ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Проблема опустынивания земель как глобальная проблема современности 6
1.1 Основные характеристики международной проблемы опустынивания земель 6
1.2 Проблема опустынивания земель в ракурсе «Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года» 10
1.2.1 Внимание ООН к опустыниванию земель к 2015 году 10
1.2.2 Опустынивание земель в рамках повестки дня в области устойчивого развития на период после 2015 года 13
Глава 2 Проблема опустынивания земель в Китае 18
2.1 Опустынивание земель в истории Китая 18
2.2 Современная ситуация с опустыниванием земель в Китае 22
2.3 Опустынивание земель в Северо-Западном Китае 27
2.4 Причины опустынивания земель в Китае и эколого-экономическая оценка их последствий 28
2.4.1 Причины опустынивания земель в Китае 28
2.4.2 Эколого-экономическая оценка последствий опустынивания земель в Китае 34
Глава 3 Пути решения проблемы опустынивания земель в Китае 40
3.1 Стратегия борьбы с опустыниванием земель в современном Китае 40
3.1.1 Эволюция китайской политики борьбы с опустыниванием 40
3.1.2 Участие Китая в международном сотрудничестве по борьбе с опустыниванием 46
3.2 Механизм борьбы с опустыниванием земель после национальных реформ 50
3.3 Результаты и перспективы борьбы с опустыниванием земель в КНР 57
3.3.1 Практика и достижения в борьбе с опустыниванием в Китае 57
3.3.2 Будущее направление борьбы с опустыниванием в Китае 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность темы исследования. Опустынивание земель – это постепенно обостряющаяся мировая проблема, связанная с деградацией больших площадей земель в глобальном масштабе. Согласно докладу ООН «Цели устойчивого развития», опубликованному в 2023 году, в период с 2015 по 2019 год ежегодно будет деградировать не менее 100 миллионов гектаров здоровых, продуктивных земель, что негативно скажется на продовольственной и водной безопасности во всем мире. Эта потеря вдвое превышает площадь Гренландии и влияет на жизнь 1,3 миллиарда человек. Китай – одна из крупнейших развивающихся стран мира и одна из стран с наиболее серьезной проблемой опустынивания земель. Ежегодно опустынивание наносит огромный экологический и экономический ущерб Китаю: прямые экономические потери составляют более 64 миллиардов юаней в год, и около 400 миллионов человек прямо или косвенно страдают от опустынивания. Важно решить глобальную проблему опустынивания земель, а усилия по защите и восстановлению земель, пострадавших от опустынивания, имеют долгосрочные преимущества для нашей окружающей среды, экономики и общества.
Цель исследования – выявить основные механизмы борьбы с опустыниванием на национальном уровне (на примере стратегии КНР).
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности проблемы опустынивания как глобальной проблемы современности;
2) Провести анализ национальной политики КНР в сфере борьбы с опустыниванием;
3) Определить механизмы борьбы с опустыниванием в стратегии КНР;
4) Рассмотреть перспективы решения проблемы борьбы с опустыниванием на примере КНР;
5) Предложить механизмы в рамках ООН по улучшению борьбы с опустыниванием для разработки международных стратегий борьбы с опустыниванием.
Объектом исследования является международная проблема опустынивания в контексте ЦУР № 15.
Предметом исследования является стратегия КНР в области борьбы с опустыниванием.
Научная новизна проведенного исследования заключается в комплексном рассмотрении проблемы опустынивания земель как глобальной проблемы современности с точки зрения реализации «Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года» и пути ее решения на примере национальной стратегии Китайской Народной Республики. На основе исторического обзора анализируется процесс развития проблемы опустынивания земель в Китае с особым акцентом на ситуацию с опустыниванием земель на северо-западе Китая. В то же время в работе рассмотрены основные причины возникновения проблемы опустынивания земель в Китае. Основной акцент сделан на путях решения проблемы опустынивания земель в Китае. Во-первых, представлены механизмы, принятые современным Китаем в борьбе с опустыниванием земель, включая такие методы, как облесение и развитие устойчивого сельского хозяйства. Во-вторых, анализируется механизм борьбы с опустыниванием земель после реформ в стране и подчеркивается важность участия правительства и всех слоев общества. Наконец, сделаны выводы по результатам, достигнутым Китаем в борьбе с опустыниванием земель, и рассмотрены возможные направления дальнейшей деятельности.
Выводы, сделанные в данной работе, служат важной основой для дальнейшего исследования проблемы опустынивания земель и механизмов ее решения в Китае. Ожидается, что, усилив интеграцию политики и действий, Китай добьется больших результатов в борьбе с опустыниванием земель и внесет позитивный вклад в борьбу с проблемой опустынивания земель в глобальном масштабе.
