Политический PR как фактор формирования электоральных предпочтений (на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу)
|
Введение
Глава 1. Теоретические основания политического PR……………………...
1.1 Сущность PR технологий в политическом процессе…………………....
1.2 Механизмы воздействия PR на общественное мнение и основные технологии электорального PR
1.3 Специфика применения технологий электорального PR в Российской Федерации
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования технологий политического и электорального PR в России на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу
2.1 Программа исследования технологий политического и электорального PR в России
2.2 Анализ материалов по прошедщим выборам в Государственную Думу Российской федерации 2016 года
2.3 Анализ экспертных оценок технологий политического PR в России….
Заключение
Нормативно-правовая база
Литература
Приложения
Глава 1. Теоретические основания политического PR……………………...
1.1 Сущность PR технологий в политическом процессе…………………....
1.2 Механизмы воздействия PR на общественное мнение и основные технологии электорального PR
1.3 Специфика применения технологий электорального PR в Российской Федерации
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования технологий политического и электорального PR в России на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу
2.1 Программа исследования технологий политического и электорального PR в России
2.2 Анализ материалов по прошедщим выборам в Государственную Думу Российской федерации 2016 года
2.3 Анализ экспертных оценок технологий политического PR в России….
Заключение
Нормативно-правовая база
Литература
Приложения
Выборы в органы государственной власти, несомненно, являются важнейшим элементом современной политической системы нашего общества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, наша страна является демократическим государством. Выборы в современной России сопровождаются значительным ростом внимания граждан к политике, а также особой конкурентной борьбой кандидатов. Такая борьба за голоса граждан происходит на самых различных уровнях: начиная от уличной агитации (распространение листовок, рекламные плакаты, встречи с населением), и заканчивая вовлечением крупнейших средств массовой информации. Можно сказать, что борьба между политическими конкурентами в условиях избирательного процесса является неотъемлемой частью легитимных выборов. При этом, радикальные изменения, произошедшие в политической системе России в последние десятилетия, породили массу новых явлений. Вместе с институтом всеобщих выборов, появились такие феномены, как предвыборная агитация и работа в сфере publicrelations. Данное явление на сегодняшний день остаётся недостаточно изученным, а трансформации и социальное значение такого феномена, как политический PR, носят неоднозначный характер.
PR (publicrelations) - это, в широком смысле, взаимодействие с общественным мнением. В условиях политической конкуренции технологии PR направлены на создание определённого образа субъекта деятельности PR и закрепление этого образа как необходимого и наиболее вписывающегося в ценностный ряд определённой социальной группы. Особенно активно в политической сфере нашей страны PR используется в период электорального процесса, выступая инструментом управления общественным мнением и установками избирателей. На сегодняшний день существует несколько основных целей использования технологий PR в электоральном процессе. Прежде всего, это создание позитивного образа кандидата или партии, а также их правильное, с точки зрения необходимого субъекту результата, позиционирование. Помимо этого, позитивный образ кандидата может быть встроен в матрицу негативного общественного восприятия конкурентов. Также, PR призван привлекать ресурсы, в частности, призывая сторонников активно участвовать в кампании, или для сбора материальных средств. Отдельно стоит упомянуть об использовании так называемых “чёрных технологий PR”. Существует целая масса практик, которые можно отнести к запрещённым технологиям: распространение клеветнических материалов, направленных против конкурентов, сбор компрометирующих материалов и другие. Данные практики представляют собой специфический вид технологий PR и требуют отдельного рассмотрения в рамках данной работы в качестве отдельного феномена.
Изучение фактов, характера, а также тенденций использования определённых технологий PR в электоральном процессе имеет высокое значение для всеобъемлющего понимания сути политического процесса. PR технологии, применённые эффективным образом, оказывают непосредственное влияние на итоги электорального процесса, а значит - и на всю политическую жизнь общества. При этом, данные технологии не только служат средством борьбы для отдельных политических акторов, но и неосознанно применяются для активного конструирования контуров политической реальности, представляя собой эссенцию института политической коммуникации. Трансформации технологий publicrelations непосредственно отражают суть процессов, происходящих автономно в политической системе. В связи с этим, представляется актуальным изучение различных технологий PR, применяемых на сегодняшний день в электоральных процессах, трансформации данных технологий, а также проведение анализа механизмов этих методов и достигаемых результатов. Особую актуальность данная тема приобретает в свете недавно прошедших выборов в Государственную Думу Российской Федерации VII созыва: материалы прошедших избирательных кампаний были использованы в эмпирической части данной работы.
