Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности медиадискурса международных политических конфликтов (2001 – 2015 годы)

Работа №144427

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………3
Глава 1. Политический медиадискурс: теоретико-методологический анализ…..7
1.1. Политический дискурс в процессе институционализации политической науки: проблемы изучения и тенденции развития………………………..7
1.2. Теоретико-методологические основания исследования политического медиадискурса
Глава 2. Международный политический конфликт: теоретико-методологическое исследование
2.1. Информационно-психологическая война как форма международных политических конфликтов
2.2. Средства и методы ведения информационно-психологической войны…..38
Глава 3. Информационные стратегии участников международных политических конфликтов
3.1. Номинация сторон международных политических конфликтов
3.2. Стратегии участников политических конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Международные конфликты начала XXI века обнажили новую роль СМИ в обществе, роль дискурса в политическом противостоянии. Неограниченные возможности языка стирают какие бы то ни было границы в процессе освещения действительности, построении версий и формировании общественного мнения. Отношение аудитории к участникам конфликта формируется на основании информации, которая быстрее всего становится общедоступной.
Как известно, средства массовой информации использовались государствами в период международных политических конфликтов в качестве инструмента влияния на своих противников еще с начала XX века. Так в рамках Первой Мировой Войны странами организовывались целые министерства, департаменты и подразделения, занимающиеся «войной слов». Перед пропагандистскими изданиями ставились задачи от конверсии ценностных ориентаций населения до раскола рядов стран-союзников.
Стоит отметить, что если ранее информационно-психологическое воздействие было дополнением к активным боевым действиям, то в условиях современного медиатизированного общества характер транслируемой информации стал превалирующим фактором способным управлять ходом самого конфликта и его общественным восприятием.
Таким образом, с помощью манипулирования в условиях международного конфликта стало возможным влияние на военно-политическое превосходство и лидерство стран на международной арене, изменение информационной картины общества и трансформация как политического и экономического, так и социально-культурного международного пространства.
Объект исследования – медиадискурс международных политических конфликтов.
Предмет исследования – стратегии стран, используемые в процессе освещения политического конфликта.
Цель выпускной квалификационной работы – на основании дискурс-анализа СМИ различных стран, рассмотреть особенности медиадискурса на международной арене в условиях политического конфликта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Классифицировать основные теории политического дискурса;
• Зафиксировать место медиадискурса;
• Выделить формы международного информационного противостояния, средства и методы его ведения;
• Проанализировать позиции стран отраженные в международном медиа-пространстве;
• Смоделировать стратегии стран, используемые для освещения политического конфликта.
Необходимо понимать, что для исследования международного политического медиадискурса недостаточно использование структурного или лингвостилистического анализа, так как будучи сложным коммуникативным явлением, дискурс охватывает как социальный контекст, так и стратегии участников конфликта.
Таким образом, теоретическими материалами исследования послужили работы из сфер информационной безопасности, манипулирования общественным сознанием, дискурса и медиадискурса.
Фундаментальной базой развития теории политического дискурса и медиадискурса послужили работы Лазарсфельда П., Лассуэлла Г., Шеннона К., Уивера У., Грамши А., Альтюссера А.
В сфере информационной безопасности теоретической базой исследования послужили работы Мельникова М., Грачева Г. В., Мельник И. К., Дугина А. Г., Манойло А. В., Либики М. C., Дарчевской И.
Согласно психологическому воздействию информационной войны на общество были изучены публикации Панарина И. Н., Расторгуева С. П., Почепцова Г. Г.
Так как борьба за средства и каналы влияния на массы становится доминантой политики, к проблеме манипулирования обращаются политологи, социологи, психологи и философы.
Структурные компоненты управления и манипулирования общественным сознанием разрабатывали: Ирхин Ю., Ковлер А., Терин В., Крылов И., Кара-Мурза С., Пленков О., Ноэль-Нойман Э., Б. Брюс,
О’Доннел и другие .
Также значительный интерес по данной проблематике представляют труды представителей отечественной политологической науки, таких как Г. Дилигенский, Г. Грачев Е., Доценко, Д. Ольшанский, А. Соловьев .
Специфика политической манипуляции является предметом изучения В. Авченко, А. Цуладзе .
Исследование СМИ как инструмента политической манипуляции можно встретить в трудах С.С. Маркова и В. Третьякова, М.М. Назарова, И.И. Засурского, Б.Н. Лозовского .
Основным методом исследования является дискурс-анализ медиа-контента, отобранного в соответствии с целями и задачами исследования.
Эмпирическим материалом данной работы послужили публикации крупнейших официальных изданий России, США и Израиля в интернет-пространстве в период грузино-осетинского и сирийского конфликта. Анализируемые издания: «TheNewYorkTimes», «TheWashingtonPost», «Российская Газета», «Haaretz», «Newsru.co.il», «Интернет-проект «ИноСМИ.RU». Подобный выбор стран и изданий был продиктован необходимостью изучить официальный политический медиадискурс негативного, позитивного и нейтрального толка для сравнения стратегий участников международных политических конфликтов.
