Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 9
1.1. Параграфемика как особый раздел лингвистики 9
1.2. Семантические функции знаков препинания 13
1.3. Пунктуация в интернет-коммуникации 18
1.4. Экспрессивный потенциал параграфемики 19
1.5. Авторская пунктуация 27
Выводы 28
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПАРАГРАФЕМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ 30
2.1. Структурирование современного поэтического текста 30
Характеристика собранного материала 34
2.2. Анализ полного отсутствия пунктуации как художественно-изобразительного средства языка 37
2.3. Анализ фрагментарного отсутствия знаков препинания какэкспрессивного приёма 44
ГЛАВА III. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛЬНОГО ВАРИАНТА С РАССТАНОВКОЙ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ 53
3.1. Характеристика респондентов и обоснование выбора материала для 53
эксперимента 53
3.2. Интерпретация полученных результатов эксперимента 57
Выводы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Использованная литература 63
Источники 63
Справочная литература 69
Научная литература 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
Язык остро реагирует на изменения в окружающей нас реальности. Появилось множество новых явлений: Интернет, развитие технологий, компьютеризация быта [Клушина 2018: 28-31]. Трансформации экономического, социально-бытового, общественно-культурного порядка, переживаемые вXXI веке, спровоцировали закономерные изменения речи человека [Кушнерук 2007: 140]. Язык современных авторов менялся вместе с окружающей его действительностью:он становится более динамичным, что отвечает запросу нашей эпохи. Экономии речевых усилий и времени [Будагов 1972: 35-36] в том числе поспособствовал полный или частичный отказ от пунктуационных знаков.
Современный поэтический текст претерпел множество трансформаций. На протяжении всего литературного процесса писатели и поэты искали новые формы воплощения мысли: «эксперименты с превращением смыслов, семантизацией звука, остранением знака, акцентированием ритма, аудиовизуальным синкретизмом, поэтическими перформансами»[Плеханова2007: 2]. Не только сами слова и их семантика реализуют смысл стихотворения, но и пунктуация (или её отсутствие), как пишут в своих научных трудах Н.Л. Шубина[Шубина1999: 381] и Н.А. Николина[Николина2009: 272-275].
В современном языковедении всё большее значение приобретает изучение письменной речи в разных аспектах: А.А. Леонтьев [Леонтьев1964: 58-72],А.Р. Лурия[Лурия2002: 352],Д.Б. Эльконин[Эльконин1998: 110], Н.Б. Лебедева[Лебедева2001: 7] и др.В связи с этим анализ возможностей поэтического текста на уровне графики становится не менее значимым, чем на уровне лексики или словообразования.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью определения функциональных особенностей графического уровня в современной поэзии.Впервые о графических средствах заговорили в 20-х годах XX в. в связи с развитием стиховой графики (А.А. Реформатский[Реформаторский1933: 414], Г.О. Винокур[Винокур1929: 346], Б.В. Томашевский[Томашевский2018: 334]), однако к полноценному их изучению приступили лишь с 70-х годов (И.В. Арнольд[Арнольд1982: 83-91], Ю.Н. Тынянов[Тынянов1924: 139],А.Н. Баранов и П.Б. Паршин[Баранов, Паршин1990: 41-115],В.П. Григорьев[Григорьев1967: 10-19], И.И. Ковтунова [Ковтунова 1996: 331-338],Л.В. Зубова[Зубова2000: 431]), когда обратили внимание на роль невербальных средств в создании экспрессивности текста. Сегодня параграфемикой, особым разделом лингвистики, изучающим«невербальные средства, сопровождающие письменную речь и способствующие восприятию и пониманию текста читателем»[Жеребило2016: 251], занимаются С.А. Никитин[Никитин1997: 3-15], Л.И. Ярица[Ярица2004: 62-65]и др.
Невербальными называют средства, «существующие около графемной системы языка, <…> они сопровождают вербальную речь и служат выражению различных коннотаций»[Анисимова2003: 5].
