Взаимосвязь представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 человека (25 юношей и 25 девушек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы представлений о родительстве в период ранней взрослости 6
1.1 Подходы к изучению феноменов «родительство», «материнство» и «отцовство» в современной психологии 6
1.2. Современные исследования отношения и представления о родительстве у юношей и девушек 10
1.3 Роль родительской семьи в формировании представления о родительстве 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи отношения к родительству и представления о родительских отношениях у юношей и девушек 20
2.1 Выборка и организация исследования 20
2.2 Методы исследования 22
2.3 Результаты эмпирического исследования 27
2.3.1 Особенности и сравнительный анализ отношения к родительству у юношей и девушек 27
2.3.2 Особенности и сравнительный анализ отношений с родителями в детстве 41
2.3.3 Анализ взаимосвязи отношения к родительству и представления о родительских отношениях в детстве 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Выборка: 50 человека (25 юношей и 25 девушек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы представлений о родительстве в период ранней взрослости 6
1.1 Подходы к изучению феноменов «родительство», «материнство» и «отцовство» в современной психологии 6
1.2. Современные исследования отношения и представления о родительстве у юношей и девушек 10
1.3 Роль родительской семьи в формировании представления о родительстве 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи отношения к родительству и представления о родительских отношениях у юношей и девушек 20
2.1 Выборка и организация исследования 20
2.2 Методы исследования 22
2.3 Результаты эмпирического исследования 27
2.3.1 Особенности и сравнительный анализ отношения к родительству у юношей и девушек 27
2.3.2 Особенности и сравнительный анализ отношений с родителями в детстве 41
2.3.3 Анализ взаимосвязи отношения к родительству и представления о родительских отношениях в детстве 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Проблема родительства встает особенно остро в связи с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психо¬лого-педагогической литературе. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обыденного сознания выгля¬дит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детер¬минируется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств – не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. Сравнительно-исторические данные убеди¬тельно показывают, что современные житейские представления по данному вопросу не являются универсальными, следовательно, родительство– продукт длитель¬ного и весьма противоречивого исторического развития [2].
В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуж¬дается в работах А. И. Антонова, 2015, А. Я. Варга, В. Н. Дружинина, Р. Ж. Мухамедрахимова, Л. Ф. Обуховой, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, О. А. Шаграевой, Л. Б. Шнейдер и др.. На особен¬ностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокуль¬турный феномен». Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно не¬давно. К проблеме материнства обращаются многие исследовате¬ли: В. И. Брутман, В. А. Рамих, Н. В. Самоукина, М. С. Радионова, О. Р. Ворошнина и др. Предпринимаются попытки создания фун¬даментальной психологической теории материнства (Г. Г. Филип¬пова) [ 6 ].
Однако при всей значимости этого института родительство как психологический феномен исследовано недостаточно. От¬дельные психологические компоненты родительства (психология материнства, родительское отноше¬ние, детско-родительское взаимодействие, стили семейного вос¬питания и др.) изучаются в отрыве от остальных компонентов его структуры и вне динамики.
Проблема исследования обуславливается с недостаточностью исследований, посвященных взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости, так как в данный возрастной период является актуальным выстраивание межличностных отношений в личной и профессиональной сферах.
Цель исследования: изучение взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве.
Объект исследования: феномен родительства, отцовства и материнства.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве.
Задачи исследования:
1. Изучить и сравнить особенности представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
2. Исследовать представления об отношениях с родителями в детстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
3. Проанализировать и сравнить взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек с ихотношениями с родителями в детстве.
Гипотеза исследования: при наличии позитивных представлений человека об отношениях с родителями в детстве будут наблюдаться более позитивные представления о собственном родительстве.
Теоретико-методологическая основой данного исследования служит идея К. Маркса об общественном развитии человеческой психики. Он говорит о том, что в формировании личности ключевую роль играет социальный аспект. Общественный уровень влияний задает для личности определенные образцы родительства, «отправную точку», которые, преломленные через особенности личности будущих родителей, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало формированию родительства в каждом конкретном случае.
Также мы будем опираться на системный подход в психологии. В частности, системный подход в понимании психологической сущности и готовности к родительству Р.В. Овчаровой. По ее мнению, феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему [].
Методы исследования:
Теоретически: анализ литературы,
Эмпирические: биографическая анкета, модификация проективной методики незаконченных предложений (Пахомов А. П., 2012), тест-опросник отраженного родительского отношения ( А. Я. Варга, В. В. Столин), методика «Рисунок родительской семьи» и «Рисунок будущей семьи» (Карелин А. А., 2007), Методика PARI Е. С. Шефер и Р. К. Белл” (Карелин А. А., 2007), сочинение на тему «Моё будущее через 7-10 лет».
Статистические: анализ средних значений, метод парных корреляций r-Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 50 человек, 25 юношей в возрасте от 18 до 26 лет и 25 девушек в возрасте от 18 до 28 лет
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы, приложений
В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуж¬дается в работах А. И. Антонова, 2015, А. Я. Варга, В. Н. Дружинина, Р. Ж. Мухамедрахимова, Л. Ф. Обуховой, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, О. А. Шаграевой, Л. Б. Шнейдер и др.. На особен¬ностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокуль¬турный феномен». Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно не¬давно. К проблеме материнства обращаются многие исследовате¬ли: В. И. Брутман, В. А. Рамих, Н. В. Самоукина, М. С. Радионова, О. Р. Ворошнина и др. Предпринимаются попытки создания фун¬даментальной психологической теории материнства (Г. Г. Филип¬пова) [ 6 ].
