Только Word
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ЗАРОЖДЕНИЕ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 7
1.1. ПЕРВЫЕ КОДЕКСЫ ЗАКОНОВ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. 7
1.2. ВЛИЯНИЕ ЛЕГИЗМА И КОНФУЦИАНСТВА НА СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕИМПЕРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 10
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕИМПЕРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ «НАКАЗАНИЯ» И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В РАННЕИМПЕРСКОМ КИТАЕ. 20
ГЛАВА II. СУДЕБНИКИ ЦИНЬ И ХАНЬ. 27
2.1. ЦИНЬСКИЙ СУДЕБНИК ИЗ ШУЙХУДИ. 27
2.2. ХАНЬСКИЙ СУДЕБНИК ИЗ ЧЖАНЦЗЯШАНЬ. 30
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУДЕБНИКОВ ЦИНЬ И ХАНЬ НА ОСНОВЕ ПЕРЕВОДА УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ. 42
2.3.1. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ 44
2.3.2. ЗАКОНЫ ОБ УБИЙСТВАХ И ИЗБИЕНИЯХ. 48
2.3.3. ЗАКОНЫ О КРАЖАХ. 55
2.3.4. ЗАКОНЫ О ПОДДЕЛКЕ ДОКУМЕНТОВ. 57
2.3.5. ЗАКОНЫ О ПОТЕРЕ ДОКУМЕНТОВ. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 65
Моя дипломная работа посвящена исследованию начального этапа формирования древнекитайского законодательства, в частности уголовного, в период Чжаньго (5 в. до н.э. – 221 г. до н.э.) и империй Цинь (221—207 до н. э.) и Хань (206 г. до н. э.—220 н. э..), а также сравнению двух уголовных судебников, один из которых датируется эпохой Цинь, а другой Ранней (Западней) Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.).
Несмотря на то, что процесс законотворчества в Китае начался, по некоторым данным, еще в 3 тыс. до н.э., однако именно периоды Чжаньго, Цинь и Хань стали отправными точками создания единого законодательства древнего Китая. В эти эпохи были заложены основные характеристики древнекитайского законодательства – ретроспективность (публичность и жестокость казней), философская составляющая (огромное влияние философский воззрений на время и место проведения казней), коммуникация между простолюдином и преступником (активная вовлеченность простолюдинов в судопроизводственный процесс: дача показаний, очная ставка, доносы), и др.
Помимо натурфилософии, влияние на развитие законотворческого процесса оказал политический и исторический фон. После централизации государства при империи Цинь законодательная система упрочилась, добавились новые законодательные акты, большое внимание стало уделяться уголовному праву, появился метод дарения рангов аристократическому кругу, для контроля и управления над ними, введение коллективной ответственности в общине и системы доносов должно было усилить власть и контроль императора над обществом.
Отдельно стоит отметить большую роль, которую сыграли учения конфуцианцев и легистов, не только в формировании единого законодательства, но и в проблеме достижения мира и гармонии внутри государства. «Камнем преткновения» для противостояния двух крупных философских школ стал вопрос о том, чем следует руководствоваться императору при управлении государством – морально-этическими (социальными нормами) ли либо жестким и обязательным для всех законом фа. Долгая полемика привела к слиянию двух течений, которые образовали ортодоксальное конфуцианство в эпоху Хань. Это означало, что правитель должен был опираться на закон и социальные нормы в равной степени (ли определяли образец поведения, если некто не соблюдал правила поведения, его наказывали в соответствии с фа).
Благодаря находке множества юридических и административных документов, мы имеем возможность исследовать не только устройство раннеимперской законодательной системы, но и социальную структуру, экономику, взаимоотношение государства и аристократии, предметы быта (то есть исследуем культуру повседневности) и многое др. Мое исследование основано на анализе и сравнении двух судебников – циньского из Шуйхуди и ханьского из Чжанцзяшань. Найденные тексты представляют собой культурную и юридическую ценности.
На основе авторского перевода и анализа уголовных законов из двух кодексов, мы можем детально рассмотреть классификацию преступлений, видов наказаний, а также провести аналогии и различия между уголовными законами двух эпох – Цинь и Хань, тем самым проследить процесс видоизменения и расширения уголовного законодательства в раннеимперский период. При работе над переводом я обращалась к иероглифическому указателю терминов и формулировок, данных в «Уголовных установлениях Тан с разъяснениями» ведущего научного сотрудника ИВР РАН, доктора исторических наук В.М. Рыбакова.
Тема исследования древнекитайского (в частности раннеимперского) законодательства, а также сравнения циньских и ханьских уголовных законов хорошо развита в зарубежной литературе (в работах таких крупных синологов как Х. Крил, А. Хюльсеве, М. Э. Льюис, Ч. Санфт); В основном их работы посвящены подробному анализу и характеристике истории возникновения раннеимперского законодательства, его особенностей, влиянию философских воззрений на его становление, подробному описанию найденных планок, наказаний, судопроизводства и др...
Важным элементом в процессе законотворчества играют не только политическая, историческая и общественная составляющие, но для Китая особенно важную роль играла философская. Долгая полемика между конфуцианцами и легистами привела к тому, что в основу метода управления государством и народом легли в большей степени законы, так как именно они имели большую силу для регулирования отношений между правителем и народом, нежели моральные нормы. Социальные нормы выступали регулирующим звеном в тех общественных процессах, где применение жестких наказаний было не уместным.
