МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ:ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты международной туристской индустрии 7
1.1. Международный туризм: сущность, теории и функции 7
1.2. Нормативно-правовая база функционирования международного туризма 13
1.3. Современное состояние мировой туристской индустрии 19
Глава 2. Современное состояние и направления развития туристской сферы России и Китая 30
2.1. Факторов и условия международного сотрудничества России и Китая в туристском секторе 30
2.2. Особенности, формы и направления международного туризма между Россией и Китаем 38
2.3. Эффективность функционирования и тенденции развития туристических потоков России и Китая 43
Глава 3. Направления и перспективы развития туристской индустрии России и Китая 50
3.1. Современные проблемы и противоречия развития туристических потоков России и Китая 50
3.2. Направления и перспективы укрепления сотрудничества России и Китая в туристском секторе 54
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение 70
Глава 1. Теоретические аспекты международной туристской индустрии 7
1.1. Международный туризм: сущность, теории и функции 7
1.2. Нормативно-правовая база функционирования международного туризма 13
1.3. Современное состояние мировой туристской индустрии 19
Глава 2. Современное состояние и направления развития туристской сферы России и Китая 30
2.1. Факторов и условия международного сотрудничества России и Китая в туристском секторе 30
2.2. Особенности, формы и направления международного туризма между Россией и Китаем 38
2.3. Эффективность функционирования и тенденции развития туристических потоков России и Китая 43
Глава 3. Направления и перспективы развития туристской индустрии России и Китая 50
3.1. Современные проблемы и противоречия развития туристических потоков России и Китая 50
3.2. Направления и перспективы укрепления сотрудничества России и Китая в туристском секторе 54
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение 70
Актуальность темы исследования. В условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей. Многочисленные исследования убеждают, что развитие туризма в той или иной стране способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.
Туризм, как социально-экономический феномен, обеспечивает значительные денежные поступления в бюджет соответствующего региона, занятость, стимулирует реструктуризацию региональной экономики, ориентируя ее на экономический рост. Во многих развитых и развивающихся странах курортно-рекреационный бизнес превратился в индустрию международного масштаба, призванную обеспечить качественный и рациональный отдых туристов и занимающую по доходам ведущее место среди крупнейших экспортных отраслей экономики. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами.
Важность исследования особенностей функционирования международного туризма определяется и тем, что въездной туризм является во многом индикатором благополучия государства, в то время как выездной - свидетельствует о благосостоянии граждан. Способность обеспечить достойный приём иностранным туристам демонстрирует скоординированную и плодотворную работу сразу целого кластера отраслей национальной экономики, причём на сегодняшний день эти отрасли привлекают новейшие технологии и большое количество квалифицированных работников, что также решает задачи повышения качества экономического роста. Несомненно, индустрия с подобными характеристиками должна стать одним из локомотивов роста российской экономики, именно поэтому исследование проблем её развития и функционирования является теоретически и практически значимым.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время туризм является предметом многих научных исследований и привлекает внимание специалистов, работающих в разных областях - менеджменте, маркетинге, экономике, культуре. Идет формирование комплексной науки, объединяющей разносторонние исследования сферы туризма.
Важную роль в теоретико-методологическом обосновании сферы туризма сыграли труды таких ученых как: М.Б. Биржаков, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов и других. Изучению состояния и перспектив развития туристской индустрии России уделяют А.Ю. Александрова, З.М. Горбылева, Л.С. Сосненко и другие.
Особое внимание проблемам развития туризма уделяют такие авторы как: В.Г. Гуляев, М.А. Жукова. В работе А.Д. Чудновского дается обоснование туризма как одного из факторов социально-экономического развития региона.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является анализ динамики современного состояния международной туристской индустрии в России и Китая. Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- рассмотрены сущность, теории, функции и нормативно-правовую базу функционирования международного туризма изучить теоретическую основу международного туризма;
- определить особенности, формы, факторы, направления и условия международного сотрудничества России и Китая;
- оценить эффективность функционирования и тенденции развития туристических потоков России и Китая;
- выявить современные проблемы и противоречия развития туристических потоков России и Китая;
- определить направления укрепления сотрудничества России и Китая в туристском секторе.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является международная туристская индустрия, предметом - современное состояние и направления развития международной туристкой индустрии между Россией и Китаем.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации сущности понятия международного туризма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы представителями органов власти в ходе регулирования и стимулирования развития международной туристской индустрии.