Теоретическую основу исследования составили международные акты, а также труды китайских и зарубежных ученых (Лу Ци, Ци Лунцзюнь, Чжу Чжэньда, Fikret Berkes, Brundtland G. H. и др.).
Методы исследования. Для достижения целей исследования в данной работе используется метод эмпирического исследования, который включает исследование правовых документов по опустыниванию ООН и Китая и информационных документов, выпущенных правительственными ведомствами. В работе также использованы исторический метод, методы системного анализа, индукции и дедукции. Поскольку основными источниками информации для данной работы являются различные официальные материалы, а также научные книги и журналы, работа в большей степени посвящена сбору данных, сравнительному анализу и исследовательским прогнозам.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Анализ международных актов и литературы показал, что борьба с опустыниванием является одной из целей в области устойчивого развития земель. Изменение климата и деятельность человека – два ключевых фактора опустынивания и его обращения вспять. Как показано в проведенном исследовании, в Китае на протяжении тысячелетий, начиная с исторического периода и до основания Нового Китая, опустыненные территории испытывали тенденции к иссушению и потеплению в результате изменения климата, роста численности населения, перевыпаса скота и вырубки лесов. Несмотря на сложное влияние изменения климата и антропогенных факторов на опустынивание, ряд активных мер по борьбе с опустыниванием может привести к отрицательному росту опустыненных земель.
Во-первых, согласно показателям, усилия Китая по борьбе с опустыниванием на сегодняшний день достигли очень значительных результатов, а цель ЦУР 15.3 предварительно достигнута. Китайская территория управления борьбой с опустыниванием и инвестиционный капитал являются крупнейшими в мире. Благодаря политике и экономическим стимулам, направленным на борьбу с опустыниванием, в Китае значительно улучшились природные условия, а десятки миллионов крестьян и скотоводов избавились от нищеты. На основе эволюции китайской политики и практических достижений в борьбе с опустыниванием за последние 70 лет можно сделать вывод, что современные стратегии и действия по борьбе с опустыниванием включают в себя целый ряд аспектов, таких как законодательные гарантии, реализация политики, научно-техническая поддержка, национальные программы, «зеленые» отрасли, инвестиции из разных источников, участие общественности и международное сотрудничество.
Во-вторых, обмен 70-летним опытом Китая и извлеченными уроками в области борьбы с опустыниванием может помочь другим странам, страдающим от опустынивания. Достижения китайской экоиндустрии в борьбе с опустыниванием могут послужить примером для всего мира, в то время как практика и инновации все еще продолжаются.
Однако борьба с опустыниванием – это долгосрочная и трудная задача, а существующий международный механизм борьбы с опустыниванием еще не совершенен. Чтобы облегчить глобальную ситуацию с опустыниванием, необходимо, чтобы международное сообщество взяло на себя совместную международную ответственность за борьбу с опустыниванием. Поэтому я предлагаю усовершенствовать международную стратегию борьбы с опустыниванием следующим образом:
1) Разработка протокола к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием для гармонизации глобальных стандартов осуществления и соблюдения. В отличие от Конвенции об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии, КБО ООН пока не имеет обязательного протокола или соглашения о реализации. Несмотря на то, что была предложена цель нулевого роста деградации земель, а нулевой рост деградации земель измеряется с помощью трех показателей (т.е. почвенно-растительный покров, продуктивность растительности и запасы углерода), не существует общих методологий оценки, данных и стандартов.
2) Создание глобальной сети наблюдений и системы мониторинга и оценки опустынивания на основе больших данных. Глобальный мониторинг и оценка опустынивания могут осуществляться на регулярной основе (например, раз в пять лет). Кроме того, можно составить список технологий борьбы с опустыниванием и перечень технологических потребностей в каждой стране, создать справочник технологий устойчивого землепользования и экологического восстановления в опустыненных районах и платформу для обмена информацией, а также провести глобальную оценку экосистемных услуг пустынь и учет их стоимости.
3) Выдвижение инициативы глобального управления «Борьба с опустыниванием» и создание сообщества человеческой судьбы в засушливых зонах. На примере Китая, взявшего на себя ведущую роль в достижении нулевого роста деградации земель, стремиться к достижению нулевого роста деградации земель к 2030 году. В полной мере использовать координирующую роль Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и международных организаций, таких как Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и ЮНЕСКО. На межрегиональном уровне необходимо и дальше укреплять двустороннее сотрудничество, такое как Китайско-арабский форум сотрудничества и Китайско-африканский форум сотрудничества, а также многостороннее сотрудничество, такое как регион «Пояс и путь», регион Большой Центральной Азии и субрегион Северо-Восточной Азии, чтобы поддерживать и способствовать плавному осуществлению глобального сотрудничества по борьбе с опустыниванием.
