова. М.: Центрполиграф, 2010. 238 с.
73. Турьян М.А. Неоконченный труд П.Н.Сакулина о В.Ф.Одоевском. // Русская литература, 1974. № 2. С. 164 171.
74. Турьян М.А. Странная моя судьба: О жизни Владимира Федоровича Одоевского. М.: Книга, 1991. - 398с.
75. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 544 с.
76. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела <отрывки> // Русский Космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 69–78.
77. Федотова. П.И. «Не умирает сотворенное мною...»: сакулинский труд о В. Ф. Одоевском . Великий Новгород, 2004. 52 с.
78. Философско-историческая мысль России (В соавторстве с Л.И. Новиковой). – В кн. «Философия истории. Под редакцией А.С. Панарина». М.: Гардарики. 2001. С. 253-338. https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2018/lapin/sizemskaya_tezisy.pdf
79. Циолковский К. Э. Грезы о Земле и небе. Тула, 1986. C. 156.
80. Циолковский, К. Э. Научная этика. – М., 1930.
81. Циолковский, К.Э. Причина космоса / К.Э. Циолковский. – Калуга, 1925. С.76.