Методы исследования. В проведенном исследовании используются как общенаучные (системный подход, логический, статистический и сравнительный анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфического, восхождения от абстрактного к конкретному, структурно¬генетического анализа и синтеза, а также анализ специализированной литературы по теме исследования.
Информационно - методологическая база. Методологической основой исследования послужит инструментарий экономической теории, теории статистики и оценки международной туристской индустрии, законодательные акты, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой проблеме, базы данных Федеральной службы государственной статистики.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, определяется теоретическая и методологическая основа работы, излагается логика исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, характеризуется степень апробации полученных результатов.
В первой главе «Теоретические аспекты международной туристской индустрии» рассмотрены сущность, теории и функции международного туризма, изучена нормативно-правовая база функционирования международного туризм, а также современное состояние мировой туристской индустрии.
Во второй главе «Современное состояние и направления развития туристской сферы России и Китая» определены факторы и условия международного сотрудничества России и Китая, выявлены особенности, формы и направления международного туризма между Россией и Китаем, оценена эффективность функционирования и тенденции развития туристических потоков России и Китая.
В третьей главе «Направления и перспективы развития туристской индустрии России и Китая» выявлены современные проблемы и противоречия развития туристических потоков России и Китая и определены направления укрепления сотрудничества России и Китая в туристском секторе.
В заключении сформулированы основные выводы и положения выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников включает источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения дипломной работы.
Туризм, как социально-экономический феномен, обеспечивает значительные денежные поступления в бюджет соответствующего региона, занятость, стимулирует реструктуризацию региональной экономики, ориентируя ее на экономический рост. Во многих развитых и развивающихся странах курортно-рекреационный бизнес превратился в индустрию международного масштаба, призванную обеспечить качественный и рациональный отдых туристов и занимающую по доходам ведущее место среди крупнейших экспортных отраслей экономики. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами.
Важность исследования особенностей функционирования международного туризма определяется и тем, что въездной туризм является во многом индикатором благополучия государства, в то время как выездной - свидетельствует о благосостоянии граждан. Способность обеспечить достойный приём иностранным туристам демонстрирует скоординированную и плодотворную работу сразу целого кластера отраслей национальной экономики, причём на сегодняшний день эти отрасли привлекают новейшие технологии и большое количество квалифицированных работников, что также решает задачи повышения качества экономического роста. Несомненно, индустрия с подобными характеристиками должна стать одним из локомотивов роста российской экономики, именно поэтому исследование проблем её развития и функционирования является теоретически и практически значимым.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время туризм является предметом многих научных исследований и привлекает внимание специалистов, работающих в разных областях - менеджменте, маркетинге, экономике, культуре. Идет формирование комплексной науки, объединяющей разносторонние исследования сферы туризма.
Важную роль в теоретико-методологическом обосновании сферы туризма сыграли труды таких ученых как: М.Б. Биржаков, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов и других. Изучению состояния и перспектив развития туристской индустрии России уделяют А.Ю. Александрова, З.М. Горбылева, Л.С. Сосненко и другие.
Особое внимание проблемам развития туризма уделяют такие авторы как: В.Г. Гуляев, М.А. Жукова. В работе А.Д. Чудновского дается обоснование туризма как одного из факторов социально-экономического развития региона.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является анализ динамики современного состояния международной туристской индустрии в России и Китая. Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- рассмотрены сущность, теории, функции и нормативно-правовую базу функционирования международного туризма изучить теоретическую основу международного туризма;
- определить особенности, формы, факторы, направления и условия международного сотрудничества России и Китая;
- оценить эффективность функционирования и тенденции развития туристических потоков России и Китая;
- выявить современные проблемы и противоречия развития туристических потоков России и Китая;
- определить направления укрепления сотрудничества России и Китая в туристском секторе.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является международная туристская индустрия, предметом - современное состояние и направления развития международной туристкой индустрии между Россией и Китаем.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации сущности понятия международного туризма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы представителями органов власти в ходе регулирования и стимулирования развития международной туристской индустрии.
Методы исследования. В проведенном исследовании используются как общенаучные (системный подход, логический, статистический и сравнительный анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфического, восхождения от абстрактного к конкретному, структурно¬генетического анализа и синтеза, а также анализ специализированной литературы по теме исследования.
