ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМИЗМА, ЕГО ВИДЫ И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 9
1.1 Понятие экстремизма и его проявление в сети Интернет 9
1.2 Законодательный и нормативно-правовой анализ противодействия экстремизму в сети Интернет 13
1.3 Задачи, полномочия и правовые средства прокуратуры в борьбе с экстремизмом в сети Интернет 18
1.4 Основные виды нарушений законодательства о противодействии экстремизму в сети Интернет 23
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 30
2.1 Мониторинг и выявление экстремистской информации в сети Интернет 30
2.2 Сотрудничество с интернет провайдерами и платформами социальных
сетей 38
2.3 Инициирование расследований и возбуждение уголовных дел по фактам экстремистской деятельности в сети Интернет 44
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 52
3.1 Определение и квалификация экстремистских материалов, публикуемых в сети Интернет 52
3.2. Анонимность и распределенность сети Интернет как усложняющие факторы 57
3.3. Технические и организационные ограничения при выявлении и пресечении экстремистской деятельности в сети Интернет 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность темы исследования. В последние десятилетие в Российской Федерации наибольшую актуальность приобрела государственная политика в области обеспечения безопасности. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета в качестве составного элемента национальной безопасности наряду с государством является народ в лице невластных субъектов - индивидов и общественных структур. Следовательно, обеспечение национальной безопасности происходит непосредственно при участии государственных и иных органов.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. №400 , отмечается, что государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности социально-экономического развития Российской Федерации направлена на реализацию стратегических национальных приоритетов и эффективной защиты интересов государства.
Противодействие экстремизму всегда рассматривалось как одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти. Решение данной проблемы стало особенно актуальным в связи с возрастанием геополитической напряженности, увеличением количества радикальных и экстремистских настроенных организаций. Данные обстоятельства обусловили необходимость формирования новых подходов в системе противодействия экстремизму.
Последние годы отмечаются масштабными реформами, проводимыми в Российской Федерации в области правового, организационного, социального, финансового и иного обеспечения сферы государственной и общественной безопасности. Проблемы обеспечения национальной безопасности стали наиболее актуальными и в связи с военно-политическими событиями, происходящими на территории Украины, влияние на систему безопасности в Российской Федерации также оказывают и другие локальные конфликты (например, в Сирии и т.п.).
Вопросы обеспечения национальной безопасности, в том числе вопросы, связанные с противодействием экстремизму, признаются актуальными для современной науки конституционного, административного и уголовного права. В этой связи, актуальность данного исследования обусловлена важностью обеспечения безопасности страны и непрерывного поиска новых подходов к развитию противодействия угрозам стабильности страны, особенно в эпоху глобальной нестабильности, стремлению противников нынешнего конституционного строя дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в России. Таким образом, все вышеизложенное, а также ряд теоретических и практических вопросов, касающихся эволюции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обуславливает значимость и актуальность данной темы.
Правовой статус, функции и полномочия прокуратуры, в том числе роль прокуратуры при осуществлении надзорной и профилактической деятельности в последнее время активно обсуждаются в научных и практических кругах, что во многом обусловлено изменениями государственной политики в сфере национальной безопасности и роли прокуратуры в ее обеспечении. Многими авторами подчеркивается значимость превентивной роли прокуратуры в сфере укрепления общественной нравственности, при формировании экономической, социальной и правовой стабильности современного демократического общества , в связи с чем дальнейшее изучение отдельных средств осуществления прокурорского надзора продолжает вызывать научный и практический интерес.
Именно органы прокуратуры противодействуют нарушению законодательства РФ, выявляют различные злоупотребления, которые могут быть допущены органами предварительного следствия, что в свою очередь оказывает влияние на усилие роли действующей власти и в формировании правового демократического государства.
Между тем, следует отметить, что нормативно-правовое регулирование процесса осуществления противодействия экстремистским преступлениям не отличается стабильностью, в связи с внесением в положения процессуального законодательства достаточно большого количества корректировок. Кроме того, отмечается значительное увеличение количества совершаемых преступлений, что соответственно увеличивает нагрузку на органы предварительного расследования, и как следствие на органы прокуратуры, которые выполняют не только предъявление государственного надзора, но и надзорные функции.
