Роль латвийских СМИ в формировании национальной идентичности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМИ 9
1.1 Национальная и этническая идентичности в современном научном дискурсе 9
1.2 СМИ как инструмент формирования идентичности 22
2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛАТВИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 28
2.1 Становление латвийской национальной идентичности 28
2.2 Современный латвийский медиаланшафт 43
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ ЛАТВИИ: РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 54
3.1 Национальная идентичность в материалах на политические темы 54
3.2 Материалы на тему культуры и религии в формировании национальной идентичности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
1. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМИ 9
1.1 Национальная и этническая идентичности в современном научном дискурсе 9
1.2 СМИ как инструмент формирования идентичности 22
2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛАТВИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 28
2.1 Становление латвийской национальной идентичности 28
2.2 Современный латвийский медиаланшафт 43
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ ЛАТВИИ: РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 54
3.1 Национальная идентичность в материалах на политические темы 54
3.2 Материалы на тему культуры и религии в формировании национальной идентичности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Данная работа посвящена влиянию СМИ на процессы формирования национальной и этнической идентичностей в современной Латвийской республике. Рассматриваются понятие медиаидентичность и фактор медиаландшафта в общетеоретическом ключе и применительно к прибалтийскому региону, Латвии в целом и отдельным группам латвийского общества в частности.
Изучение современных латвийских медиа является актуальным, поскольку позволяет выявить текущие тенденции в политическом, экономическим, социальном и культурном развитии страны, традиционно представляющей интерес для России. Государство-сосед, бывшая советская республика, член Евросоюза и НАТО, Латвия занимает особое место во внешней и внутренней политике РФ. Неудивительно, что латвийские события регулярно оказываются в центре внимания российских СМИ.
Значительная часть новостей, связанных с Латвией, посвящена положению русскоязычного меньшинства в этой стране. Информационными поводами для крупных федеральных СМИ в последние годы становятся такие события, как перевод преподавания в русских школах на государственный язык, депортация российских журналистов и уравнивание в правах ветеранов Красной армии и вермахта. В эфир крупнейших федеральных телеканалов России регулярно попадали репортажи, посвящённые демонстрациям за сохранение обучения на русском языке. Причём сюжеты выходили и в начале общественных дискуссий по данному вопросу, и в самый разгар дебатов, и уже после принятия законопроекта Сеймом Латвии. При этом данная законодательная инициатива часто сравнивалась с украинским прецедентным феноменом, более известным для российской аудитории: «Украинский опыт по искоренению языков нацменьшинств в школах, похоже, решили перенять в Латвии. Так, уже с этого учебного года выпускные экзамены можно будет сдать только на латышском. Идет речь и о полном запрете преподавания на языках нацменьшинств. И это при том, что 40% жителей страны говорят по-русски».
Также активно освещались ситуация вокруг журналиста телеканала ТВЦ Анатолия Курлаева, который был объявлен персоной нон грата, арестован и депортирован из страны. В фокус медийного внимания попал и закон о статусе участника Второй мировой войны. Ряд федеральных российских СМИ готовил аналитические статьи по данному вопросу и материалы, разъясняющие тонкости этого закона в формате инфотейнмента.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в рамках одной работы впервые предпринята попытка комплексного анализа латвийских СМИ на латышском и русском языке. Кроме того, следует отметить малую изученность обозначенной темы. система СМИ Латвии изучена поверхностно, а с точки зрения её влияния на различные этнические группы и роли в формировании единой национальной идентичности российскими медиаисследователями практически не рассматривалась. В то время как этническая журналистика в качестве фактора формирования национальной идентичности и политическая специфика региона уже становилась объектом изучения ряда отечественных исследователей, система СМИ Латвии изучена ими поверхностно, а с точки зрения её влияния на различные этнические группы и роли в формировании единой национальной идентичности практически не исследована.
