ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Творческое рассказывание как составная часть развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 16
1.4. Методические аспекты проблемы развития творческого рассказывания у
детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Выявление особенностей творческого рассказывания у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2. Анализ результатов обследования 34
2.3. Методические рекомендации по развитию творческого рассказывания у
детей с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Творческое рассказывание как составная часть развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 16
1.4. Методические аспекты проблемы развития творческого рассказывания у
детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Выявление особенностей творческого рассказывания у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2. Анализ результатов обследования 34
2.3. Методические рекомендации по развитию творческого рассказывания у
детей с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Известно, что развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую речь, является важнейшим условием успешного обучения в школе. Обладая хорошо развитой связной монологической речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества (М.М. Алексеева, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.).
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Особую важность эта цель приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе, где наблюдается снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедная, безграмотная речь на экранах телевизоров и агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения и других психических функций, а также повышение уровня речевого развития, позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию. Отсюда огромная ответственность и важность работы логопедов и педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в логопедических методах и приемах развития навыка творческого рассказывания данной категории детей.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - логопедическая работа по развитию творческого рассказывания будет эффективной и обеспечит положительную динамику познавательного и речевого развития при соблюдении следующих условий:
- развитие творческого рассказывания будет проводиться в соответствии с принципами систематичности и последовательности, сознательности и активности, доступности, создания ситуации успеха, индивидуализации;
- задания будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;
- при тесном взаимодействии с воспитателями;
- при активном участии и поддержке родителей.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по проблеме особенностей и возможностей использования различных методических приемов в логопедической работе по развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем речевого развития.
4. Разработать методические рекомендации по обучению творческому рассказыванию в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: констатирующий эксперимент;
- аналитические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды, освещающие теорию речевой деятельности - учения о порождении и восприятии речевой деятельности, проблемы соотношения языка и сознания, речи и мышления М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней; научные положения общей, возрастной педагогики и психологии о формировании творческих способностей ребенка, в том числе языковых (Э.П. Короткова, О.С. Ушакова, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); работы об особенностях детей с общим недоразвитием речи Л. С. Волковой, Р.Е. Левиной, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, С.Н. Шаховской, В.К. Воробьевой, Е.В. Аханьковой.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Известно, что развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую речь, является важнейшим условием успешного обучения в школе. Обладая хорошо развитой связной монологической речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества (М.М. Алексеева, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.).
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Особую важность эта цель приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе, где наблюдается снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедная, безграмотная речь на экранах телевизоров и агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения и других психических функций, а также повышение уровня речевого развития, позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию. Отсюда огромная ответственность и важность работы логопедов и педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в логопедических методах и приемах развития навыка творческого рассказывания данной категории детей.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - логопедическая работа по развитию творческого рассказывания будет эффективной и обеспечит положительную динамику познавательного и речевого развития при соблюдении следующих условий:
- развитие творческого рассказывания будет проводиться в соответствии с принципами систематичности и последовательности, сознательности и активности, доступности, создания ситуации успеха, индивидуализации;
- задания будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;
- при тесном взаимодействии с воспитателями;
- при активном участии и поддержке родителей.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по проблеме особенностей и возможностей использования различных методических приемов в логопедической работе по развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем речевого развития.
4. Разработать методические рекомендации по обучению творческому рассказыванию в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: констатирующий эксперимент;
- аналитические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды, освещающие теорию речевой деятельности - учения о порождении и восприятии речевой деятельности, проблемы соотношения языка и сознания, речи и мышления М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней; научные положения общей, возрастной педагогики и психологии о формировании творческих способностей ребенка, в том числе языковых (Э.П. Короткова, О.С. Ушакова, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); работы об особенностях детей с общим недоразвитием речи Л. С. Волковой, Р.Е. Левиной, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, С.Н. Шаховской, В.К. Воробьевой, Е.В. Аханьковой.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Недостаточная изученность проблемы овладения творческим рассказыванием детьми с общим недоразвитием речи актуализирует изучение данной темы, особенно в контексте развития связной речи дошкольника. Творческое рассказывание представляет собой интеграцию мыслительной и речевой активности ребенка, направленную на овладение связной речью и проявляющуюся в творческом использовании усвоенного ранее социального и речевого опыта.
