Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПОЛИТИКО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КН 12
1.1. Территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях 16
1.2. Ядерная программа КНДР 21
1.3. Тайваньский вопрос 25
Глава II. ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КНР 32
2.1. Торговый оборот между США и Китаем 33
2.2. Инвестиционные связи США и Китая 36
2.3. Защита прав интеллектуальной собственности 39
2.4. Обязательства Китая в ВТО 41
2.5. Валютная политика Китая 44
2.6. ТТП и ВРЭП 47
Глава III. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КНР 52
3.1. Взаимоотношения в военно-морской сфере 54
3.2. Вопросы ядерных вооружений 61
3.3. Киберпространство 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
Провозглашенный Соединенными Штатами Америки в конце первого президентского срока Барака Обамы «поворот в Азию» стал одним из ключевых событий современного этапа глобального развития. Новая внешнеполитическая стратегия США представляет собой ответную реакцию на усиление КНР на международной арене. Соединенные Штаты увидели в лице Китая угрозу американоцентричному порядку, и предприняли усилия для сохранения статус-кво. Стратегия «тихоокеанского поворота» включала предоставление новых гарантий и выполнение старых обязательств перед союзниками США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, демонстрацию того, что Соединенные Штаты не ослаблены внутриполитическими, экономическими проблемами и десятилетней борьбой с терроризмом. Тем не менее, экономическая взаимозависимость Китая и США, и тот факт, что Пекин в настоящее время преследует, в первую очередь, цели экономического развития и внутренней модернизации сводит вероятность развития военного конфликта к минимуму. Однако, будущее двусторонних отношений теперь зависит от нового главы Белого Дома, чьи высказывания во время предвыборной кампании вносят неопределенность относительно стратегии США по отношению к Китаю и Азиатско-Тихоокеанскому региону в целом.
Актуальность темы «Американо-китайские отношения в 2012-2016 гг.: проблемы и перспективы» обусловлена, в первую очередь, ключевой ролью исследуемых стран на международной арене, и кроме того, рассматриваемые межгосударственные отношения в значительной мере влияют на глобальное военно-политическое, экономическое и цивилизационное развитие. Вместе со сменой политического руководства Китая, окончанием второго президентского срока Б. Обамы и необходимостью подведения его итогов по различным направлениям политики, возросло количество публикации экспертов, в которых дается анализ четырехлетней политики «поворота в Азию» Б. Обамы и её результативности, а также возможных перспектив. Данные массив экспертных оценок и мнений требует изучения, обобщения и систематизации. Таким образом, рассмотрение основных противоречий, лежащих в основе глобального противостояния между этими странами, представляется чрезвычайно важным для дальнейшего прогнозирования вариантов и сценариев развития всей системы международных отношений.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 2012 по 2016 гг., когда у власти находилась вторая администрация Барака Обамы. Данный выбор был продиктован тем, что в 2011 – 2012 гг. «поворот в Азию» был публично анонсирован США в качестве смещения геополитического фокуса, исходя из этого, дальнейшее рассмотрение эволюции американо-китайских отношений представляет большой интерес. Китайское направление американской внешней политики не потеряло своей актуальности и с переизбранием Б. Обамы на второй президентский срок, а смена политического руководства Китая в 2013 году привела к переосмыслению странами их внешнеполитических действий и усилению их взаимозависимости за рассматриваемый период. На данном этапе развития внутриполитическая борьба между различными группировками в США, наступательная политика КНР и образование новых центров силы в АТР, обеспечивали существование разнообразных сценариев развития ситуации в регионе и в мире в целом.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются – американо-китайские отношения в период с 2012 по 2016 гг. Предметом исследования – торгово-экономические, политические, военно-стратегические аспекты отношений Соединенных Штатов с Китаем, проблемы и тенденции в развитии этих отношений.
Исходя из вышесказанного, целью работы является выявление ключевых противоречий в отношениях США-КНР в период с 2012 по 2016 год и определение перспектив развития двусторонних связей.
К задачам, которые поставлены в данном исследовании, относятся следующие:
• Раскрыть ключевые противоречия и исследовать совместную деятельность США и КНР в политической, торгово-экономической и военно-стратегической сферах с определением их степени влияния на двусторонние отношения;
• Обобщить имеющиеся данные и дать оценку современного состояния двустороннего взаимодействия;
• Обозначить основные результаты политики Б. Обамы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и возможные перспективы развития межгосударственных отношений, исходя из их исторического развития начала XXI века.