Временные рамки исследования грузино-осетинского конфликта были обозначены с 08.08.2008 г. по 12.08.2008 г., которые охватывают период активных боевых действий на территории конфликта. Для исследования медиадискурса сирийского конфликта временной промежуток был ограничен с 28.09.2015 г. по 05.10.2015 г., основными событиями которого стало начало военных действий России на территории Сирии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результата анализа данных для дальнейших исследований феномена информационной агрессии.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя 2 параграфа, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что цель исследования была достигнута. На основании проведенного дискурс-анализа СМИ Соединенных Штатов Америки, России и Израиля, рассмотрели особенности медиадискурса на международной арене в условиях политического конфликта и выделили стратегии участников.
Мы классифицировали основные теории дискурса и выявили специфику международного медиадискурса с точки зрения политического манипулирования в условиях информационного противостояния. На основании интернет-публикаций крупнейших федеральных изданий выявили позиции стран и смоделировали стратегии стран при формировании конфликтного медиадискурса. манипулирования политического манипулирования как разновидности политической деятельности и определили наиболее эффективные приемы политического манипулирования.
В ходе изучения поставленной проблемы выяснилось наличие влияния политического манипулирования не только на сознание общества в рамках одного государства, но и на всю международную политическую систему. Возможность такого управления активно используется в современном информационном обществе, а главными самым эффективным инструментом осуществления влияния являются СМИ, которые превращаются в отдельные политические институты, отвечающие за публичную передачу информации с помощью специального технического инструментария. Основным ресурсом СМИ является информация, управляя которой они способны изменять окружающую действительность. Например, если раньше, для того, чтобы изучить политическую ситуацию и принять какое-либо решение, гражданину необходимо было посещать собрания, выходить на митинги, покупать специализированную литературу, что требовало немалых усилий и намного больше времени, чем освещение всех событий в медиапространстве.
В качестве основных структурных элементов процесса информационного противостояния выступают субъект манипулирования или актор воздействия и объект манипулирования или адресат воздействия.
Значение манипулирования в масштабах международного медиапространства заключается в оказании влияния на военно-политическое превосходство и лидерство стран на международной арене, изменение информационной картины общества и трансформации как политического и экономического, так и социально-культурного международного пространства.
Следует признать, что использование манипулирования как способа ведения войны обусловлено конкурентной сущностью политики, стремлением как можно дольше оставаться мировой державой. Для выполнения данной цели используется огромное множество стратегий создания медиадискурса.



1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Языкознание, Большой энциклопедический словарь / (Гл. ред. В.Н. Ярцева); 2-е изд.
– М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – С. 136-137;
2. Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. – М.: Лабиринт, 2000;
3. Бахтуридзе З. Манипуляции массами в полит процессе. – М.,2002. - С.19;
4. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. – М.: Аст, 2010. 177 с.;
5. Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике.
– М.: Академический проект, 2011. Т. 1. 256 с.
6. ГрамшиА. Тюремныететради. Том 1. – М.: Политиздат, 1991;
7. Грачев Г., Доценко Е. Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита. – СПб.,2004;
8. Гречихин М. В. Современный русский медиадискурс: язык интолерантности // Гуманитарные исследования. – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2008. № 2. – С. 27.;
9. Дилигенский Г. Социально-политическая психология. М.,1994;
10. ДугинА., Геополитикапостмодерна. Временановыхимперий. – Амфора, 2007. – С. 153.;
11. Дьякова Е.Г. и Трахтенберг А.Д. Проблема конструирования реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза «agenda-setting», - С. 142.
12. Ирхин Ю., Шарый В. «Актуальные проблемы политологии и политической психологии». – М., 1994;
13. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. –М.,2003;
14. Ковлер А. Основы политического маркетинга. – М.,1993;
15. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №2 (73). Вып. 11. – С. 13-21.;
16. Кошелюк М. Технологии политических выборов. -2-е изд., перераб. И доп. –СПб.,2004;
17. Крылов И. Теория и практика рекламы в России. –М.,1996;
18. Крючкова Г.Б. Язык аполитики в работах ученых ГДР / Г. Б. Крючкова // Язык как средство идеологического воздействия. – М., 1983. – С. 59-75.;
19. Либики, М.C. WhatisInformationalWarfare?/Либики M.C. – Вашингтон: Библиотека Конгресса. 1995.;
20. Липпман У. Общественное мнение. – FreePress 1965. – С. 158
21. Лозовский Б.Н. Кто и как манипулирует журналистами. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации. – Екатеринбург: Издат-во Урал. Ун-та, 2011;
22. Манипулирование //Политология. Энциклопедический словарь.
– М.,1993. – С.162.;
23. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. – М.: МИФИ, 2003.;
24. Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.,2002;
25. Мельников М. Прикладнаяконфликтология для журналистов. – М.: Права человека, 2006.;
26. Московичи С. Век толп. – М.,1996;
27. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматическая специфика спонтанного радиодискурса // Вестник Томского гос. ун-та. Серия Филология.-2009. – С. 37-41.
28. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытые спирали молчания.