Отдельно стоит упомянуть факт усложнения коммуникационных процессов во всех сторонах жизни общества. Представляется, что исследование коммуникационных процессов, их динамика и тенденции являют собой предмет интереса социологической науки. Коммуникационные процессы в политической сфере жизни общества представляют собой отдельное предметное поле, интересное для изучения, в силу охвата широкой аудитории и высокой степени влияния на общественный процесс, а также ввиду усложнения социальных коммуникаций.
Представляется, что при комплексном рассмотрении политического PR, следует обратить особое внимание на взаимосвязь электоральных технологий и общественных процессов. В частности, феномен целенаправленного воздействия на ценностные установки избирателей в специфических формах может быть рассмотрен как инструмент конструирования социальной реальности.
Исследование электорального поведения и применения различных политических технологий для управления им, активно развивалось с начала двадцатых годов прошлого столетия в западных странах. Способам воздействия на электоральное поведение посвятили свои работы такие американские исследователи в области социологии и политологии, как У. Липпман , П. Лазарсфельд , а также И. Шумпетер . Позднее, данная проблематика освещается в работах европейских социологов, прежде всего, П. Бурдьё, Н. Лумана , Э. Ноэль-Нойман , Ю. Хабермаса , И. Блаттера , П. Шампань , Д. Клаппера . Так, Н. Луман предложил системную модель политической коммуникации , а Э. Ноэль-Нойман предложила ряд концепций, объясняющих механизмы воздействия на общественное мнение в разрезе политического и электорального процессов. При этом, в связи с особенностями развития политического процесса, отечественные исследования в данной области появились гораздо позднее - во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия. Ряд исследователей, среди которых стоит отметить С. Тучкова, непосредственно связывают трансформацию российской избирательной системы и становления PR в нашей стране. Радикальные изменения политической системы в нашей стране дали почву для роста количества исследований, посвящённых управлению электоральным поведением. В первую очередь, стоит отметить таких отечественных исследователей, как Д. Гавра , В. Виноградов , Г. Артёмов , Ю. Левада , С. Елисеев , Л. Сморгунов .
Объектом данной работы являются технологии publicrelations в политической сфере жизни общества.
В качестве предмета рассматривается применение технологий политического PR в ходе электорального процесса и их воздейсвие на электоральное поведение, в частности, в ходе избирательной кампании 2016 года по выборам в Государственную Думу VII созыва.
Целью данной работы является исследование технологий политического PR как фактора, оказывающего влияние на ход электорального процесса посредством воздействия на общественное мнение.
На основании цели работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать сущностную характеристику политического PR;
2. Рассмотреть трансформационные процессы политического PR как фактора, определяющего общественное мнение;
3. Рассмотреть технологии политического PR, применяемые в ходе избирательной кампании для воздействия на электоральное поведение;
4. Выделить отличительные черты политического и электорального PR в России и специфику взаимодействия с общественным мнением;
5. Рассмотреть трансформационный путь политического и электорального PR в России;
6. Исследовать материалы избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу VII созыва в 2016 году с точки зрения применения политического PR;
7. Исследовать экспертные оценки специфики политического PR в современной России, а также взаимодействия технологий политического PRи общественного мнения;
Выдвинута следующая гипотеза: при эффективном применении, технологии политического PR, среди прочих факторов, способны оказать существенное воздействие на общественное мнение в ходе избирательной кампании и электоральные настроения, однако данная модель способна успешно функционировать только в рамках устойчивой демократической системы.
В данной работе деятельность publicrelations в политическом процессе рассматривается с точки зрения конструктивистского подхода, в рамках которого действия участников в сфере publicrelations понимаются как сознательная деятельность, направленная на конструирование социальной реальности, что является конечным результатом данной деятельности. Политический процесс рассматривается с позиций структурно-функционального анализа. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение социального объекта в качестве структурной целостности, в которой каждый элемент имеет функциональное значение, и является базовой детерминантой исследования.
