1. Вводная часть 3
1.1. Об авторе 3
1.2. Фабула пьесы 3
1.3. Цели и задачи работы 5
1.4. Границы ВКР 5
1.5. Актуальность 5
2. Основная часть 6
2.1. Действенный разбор пьесы 6
2.2. Главные этапы работы над ролью 6
2.3. Поиск «зерна» роли и сквозного действия 6
2.4. Репетиционный поиск наиболее оптимального решения роли 8
3. Список литературы 10
4. Приложение 11
Александр Николаевич Островский (1823-1886)- Выдающийся драматург, его творчество легло в основу современного русского театра.
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.». Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому
сотрудничество, которое не пошло дальше одной сцены, а в 1856 году дало недоброжелателям Островского повод обвинить его в плагиате. Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году. Также у него есть популярные пьесы, такие как «Женитьба Бальзаминова» (оригинальное название - «Зачем пойдешь, то и найдешь») (1861) и «Бедность не порок» (1854).
Фабула пьесы «Свои люди - сочтёмся!»
Пьеса начинается с небольшого конфликта между дочерью Липой (Олимпиадой Самсоновной) и матерью (Аграфеной Кондратьевной), потому что все её подруги давно замужние, а она - нет. Родителям не нравятся женихи, которые приходят свататься к дочери.
Когда приходит сваха (Устинья Наумовна) выясняется, что она ходит сюда постоянно и пытается угодить всем. Отцу нужен богатый, матушка хочет купца, а сама Липа хочет благородного. И вот сваха говорит, что есть такой жених, который угодит всем.
Тут к Самсон Силычу Большову, к главе семейства, приходит стряпчий (Сысой Псович Рисположенский). Когда Аграфена Кондратьевна и Устинья Наумовна удаляются, мужчины начинают вести беседу о том, как можно было бы провернуть одну махинацию как не платить кредиторам и стряпчий предлагает всё переписать на кого-то близкого, например, на его приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина.
Приходит приказчик и из газеты они выясняют, что по Москве пошла цепь банкротства и, в итоге, Лазарь уверяет Большова, что готов ему помочь в трудной ситуации. Самсон Силыч обещает за это дело Подхалюзину долю барыша. Когда же Лазарь остаётся один он понимает, что он может потерять работу и решается жениться на Олимпиаде Самсоновне. Когда опять приходит стряпчий, он предлагает заплатить ему больше, чем Большов за помощь и тот соглашается. Сваху он тоже подкупает, чтобы та отказалась от жениха, которого нашла для Липы.
По приходе Большова, Подхалюзин заговаривает с ним и сообщает, что жених, которого нашла сваха, отказался от женитьбы. И, с помощью неких манипуляций, ему удаётся сделать так, что Самсон Силыч решается выдать дочь замуж за приказчика.
...
Во время репетиций мы подбирали разные образы Аграфены Кондратьевны, разные характеры, разную физику персонажа. Также мы прорабатывали отношения между героями, например, как Аграфена Кондратьевна относится к дочери, как относится к мужу и к другим персонажам.
Моя Аграфена Кондратьевна была и истеричной, и очень строгой, и непокорной мужу женщина, но на репетиции мы пришли к одному образу, который есть сейчас.
Я долго искала физику своей героини, как она двигается, как говорит, как ходит. На репетициях нашла её походку. Поскольку она женщина в теле, то ей тяжело быстро ходить и поэтому шаг у неё тяжелый и слегка покачивающийся. Движения у неё слегка нервные, а говорит она громко и голос у неё слегка грубый.
С каждым репетиционным процессом добавлялся новый элемент костюма. На первых репетициях была найдена прическа, она может показаться нелепой, но стало понятно, что это может быть в духе героини. Когда было найдено платье, то тут же возник пышный бюст у героини и объемные бёдра. Украшения тоже подбирались достаточно строго, ведь они должны не испортить образ, а лишь лучше передать характер персонажа. И таким образом появились бусы, которые красиво лежат на груди Аграфены Кондратьевны. Дальше были найдены серьги, я искала что-то похожее на бусы, но многие маленькие серёжки не подходили образу моей героине и в результате были выбраны массивные серьги. Также я подумала, что нужно украсить руки, но идея украсить их браслетом мне не нравилась и я искала кольца. По итогу поисков образа я пришла к выводу, что для моей героини будет достаточно одного кольца на безымянном пальце. И также красивым и небольшим дополнением стал платок на плечи Аграфены Кондратьевны, который прекрасно подходит к её пёстрому платью.
Я считаю, что подобранный мной образ для Аграфены Кондратьевны хорошо передаёт её характер и личность.
1. Островский А. Н. «Свои люди - сочтёмся!». Издательство АСТ 2023
2. Станиславский К. С. Работа актёра над ролью. М., "Искусство", 1957
3. Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. 3-е изд. М.: Искусство, 1982.
4. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены: В 2 кн. / Сост. Ю. С. Рыбаков. 2-е изд. доп. и испр. М.: Искусство, 1984.
5. https://studfile.net/preview/7099400/page:3/