Информационно - методологическая база. Методологической основой исследования послужит инструментарий экономической теории, теории статистики и оценки международной туристской индустрии, законодательные акты, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой проблеме, базы данных Федеральной службы государственной статистики.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, определяется теоретическая и методологическая основа работы, излагается логика исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, характеризуется степень апробации полученных результатов.
В первой главе «Теоретические аспекты международной туристской индустрии» рассмотрены сущность, теории и функции международного туризма, изучена нормативно-правовая база функционирования международного туризм, а также современное состояние мировой туристской индустрии.
Во второй главе «Современное состояние и направления развития туристской сферы России и Китая» определены факторы и условия международного сотрудничества России и Китая, выявлены особенности, формы и направления международного туризма между Россией и Китаем, оценена эффективность функционирования и тенденции развития туристических потоков России и Китая.
В третьей главе «Направления и перспективы развития туристской индустрии России и Китая» выявлены современные проблемы и противоречия развития туристических потоков России и Китая и определены направления укрепления сотрудничества России и Китая в туристском секторе.
В заключении сформулированы основные выводы и положения выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников включает источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения дипломной работы.
Туризм как мировое явление начал заявлять о себе еще с середины XVIII в. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя: увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты; рост валового национального продукта; создание новых рабочих мест; реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением; привлечения капитала, в том числе и иностранного; увеличение налоговых сборов принимающего региона.
Международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества.
Международный туризм сфера комплексная, и ее развитие может быть инициирована из целого ряда источников, прежде всего, это развитие всего сектора услуг в целом, что показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма. Поскольку сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс, то нормативное правовое регулирование отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей законодательства отдельных стран.
В разрезе мирового туристского рынка мировое пространство под-разделяют на макрорегионы, каждый из которых как социально-территориальный феномен представляет собой группу стран (мезорегиопы), составляющих определенную целостность относительно устойчивых экономико-географических, демографических и социокультурных особенностей.
Согласно классификации ЮНВТО в мире выделяют шесть туристских макрорегионов.
Отношения между Китаем и Россией имеют давнюю историю, в которой тесно переплелись политика и экономика. На сегодняшний день одним из перспективных направлений сотрудничества России с Китая является туристическое взаимодействие. Возникновение и динамика международного туризма между ними определяются рядом причин, важнейшими из которых являются тенденции развития социальной среды, культуры и экономики, а также их трансформации, вызванные различными процессами.
К основным факторам, способствующим развитию туристской индустрии между странами относят: приграничное расположение Китая с территорией России, привлекательные цены на авиабилеты и железнодорожный транспорт, а также благоприятный курс юаня по отношению к рублю.
Следует отметить, что туризм в Китае играет более заметную роль, чем в России. Так, в структуре доходов от экспорта услуг КНР туризм занимает лидирующую позицию. При этом туризм стал эффективным методом стабилизации развития национальной рыночной экономики и ее диверсификации. В России же туризм пока не является главной статьей доходов. При этом в последние пять лет на российском туристском рынке наблюдается переориентация потоков в российско-китайском обмене и их сдвиги в пользу Китая. Так, если в 2012 г. Китай по количеству въехавших туристов в Россию занимал второе место, с численностью 343,4 тыс. туристов, то в 2015 г. он уже вышел на первое место, с показателем в 677,6 тыс. чел., увеличив поток туристов почти в 2 раза.
Анализируя состояние и структуру выездного туризма обеих стран, обобщая их положительные стороны и недостатки, можно исправлять ошибки и выйти на путь прогрессивного развития туризма, и, в конечном счете - содействовать укреплению дружбы.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой на сегодняшний день является повышение качества туристских услуг.
Можно отметить ряд проблем препятствующих развитию денной сферы отношений между странами. Пока из-за сохраняющихся проблем в российском туристическом секторе у китайских туристов нередко остаются отрицательные впечатления от поездки. Важно уделять больше внимания обеспечению комфортного пребывания китайских и российских туристов (как групповых, так и индивидуальных) на территории двух стран: обеспечить наличие достаточного номерного фонда (прежде всего, средней ценовой категории) и туристических автобусов; упростить и удешевить логистику за счет организации дополнительных чартерных рейсов в пик туристического сезона; расширять географию прямого сообщения между регионами двух стран; снизить минимальное число участников организованной группы для безвизового пребывания на территории РФ и КНР; обеспечить контроль качества сервиса и постоянно его повышать.