В совокупности данные проблемы оказывают влияние как на эффективность уголовного судопроизводства в целом, так и на эффективность реализации полномочий, которые возложены на органы прокуратуры. В совокупности данные обстоятельства объясняют актуальность проводимого в ходе написания настоящей работы.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с осуществлением прокурорского надзора в общетеоретическом смысле рассматривались в работах таких авторов как В.П. Беляева,
В.Г. Бессарабова, Ю.Е. Винокурова, А.Ф. Смирновой, В.В. Стрельниковой, А.Я. Сухаревой, В.Б. Ястребовой, а также в работах других авторов.
Данные работы, как правило, посвящены исследованию правового понятия и сущности прокурорского надзора за исполнением законодательства, а также исследованиям объекта, предмета и правовых средств осуществления надзора в органах прокуратуры. Непосредственно к числу работ, в которых были рассмотрены особенности деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия экстремизму были посвящены работы таких авторов как
А.О. Бекетова, В.Ф. Крюкова, В.В. Самсонова, А.Б. Соловьева, М.Е. Токаревой, А.М. Багмет, С.Д. Белова, В.М. Быкова, В.В. Горюнова, а также в исследованиях других авторов.
Между тем, несмотря на достаточно широкую научную разработанность исследуемой темы, в практической деятельности продолжают сохраняться отдельные проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности органов прокуратуры при противодействии экстремизму, что объясняет целесообразность и необходимость дальнейшего научно-практического исследования вопросов осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Объектом исследования в ходе написания настоящей работы выступила совокупность общественных отношений, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Предметом исследования в ходе написания настоящей работы являются нормы российского законодательства, которые регулируют совокупность общественных отношений, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму, а также современные теоретические разработки в области реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора и отдельные примеры из судебной (правоприменительной) практики.
Целью исследования является комплексное исследование особенностей осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму. Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
— рассмотреть общее понятие экстремизма и его проявления в сети «Интернет»;
— проанализировать нормативно-правовое регулирование противодействия экстремизму в Российской Федерации;
— рассмотреть задачи, полномочия и правовые средства прокуратуры в борьбе с экстремизмом в сети Интернет;
— проанализировать основные виды нарушений законодательства о противодействии экстремизму в сети Интернет;
— проанализировать особенности мониторинга и выявления экстремистской информации в сети Интернет;
— оценить отдельные особенности сотрудничества с интернет провайдерами и платформами социальных сетей;
— рассмотреть особенности инициирования расследований и возбуждения уголовных дел по фактам экстремистской деятельности в сети Интернет;
— проанализировать особенности определения и квалификации экстремистских материалов, публикуемых в сети Интернет;
— оценить влияние анонимности в сети Интернет как обстоятельства, усложняющие противодействие экстремистской деятельности в сети Интернет;
— прогнозировать технические и организационные ограничения при выявлении и пресечении экстремистской деятельности в сети Интернет.
Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, а именно: Конституция РФ, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, положения Федерального закона «О прокуратуре», ведомственные нормативно-правовые акты органов прокуратуры, а также другие нормативно-правовые акты, затрагивающие предмет настоящего исследования.
Эмпирическую базу исследования составила официальная статистическая информация, представленная на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах осуществления надзора за соблюдениями законодательства в 2022 г., акты прокурорского реагирования, вынесенные органами прокуратуры при осуществлении надзора, а также материалы судебной практики, иллюстрирующие особенности деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Методологией исследования или его философской основой является использование общенаучных методов познания, прежде всего системного подхода к изучению явлений в их взаимодействии и взаимообусловленности. Методикой исследования послужили частно-научные методы - исторический, логико-языковой, сравнительного правоведения, статистический, анализа документов.
Научная новизна исследования состоит в том, что данное исследование является обобщением основным теоретических и практических проблем, которые возникают в процессе осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму
Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформированные положения могу быть в дальнейшем использованы с целью совершенствования норм российского законодательства, в том числе в части совершенствования механизма осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Структура настоящей работы соответствует целям и задачам, поставленным перед настоящим исследованием. Данная структура включает в себя введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключения, а также списка использованных источников.
Экстремизм является социальным феноменом, который в значительной степени нарушает права и законные интересы граждан. В ходе написания работы было выделено большое количество различных видов и проявлений экстремизма, который может проявляться в молодежной сфере, каждый из которых имеет определенные черты и соответственно определенные правовые последствия, к минимизации которых должно стремиться каждое цивилизованное и правовое государство мира.