По итогам работы были получены комплексные данные о применении технологий политического PR в ходе подготовки к выборам 2016 года в России, так как представляется, что данная кампания является ярким примером ожесточенной конкурентной борьбы с вовлечением широкого спектра технологий PR. В частности, распространение получили так называемые “запрещённые” технологии или же “чёрный PR”. Другим отличительным качеством прошедших выборов стал высокий уровень использования административного ресурса в целях контроля общественным мнением. Таким образом, в свете этой кампании, изучение технологий PR в электоральном процессе представляется чрезвычайно актуальным.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы: изучение монографий, научных публикаций в периодических изданиях, сборниках, электронных ресурсов; анализ нормативно-правовой базы по проблематике исследования; методы системного анализа; методы описания и классификации. В ходе работы над эмпирической частью данного исследования были использованы методы экспертного опроса и контент-анализа. Обработка результатов исследования проводилась при помощи анализа, синтеза и обобщения данных, полученных в ходе исследования.
PR (publicrelations) - это, в широком смысле, взаимодействие с общественным мнением. В условиях политической конкуренции технологии PR направлены на создание определённого образа субъекта деятельности PR и закрепление этого образа как необходимого и наиболее вписывающегося в ценностный ряд определённой социальной группы. Особенно активно в политической сфере нашей страны PR используется в период электорального процесса, выступая инструментом управления общественным мнением и установками избирателей. На сегодняшний день существует несколько основных целей использования технологий PR в электоральном процессе. Прежде всего, это создание позитивного образа кандидата или партии, а также их правильное, с точки зрения необходимого субъекту результата, позиционирование. Помимо этого, позитивный образ кандидата может быть встроен в матрицу негативного общественного восприятия конкурентов. Также, PR призван привлекать ресурсы, в частности, призывая сторонников активно участвовать в кампании, или для сбора материальных средств. Отдельно стоит упомянуть об использовании так называемых “чёрных технологий PR”. Существует целая масса практик, которые можно отнести к запрещённым технологиям: распространение клеветнических материалов, направленных против конкурентов, сбор компрометирующих материалов и другие. Данные практики представляют собой специфический вид технологий PR и требуют отдельного рассмотрения в рамках данной работы в качестве отдельного феномена.
Изучение фактов, характера, а также тенденций использования определённых технологий PR в электоральном процессе имеет высокое значение для всеобъемлющего понимания сути политического процесса. PR технологии, применённые эффективным образом, оказывают непосредственное влияние на итоги электорального процесса, а значит - и на всю политическую жизнь общества. При этом, данные технологии не только служат средством борьбы для отдельных политических акторов, но и неосознанно применяются для активного конструирования контуров политической реальности, представляя собой эссенцию института политической коммуникации. Трансформации технологий publicrelations непосредственно отражают суть процессов, происходящих автономно в политической системе. В связи с этим, представляется актуальным изучение различных технологий PR, применяемых на сегодняшний день в электоральных процессах, трансформации данных технологий, а также проведение анализа механизмов этих методов и достигаемых результатов. Особую актуальность данная тема приобретает в свете недавно прошедших выборов в Государственную Думу Российской Федерации VII созыва: материалы прошедших избирательных кампаний были использованы в эмпирической части данной работы.
Отдельно стоит упомянуть факт усложнения коммуникационных процессов во всех сторонах жизни общества. Представляется, что исследование коммуникационных процессов, их динамика и тенденции являют собой предмет интереса социологической науки. Коммуникационные процессы в политической сфере жизни общества представляют собой отдельное предметное поле, интересное для изучения, в силу охвата широкой аудитории и высокой степени влияния на общественный процесс, а также ввиду усложнения социальных коммуникаций.
Представляется, что при комплексном рассмотрении политического PR, следует обратить особое внимание на взаимосвязь электоральных технологий и общественных процессов. В частности, феномен целенаправленного воздействия на ценностные установки избирателей в специфических формах может быть рассмотрен как инструмент конструирования социальной реальности.
Исследование электорального поведения и применения различных политических технологий для управления им, активно развивалось с начала двадцатых годов прошлого столетия в западных странах. Способам воздействия на электоральное поведение посвятили свои работы такие американские исследователи в области социологии и политологии, как У. Липпман , П. Лазарсфельд , а также И. Шумпетер . Позднее, данная проблематика освещается в работах европейских социологов, прежде всего, П. Бурдьё, Н. Лумана , Э. Ноэль-Нойман , Ю. Хабермаса , И. Блаттера , П. Шампань , Д. Клаппера . Так, Н. Луман предложил системную модель политической коммуникации , а Э. Ноэль-Нойман предложила ряд концепций, объясняющих механизмы воздействия на общественное мнение в разрезе политического и электорального процессов. При этом, в связи с особенностями развития политического процесса, отечественные исследования в данной области появились гораздо позднее - во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия. Ряд исследователей, среди которых стоит отметить С. Тучкова, непосредственно связывают трансформацию российской избирательной системы и становления PR в нашей стране. Радикальные изменения политической системы в нашей стране дали почву для роста количества исследований, посвящённых управлению электоральным поведением. В первую очередь, стоит отметить таких отечественных исследователей, как Д. Гавра , В. Виноградов , Г. Артёмов , Ю. Левада , С. Елисеев , Л. Сморгунов .