Анализ невербальных средств поэтического текста XXI века, реализуемого, как правило, в письменной речи, становится наиболее актуальным, поскольку появилась открытость информационного пространства, повлёкшая расширение круга коммуникантов, и изменились представления современного человека о тексте. В отечественном языкознании существует большое количество научных трудов, посвящённых синтаксису художественной литературы последних десятилетий. Мы опираемся на теоретическую базу, которую составляют работы Н.Л. Шубиной[Шубина1999: 318],Н.С. Валгиной[Валгина2016: 259], Д.А. Суховей [Суховей 2008: 273], С.В. Вяткиной[Вяткина 2018: 1075-1084]и др., направленные на всестороннее изучение синтаксиса современных поэтическихтекстов.
Практически не изучено неслучайное использование беспунктуационных предложений в поэтическом тексте.
...
В последнее десятилетие наблюдается рост числа публикующихся писателей и поэтов, что стимулируется доступностью широкого спектра литературных изданий и возможностью делиться своим творчеством с читателями в Интернете, что определило цель данного исследования — выявить особенности пунктуационного оформления современных поэтических текстов, в которых авторы отказываются от стандартных форм, экспериментируя вместо этого с его графикой.
В результате анализа научных исследований в области параграфемики выявлено, что данное понятие охватывает широкий спектр средств, способных создавать графические акценты в художественном тексте. Параграфемы играют важную роль в организации информации, служат источником выражения эмоциональных оттенков, оказывают значительное воздействие на восприятие читателями авторского замысла.Наделенные эстетическим и экспрессивным значением, параграфемыявляются одним из средств художественной коммуникации: выделяют ключевые единицы текста, центральные в формировании словесного образа, устанавливают интертекстуальные связи и выражают авторскую экспрессию.
Изучение основных тенденций в развитиипоэзии русскихавторов позволило выявить, что для современного творца характерен отход от традиционных норм, что в том числе проявляется и в изменении пунктуационного строя текста.
Основная сфера реализации беспунктуационных поэтических текстов – интернет-пространство, породившее явление клипового мышления. Такие условия предполагают совместное творчество читателя и автора: читающий текст вступает в игру с поэтом, интерпретируя текст и тем самым создавая его новую смысловую вариацию.
Беспунктуационныетексты отражают индивидуальный авторский стиль, повышают экспрессивность высказывания и служат для натуралистической передачи состояния лирического героя. Авторы используют не только полный отказ от знаков препинания, но и частичный, при котором употребляются коммуникативно-значимые, смысловые знаки: вопросительный или восклицательный. Часто авторы оставляют и другие смысловые знаки внутри стихотворной строки: разделительное тире, которое используют для создания паузы, и двоеточие для выделения прямой речи. Такие произведения ярко демонстрируют эксперименты авторов в области параграфемики, обогащая варианты интерпретации поэтического текста.
Проведённый лингвистический эксперимент показал, что в современном поэтическом тексте нетрадиционное графическое оформление не только отражает творческий гений автора, но и открывает для читателя широкие возможности для интерпретации содержания произведения, что способствует формированию уникального способа восприятия художественного мира. Проведенный эксперимент показал, что современные студенты, давно овладевшие правилами текстового оформления и активно использующие современные средства коммуникации, воспринимают представленные поэтические приемыи отмечают их важность для поэтического искусства.
Изучение приёма отказа от знаков препинания в современном поэтическом тексте имеет огромный потенциал для дальнейших научных исследований, имеющие следующие перспективы: во-первых, изучение изменений в подходах к использованию приёма отказа от пунктуационного оформления стихотворного текста позволит выявить тенденции и направления в развитии современной поэзии, определить вектор эволюции в поэтическом творчестве последних десятилетий; во-вторых, применение современных инструментов и методов компьютерного анализа текста дает возможность более глубоко изучить особенности использования данного приёма в поэзии; в-третьих, дальнейшее изучение приёма отказа от знаков препинания в поэзии XXI века позволит исследовать влияние социокультурных и литературных контекстов на современную поэзию.