В качестве методологической основы выбран системный подход к исследованию отношений США и Китая, который заключается в использовании традиционного структурно-функционального анализа отдельных элементов данных отношений: политического, торгово-экономического и военно-стратегических аспектов. В исследовании применен сравнительно-исторический метод для выявления закономерностей и тенденций развития двусторонних отношений за указанный период....
Китайская Народная Республика и последствия роста ее международного влияния были в центре так называемой стратегии «поворота в Азию» второй администрации Барака Обамы. Начало президенства Б. Обамы пришлось на время, когда стратегические интересы США были сосредоточены вокруг борьбы с терроризмом, войн в Ираке и Афганистане, но изменения значения Азиатско-Тихоокеанского региона для экономики США после глобального финансового кризиса 2008 года и, следовательно, возросший к нему интерес, продемонстрировали, что влияние США в Азии ослабевает, что угрожает потерей для США центральной роли в регионе, а агрессивная политика Пекина свидетельствовала о том, что он настроен на пересмотр регионального порядка. Относительно современного мироустройства у политических элит двух стран имеются диаметрально противоположные взгляды. Если Вашингтон стремится сохранить существующий американо-центричный порядок, то Пекин в свою очередь ставит своей целью переход к многополярному постамериканскому миру.
В отличие от политики, проводимой первой администрацией, в 2012-2016 гг. Вашингтон открыто поддерживал страны АТР, которые имели с Пекином какие-либо разногласия, что способствовало увеличению количества споров. Реализация политики «сдерживания» Китая привела к углублению противоречий в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, по Тайваньской проблеме и вопросам ядерного разоружения Северной Кореи, усилению трений в области киберпространства, а также расширила область соперничества двух стран в АТР. Кроме того, данная внешнеполитическая стратегия подтолкнула Китай к ответному усилению своей оборонной мощи и вызвала обеспокоенность Пекина касательно намерений США в регионе.
Исследование динамики развития взаимоотношений Китая и США за период 2012-2016 гг. показывает, что они имеют конфликтный характер, в основе которого лежат проблемы и противоречия, которые едва ли могут быть разрешены в среднесрочной перспективе. Наиболее острые на данный момент противоречия связаны с территориальными спорами в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Очевидно, что взаимная готовность к сотрудничеству значительно способствовала бы снижению напряженности, но у обеих стран есть опасения, что проявление сдержанности и готовность идти на уступки другой стороне могут быть восприняты как слабость, а также демонстрировать потерю позиций в регионе. Оба государства обеспокоены отсутствием прозрачности и ясности в военных и стратегических намерениях друг друга, что способствует нарастанию напряженности и установлению ситуации нестабильности, которая грозит перейти к эскалации.
Сохраняет свою актуальность и тайваньский вопрос, так как КНР официально не отказалась от идеи «единого Китая», а США продолжают осуществлять поставки оружия на остров. Политика Вашингтона направлена на сохранение статус-кво в проливе, так как это отвечает его политическим и экономическим интересам. Однако растущая экономическая зависимость Тайваня от материковой части КНР и одновременное снижение торгового оборота между Тайванем и США осложняют трехсторонние отношения. Для того, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных обострений по данному вопросу, в условиях наращивания Китаем своего военного потенциала и одобрения им применения силовых методов для воссоединения острова и континента, Вашингтону необходимо скорректировать свою внешнеполитическую стратегию с учетом экономического взаимодействия Тайваня и КНР и возросшего влияния последнего в регионе.