Целью настоящего исследования было выявление особенностей и возможностей использования приемов творческого рассказывания в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, а также разработка системы приемов и практических упражнений по овладению данным видом рассказывания в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Творческое рассказывание рассматривалось нами как способность ребенка к самостоятельному созданию собственной системы построения рассказа, в основе которой лежат представления об окружающей действительности и языковом стандарте.
Адаптивная методика, направленная на выявление особенностей творческого рассказывания в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, позволила определить несформированность творческого компонента, как доминантного. Это было обусловлено трудностями актуализации социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отражением увиденного в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности. В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что в свою очередь обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Узкий диапазон использования
В исследовании установлено, что без специальной работы по развитию компонентов творческого рассказа (структурного, содержательного и творческого) дошкольники с общим недоразвитием речи самостоятельно не овладевают творческим рассказыванием или неустойчиво применяют имеющиеся знания в речевой деятельности.
Успешное овладение данным видом рассказывания определяется рядом условий (мотивация детей, комплексная структура занятий, правильное понимание задания «придумай», развитие познавательной деятельности, мышления и воображения, обогащение словаря и т.д.), а также тесной взаимосвязью системы воспитания и образования в дошкольном учреждении. Эффективность логопедической работы определяется систематичностью, последовательностью и комплексностью педагогического воздействия.
Проводимая логопедическая работа должна иметь общеразвивающий характер. На занятиях должны формироваться мыслительные операции, возможности анализа и синтеза, выделение общего и частного. В процессе обучения детей творческому рассказыванию параллельно должна осуществляться работа по обогащению представлений об окружающей действительности и развитию связной речи, что должно отражаться в музыкальной, изобразительной, игровой и других творческих видах деятельности.
Творческое рассказывание независимо влияет на личностные характеристики дошкольника: совершенствует восприятие, внимание, положительно влияет на формирование чувств и эмоций, развивает эмпатию и сотрудничество, сочувствие.
Опираясь на констатирующий эксперимент нами представлены методические рекомендации, которые раскрывают вопросы совершенствования логопедических занятий с использованием методов и приемов развития навыка творческого рассказывания. Развивающий эффект предложенного направления обучения позволяет прогнозировать значимость его применения в практике воспитателей и логопедов в обучении дошкольников с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию.
Целью настоящего исследования было выявление особенностей и возможностей использования приемов творческого рассказывания в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, а также разработка системы приемов и практических упражнений по овладению данным видом рассказывания в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Творческое рассказывание рассматривалось нами как способность ребенка к самостоятельному созданию собственной системы построения рассказа, в основе которой лежат представления об окружающей действительности и языковом стандарте.
Адаптивная методика, направленная на выявление особенностей творческого рассказывания в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, позволила определить несформированность творческого компонента, как доминантного. Это было обусловлено трудностями актуализации социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отражением увиденного в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности. В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что в свою очередь обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Узкий диапазон использования
В исследовании установлено, что без специальной работы по развитию компонентов творческого рассказа (структурного, содержательного и творческого) дошкольники с общим недоразвитием речи самостоятельно не овладевают творческим рассказыванием или неустойчиво применяют имеющиеся знания в речевой деятельности.
Успешное овладение данным видом рассказывания определяется рядом условий (мотивация детей, комплексная структура занятий, правильное понимание задания «придумай», развитие познавательной деятельности, мышления и воображения, обогащение словаря и т.д.), а также тесной взаимосвязью системы воспитания и образования в дошкольном учреждении. Эффективность логопедической работы определяется систематичностью, последовательностью и комплексностью педагогического воздействия.
Проводимая логопедическая работа должна иметь общеразвивающий характер. На занятиях должны формироваться мыслительные операции, возможности анализа и синтеза, выделение общего и частного. В процессе обучения детей творческому рассказыванию параллельно должна осуществляться работа по обогащению представлений об окружающей действительности и развитию связной речи, что должно отражаться в музыкальной, изобразительной, игровой и других творческих видах деятельности.
Творческое рассказывание независимо влияет на личностные характеристики дошкольника: совершенствует восприятие, внимание, положительно влияет на формирование чувств и эмоций, развивает эмпатию и сотрудничество, сочувствие.
Опираясь на констатирующий эксперимент нами представлены методические рекомендации, которые раскрывают вопросы совершенствования логопедических занятий с использованием методов и приемов развития навыка творческого рассказывания. Развивающий эффект предложенного направления обучения позволяет прогнозировать значимость его применения в практике воспитателей и логопедов в обучении дошкольников с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на материале пересказа
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале пересказа
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Украинский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Особенности сформированности повествовательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019