Как один из сопутствующих элементов, который оказывает влияние на формирование устойчивой системы информационной безопасности следует отнести отсутствие или недостаточное количество квалифицированных кадров. Решение данной проблемы должно осуществляться путем вовлечения в процесс формирования информационной безопасности образовательных организаций, которые осуществляют подготовку специалистов различного профиля. Так, например, актуально предусмотреть возможность целевого обучения с целью осуществления дальнейшего трудоустройства специалиста в организации, государственные и муниципальные органы, имеющие потребность в специалистах определенного уровня и квалификации.
Следует отметить, что существование экстремизма и социально-экономические процессы, которые происходят в обществе находятся в непосредственной взаимосвязи между собой, на мой взгляд, нельзя полностью говорить об искоренении любых проявлений экстремизма без повышении уровня социально-экономического, политического и духовного развития того или иного государства, однако, и общество не сможет полностью трансформироваться и достигнуть должного уровня своего развития без ликвидации всех радикальных элементов, которые проживают на определенных территориях региона.
С целью осуществления борьбы с экстремизмом законодатель систематически предпринимает меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей борьбу с экстремизмом. Так, например, значительно увеличен перечень преступлений экстремисткой направленности, а также увеличены санкции к лицам, признанным виновным в совершении данных преступлений.
К числу важных признаков экстремизма следует отнести:
- ограничение права конкретного гражданина или группы граждан, связанное с принадлежностью (или не принадлежностью) к определенной социальной группе;
- ограничение права реализуется при реализации гражданами своих прав, получения доступа к определенной услуге;
- попытки насильственного изменения конституционного или территориального строя РФ, воспрепятствование деятельности государственных и муниципальных органов и т.п.
Таким образом, дискриминация представляет собой феномен, посредством которого производится ограничение принципа формального равенства всех граждан на основе конкретного родового признака.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что важной детерминантой формирования экстремизма остается проблема социализации несовершеннолетнего, которая возникает ввиду неспособности важных социальных институтов (семья, образовательное учреждение и т.п.) осуществить влияние на процесс формирования личности подростка. Вытекающие из этого факторы деформации идеологического и духовного сознания приводят к потери несовершеннолетним жизненных ориентиров и «толкает» несовершеннолетнего к осуществлению различного рода противоправных действий.
В значительной степени негативные тенденции, связанные с бесконтрольным распространением информации в сети «Интернет» приводят к тому, что подросткам не только пропагандируется вред здорового образа жизни и правомерного поведения, но осуществляется явное формирование радикального настроения.
В завершении работы следует отметить, что существование экстремизма и социально-экономические процессы, которые происходят в обществе находятся в непосредственной взаимосвязи между собой, на мой взгляд, нельзя полностью говорить об искоренении любых проявлений экстремизма без повышении уровня социально-экономического, политического и духовного развития того или иного государства, однако, и общество не сможет полностью трансформироваться и достигнуть должного уровня своего развития без ликвидации всех радикальных элементов, которые проживают на территории Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996 г. - № 25 - ст. 2954
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 366
5. Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3031
6. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение в сети «Интернет» // Собрании законодательства РФ. – 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448
7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448
8. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
"Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрании законодательства РФ. – 1995. - № 33. - Ст. 3349
9. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 439-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 52. - Ст. 7550.
10. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2021. - №27. - Ст. 5351.
11. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 50. - Ст. 7074
12. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2020. - №22. – Ст. 3475.
13. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. №1101
"О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 44. - Ст. 6044
14. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 №156 (ред. от 25.11.2022) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности" // Доступен из справочно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 августа 2019 г. № 596 “Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" // Доступен из справочно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
16. Указание Генеральной прокуратуры РФ№ 870/11, МВД России № 1 от 27 ноября 2017 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // Доступно из справочно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
17. Convention on legal assistance and legal relations in civil, family and criminal cases (concluded in Minsk on 22 January 1993). Collection of legislation of Russian Federation; 1995; No. 17; Art. 1472.
18. Criminal Procedure Code of the Republic of Moldova No. 122 of 14 March 2003 (ed. by ZP222 of 27/09/2013). Accessed: 7 March 2019.
19. Resolution A/RES/49/60 adopted by the General Assembly. Measures to eliminate international terrorism. [Электронный ресурс: http://www.un-documents.net/a49r60.htm] (дата обращения 21.11.2023)
20. Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил взаимодействия провайдеров хостинга с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации" (подготовлен Минцифры России 14.09.2023) // Доступен из справочно-поисковой системы «Гарант»
Материалы судебной (правоприменительной) практики
21. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Российская газета. – 2011.
22. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верхового Суда Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 5 -011-190СП // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
23. Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 г. № 82-КГПР14-2 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
24. Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югра № 2А-1280/2020 2А-1280/2020~М-877/2020 М-877/2020 от 29 мая 2020 г. по делу № 2А-1280/2020 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
25. Решение Нижевартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югра № 2А-3747/2020 2А-3747/2020~М-3245/2020 М-3245/2020 от 17 июля 2020 г. по делу № 2А-3747/2020 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
26. Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югра № 2А-6697/2020 2А-6697/2020~М-5673/2020 А-6697/2020 М-5673/2020 от 17 июля 2020 г. по делу № 2А-6697/2020 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
27. Решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края № 2А-4287/2020 2А-4287/2020~М-2287/2020 М-2287/2020 от 6 июля 2020 г. по делу № 2А-4287/2020 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
28. Решение Багаевского районного суда Ростовской области № 2А-374/2020 2А-374/2020~М-276/2020 М-276/2020 от 21 мая 2020 г. по делу № 2А-374/2020 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
29. Постановление Миасского городского суда Челябинской области № 5-1211/2020 от 28 июля 2020 г. по делу № 5-1211/2020 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
30. Постановление Верхнекамского районного суда Кировской области № 5-30/2017 от 14 марта 2017 г. по делу № 5-30/2017 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
31. Приговор Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 11 ноября 2022 г. № 1 -73/2022 // [Электронный источник: «Судебные и нормативные акты РФ»: https://sudact.ru/]
Учебная и научная литература
32. Александров, А.Г. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет / А.Г. Александров, А.С. Разиньков // Вестник КРУ МВД России. - 2021. - №2 (52). – С.18-21.
33. Асташкина, Е.Н. Сущность прокурорского надзора: теоретико-правовые аспекты / Е.Н. Асташкина, Е.С. Курохтина // Вестник СГЮА. - 2020. - №1 (132). - С. 169-177.
34. Безсалий, О.Р. Проблемы правовой регламентации предостережения прокурора / О.Р. Безсалий // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 4. - С. 200-203.
35. Богаткина, Р. Ш. Проблемы и перспективы правового регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации / Р.Ш. Богаткина // Вестник УЮИ. - 2021. - №4 (94). – С.72-78.
36. Гудков, Ю.А. О противодействии экстремизму в Российской Федерации / Ю.А. Гудков, Н.В. Филина // Журнал прикладных исследований. - 2022. - №11. – С.705-709.
37. Дивольд, В. Е. Разработка методики оперативно-аналитического обеспечения розыскной деятельности / В.Е. Дивольд // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2022. - №4 (87). – С.340-345.
38. Дзебисов, А.Т. К проблеме распространения экстремизма в молодежной среде / А.Т. Дзебисов // Теория и практика общественного развития. - 2019. - №10 – С.140.
39. Дронова, О.Б. Интернет-ресурсы, используемые в процессе информационного обеспечения раскрытия и расследования мошенничеств, совершенных с использованием средств мобильной связи и сети интернет / О.Б. Дронова, К.В. Проваторова, А.А. Сапухин // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2021. - №3 (58). - С.137-144.
40. Иванов, В.Ю. Использование OSINT в раскрытии и расследовании преступлений / В.Ю. Иванов // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. №1 (37). С.62-66.
41. Карлеба, В.А. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - новые реалии / В.А. Карлеба // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. - №8. – С.89-90.
42. Корягин, Ю.Г. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: гармонизация процедур экстрадиции на основе принципа взаимности / Ю.Г. Корягин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - №8 (224). – С.327-330.
43. Кувардин, В.В. Роль органов прокуратуры в противодействии экстремизму и терроризму в современной России / В.В. Кувардин,
К.И. Богомолова // Вестник СГЮА. - 2023. - №2 (151). – С.244-250.
44. Куликов, А.Г. К вопросу совершенствования оперативно-розыскной деятельности по противодействию экстремизму в сети Интернет / А.Г. Куликов // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - №2. – С.64-71.
45. Лазарева, В.А. Взаимодействие следователя, руководителя следственного органа и прокурора при возбуждении и осуществлении уголовного преследования / В.А. Лазарева // Legal Concept. - 2021. - №2. – С.43.