В целом взаимоотношения США и КНР можно оценить как управляемые и стабильные. Вероятность разрастания соперничества в широкомасштабный конфликт представляется относительно невысокой, даже несмотря на наращивание военной мощи КНР и увеличение военного присутствия США в регионе, так как двусторонние отношения значительно определяются торгово-экономической взаимозависимостью. Несмотря на быстрый рост двустороннего торгового оборота, серьезные разногласия в данной сфере имеются из-за растущего торгового дефицита США с Китаем, по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, выполнения КНР обязательств в ВТО и ее валютной политики, отдельным аспектам китайских инвестиций в США, а также продвижением странами таких региональных экономических структур, как Транс-Тихоокеанское партнерство и Всестороннее региональное экономическое партнерство. Подход администрации Обамы к этим вопросам, особенно двусторонним, включал традиционные, малозаметные механизмы экономической политики США, такие как: обсуждение спорных моментов в рамках Стратегического и экономического диалога США и КНР и многих других каналов двустороннего взаимодействия; угроза или возбуждение дел в рамках ВТО из-за невыполнения Китаем его обязательств; оказание давления на Китай по особо чувствительным вопросам, например, таким как обвинение в хищении Китаем коммерчески ценной интеллектуальной собственности у американских фирм. А в дополнение к ним, центральным элементом экономической политики Б. Обамы в Восточной Азии, важнейшей экономической опорой в противовес распространению китайского влияния в регионе, было Транстихоокеанское партнерство, посредством которого Обама стремился противостоять усилиям Китая по созданию региональных многосторонних экономических институтов, в первую очередь Азиатского банка инвестиций и ВРЭП, в инфраструктуру, которая могла бы заложить основы для создания более конкурентного, потенциально более нелиберального регионального экономического порядка во главе с КНР.....
1. 2015 Annual Report to Congress // U.S. China Economic and Security Review Commission, November 17, 2015. URL: http://www.uscc.gov/Annual_Reports/2015-annual-report-congress (дата обращения: 11.02.2017);
2. 2015 Report to Congress on China’s WTO Compliance // USTR, December 2015. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/2015-Report-to-Congress-China-WTO-Compliance.pdf (дата обращения: 29.12.2016);
3. 2016 Report to Congress // U.S.-China Economic and Security Review Commission, November 2016. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/annual_reports/Executive%20Summary%202016.pdf (дата обращения: 21.01.2017);
4. Assessment of the National Security Risks Posed to the United States as a Result of the U.S. Federal Debt Owed to China as a Creditor of the U.S. Government // Office of the Secretary of Defense, Report to Congress, July 2012. URL: https://www.hsdl.org/?view&did=723112 (дата обращения: 16.01.2017);
5. Award in the Matter of the South China Sea Arbitration on PCA Case 2013-19 // Permanent Court of Arbitration, The Hague, the Netherlands, July 12, 2016, pp. 473-475. URL: https://pca-cpa. org/wp-content/uploads/sites/175/2016/07/PH-CN-20160712-Award.pdf (дата обращения: 22.12.2016);
6. Foreign exchange policies of major trading partners of the United States // U.S. Department of the Treasury, October 2016. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/international/exchange-rate-policies/Documents/2016-10-14%20%28Fall%202016%20FX%20Report%29%20FINAL.PDF (дата обращения 15.01.2017)
7. Foreign Portfolio Holdings of U.S. Securities as of June 2015 // U.S. Department of the Treasury, May 31, 2016. URL: http://ticdata.treasury.gov/Publish/shl2015r.pdf (дата обращения: 21.12.2016);
8. Intellectual Property and the U.S. Economy: 2016 Update // U.S. Department of Commerce, March 2012. URL: https://www.uspto.gov/sites/default/files/documents/IPandtheUSEconomySept2016.pdf (датаобращения: 25.01.2017);
9. First U.S.-China High-Level Joint Dialogue on Cybercrime and Related Issues Summary of Outcomes // U.S. Department of Justice, December 2, 2015. URL: https://www.justice.gov/opa/pr/first-us-china-high-level-joint-dialogue-cybercrime-and-related-issues-summary-outcomes-0 (дата обращения: 17.02.2017);
10. Joint Press Conference with President Obama and Prime Minister Abe of Japan // The White House. April 24, 2014. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press- o ce/2014/04/24/joint-press-conference-president-obama-and-prime-minister-abe-japan. (дата обращения: 23.12.2017);
11. Lawrence S., MacDonald D. US - China relations policy issues // CRS, August 2, 2012. URL: http://www.refworld.org/docid/504dbd722.html (дата обращения: 03.11.2016);
12. List of U.S.-China Cooperative Projects // U.S. State Department, January 22, 2014. URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2014/01/220530.htm (дата обращения: 13.02.2017);
13. Lum T., Figliola P. M., Weed W. C. China, Internet Freedom, and U.S. Policy // CRS, July 13, 2012. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R42601.pdf (дата обращения: 06.11.2016);
14. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China // Department of Defense, 2016, pp. 124-132. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2016%20China%20Military%20Power%20Report.pdf (дата обращения: 14.02.2017);
15. Morrison W. M. China-U.S. Trade Issues // Congressional Research Service, February 9, 2017. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL33536.pdf (дата обращения: 17.02.2017);...37