Хотя для достижения устойчивого развития в засушливых и полузасушливых регионах земного шара предстоит еще многое сделать, непрерывные исследования и инновации в области борьбы с опустыниванием – это поиск механизмов решения данной международной проблемы.
1. UN – The Sustainable Development Goals Report 2023 (Special edition), Goal 15/Life on land.URL:https://unstats.un.org/sdgs/report/2023/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2023.pdf (дата обращения: 28.02.2024)
2. Официальный сайт ООН: Конвенции и декларации. URL: https://www.un.org/zh/documents/treaty/A-AC.241-27 (дата обращения: 06.03.2024)
3. UNCCD – DESERTIFICATION THE INVISIBLE FRONTLINE. URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/documents/12112014_Invisible%20frontline_ENG.pdf (дата обращения: 06.03.2024)
4. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке. URL: https://www.un.org/zh/documents/treaty/A-AC.241-27 (дата обращения: 12.03.2024)
5. UNCCD – Стратегическая рамочная программа КБОООН на 2018-2030 годы. URL: https://www.unccd.int/convention/governance/strategic-framework-2018-2030(дата обращения: 22.03.2024)
6. КБО ООН – Решение 7/COP.13. URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/2022-02/cop21add1_SF_RU.pdf (дата обращения: 22.03.2024)
7. КБО ООН – Решение /COP(13)/L.14. URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/sessions/documents/2017-09/ICCD_COP%2813%29_L.14-1716056C.pdf (дата обращения: 24.03.2024)
8. «Повестка дня на XXI век». Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/treaty/21stcentury (дата обращения: 08.05.2024)
9. 《中国荒漠化和沙化状况公报》。中国国家林业和草原局。2015年12月29日。[«Бюллетень о состоянии опустынивания и опреснения в Китае» // Государственное управление лесного хозяйства и пастбищ Китая. 29 декабря 2015 года.]. URL: https://www.forestry.gov.cn/main/65/20151229/835177.html (дата обращения: 10.04.2024)
10. 《中华人民共和国防沙治沙法》。中国国家林业和草原局。2018年10月26日发布。[«Закон КНР о предотвращении и контроле песка» // Государственное управление лесного хозяйства и пастбищ Китая. Опубликовано 26 октября 2018 г.]. URL: http://www.forestry.gov.cn/c/www/gklcfl/300017.jhtml (дата обращения: 16.04.2024)
11. 《中华人民共和国森林法》。中华人民共和国生态环境部。2019年12月28日发布。[«Лесной закон Китайской Народной Республики» // Министерство экологии и окружающей среды КНР. Опубликовано 28 декабря 2019 г.]. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/fl/202106/t20210608_836755.shtml (дата обращения: 03.05.2024)
12. 《中华人民共和国草原法》。中华人民共和国生态环境部。2021年04月29日发布。[«Закон о пастбищах Китайской Народной Республики // Министерство экологии и окружающей среды КНР. Опубликовано 29 апреля 2021 г.]. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/fl/200212/t20021228_81958.shtml (дата обращения: 03.05.2024)
13. 《中国21世纪人口、环境与发展》白皮书。中华人民共和国国务院新闻办公室发布。1994年3月25日。// 中国21世纪议程管理中心官网。[ «Белая книга по вопросам народонаселения, окружающей среды и развития Китая в 21 веке». Издана Информационным бюро Государственного совета КНР. 25 марта 1994 г. // Официальный сайт Китайского центра управления Повесткой дня на 21 век.]. URL: https://www.acca21.org.cn/trs/000100020001/ (дата обращения: 03.05.2024)
14. 《全国重要生态系统保护和修复重大工程总体规划(2021-2035年)》。中华人民共和国国家发展和改革委员会。2022年5月。[ «Общий план крупных проектов по защите и восстановлению национально значимых экосистем (2021-2035 гг.).» // Национальная комиссия по развитию и реформам КНР. 2022, май.]. URL: https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/tz/202006/P020200611354032680531.pdf (дата обращения: 10.05.2024)
15. 《全国防沙治沙规划(2021-2030年)》。 中国国家林业和草原局。2022年11月发布。 [«Национальный план по предотвращению и борьбе с песком (2021-2030 гг.)» // Государственное управление лесного хозяйства и пастбищ Китая. Опубликован в ноябре 2022 года.]. URL: https://www.forestry.gov.cn/c/www/gtlhbg/550046.jhtml (дата обращения: 13.05.2024)...67