Объектом данной работы являются технологии publicrelations в политической сфере жизни общества.
В качестве предмета рассматривается применение технологий политического PR в ходе электорального процесса и их воздейсвие на электоральное поведение, в частности, в ходе избирательной кампании 2016 года по выборам в Государственную Думу VII созыва.
Целью данной работы является исследование технологий политического PR как фактора, оказывающего влияние на ход электорального процесса посредством воздействия на общественное мнение.
На основании цели работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать сущностную характеристику политического PR;
2. Рассмотреть трансформационные процессы политического PR как фактора, определяющего общественное мнение;
3. Рассмотреть технологии политического PR, применяемые в ходе избирательной кампании для воздействия на электоральное поведение;
4. Выделить отличительные черты политического и электорального PR в России и специфику взаимодействия с общественным мнением;
5. Рассмотреть трансформационный путь политического и электорального PR в России;
6. Исследовать материалы избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу VII созыва в 2016 году с точки зрения применения политического PR;
7. Исследовать экспертные оценки специфики политического PR в современной России, а также взаимодействия технологий политического PRи общественного мнения;
Выдвинута следующая гипотеза: при эффективном применении, технологии политического PR, среди прочих факторов, способны оказать существенное воздействие на общественное мнение в ходе избирательной кампании и электоральные настроения, однако данная модель способна успешно функционировать только в рамках устойчивой демократической системы.
В данной работе деятельность publicrelations в политическом процессе рассматривается с точки зрения конструктивистского подхода, в рамках которого действия участников в сфере publicrelations понимаются как сознательная деятельность, направленная на конструирование социальной реальности, что является конечным результатом данной деятельности. Политический процесс рассматривается с позиций структурно-функционального анализа. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение социального объекта в качестве структурной целостности, в которой каждый элемент имеет функциональное значение, и является базовой детерминантой исследования.
По итогам работы были получены комплексные данные о применении технологий политического PR в ходе подготовки к выборам 2016 года в России, так как представляется, что данная кампания является ярким примером ожесточенной конкурентной борьбы с вовлечением широкого спектра технологий PR. В частности, распространение получили так называемые “запрещённые” технологии или же “чёрный PR”. Другим отличительным качеством прошедших выборов стал высокий уровень использования административного ресурса в целях контроля общественным мнением. Таким образом, в свете этой кампании, изучение технологий PR в электоральном процессе представляется чрезвычайно актуальным.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы: изучение монографий, научных публикаций в периодических изданиях, сборниках, электронных ресурсов; анализ нормативно-правовой базы по проблематике исследования; методы системного анализа; методы описания и классификации. В ходе работы над эмпирической частью данного исследования были использованы методы экспертного опроса и контент-анализа. Обработка результатов исследования проводилась при помощи анализа, синтеза и обобщения данных, полученных в ходе исследования.
Таким образом, основная гипотеза работы нашла своё подтверждение. На основании работы могут быть сделаны следующие выводы. Политический PR представляется широким понятием, охватывающим всю сферу взаимодействия различных объектов политического процесса в публичном коммуникационном пространстве. Электоральный PR, при этом, является частью политического PR, и характеризуется деятельностью в рамках электорального процесса. Сегодня PR является эффективным инструментом для достижения политических целей, в узком плане, и для налаживания связей между обществом и отдельными политическими акторами - в широком. Однако, при этом, полноценная эффективная деятельность в рамках сферы электорального PR возможна в условиях устойчивой демократической системы. Технологии политического PR обширны и многообразны, в частности, в условиях избирательной кампании, PR отвечает за формирование имиджа политического деятеля, налаживание контакта с целевой аудиторией, выстраивание принципов предвыборной агитации, политическую рекламу и многие другие аспекты.
Для России характерен ряд отличительных особенностей в сфере применения технологий политического PR в ходе избирательной кампании, что обусловлено, во-первых, коротким промежутком времени, за который в нашей стране установилась система действия политического и, в частности, электорального PR. Во-вторых, данная специфика детерминирована особенностями политического процесса в России: речь идёт, прежде всего, о переходной модели демократии в нашей стране, недавнем установлении института выборов, влиянии российского менталитета на политическую сферу жизни общества, наличии специфических представлений об институте власти у населения в связи с процессами, происходящими в стране на протяжении длительного периода истории.