Таким образом, необходимо отметить, что перспективы туристского взаимодействия России и Китая, безусловно, существуют. С учетом быстрых темпов роста общего числа убытий из Китая, в обозримом будущем Китай может стать главным партнером России в области туризма. Однако при формировании туристских продуктов необходимо проводить дополнительное исследование спроса китайских и российских туроператоров. Только при совместной работе российских и китайских туроператоров, которые могут обмениваться информацией и опытом, возможно наращивание турпотоков в обоих направлениях.
Международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества.
Международный туризм сфера комплексная, и ее развитие может быть инициирована из целого ряда источников, прежде всего, это развитие всего сектора услуг в целом, что показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма. Поскольку сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс, то нормативное правовое регулирование отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей законодательства отдельных стран.
В разрезе мирового туристского рынка мировое пространство под-разделяют на макрорегионы, каждый из которых как социально-территориальный феномен представляет собой группу стран (мезорегиопы), составляющих определенную целостность относительно устойчивых экономико-географических, демографических и социокультурных особенностей.
Согласно классификации ЮНВТО в мире выделяют шесть туристских макрорегионов.
Отношения между Китаем и Россией имеют давнюю историю, в которой тесно переплелись политика и экономика. На сегодняшний день одним из перспективных направлений сотрудничества России с Китая является туристическое взаимодействие. Возникновение и динамика международного туризма между ними определяются рядом причин, важнейшими из которых являются тенденции развития социальной среды, культуры и экономики, а также их трансформации, вызванные различными процессами.
К основным факторам, способствующим развитию туристской индустрии между странами относят: приграничное расположение Китая с территорией России, привлекательные цены на авиабилеты и железнодорожный транспорт, а также благоприятный курс юаня по отношению к рублю.
Следует отметить, что туризм в Китае играет более заметную роль, чем в России. Так, в структуре доходов от экспорта услуг КНР туризм занимает лидирующую позицию. При этом туризм стал эффективным методом стабилизации развития национальной рыночной экономики и ее диверсификации. В России же туризм пока не является главной статьей доходов. При этом в последние пять лет на российском туристском рынке наблюдается переориентация потоков в российско-китайском обмене и их сдвиги в пользу Китая. Так, если в 2012 г. Китай по количеству въехавших туристов в Россию занимал второе место, с численностью 343,4 тыс. туристов, то в 2015 г. он уже вышел на первое место, с показателем в 677,6 тыс. чел., увеличив поток туристов почти в 2 раза.
Анализируя состояние и структуру выездного туризма обеих стран, обобщая их положительные стороны и недостатки, можно исправлять ошибки и выйти на путь прогрессивного развития туризма, и, в конечном счете - содействовать укреплению дружбы.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой на сегодняшний день является повышение качества туристских услуг.
Можно отметить ряд проблем препятствующих развитию денной сферы отношений между странами. Пока из-за сохраняющихся проблем в российском туристическом секторе у китайских туристов нередко остаются отрицательные впечатления от поездки. Важно уделять больше внимания обеспечению комфортного пребывания китайских и российских туристов (как групповых, так и индивидуальных) на территории двух стран: обеспечить наличие достаточного номерного фонда (прежде всего, средней ценовой категории) и туристических автобусов; упростить и удешевить логистику за счет организации дополнительных чартерных рейсов в пик туристического сезона; расширять географию прямого сообщения между регионами двух стран; снизить минимальное число участников организованной группы для безвизового пребывания на территории РФ и КНР; обеспечить контроль качества сервиса и постоянно его повышать.
Таким образом, необходимо отметить, что перспективы туристского взаимодействия России и Китая, безусловно, существуют. С учетом быстрых темпов роста общего числа убытий из Китая, в обозримом будущем Китай может стать главным партнером России в области туризма. Однако при формировании туристских продуктов необходимо проводить дополнительное исследование спроса китайских и российских туроператоров. Только при совместной работе российских и китайских туроператоров, которые могут обмениваться информацией и опытом, возможно наращивание турпотоков в обоих направлениях.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Динамика и направления развития делового туризма между Китаем и Россией
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Россия на мировом рынке туристических услуг
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Механизмы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса с учетом зарубежного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



