Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восприятие частотных редуцированных словоформ детьми дошкольного возраста (на материале русского языка)

Работа №144379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Восприятие редуцированных словоформ 6
1.1. Определение редукции 6
1.2. Редукция словоформ в речи взрослых 7
1.3. Редукция в речи детей 9
1.4. Восприятие речи 12
1.5. Восприятие редуцированных словоформ 14
1.6. Выводы 17
Глава 2. Восприятие частотных редуцированных реализаций детьми - носителями русского языка 19
2.1. Материал 19
2.2. Методика и ход эксперимента 21
2.3. Участники эксперимента 22
2.4. Принципы анализа материала 23
2.5. Результаты 24
2.5.1. Результаты эксперимента с участием взрослых (контрольная
группа) 24
2.5.2. Результаты эксперимента с участием детей дошкольного
возраста 26
2.5.3. Обсуждение результатов 30
2.6. Выводы 32
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 1. Картинки, использованные в качестве стимулов 41
Приложение 2. Порядок предъявления стимулов 44
Приложение 3. Информированное согласие для взрослых участников
эксперимента 48
Приложение 4. Инструкция для взрослых носителей русского языка 51
Приложение 5. Информированное согласие для родителей детей дошкольного возраста 52
Приложение 6. Анкета для детей дошкольного возраста 54
Приложение 7. Инструкция для детей дошкольного возраста 55

Важной составляющей процессов порождения и восприятия речи является описание фонетических явлений, особенно редукции. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что несмотря на большое количество исследований в области восприятия речи, до сих пор не до конца понятен процесс распознавания редуцированных словоформ: хранятся ли редуцированные реализации в ментальном лексиконе или носители реконструируют их до полных. Кроме того, до сих пор неизвестно, в каком возрасте ребенок овладевает тем же механизмом распознавания редуцированных словоформ, которым пользуются взрослые, и влияет ли на обработку редуцированных словоформ умение читать и писать. Чтобы приблизиться к ответам на эти вопросы, необходимо проводить исследования с участием детей дошкольного возраста.
Цель исследования - определить, как русскоязычные дети дошкольного возраста воспринимают высокочастотные редуцированные словоформы, что позволит получить новые данные о формировании механизма распознавания устной речи в онтогенезе.
Объект исследования - высокочастотные редуцированные словоформы русского языка. Предмет исследования - распознавание редуцированных реализаций частотных словоформ русской устной речи русскоязычными детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) разработать методику эксперимента, направленного на исследование восприятия редуцированных словоформ детьми дошкольного возраста;
2) апробировать методику на группе взрослых носителей русского языка;
3) провести перцептивный эксперимент с участием детей дошкольного возраста;
4) проверить, отличаются ли результаты эксперимента в зависимости от возраста детей;
5) проверить наличие влияния контекста на успешность распознавания редуцированных словоформ;
6) сопоставить результаты детей дошкольного возраста с результатами контрольной группы, состоящей из взрослых носителей русского языка.
Материалом исследования послужили редуцированные реализации частотных словоформ русского языка, а также записи, собранные в ходе проведения перцептивного эксперимента с участием детей в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Несмотря на большое количество работ в области восприятия устной речи и редукции, до сих пор не было проведено экспериментальных исследований с участием детей дошкольного возраста. Именно это обуславливает научную новизну данного исследования.
Теоретическая значимость заключается в получении объективных данных о восприятии частотных редуцированных реализаций детьми дошкольного возраста. Практическая значимость исследования определяется тем, что собранные в ходе проведения эксперимента записи можно будет использовать для создания корпуса детской речи. Кроме того, разработанная методика эксперимента может в дальнейшем использоваться при проведении исследований с участием детей других возрастных групп и носителей других языков.
Промежуточные результаты исследования были представлены в докладе «История одного чека: восприятие частотных редуцированных реализаций носителями русского языка» на секции «Психолингвистика» XXVII Открытой конференции студентов-филологов (СПбГУ, 22-27 апреля 2024 г.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было определение того, как русскоязычные дети дошкольного возраста распознают редуцированные реализации частотных словоформ. Перед нами стояла задача не только фундаментальная, но и методологическая, поскольку исследований по восприятию редуцированных реализаций детьми дошкольного возраста еще не проводилось.
Мы разработали методику эксперимента по восприятию редуцированных словоформ при предъявлении изолированно и в контексте. Методика была апробирована на группе взрослых носителей русского языка (21 человек). В основном эксперименте принял участие 21 ребенок в возрасте от 4 до 7 лет. Все дети на момент участия посещали детский сад и имели разный уровень сформированности навыков чтения и письма.
В результате исследования выявилось, что русскоязычные дети дошкольного возраста гораздо лучше воспринимают редуцированные словоформы в контексте, чем при изолированном предъявлении. Способность детей распознавать редуцированные реализации частотных словоформ в контексте прогрессирует с возрастом, однако результаты даже самой старшей группы детей все еще сильно отличаются от результатов взрослых. На данный момент нельзя сказать, что в ментальном лексиконе детей дошкольного возраста хранится большая часть частотных редуцированных реализаций. Скорее всего, в процессе восприятия речи дети реконструируют редуцированную словоформу до полной.
Описанное исследование является лишь одним из первых шагов в изучении ментального лексикона и восприятия редуцированных словоформ детьми. В дальнейшем можно будет провести подобное исследование на большем количестве детей, а также привлечь большую группу взрослых, опросив более наивных носителей русского языка, чем студенты филологического факультета . Было бы также интересно опросить родителей самих детей и сопоставить их результаты с результатами детей. Кроме того, поскольку дети, как и изучающие язык как иностранный, находятся в процессе овладения системой языка, перспективным представляется проведение аналогичного эксперимента с участием иностранцев, изучающих русский язык, и сопоставление результатов уже трех групп (детей дошкольного возраста, наивных носителей русского языка, людей, изучающих русский язык как иностранный).


Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия. 1966.
Белова А. Р. Фонетическая редукция словоформ в речи детей 4-5 лет // Фонетический лицей. Сборник студенческих работ по фонетике и речевым технологиям, семинара «Экспериментальные исследования речи в контексте когнитивной науки» XXV Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ. Выпуск 7. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2022. С. 13-18.
Белова А. Р. Фонетическая редукция словоформ в речи русскоязычного ребенка 2-3 лет. Курсовая работа (рукопись). СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2023. 30 с.
Венцов А. В., Касевич В. Б. Проблемы восприятия речи. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1994. 232 с.
Дайтер М. В., Риехакайнен Е. И. Использование методов машинного обучения для изучения фонетической редукции слов в русской устной речи // Международная конференция «Лингвистический форум 2020: Язык и искусственный интеллект». 12-14 ноября 2020 г. Институт языкознания РАН, Москва: Тезисы докладов. М.: Институт языкознания РАН, 2020. С. 79-80.
Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник. М.: РГГУ, 2007. 560 с.
Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2007 (1979). 576 с.
Касаткина Р. Ф. Компрессированные формы слов и фразовые позиции в русской речи // Фонетика сегодня: Материалы докладов и сообщений V Междунар. науч. конф. 8-10 октября 2007 года. М.: Институт русского языка, 2007. С. 99-102.
Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 309 с.
Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. 430 с.
Раева О. В. Высокочастотные словоформы в ментальном лексиконе (на материале русской спонтанной речи). Выпускная квалификационная работа магистра лингвистики (рукопись). СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. 112 с.
Реформатский А. А. Неканоничная фонетика // Развитие фонетики современного русского языка М.: Наука, 1966. С. 96-109.
Риехакайнен Е. И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. 270 с.
Риехакайнен Е. И., Телова Ю. С. Фонетическая редукция словоформ в речи на русском языке как иностранном (в сопоставлении с устной речью на родном языка) // Социо- и психолингвистические исследования. 2019. №7. С. 40-45.
Риехакайнен Е. И. Реализация интервокальных консонантных кластеров в частотных словах русского языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. Т.17. №4. С. 672-690.
... всего 44 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