Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве

Работа №144426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 человека (25 юношей и 25 девушек).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы представлений о родительстве в период ранней взрослости 6
1.1 Подходы к изучению феноменов «родительство», «материнство» и «отцовство» в современной психологии 6
1.2. Современные исследования отношения и представления о родительстве у юношей и девушек 10
1.3 Роль родительской семьи в формировании представления о родительстве 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи отношения к родительству и представления о родительских отношениях у юношей и девушек 20
2.1 Выборка и организация исследования 20
2.2 Методы исследования 22
2.3 Результаты эмпирического исследования 27
2.3.1 Особенности и сравнительный анализ отношения к родительству у юношей и девушек 27
2.3.2 Особенности и сравнительный анализ отношений с родителями в детстве 41
2.3.3 Анализ взаимосвязи отношения к родительству и представления о родительских отношениях в детстве 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Проблема родительства встает особенно остро в связи с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психо¬лого-педагогической литературе. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обыденного сознания выгля¬дит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детер¬минируется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств – не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. Сравнительно-исторические данные убеди¬тельно показывают, что современные житейские представления по данному вопросу не являются универсальными, следовательно, родительство– продукт длитель¬ного и весьма противоречивого исторического развития [2].
В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуж¬дается в работах А. И. Антонова, 2015, А. Я. Варга, В. Н. Дружинина, Р. Ж. Мухамедрахимова, Л. Ф. Обуховой, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, О. А. Шаграевой, Л. Б. Шнейдер и др.. На особен¬ностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокуль¬турный феномен». Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно не¬давно. К проблеме материнства обращаются многие исследовате¬ли: В. И. Брутман, В. А. Рамих, Н. В. Самоукина, М. С. Радионова, О. Р. Ворошнина и др. Предпринимаются попытки создания фун¬даментальной психологической теории материнства (Г. Г. Филип¬пова) [ 6 ].
Однако при всей значимости этого института родительство как психологический феномен исследовано недостаточно. От¬дельные психологические компоненты родительства (психология материнства, родительское отноше¬ние, детско-родительское взаимодействие, стили семейного вос¬питания и др.) изучаются в отрыве от остальных компонентов его структуры и вне динамики.
Проблема исследования обуславливается с недостаточностью исследований, посвященных взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости, так как в данный возрастной период является актуальным выстраивание межличностных отношений в личной и профессиональной сферах.
Цель исследования: изучение взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве.
Объект исследования: феномен родительства, отцовства и материнства.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве.
Задачи исследования:
1. Изучить и сравнить особенности представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
2. Исследовать представления об отношениях с родителями в детстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
3. Проанализировать и сравнить взаимосвязи представлений о собственном родительстве у юношей и девушек с ихотношениями с родителями в детстве.
Гипотеза исследования: при наличии позитивных представлений человека об отношениях с родителями в детстве будут наблюдаться более позитивные представления о собственном родительстве.
Теоретико-методологическая основой данного исследования служит идея К. Маркса об общественном развитии человеческой психики. Он говорит о том, что в формировании личности ключевую роль играет социальный аспект. Общественный уровень влияний задает для личности определенные образцы родительства, «отправную точку», которые, преломленные через особенности личности будущих родителей, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало формированию родительства в каждом конкретном случае.
Также мы будем опираться на системный подход в психологии. В частности, системный подход в понимании психологической сущности и готовности к родительству Р.В. Овчаровой. По ее мнению, феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему [].
Методы исследования:
Теоретически: анализ литературы,
Эмпирические: биографическая анкета, модификация проективной методики незаконченных предложений (Пахомов А. П., 2012), тест-опросник отраженного родительского отношения ( А. Я. Варга, В. В. Столин), методика «Рисунок родительской семьи» и «Рисунок будущей семьи» (Карелин А. А., 2007), Методика PARI Е. С. Шефер и Р. К. Белл” (Карелин А. А., 2007), сочинение на тему «Моё будущее через 7-10 лет».
Статистические: анализ средних значений, метод парных корреляций r-Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 50 человек, 25 юношей в возрасте от 18 до 26 лет и 25 девушек в возрасте от 18 до 28 лет
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы, приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы предпринята попытка проанализировать связь между представлениями о родительстве и родительских отношениях в детстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие молодые родители сегодня испытывают трудности во взаимодействии с собственными детьми. Непонимание причин возникающих трудностей может приводить к усугублению ситуации и к семейным конфликтам.
Проведенное исследование позволило выявить значимые различия между в представлениях о будущем родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости.
Наиболее тесные связи выявлены между особенностями представления о родительских отношениях в детстве и такими установками на будущее родительство, как навязчивость родителя, его сверхавторитет, развитие активности ребенка у юношей и раздражительность по отношению к ребенку, конфликтность у девушек.
Изучение особенностей и сравнительный анализ отношения к родительству у юношей и девушек в период ранней взрослости позволили обнаружить достоверные различия в представлениях и установках молодых мужчин и женщин на будущее родительство.
У девушек большая часть связей между анкетными данными и установками на будущее родительство, у юношей между анкетными данными и особенностями отношения с матерью в детстве.
Молодые женщины готовы тратить больше времени на домашние дела, чаще мужчин предполагают отсутствие помощи и поддержки со стороны супругов в уходе за ребёнком. Юноши, в свою очередь, более склонны к подавлению сексуальности будущего ребенка, к проявлению строгости к нему.
