Только Word
Введение 3
Глава 1. Особенности понятийного аппарата. 11
1.1. Особенности понятийно – категориального аппарата, касающихся терминов «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации». 11
1.2. Принцип социальной справедливости в международных документах. 18
Глава 2. Принцип социальной справедливости как основа формирования современной миграционной политики. 27
2.1 Опыт применения принципа социальной справедливости на практике международных объединений и государств. 27
2.2 Перспективы применения принципа социальной справедливости на практике государств и международных объединений. 36
Глава 3. Применение принципа социальной справедливости в формировании миграционной и демографической политики Арктической зоны Российской Федерации. 45
3.1. Основы нормативно – правовой базы РФ в области миграционной политики и принцип социальной справедливости. 45
3.2. Основы нормативно – правовой базы и социокультурный фактор принципов социальной справедливости в области миграционной и демографической политики в субъектах Арктической зоны РФ. 56
Заключение. 77
Список использованной литературы 80
Приложение 1. 91
Приложение 2. 92
Приложение 3. 94
Приложение 4. 95
Приложение 5. 97
Из–за отсутствия практики научных исследований в изучении принципа социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктического региона было принято решение взять за основу Арктическую зону Российской Федерации как модельный регион для изучения основ социальной справедливости в формировании миграционной политики.
Актуальность темы формирования современного поколения миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации) обусловлена рядом положений. Во-первых, с принятием документа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008г., со стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным 20 февраля 2013г., в которых ставится задача улучшения качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечение доступности медицинского обслуживания, совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны Российской Федерации, обеспечение безопасных видов туризма.
Во – вторых, с проблемой ресурсного потенциала в России, которая остро стоит уже в течение нескольких лет. В связи с этим в последние три года значительно активизировались геологоразведочные изыскания на континентальном шельфе Российской Федерации, в частности, на арктическом шельфе, что в свою очередь приводит к необходимости задействовать трудовые ресурсы как из России, так и из других стран. В связи с этим представляется необходимым регулирование и качественное формирование миграционной политики в данном регионе.
В - третьих, со всемирным значением арктических проектов, в том числе международных, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации: шельфовые проекты Роснефти по освоению Арктики1, в том числе в сотрудничестве с компаниями Exxon Mobil, Eni, Statoil2; проект платформы «Приразломное»3, выполняемый компанией «Газпром нефть»; проект «Ямал»4, реализуемый компанией «Газпром». Отмечается, что в 2017 г. «Газпром нефть» инвестирует 16 млрд. рублей в арктические проекты5. Участником проекта «Приразломное» является также судоходная компания «Совкомфлот», танкеры которой осуществляют перевозку нефти Приразломного месторождения в соответствии с долгосрочными соглашениями.6 Также компания «Совкомфлот» является участником проектов «Варандей» - система добычи и морской транспортировки сырой нефти в Арктическом регионе России; проект «Новопортовское» - транспортировка нефти, добытой на месторождении «Новопортовское», расположенном на юге полуострова Ямал, в район мыса Каменный7.
Широкомасштабные планы по реализации сложных научно-технических исследовательских разработок показывают привлечение высококвалифицированных специалистов не только из Российской Федерации, но из других стран мира, поэтому изучение процессов формирования миграционной политики и принципов социальной справедливости являются актуальными направлениями исследования в международных отношениях и выработки основ мировой политики по данному вопросу. Вместе с тем следует учитывать принципы социальной справедливости их реализацию в рамках соблюдения прав коренного населения.
В настоящей работе будут рассмотрены частично универсальные международные принципы и нормы, разработанные в сфере миграции, наиболее известные в сегодняшней практике процесса принятия решений. К ним относятся: а) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; б) недопустимость дискриминации.8 А также принципы социальной справедливости, которые регулируют основные права и свободы человека, принятые международными организациями и закрепленные в основополагающих документах по правам человека и отдельных категорий граждан....
В результате изучения темы «Принцип социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктики» на примере Арктической зоны Российской Федерации как модельного региона для изучения основ социальной справедливости в формировании миграционной политики, были выявлены особенности принципов социальной справедливости при формировании миграционной политики в Арктической зоне Российской Федерации с помощью прикладного метода мирополитических исследований включающего трехуровневый анализ: глобальный, региональный, национальный.
Были достигнуты решения следующих пяти задач исследования:
1. Дать определения ключевым понятиям исследования «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации».
2. Сделать обзор международных документов в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости.
3. Выделить применение принципа социальной справедливости как основы формирования современной миграционной политики.
4. Рассмотреть опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости на примере деятельности государств и международных организаций.
5. Показать особенности применения принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
В первой главе «Особенности понятийного аппарата» были определены следующие ключевые понятия «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации». Социальная справедливость – это обобщенная нравственная оценка общественных отношений, один из основных общечеловеческих социальных идеалов. Миграционная политика включает концепцию, принципы, систему взглядов, цель, обусловленные ею задачи, приоритеты и механизмы.
Территории Арктической зоны Российской Федерации определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации.
Была изучена нормотворческая деятельность международных институтов - ООН, Генеральной Ассамблеи ООН, а также специализированных учреждений ООН: Международной организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организация труда. Сделан обзор международных документов, принятых данными институтами, в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости - право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, недопустимость дискриминации.
Во второй главе «Принцип социальной справедливости как основа формирования современной миграционной политики» был изучен опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости, как в деятельности ЕС, МОМ, так и государств - членов Арктического совета - Норвегии, Дании, Канады, США.
В третьей главе «Применение принципа социальной справедливости в формировании миграционной и демографической политики Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации» была рассмотрена структура органов государственной власти Российской Федерации, занимающихся миграционной политикой, изучены нормативно – правовые документы, которые составляют основу законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения миграционных процессов, этнокультурного развития народов России, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Изучено законодательство субъектов Арктической зоны Российской Федерации в сфере миграции, демографии, этнокультурной политики....
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения 05.03.2017).
2. Глобальный доклад о миграции 2015. URL: http://moscow.iom.int/old/russian/publications/WMR_2015_RUS.pdf (дата обращения 26.03.2017).
3. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации от 18 июня 1998г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ilo_principles.shtml (дата обращения 14.03.2017).
4. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 07 ноября 1967г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/women_discrimination.shtml (дата обращения 14.03.2017).
5. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 14.03.2017).
6. Закон № 1784-01-3МО от 14 ноября 2014 г. «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Мурманской области». URL: http://murmansk-gov.ru/doc/38325 (дата обращения 09.04.2017).
7. Закон № 324-01-3МО от 20 декабря 2001 г. «О правительстве Мурманской области». URL: http://docs.cntd.ru/document/913504766 (дата обращения 09.04.2017).
8. Закон № 4530-I от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4339/ (дата обращения 14.04.2017г.)
9. Закон Российской Федерации № 1807-I от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/1090ef51b37e5a9bfe497eb311627baf4be58dbd/ (дата обращения 15.04.2017).
10. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961г. URL: http://unhcr.ru/fileadmin/files/docs/Documents/Documents_on_protection_of_stateless_persons/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.pdf (дата обращения 20.03.2017).
11. Конвенция о статусе апатридов от 28. сентября 1954г. URL: http://unhcr.ru/fileadmin/files/docs/Documents/Documents_on_protection_of_stateless_persons/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%B5_%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения 26.03.2017).
12. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951г. /URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения 26.03.2017).
13. Конституция Республики Коми от 19 февраля 1994 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/951600634 (дата обращения 09.04.2017).
14. Конституция Республики Саха (Якутия) от 04 апреля 1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/800200771 (дата обращения 04.04.2017).
15. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения 14.04.2017)....88