В данной работе мы рассматриваем и обобщаем основные имеющиеся исследования по теме и расширяем их. В теоретическую базу исследования вошли, и их следует выделить особенно: работы И. Н. Блохина и его монографии «Журналистика в мире национальных отношений» и «Журналистика в этнокультурном взаимодействии»; а также работы классиков Э. Х. Эриксона и Ю. Хабермаса.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности дальнейшего прогнозирования деятельности латвийских СМИ при освещении этнополитических и этнокультурных процессов внутри Латвии, а также их влияния на отношения между различными этническими группами. Результаты комплексного исследования латвийского медаланшафта дадут более полное представление о тенденциях во внутренней политике латвийского государства и основных направлениях общественной дискуссии по острейшим вопросам, связанным с национальной и этнической идентичностью. Исследование может быть интересно журналистам, политологам, культурологам и другим специалистам, изучающим Латвию, российско-латвийские отношения и Прибалтийский регион в целом.
Таким образом, цель данной работы – выявление и анализ формирования латвийской национальной идентичности посредством СМИ.
Следовательно, объектом исследования является национальная идентичность как один из продуктов деятельности медиа, а предметом — процессы в современной латвийской медиасистеме.
Для достижения поставленной цели, автор поставил следующие задачи:
⸻ Обобщить научные исследования в области формирования национальной и этнической идентичности посредством СМИ;
⸻ Изучить современную латвийскую систему СМИ;
⸻ Проанализировать латвийские СМИ на русском и латышском языках, их тематическую, текстовую и визуальную составляющие;
⸻ Выявить тенденции в освещении тем, направленных на формирование латвийской национальной идентичности;
⸻ Обобщить полученную информацию и сделать выводы.
В ходе исследования для выполнения поставленных задач и целей используются следующие методы познания: анализ теоретических источников, обобщение, абстрагирование, а также сравнительный, структурно-функциональный анализ и контент-анализ эмпирического материала.
Хронологические рамки работы обусловлены задачей проанализировать современную медиасистему Латвии. Наиболее разумным это представляется в период «политического межсезонья», когда фактор политической агитации в СМИ выражен в наименьшей степени, а значит, освещение актуальных событий и новостных сюжетов осуществляется наименее предвзято и меньше зависит от сиюминутной конъюнктуры. Последним на момент написания ВКР всплеском внутриполитической активности были выборы в местные самоуправления в Латвии 2017-го года, состоявшиеся 3-го июня. Следующими станут Парламентские выборы в Латвии 2018-го года, которые пройдут 6-го октября. Официально предвыборная агитация начнется за 120 дней до дня выборов, то есть 8-го июня. Для объективности мы сдвигаем рамки от обозначенных дат на два месяца. Таким образом, точные хронологические рамки исследования: с 3-го августа 2017 г. до 8-го апреля 2018 г.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы крупнейших по размеру аудитории универсальных новостных порталов Латвии. Традиционно, согласно статистике исследовательской компании Kantar TNS, к числу таких порталов относятся Delfi.lv, Tvnet.lv, Apollo.lv (с 2014 года был куплен и объединен с Tvnet.lv) и Jauns.lv. Все они имеют русскоязычную и латышскоязычную версии. Перевод материалов с латышского языка осуществлялся при консультации носителя языка.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Главы условно можно разделить на две теоретические, в которых преимущественно рассматриваются, обобщаются и углубляются существующие исследования по теме, а также практическую, где представлен анализ эмпирического материала. В первой теоретической главе приводится абстрактное изучение влияния СМИ на формирование идентичности, не относящееся к конкретным странам; тогда как во второй говорится об идентичности в Латвии и латвийской системе СМИ. Обе теоретические главы, в свою очередь, разделены на два параграфа. Практическая третья глава также разделена на два параграфа по тематике публикаций в них.
Изучение современных латвийских медиа является актуальным, поскольку позволяет выявить текущие тенденции в политическом, экономическим, социальном и культурном развитии страны, традиционно представляющей интерес для России. Государство-сосед, бывшая советская республика, член Евросоюза и НАТО, Латвия занимает особое место во внешней и внутренней политике РФ. Неудивительно, что латвийские события регулярно оказываются в центре внимания российских СМИ.