Особенности применения технологий политического PR в России определяются следующими факторами: широкое применение административного ресурса, подразумевающее чрезмерное применение политической власти для поддержки отдельных политических акторов в ходе электорального процесса; монополизация власти вкупе с высоким уровнем поддержки обществом правящих сил, снижающие уровень политической конкуренции; политическая апатия населения, обусловленная существующим мнением о предрешенности результатов выборов любого уровня и невозможности реального влияния на политический процесс; неравномерное распределение ресурсов между различными политическими силами и фактическая невозможность для оппозиционных структур получения доступа к ресурсам, достаточным для полноценного участия в политическом процессе и существенного влияния на него.
Выборы в Государственную Думу VII созыва, прошедшие в 2016 году, отражают перечисленные явления. В частности, низкая явка демонстрирует политическую апатию населения, а материалы кампаний различных партий свидетельствуют об отсутствии напряжённой борьбы между ними, что формирует слабый запрос на применение всего спектра технологий политического PR. Также, наблюдаются свидетельства широкого использования административного ресурса в качестве функциональной альтернативы PR технологиям. Результаты выборов представляются предсказуемыми, что подтверждает выводы о специфике работы в сфере политических public relations в Российской Федерации.
Таким образом, технологии политического PR представляются мощным инструментом для формирования общественного мнения и политических предпочтений граждан страны в рамках электорального процесса, способным воздействовать на весь политический процесс, и даже определять его. Однако, данная практика возможна только в условиях наличия здоровой конкурентной демократии. В России мы можем наблюдать отдельные примеры успешных PR кампаний в электоральном процессе, но их влияние ограничено воздействием сторонних факторов.
Для России характерен ряд отличительных особенностей в сфере применения технологий политического PR в ходе избирательной кампании, что обусловлено, во-первых, коротким промежутком времени, за который в нашей стране установилась система действия политического и, в частности, электорального PR. Во-вторых, данная специфика детерминирована особенностями политического процесса в России: речь идёт, прежде всего, о переходной модели демократии в нашей стране, недавнем установлении института выборов, влиянии российского менталитета на политическую сферу жизни общества, наличии специфических представлений об институте власти у населения в связи с процессами, происходящими в стране на протяжении длительного периода истории.
Особенности применения технологий политического PR в России определяются следующими факторами: широкое применение административного ресурса, подразумевающее чрезмерное применение политической власти для поддержки отдельных политических акторов в ходе электорального процесса; монополизация власти вкупе с высоким уровнем поддержки обществом правящих сил, снижающие уровень политической конкуренции; политическая апатия населения, обусловленная существующим мнением о предрешенности результатов выборов любого уровня и невозможности реального влияния на политический процесс; неравномерное распределение ресурсов между различными политическими силами и фактическая невозможность для оппозиционных структур получения доступа к ресурсам, достаточным для полноценного участия в политическом процессе и существенного влияния на него.
Выборы в Государственную Думу VII созыва, прошедшие в 2016 году, отражают перечисленные явления. В частности, низкая явка демонстрирует политическую апатию населения, а материалы кампаний различных партий свидетельствуют об отсутствии напряжённой борьбы между ними, что формирует слабый запрос на применение всего спектра технологий политического PR. Также, наблюдаются свидетельства широкого использования административного ресурса в качестве функциональной альтернативы PR технологиям. Результаты выборов представляются предсказуемыми, что подтверждает выводы о специфике работы в сфере политических public relations в Российской Федерации.
Таким образом, технологии политического PR представляются мощным инструментом для формирования общественного мнения и политических предпочтений граждан страны в рамках электорального процесса, способным воздействовать на весь политический процесс, и даже определять его. Однако, данная практика возможна только в условиях наличия здоровой конкурентной демократии. В России мы можем наблюдать отдельные примеры успешных PR кампаний в электоральном процессе, но их влияние ограничено воздействием сторонних факторов.
Подобные работы
- Политический PR как фактор формирования электоральных предпочтений (на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Формирование медиаобраза политика в современном информационном пространстве
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ.
НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг.(07.00.02)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ. НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТРАТЕГИИ И СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - КПРФ НА ВЫБОРАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ СИБИРИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2025