Однако при всей значимости этого института родительство как психологический феномен исследовано недостаточно. От¬дельные психологические компоненты родительства (психология материнства, родительское отноше¬ние, детско-родительское взаимодействие, стили семейного вос¬питания и др.) изучаются в отрыве от остальных компонентов его структуры и вне динамики.
Проблема исследования обуславливается с недостаточностью исследований, посвященных взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости, так как в данный возрастной период является актуальным выстраивание межличностных отношений в личной и профессиональной сферах.
Цель исследования: изучение взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве.
Объект исследования: феномен родительства, отцовства и материнства.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве.
Задачи исследования:
1. Изучить и сравнить особенности представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
2. Исследовать представления об отношениях с родителями в детстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
3. Проанализировать и сравнить взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек с ихотношениями с родителями в детстве.
Гипотеза исследования: при наличии позитивных представлений человека об отношениях с родителями в детстве будут наблюдаться более позитивные представления о собственном родительстве.
Теоретико-методологическая основой данного исследования служит идея К. Маркса об общественном развитии человеческой психики. Он говорит о том, что в формировании личности ключевую роль играет социальный аспект. Общественный уровень влияний задает для личности определенные образцы родительства, «отправную точку», которые, преломленные через особенности личности будущих родителей, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало формированию родительства в каждом конкретном случае.
Также мы будем опираться на системный подход в психологии. В частности, системный подход в понимании психологической сущности и готовности к родительству Р.В. Овчаровой. По ее мнению, феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему [].
Методы исследования:
Теоретически: анализ литературы,
Эмпирические: биографическая анкета, модификация проективной методики незаконченных предложений (Пахомов А. П., 2012), тест-опросник отраженного родительского отношения ( А. Я. Варга, В. В. Столин), методика «Рисунок родительской семьи» и «Рисунок будущей семьи» (Карелин А. А., 2007), Методика PARI Е. С. Шефер и Р. К. Белл” (Карелин А. А., 2007), сочинение на тему «Моё будущее через 7-10 лет».
Статистические: анализ средних значений, метод парных корреляций r-Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 50 человек, 25 юношей в возрасте от 18 до 26 лет и 25 девушек в возрасте от 18 до 28 лет
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы, приложений
В рамках данной работы предпринята попытка проанализировать связь между представлениями о родительстве и родительских отношениях в детстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие молодые родители сегодня испытывают трудности во взаимодействии с собственными детьми. Непонимание причин возникающих трудностей может приводить к усугублению ситуации и к семейным конфликтам.
Проведенное исследование позволило выявить значимые различия между в представлениях о будущем родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
Наиболее тесные связи выявлены между особенностями представления о родительских отношениях в детстве и такими установками на будущее родительство, как навязчивость родителя, его сверхавторитет, развитие активности ребенка у юношей и раздражительность по отношению к ребенку, конфликтность у девушек.
Изучение особенностей и сравнительный анализ отношения к родительству у юношей и девушек в период ранней взрослости позволили обнаружить достоверные различия в представлениях и установках молодых мужчин и женщин на будущее родительство.
У девушек большая часть связей между анкетными данными и установками на будущее родительство, у юношей между анкетными данными и особенностями отношения с матерью в детстве.
Молодые женщины готовы тратить больше времени на домашние дела, чаще мужчин предполагают отсутствие помощи и поддержки со стороны супругов в уходе за ребёнком. Юноши, в свою очередь, более склонны к подавлению сексуальности будущего ребенка, к проявлению строгости к нему.
Достоверных различий между представлениями об отношениях с родителями в детстве у юношей и девушек не выявлены.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что понимание глубинных причин возникающих трудностей в общении молодых родителей и их детей может облегчить анализ ситуации и привести к разрешению конфликтов. Также осведомленность в вопросах собственной ответственности как субъекта, демонстрирующего определенную модель родительского отношения при взаимодействии с ребенком, может помочь на пути к решению проблемной ситуации.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие молодые родители сегодня испытывают трудности во взаимодействии с собственными детьми. Непонимание причин возникающих трудностей может приводить к усугублению ситуации и к семейным конфликтам.
Проведенное исследование позволило выявить значимые различия между в представлениях о будущем родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
Наиболее тесные связи выявлены между особенностями представления о родительских отношениях в детстве и такими установками на будущее родительство, как навязчивость родителя, его сверхавторитет, развитие активности ребенка у юношей и раздражительность по отношению к ребенку, конфликтность у девушек.
Изучение особенностей и сравнительный анализ отношения к родительству у юношей и девушек в период ранней взрослости позволили обнаружить достоверные различия в представлениях и установках молодых мужчин и женщин на будущее родительство.
У девушек большая часть связей между анкетными данными и установками на будущее родительство, у юношей между анкетными данными и особенностями отношения с матерью в детстве.
Молодые женщины готовы тратить больше времени на домашние дела, чаще мужчин предполагают отсутствие помощи и поддержки со стороны супругов в уходе за ребёнком. Юноши, в свою очередь, более склонны к подавлению сексуальности будущего ребенка, к проявлению строгости к нему.
Достоверных различий между представлениями об отношениях с родителями в детстве у юношей и девушек не выявлены.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что понимание глубинных причин возникающих трудностей в общении молодых родителей и их детей может облегчить анализ ситуации и привести к разрешению конфликтов. Также осведомленность в вопросах собственной ответственности как субъекта, демонстрирующего определенную модель родительского отношения при взаимодействии с ребенком, может помочь на пути к решению проблемной ситуации.
Подобные работы
- Отношение юношей и девушек к родительству в связи с представлением о родительских отношениях в детстве
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