Значительная часть новостей, связанных с Латвией, посвящена положению русскоязычного меньшинства в этой стране. Информационными поводами для крупных федеральных СМИ в последние годы становятся такие события, как перевод преподавания в русских школах на государственный язык, депортация российских журналистов и уравнивание в правах ветеранов Красной армии и вермахта. В эфир крупнейших федеральных телеканалов России регулярно попадали репортажи, посвящённые демонстрациям за сохранение обучения на русском языке. Причём сюжеты выходили и в начале общественных дискуссий по данному вопросу, и в самый разгар дебатов, и уже после принятия законопроекта Сеймом Латвии. При этом данная законодательная инициатива часто сравнивалась с украинским прецедентным феноменом, более известным для российской аудитории: «Украинский опыт по искоренению языков нацменьшинств в школах, похоже, решили перенять в Латвии. Так, уже с этого учебного года выпускные экзамены можно будет сдать только на латышском. Идет речь и о полном запрете преподавания на языках нацменьшинств. И это при том, что 40% жителей страны говорят по-русски».
Также активно освещались ситуация вокруг журналиста телеканала ТВЦ Анатолия Курлаева, который был объявлен персоной нон грата, арестован и депортирован из страны. В фокус медийного внимания попал и закон о статусе участника Второй мировой войны. Ряд федеральных российских СМИ готовил аналитические статьи по данному вопросу и материалы, разъясняющие тонкости этого закона в формате инфотейнмента.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в рамках одной работы впервые предпринята попытка комплексного анализа латвийских СМИ на латышском и русском языке. Кроме того, следует отметить малую изученность обозначенной темы. система СМИ Латвии изучена поверхностно, а с точки зрения её влияния на различные этнические группы и роли в формировании единой национальной идентичности российскими медиаисследователями практически не рассматривалась. В то время как этническая журналистика в качестве фактора формирования национальной идентичности и политическая специфика региона уже становилась объектом изучения ряда отечественных исследователей, система СМИ Латвии изучена ими поверхностно, а с точки зрения её влияния на различные этнические группы и роли в формировании единой национальной идентичности практически не исследована.
В данной работе мы рассматриваем и обобщаем основные имеющиеся исследования по теме и расширяем их. В теоретическую базу исследования вошли, и их следует выделить особенно: работы И. Н. Блохина и его монографии «Журналистика в мире национальных отношений» и «Журналистика в этнокультурном взаимодействии»; а также работы классиков Э. Х. Эриксона и Ю. Хабермаса.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности дальнейшего прогнозирования деятельности латвийских СМИ при освещении этнополитических и этнокультурных процессов внутри Латвии, а также их влияния на отношения между различными этническими группами. Результаты комплексного исследования латвийского медаланшафта дадут более полное представление о тенденциях во внутренней политике латвийского государства и основных направлениях общественной дискуссии по острейшим вопросам, связанным с национальной и этнической идентичностью. Исследование может быть интересно журналистам, политологам, культурологам и другим специалистам, изучающим Латвию, российско-латвийские отношения и Прибалтийский регион в целом.
Таким образом, цель данной работы – выявление и анализ формирования латвийской национальной идентичности посредством СМИ.
Следовательно, объектом исследования является национальная идентичность как один из продуктов деятельности медиа, а предметом — процессы в современной латвийской медиасистеме.
Для достижения поставленной цели, автор поставил следующие задачи:
⸻ Обобщить научные исследования в области формирования национальной и этнической идентичности посредством СМИ;
⸻ Изучить современную латвийскую систему СМИ;
⸻ Проанализировать латвийские СМИ на русском и латышском языках, их тематическую, текстовую и визуальную составляющие;
⸻ Выявить тенденции в освещении тем, направленных на формирование латвийской национальной идентичности;
⸻ Обобщить полученную информацию и сделать выводы.
В ходе исследования для выполнения поставленных задач и целей используются следующие методы познания: анализ теоретических источников, обобщение, абстрагирование, а также сравнительный, структурно-функциональный анализ и контент-анализ эмпирического материала.