Достоверных различий между представлениями об отношениях с родителями в детстве у юношей и девушек не выявлены.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что понимание глубинных причин возникающих трудностей в общении молодых родителей и их детей может облегчить анализ ситуации и привести к разрешению конфликтов. Также осведомленность в вопросах собственной ответственности как субъекта, демонстрирующего определенную модель родительского отношения при взаимодействии с ребенком, может помочь на пути к решению проблемной ситуации.



1. Акиньшина Н. В. Особенности представлений об отцовстве у молодых отцов/ Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. № 12 (107). Выпуск 10.М.: Просвещение, 2011. 271-278 с .
2. Алексеева Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений // Теория и практика общественного развития. 2012. 173-176 c.
3. Алифиренко О. В. Позиции студентов педагогического вуза по отношению к материнству // Известия ВГПУ. 2008. 245-249 c.
4. Архипов Т. В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии // Телемост «Москва-Екатеринбург».
5. Большая энциклопедия психологических тестов/ Ред. А. А. Карелин- М.: Эксмо, 2007, 416 с.
6. Борисенко Ю. В. Психология отцовства //Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН»
– 2007. – Т. 220 c.
7. Борисенко Ю. В., Белогай К. Н. Специфика формирования отцовства как психологического феномена// Сибирский психологический журнал. Серия: Социальная психология. - 2007. 26 c.
8. Боязитова Т. Д. Ценностные ориентации отцов, включенных в воспитательную деятельность// Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2011. 12-15 c.
9. Вагапова А. Р. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – №. 2 (14).
10. Вержибок Г. В. Ценностные риски и представления молодежи о родительстве //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – №. 4 (16)
11. Гукасова Г.С. Социально-психологические и социально-педагогические характеристики материнства и отцовства как феномена // Сибирский педагогический журнал. – 2012. 78-81 c.
12. Гукасова Г.С. Социально-психологические и социально-педагогические характеристики материнства и отцовства как феномена // Сибирский педагогический журнал. – 2012. 78-81c.
13. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства //Социологические исследования. – 2000. 90-97 c.
14. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. – Институт социологии РАН, 2008. 38 c.
15. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социологические исследования. – 1997. 72-79 c.
16. Девятых С. Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) : дис. – Смоленск, 2006.56 c.
17. Девятых С. Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий. – Минск: РИВШ, 2007.73 c.
18. Демина А. С. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости // Вестник КемГУ 2013. 89-92 c.
19. Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении //Психологическая наука и образование. – 2005. – №. 3. 41-55 c.
20. Евсеенкова Ю. В., Портнова А. Г. Отцовство как структурно- динамический феномен //Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – 2003. – №. 2. 354 c.
21. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : дис. – Казань, 2004.23 c.
22. Исаков А. В. Ценности родительства в образе жизни молодёжи //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – №. 5 (58). 27 c.
23. Левченко А. В. Опыт исследования образа отца и представлений о собственном отцовстве у молодых мужчин //Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2008. 17-23 c.
24. Лущенко Э. М., Некрасов С. И. К вопросу о понятии родительство и его сущности //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014.67-76 c.
25. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии.- 2000.-Т.5. 18-27 c.
26. М. Мид Культура и мир детства/ М. Наука. 1988.г. 432 с. 26.Несына С. В. К вопросу о роли родителей в развитии отношений в юности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. 12-45 c.
27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
28. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: : издательский центр «Академия», 2005.37-56 c.
29. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М.: МПСИ, 2006. 32-44 c.
30. Пономарева Е. В. Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе //Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. 47-49 c.
31. Посходиева Д. В., Дугарова Т. Ц. Психолого-педагогические основы формирования материнства и отцовства у студентов //Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. 12-24 c.
32. Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие// Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 4. 99-116 c.
33. Радостева А. Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2013. 56-64 c.
34. Родионов А. Н. Феномен представлений о родительстве у юношей и девушек. Репрезентация и идентификация ими социальной роли родителя //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. 35-44 c.
35. Рудзинская Т. Ф. Современные представления студенческой молодежи о проблеме родительства //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2013.45-53 c.
36. Рудзинская Т. Ф. Социально-психологические аспекты феномена родительства //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2012. 49-58 c.
37. Соловьев Н. Я. Отец в современной семье. Вильнюс: Сфера, 1988. 34-44 c.
38. Токарева Ю. А. Типология отцовства и характер воспитательной деятельности родителя/ Ю. А. Токарева// Вестник Тюменского государственного университета.-№ 5.-2010. 154-160 с.
39. Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. —М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.786 c.
40. Эпштейн М. Отцовство: Роман-дневник/ посл. свящ. В. Зелинский.: Никея; М., 2014.234 c.
41. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
42. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учебное пособие для академического бакалавриата/ Г. Г. Филиппова.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018.212 с.
43. Thomas G. O’Connor and Stephen B.C. Scott. Parenting and outcomes for children, London: Kings College London, 2007.
44. Cabrera, Natasha, et al. «Fatherhood in the twenty‐first century» / Child development 71., 2000. P. 127-136.
45. Coley, Rebekah Levine, and P. Lindsay Chase-Lansdale. «Adolescent pregnancy and parenthood: Recent evidence and future directions» / American Psychologist 53.2, 1998. P. 152.
46. Roberts, Ron, et al. «The effects of child sexual abuse in later family life; mental health, parenting and adjustment of offspring.» / Child abuse & neglect 28.5, 2004. P. 525-545.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