46. Мироненко, А.П. К вопросу о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка / А.П. Мироненко // Территория науки. - 2018. - №4. – С.175-180
47. Нечевин, Д. К. Противодействие экстремизму в глобальной сети «Интернет» / Д. К. Нечевин, В. В. Баранов. // Административное право и процесс. — 2022. — № 2. — С. 24–25.
48. Пироговский, И.Г. Информация о преступлении как основание для возбуждения уголовного дела / И.Г. Пироговский // Вестник КРУ МВД России. - 2020. - №1 (47). – С.56-59.
49. Пискунова, Е.В. Использование данных, содержащихся в социальных сетях, для расследования и раскрытия преступлений / Е.В. Пискунова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. - 2018. - №3. - С.168-172.
50. Полянская, Е.П. Особенности раскрытия и расследования преступлений, совершенных посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий / Е.П. Полянская // Криминологический журнал. - 2020. - №4. - С.67-69.
51. Попов, В.В. Вопросы систематизации составов экстремистских преступлений и преступлений экстремистской направленности / В.В. Попов // Вестник науки. - 2023. - №11 (68). – С.385-392.
52. Раскина, Т.В. Прокуратура в системе профилактики правонарушений / Т.В. Раскина // Юридические исследования. - 2018. - №1. – С.53-60.
53. Ситдикова, Г.З. Проблемы квалификации некоторых преступлений против общественной безопасности и общественного порядка / Г.З. Ситдикова, Д.И. Сулатов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №12-4. – С.185-189.
54. Сидорова, Е.З. Экстремизм и терроризм: история и современность / Е.З. Сидорова // Век качества. - 2022. - №1. – С.163-181.
55. Смирнов, В. М. Социальные сети и интернет как актуальный инструмент при расследовании преступлений / В.М. Смирнова, Д.А. Завьялов // Молодой ученый. - 2019. - № 39 (277). - С. 145-147.
56. Степанян, В.В. Проблемы и перспективы международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Вклад России / В.В. Степанян // Скиф. - 2021. - №6 (58). – С.284-289.
57. Суходолов, А.П. Цифровая криминология: метод цифрового профилирования поведения неустановленного преступника / А.П. Суходолов, М.А. Калужина, Б.А. Спасенников, В.С. Колодин // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - №3. – С.385-394.
58. Тараканова Л.А. Актуальные проблемы понятия и содержания экономической безопасности / Л.А. Тараканова, Д.С. Цишковский // Вестник Академии знаний. 2018. №1 (24). С.198-203.
59. Усманова, Е.Ф. Использование цифровых технологий в деятельности сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации / Е.Ф. Усманова // Гуманитарные и политико-правовые исследования. - 2022. - №3 (18). - С.42-49.
60. Фридинский, С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России: социально-правовое и криминологическое исследование: дис. ... доктора юридических наук. М., 2011. – 42 с.
61. Шайхлисламов, Э.Р. Сущность современного прокурорского надзора
/ Э.Р. Шайхлисламов, Т.Ф. Ганеев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020 - №9-2. - С.49-51.
62. Шерстюков, С.А. Сущность экстремистской направленности преступлений / С.А. Шерстюков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - №9. – С.172-175.
63. Шигурова, Е.И. Порядок подготовки и направления запроса о международной правовой помощи по уголовным делам / Е.И. Шигурова, А.В. Шигуров // Гуманитарные и политико-правовые исследования. - 2021. - №3 (14). – С.62-74.
64. Шинкарук, В.М. Противодействие экстремизму в молодежной среде: роль прокурорского надзора за исполнением законодательства в данной сфере / В.М. Шинкарук, П.П. Фантронов, Н.А. Соловьева // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2020. - №4 (55). – С.178-188.
65. Шхагапсоев, З.Л. Современное состояние международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства / З.Л. Шхагапсоев, Н.Г. Каннуникова // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - №5. – С.92-93.
66. Яцкина, И.А. Роль судебных экспертиз в доказывании экстремистских побуждений при расследовании преступлений в сфере пропаганды экстремизма / И.А. Яцкина // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - №1 (92). – С.210-219.
Электронные ресурсы
67. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [URL: https://epp.genproc.gov.ru/]
68. «Суд признал незаконной деятельность Telegram-бота «Глаз Бога» // [Электронный источник] – Режим доступа. – URL: : https://www.rbc.ru/technology_and_media/ 01/07/2021/60dd99719a79474e947f0c5f]