Только законы могли установить порядок и обеспечить гармоничное устройство и функционирование общественных связей. Опираясь на их точность и абсолютность, правитель мог наказывать не только простой народ, но и чиновников и других людей высшего ранга, контролировать деятельность аристократических кругов. Законы в полной мере ограничивали противоправную деятельность.
Особенностью раннеимперского законодательства стал обширный наказательный институт, куда входили десятки видов наказаний (смертная казнь, клеймение, каторжные работы, ссылка, кастрация, штраф); публичность и жестокость проведения казней; метод наград и наказаний, метод взаимного наблюдения, оглашение содержания законов, имен преступников и их злодеяний. Уголовное законодательство помимо ретроспективной функции несло в себе еще и коммуникативную (связь между простолюдином и государством либо преступником). Это видно на примере активной вовлеченности простолюдинов в судопроизводственный процесс (система коллективной ответственности, доносы, дача показаний, наблюдение за осуществлением казней и др.).
Уголовные и административные законы касались всех видов общественной деятельности и всех сословий. Благодаря этому широкому спектру, правителю было легче осуществлять надзор и контроль над обществом.
Найденные судебники из Шуйхуди и Чжанцзяшань позволили сопоставить уголовные законы Цинь и Хань, выявить особенности ранжирования преступлений (определение преднамеренного убийства, непреднамеренного убийства, убийства в драке; кражи и грабежа в банде или поодиночке).
Система уголовного законодательства Хань действительно была идентична циньской. На примере переведенных законов, можно сделать вывод о том, что ханьская традиция продолжила использовать смертную казнь в качестве главного наказания за жестокие преступления (такие как убийство, в некоторых законах за умысел также назначалась смертная казнь); помимо этого, преступников активно приговаривали к клеймению и каторжным работам (за нанесение побоев родственникам, за подделку официальных документов); содержание уголовных законов практически не изменилось (если только добавились новые законы в связи новым политическим и общественным положением).
Однако присутствуют и некоторые различия. Главным, по моему мнению, различием было то, что циньские законы были более жестокими и абсолютными. То есть их нельзя было избежать. В то время как при Хань активно использовалась система откупа от наказания. Более того, ханьские законы в ряде случаев показывают смягчение наказаний за тяжелые преступления (видимо сказался процесс слияния конфуцианства с легизмом).
Что касается самих судебников и в частности переведенных уголовных законов, то циньские уголовные законы из «Ответов на вопросы о [циньских] законах» (Фа люй да вэнь 法律答問 ) отличаются конкретикой и оговорками по каждому закону, в то время как ханьский «Закон о разбойниках» (Цзэй люй 賊律) является более обобщенным. И это несмотря на то, что судебник из Чжанцзяшань «Законы и указы второго года» (Эр нянь люй лин 二年律令) по содержанию разнообразнее циньского, но все же по конкретике формулировок законов он уступает циньскому.
В целом, благодаря найденным бамбуковым планкам, появилась возможность не только воссоздать структуру раннеимперского законодательства и процесс законотворчества, но и непосредственно изучить специфику взаимоотношений между правителем и аристократией, между простолюдинами, внутрисемейные связи, т.е. лучше узнать устройство общества.
1. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный дом, 2002. 432 с.
2. Бокщанин А.А., Васильев Л.С., Кобзев А.И. Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. 331 с.
3. Васильев Л.С. Древний Китай, т.3. М.: Восточная литература РАН, 2006. 661 с.
4. Корольков М.В. Судебник из Чжанцзяшань: некоторые проблемы изучения раннеханьских законодательных текстов на бамбуковых планках // Общество и государство в Китае. М.: Восточная литература, 2009. №39-1. 502 с.
5. Корольков М.В. Раннеханьский эпиграфический комплекс Чжанцзяшань: Общее описание // Вопросы эпиграфики. М.: Русский фонд Содействия образованию и науке, 2008. 528 с.
6. Корольков М.В. Цзоуяньшу («Сборник судебных запросов»). М.: Наука — Восточная литература, 2013. 192 с.
7. Конфуций. Луньюй («Изречения») / пер. с кит. Л.С. Переломова. М.: Терра, 2009. 432 с.
8. Кучера С.Р. Становление традиции коллективной ответственности и наказания в Китае // Роль традиций в истории и культуре Китая. М.: Наука, 1972. 212 с.
9. Кычанов Е.И. Кодификация традиционного права // Духовная культура Китая, т.4. М.: Восточная литература РАН, 2009. 935 с.
10. Никифоров В.Н. Очерк истории Китая II тысячелетие до н.э. – начало XX столетия. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. 448 с.
11. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая». М.: Наука, 1981. 340 с.
12. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.). М.: Восточной литературы, 1962. 243 с.
13. Переломов Л.С. Исторические судьбы легизма и конфуцианства // Духовная культура Китая, т.4. М.: Восточная литература РАН, 2009. 935 с.
14. Пивоваров Н.Д. Источники древнекитайского права. М., 2015. 9 с.
15. Симоновская Л.В. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1994. 534 с.....39