–М., 1996;
29. Ольшанский Д. Основы политической психологии. –Екатеринбург,2001;
30. Пленков О. Мифы нации против мифов демократии. – СПб.,1997;
31. Почепцов Г.Г. «Информационные войны». – М.: Рефл-бук, - К.: Ваклер, 2000;
32. Расторгуев С.П. «Информационная война». – М: Радио и связь, 1999;
33. Русакова О.Ф. Современные теории дискурса. Опыт классификаций. // Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ.
– Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2006. С. 10-28;
34. Сагатовский В. Социальное проектирование / Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. –Томск. 1980. – С.86;
35. Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ / Серия «Дискурсология». – Екатеринбург: Дискурс – Пи, 2006. – С. 36-48;
36. Соловьев А. Политология: Политическая теория, политические технологии. –М., 2000;
37. Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики (извлечения) / Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях.
– М.: Просвещение. 1964. Ч. 1. – С. 340-345;
38. Стеценко Н. М. О соотношении понятий текст медиатекст – медиадискурс. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальныекоммуникации». Том 24(63). 2011. № 4. Часть 2. – С. 372-378;
39. Сычева Е.В. К проблемам понимания термина «дискурс»// Молодой ученый, 2011. №3. Т2. – С. 42-46;
40. Терин В. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. –М.,1999;
41. Трахтенберг А. Д. Возможен ли «демократический дискурс»? (к вопросу о дискурсивном анализе массовой коммуникации в современной политической науке). Предисловие к статье Н. Карпентье, Л. Ли, Я.Сервэ// Современные теории дискурса: мультипарадигмальный анализ.
– Екатеринбург: Дискурс – Пи, 2006. – С. 61;
42. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. C. 33;
43. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. С. 48 – 50.;
44. Цулазе. А. Политические манипуляции, или Покорение толпы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. – С. 144;
45. Чамкин А.С., Системно-социологический взгляд на коммуникационную деятельность: структура процесса и барьеры». – МГПУ, Москва. Журнал. 2011 №3;
46. Чумиков А. Креативные технологии «паблик рилейшнз». –М.,1998. –С.32;
47. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М.: Издательствоиностраннойлитературы, 1963;
48. Шерковин Ю. Психологические проблемы массовых информационных процессов. –М.,1973. – С.290;
49. Шилина М. Г. Актуальныймедиадискурс: теоретико-методологические аспекты исследований. Теория СМИ и массовой коммуникации. Выпуск № 4. 2011;
50. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. –М., 1960. –С.187;
51. Юрьев А. Выборы глазами политического психолога // Власть.- 1996. -№4. –С.56.
52. Bishop М., and Goldman E.О., «The Strategy and Tactics of Information Warfare» Routledge, part of the Taylor & Francis Group. 2003. – P. 28;
53. Bruce B. Images of power. How the image makers shape our leaders. –London, 1992, Jowett G. O’Donnell. Propagandaandpersuasion. –NewburyPark,1992;
54. DarczewskaJolanta. The Anatomy of Russian Information Warfare. The Crimean Opearion. A case study. Warsaw, number 42. May 2014. Centre for Eastern Studies;
55. Dijk T. A. van. Introduction: Discourse Analysis as a New Cross-Discipline // Handbook of Discourse Analysis. –London.: Academic Press, 1985. Vol.1.
– P. 1-10;
56. Dovring K. Road of Propaganda: The Semantics of Biased Communication.
– University of Michigan. Philosophical Library, 2007. – P. 111;
57. Fairclough N. Language and Power. London: Longman, 1989;
58. Fairclough N., Wodak R. Critical Discourse Analysis // Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction. Vol. 2. Discourse as Social Interaction / Ed. by Dijk T. van. – London, 1997. – P. 258-284;
59. HowlandC. Orderofpresentationpersuasion. New Haven, 1957. Hovland C., Janis I., Doob L., Communication and persuasion. –New Haven, 1953;
60. Kress G. Ideological Structures in Discourse // Handbook of Discourse Analysis. Discourse Analysis in Society. – London: Academic Press, 1985. Vol. 4. – P. 27-42;
61. LaclauЕ.,MouffeCli. Hegemony and Socialist Strategy London: Verso, 1985;
62. Laslett P. Philosophy, Politics and Society. Oxford: Basil Blackwell, 1970.
- P. 184;
63. Lazarsfeld P.F. On Social Research and its Language. - Chicago, 1993;
64. Molander A., Riddile, P. «Strategic Information Warfare». – National DefenseResearch Institute RAND,1996. – P.2;
65. Shannon К., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. Urbana, - Univ. of Illinois Pr., 1949;
66. Torfing, J. Discourse theory: Achievements, arguments, and challenges / In D. Howarth and J. Torfing (eds.) // Discourse Theory in European Politics: Identity, Policy and Governance. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005.
- P. 1-32;
67. Wodak R. Critical Discourse Analysis / Discourse as Social Interaction.
– London: SagePublications, 1997. Vol. 2. – P. 197-216;
68. Yule G. Pragmatics. – Oxford: Oxford University Press, 2000. – P.83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