Глава 1. Проблема идентичности в гуманитарном знании 6
1.1 Г енезис понятия идентичность в рамках психологического знания 6
1.2 Идентичность и наррация 15
1.3 Причины и признаки кризиса идентичности в художественном тексте 21
1.4 Двойничество как художественная стратегия репрезентации кризисного
состояния личности 23
Глава 2. Кризис идентичности в повести Г. Джеймса «Веселый уголок» 29
2.1 Биографические мотивы кризиса идентичности 29
2.2 Художественное пространство дома как способ отражения кризиса
идентичности |34
2.3 Атрибуты топоса двойничества в повести «Веселый уголок» |36
2.4 Отражение кризисного состояния в композиционном построении
повести 142
Глава 3. Кризис идентичности в романе Д. Старноне «Шутка» в сопоставлении с прецедентным текстом 145
3.1 Столкновение прошлого и настоящего как триггер кризисного
состояния 145
3.2 Призраки и двойники в романе «Шутка» 58
3.3 Переосмысление топоса дома в романе Д. Старноне 162
3.4 Топос угла в поэтике романа «Шутка» |67
3.5 Свет и тьма как маркеры кризисного состояния |69
Заключение 76
Список литературы 78
Работа посвящена изучению проблемы кризиса идентичности и художественным стратегиям ее воплощения в тексте повести Г енри Джеймса «Веселый уголок» (The Jolly Corner, 1908) и романе Доменико Старноне «Шутка» (Scherzetto, 2016). Оба произведения строятся вокруг темы возврата в места детства, места прошлого, которые становятся для героев чужими. Важной становится не только тема возвращения, но и экзистенциальная проблема переосмысления жизни, взгляд в прошлое одновременно со страхом и с сочувствием, поскольку многие возможности, которые остались нереализованными уже не могут воплотиться в жизнь. Релокация становится триггером для героев изучаемых произведений, в результате которого оба переживают серьезный личностный кризис. В этой связи очевидны параллели, возникающие между двумя текстами.
В первую очередь стоит отметить, что Старноне напрямую вступает в диалог с Джеймсом на страницах своего романа. Его главный герой - Даниэле - художник, который получает заказ на иллюстрации к интересующей нас повести американского писателя. Кроме мотива возвращения, общими становятся и топосы, где разворачивается все действие произведений. В случае Г енри Джеймса - это Нью Йорк, для итальянца - Неаполь, а в более узком смысле, — это дома, которые некогда были родными для героев, но теперь стали чужими и даже враждебными.
Общим для текстов способом отражения кризисного состояния становится мотив двойничества, который является ключевым для понимания проблем, происходящих с героями на моменте переосмысления собственной идентичности.
Целью данной работы является изучение сходств и различий в понимании кризиса идентичности Г. Джеймсом и Д. Старноне и анализ художественных стратегий его воплощения в повести «Веселый уголок» и романе «Шутка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить генезис и подходы к понятию идентичности;
• выявить общие черты в пространственно-временной организации текстов, сходства на уровне мотивов, образов, тематики и проблематики;
• проанализировать художественные стратегии, с помощью которых репрезентируется кризис идентичности в образной и повествовательной структуре текстов.
Объект исследования - повесть Генри Джеймса «Веселый уголок» и роман Доменико Старноне «Шутка».
Предмет исследования - кризис идентичности и его художественное воплощение текстах.
Новизна данной работы прежде всего состоит в том, что русский читатель на данный момент знаком лишь с двумя произведениями Доменико Старноне - современного итальянского автора, лауреата престижной литературной премии - «Стрега» (2001) - «Фамильный узел» (Lacci, 2014) и «Шутка» (Scherzetto, 2016)». В 2021 году был переведен на русский роман «Шутка», который вышел в Италии в 2016 году. Кроме того, не существует компаративного исследования романа и повести писателей, принадлежавших не только к разным культурам, но к разным эпохам. Д. Старноне тематически и интертекстуально связывает свое произведение с повестью Г. Джеймса, однако, по-своему интерпретирует проблему кризиса идентичности, заявленную американским писателем.
...
Актуальность проблемы кризиса идентичности для современной науки и литературоведения в частности сложно переоценить. В эпоху, когда человек получает возможность самостоятельного конструирования собственной личности, тождественность и самость становятся ключевыми понятиями для определения идентичности, а авторы находят новые способы художественного выражения данного состояния.
Повесть Г. Джеймса, написанная в начале XX века в традициях готической литературы, рассматривает эту тему с точки зрения
альтернативной судьбы, которая была возможна для героя, но не
реализовалась в результате его личного выбора. Триггером здесь выступает релокация, которая заставляет героя обратиться к воспоминаниям. Пограничное состояние героя - между прошлым и будущим - подчеркнуто расщепленной идентичностью, которой выступает alter-ego главного героя - Спенсера Брайдона. Одержимость, с которой Брайдон преследует двойника, приводит героя к ожидаемой встрече, в ходе которой происходит акт символической смерти и возрождения новой идентичности, лишенной болезненной раздвоенности. Кризис оказывается однозначно преодолен, а целостность личности восстановлена, благодаря персонажу Алисы Ставертон, которая обеспечивает герою безопасное совместное будущее. Художественными средствами выражения кризиса стал мотив двойничества с целым рядом атрибутов и атмосферой готической тайны, топос дома, намеренно одушевлённый и создающий эмоционально-психологический фон произведения, лейтмотивы света и тьмы. Кризисное состояние героя отразилось в композиционном построении повести, лексическом оформлении мыслей и реплик Спенсера Брайдона.