Хронологические рамки работы обусловлены задачей проанализировать современную медиасистему Латвии. Наиболее разумным это представляется в период «политического межсезонья», когда фактор политической агитации в СМИ выражен в наименьшей степени, а значит, освещение актуальных событий и новостных сюжетов осуществляется наименее предвзято и меньше зависит от сиюминутной конъюнктуры. Последним на момент написания ВКР всплеском внутриполитической активности были выборы в местные самоуправления в Латвии 2017-го года, состоявшиеся 3-го июня. Следующими станут Парламентские выборы в Латвии 2018-го года, которые пройдут 6-го октября. Официально предвыборная агитация начнется за 120 дней до дня выборов, то есть 8-го июня. Для объективности мы сдвигаем рамки от обозначенных дат на два месяца. Таким образом, точные хронологические рамки исследования: с 3-го августа 2017 г. до 8-го апреля 2018 г.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы крупнейших по размеру аудитории универсальных новостных порталов Латвии. Традиционно, согласно статистике исследовательской компании Kantar TNS, к числу таких порталов относятся Delfi.lv, Tvnet.lv, Apollo.lv (с 2014 года был куплен и объединен с Tvnet.lv) и Jauns.lv. Все они имеют русскоязычную и латышскоязычную версии. Перевод материалов с латышского языка осуществлялся при консультации носителя языка.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Главы условно можно разделить на две теоретические, в которых преимущественно рассматриваются, обобщаются и углубляются существующие исследования по теме, а также практическую, где представлен анализ эмпирического материала. В первой теоретической главе приводится абстрактное изучение влияния СМИ на формирование идентичности, не относящееся к конкретным странам; тогда как во второй говорится об идентичности в Латвии и латвийской системе СМИ. Обе теоретические главы, в свою очередь, разделены на два параграфа. Практическая третья глава также разделена на два параграфа по тематике публикаций в них.
В настоящей выпускной квалификационной работе мы обобщили научные исследования о национальной и этнической идентичности, а также влиянию медиа на эти явления, мы установили, что есть серьезные основания утверждать, что СМИ на их современном этапе развития являются значимым фактором в формировании национальной идентичности.
Под национальной идентичностью в рамках данной работы мы понимали соотнесение одного или нескольких субъектов с другими в процессе идентификации на основании их принадлежности к определенной нации, то есть социально-политической общности, объединенной историческими, культурными, языковыми, территориальными и экономическими связями и осознающая себя в качестве нации через общность национальных идентификационных основ. В ее основе находится суверенитет своего государства и его общественных институтов, а также взаимное признание среди индивидов принадлежности к нации.
В современном мире медийные платформы разных уровней, масштабов аудитории и типов издания участвуют в процессе создания ценностной картины мира у своей аудитории, информируют о существовании тех или иных идентичностей в обществе и способствуют формированию к этим идентичностям определенного отношения.
С учетом того, что СМИ также становится этнополитическим явлением, пространством для этнополитического диалога, дискуссии и конфликта, они также оказывают влияние на то, как свою принадлежность к нации и саму эту нацию видит конкретный индивид.
Латвийская медиасистема не остается в стороне. Всего в Латвии существует по крайней мере два основных источника национальной идентичности: с одной стороны государство и политические элиты, законодательно продвигающие идентичность, доставшуюся в наследство со времен первой Латвийской республики, всестороннему поощрению латвийского этноса русского населения, его вытеснению за пределы общественного и политического дискурса; с другой стороны само латвийское общество, в котором основные этнические группы в большинстве своем связаны между собой, знают язык друг друга, проявляют интерес к СМИ на разных языках и стремятся к взаимной интеграции.
Между двумя этими полюсами находится латвийские СМИ и журналисты, которые, несмотря на то, что разделены в стране на два неравных языковых лагеря, в целом действуют в схожем направлении.
Как показал анализ контента крупнейших информационных порталов, в политических материалах СМИ оказывают деструктивное воздействие на укрепление и дальнейшее национальной идентичности латвийского государства. Это выражается в противопоставлении отдельных политических сил между собой с одной стороны, и между титульной нацией и национальными меньшинствами с другой. Прежде всего это реализуется с помощью слов-маркеров и языка вражды, СМИ в публикациях по политической тематике способствуют разобщению общества, его разделению на «своих» и «чужих», («прокремлевских»).