Проблема идентичности в романе Д. Старноне «Шутка» отличается сложностью кризисных факторов и глубиной внутреннего конфликта. Кризисное состояние вызвано целым комплексом биографических, психологических и биологических факторов. Переживая травму релокации, герой романа - Даниэле - вынужден бороться не только с призраками прошлого, которые населяют дом, но и с вызовом будущего, которое воплощается в образе мальчика-внука. Кризис находит свои корни в детстве героя, его семье, а обостряется в результате встречи с прошлым и будущем, которые заключены в некогда родном доме. Психологические мотивы усугубляются физическим состоянием героя, старостью и бессилием. Вынужденный в одиночестве преодолевать кризис целостности и отчаяния герой оказывается не готов к положительному исходу. Старноне не показывает окончательного разрешения заявленного конфликта. Герой остается на пороге отчаяния, не приближаясь к цельности идентичности и в этом ключевое различие произведений. Важную роль здесь играет и возраст персонажей: у Спенсера еще есть время на начало нового сценария своей жизни, Даниэле, напротив, приближается к концу.
Как и у Г. Джеймса, основным триггером кризиса Даниэле становится релокация, топос дома играет принципиальную роль, однако не как художественная доминанта готической литературы, но как место, связанное с прошлым и с травмами прошлого. Старноне, вслед за Джеймсом, обращается к лейтмотиву света и тьмы, как маркерам кризисного состояния. Интертекстуально и тематически связывая свой роман с повестью «Веселый уголок», Страноне использует топос угла, заостряя на нем внимание героя и наделяя дополнительными смыслами «вытесненного бессознательного». Образ двойника оказывается не мистическим, а вполне реальным - им выступает внук главного героя, но множественность разделенной личности подчеркивается присутствием призраков из прошлого Даниэле.
Таким образом, тематически связанные произведения резко отличаются итогами кризисного состояния, однако оказываются довольно близки с точки зрения художественной репрезентации заявленной темы: общие лейтмотивы, присутствие двойников, атмосфера тайны, созданная художественным пространством, в первую очередь, объединяют повествовательные стратегии изучаемых нами авторов.
1. James H. Seven Stories and Studies. — New York: AppletonCentury-Crofts, 1961. — 310 p.
2. Starnone D. Scherzetto. — Torino: Einaudi, 2016. — 164 p.
3. Джеймс Г. Повести и рассказы / Пер. с англ. Сост. и предисл. А. А. Елистратовой. — Москва: Художественная литература, 1973. — 432 с.
4. Старноне Д. Шутка. — Москва: Синдбад, 2020. — 224 с.
5. Алиханова В. Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности // Время науки — The Times of Science. — 2018. — №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihoanaliticheskaya-kontseptsiya-fenomena- identichnosti (дата обращения: 15.05.2023).
6. Алымова Е. В. Даймон Эдипа как парадигма (Софокл «Эдип- царь», ст. 1192 - 1194) ZZ Verbum. — 2014. — №.16. — С. 12-22.
7. Андрианова Е. В. Процесс самоидентификации как литературоведческая проблема / Е. В. Андрианова // Вестник Минского государственного лингвистического университета. — Серия 1: Филология.
• 2018. — № 6(97). — С. 171-177.
8. Головачева И. В. Наследие «Двойника»: от Достоевского к Генри Джеймсу // Вестник Русской христианской гуманитарной академии.
• 2017. — Т. 18. — № 4. — С. 290-296.
9. Головачева И. В., Демони П.В., Журавлев М. Е. Двойники и матрицы: о новом методе компаративистского анализа // Филологический класс. — 2021. — Т. 26. — №. 2. — С. 9-23.
10. Гримова О. А. Кризис личностной идентичности в
классической и неклассической прозе // Вестник Адыгейского государственного университета. — Серия 2: Филология и
искусствоведение. — 2021. — №. 1 (272). — C. 139-145.
11. Демьянков В.З. Личность, индивидуальность и
субъективность в языке и речи // "Я", "субъект", "индивид" в парадигмах современного языкознания. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — С.9-34.
12. Джеймс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
13. Жеребин А. И. Эрнст Мах и проблема разрушения личности / А. И. Жеребин // Вопросы философии. — 2013. — № 1. — С. 135-145.
14. Ковалёв О. А. Нарративные стратегии в литературе (на материале творчества Ф. М. Достоевского) / О. А. Ковалёв. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. — 198 с.
15. Котельникова Т. Г. Потустороннее пространство в произведениях Федора Достоевского: «За шкапом» и «в углу» // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2007. — № 7. — С. 64-70.
... всего 60 источников