В случае же с материалами о национальной культуре прослеживается явное стремление СМИ к консолидации общества вокруг немногочисленных имеющихся у молодой нации культурных феноменов, прежде всего, таких как национальные праздники.
Тема религии, традиционно разделяющая проживающих на территории Латвии людей, в материалах СМИ оказывает неоднозначное влияние на национальную идентичность: традиционное верование национальных меньшинств Латвии в равной степени представлено в обоих языковых пространствах информационных порталов, что теоретически должно способствовать интеграции двух групп, однако традиционная религия латышей в русскоязычных порталах упоминается крайне редко, что не является консолидирующим фактором.
Таким образом, мы выявили отдельные примеры потенциального влияния СМИ на национальную идентичность. В целом обозначенная тема имеет потенциал для дальнейшего, более углубленного, комплексного или продолжительного изучения.
Под национальной идентичностью в рамках данной работы мы понимали соотнесение одного или нескольких субъектов с другими в процессе идентификации на основании их принадлежности к определенной нации, то есть социально-политической общности, объединенной историческими, культурными, языковыми, территориальными и экономическими связями и осознающая себя в качестве нации через общность национальных идентификационных основ. В ее основе находится суверенитет своего государства и его общественных институтов, а также взаимное признание среди индивидов принадлежности к нации.
В современном мире медийные платформы разных уровней, масштабов аудитории и типов издания участвуют в процессе создания ценностной картины мира у своей аудитории, информируют о существовании тех или иных идентичностей в обществе и способствуют формированию к этим идентичностям определенного отношения.
С учетом того, что СМИ также становится этнополитическим явлением, пространством для этнополитического диалога, дискуссии и конфликта, они также оказывают влияние на то, как свою принадлежность к нации и саму эту нацию видит конкретный индивид.
Латвийская медиасистема не остается в стороне. Всего в Латвии существует по крайней мере два основных источника национальной идентичности: с одной стороны государство и политические элиты, законодательно продвигающие идентичность, доставшуюся в наследство со времен первой Латвийской республики, всестороннему поощрению латвийского этноса русского населения, его вытеснению за пределы общественного и политического дискурса; с другой стороны само латвийское общество, в котором основные этнические группы в большинстве своем связаны между собой, знают язык друг друга, проявляют интерес к СМИ на разных языках и стремятся к взаимной интеграции.
Между двумя этими полюсами находится латвийские СМИ и журналисты, которые, несмотря на то, что разделены в стране на два неравных языковых лагеря, в целом действуют в схожем направлении.
Как показал анализ контента крупнейших информационных порталов, в политических материалах СМИ оказывают деструктивное воздействие на укрепление и дальнейшее национальной идентичности латвийского государства. Это выражается в противопоставлении отдельных политических сил между собой с одной стороны, и между титульной нацией и национальными меньшинствами с другой. Прежде всего это реализуется с помощью слов-маркеров и языка вражды, СМИ в публикациях по политической тематике способствуют разобщению общества, его разделению на «своих» и «чужих», («прокремлевских»).
В случае же с материалами о национальной культуре прослеживается явное стремление СМИ к консолидации общества вокруг немногочисленных имеющихся у молодой нации культурных феноменов, прежде всего, таких как национальные праздники.
Тема религии, традиционно разделяющая проживающих на территории Латвии людей, в материалах СМИ оказывает неоднозначное влияние на национальную идентичность: традиционное верование национальных меньшинств Латвии в равной степени представлено в обоих языковых пространствах информационных порталов, что теоретически должно способствовать интеграции двух групп, однако традиционная религия латышей в русскоязычных порталах упоминается крайне редко, что не является консолидирующим фактором.
Таким образом, мы выявили отдельные примеры потенциального влияния СМИ на национальную идентичность. В целом обозначенная тема имеет потенциал для дальнейшего, более углубленного, комплексного или продолжительного изучения.
Подобные работы
- Антироссийская пропаганда в странах Балтии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



