Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Солидарная обязанность таможенного представителя и декларанта: частный режим солидаритета по ГК РФ или публично-правовой механизм?

Работа №144336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы42
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
1. Таможенный представитель как профессиональный участник таможенных правоотношений: взаимодействие с таможней и контрагентом (декларантом). 7
1.1. Правовой статус таможенного представителя 10
1.2. Добросовестность таможенного представителя. 13
2. Публично-правовой механизм и частно-правовой режим на примере солидарной обязанности таможенного представителя и декларанта: судебная практика Российской Федерации. 18
1.1 Судебная практика по ТК Российской Федерации: анализ и выводы 18
2.1 Судебная практика ТК ЕАЭС в Российской Федерации и Суда ЕАЭС: анализ и подход Суда ЕАЭС к пониманию солидарной обязанности. 26
3.1. О соотношении национального и наднационального права и дело ООО «ДХЛ Глобал Форвардинг» и дело ООО «ДХЛ Глобал Форвардинг» 26
3.2. Судебная практика по вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей 28
4. Заключение. 37
5. Список литературы. 39



Актуальность темы исследования связана с изучением неоднозначного подхода судебной практики при толковании института солидарной обязанности таможенного представителя и декларанта, которая стала складываться с момента вступления в законную силу Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее – «ТК Российской Федерации»), сначала установившей отдельную имущественную ответственность таможенного представителя, и получила свое продолжение после существенного изменения таможенного законодательства в связи появлением Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС»).
Задачей настоящего исследования является изучение правовой природы института солидарной обязанности таможенного представителя и декларанта. При изучении содержания настоящего механизма, связанным с разрешением вопроса об уплате таможенных платежей, рассматривалась ситуация, которая возникает при возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Указанная ситуация является наиболее неоднозначной в части распределения рисков между таможенным представителем, декларантом и таможенным органом. Также рассмотрен вопрос национального и наднационального регулирования при сравнении таможенного и гражданского законодательства.
При написании настоящей работы использованы общие теоретические методы исследования (изучение юридическое литературы, доктрины) и практические методы исследования (анализ судебной практики таможенного законодательства).
Изучена судебная практика Российской Федерации по заданной теме исследования, судебная практика Суда ЕАЭС.
В качестве литературы исследованы материалы, связанные с понятием риска в гражданском праве, как явление, изначально возникшее в институте частного права. Изучена юридическая литература, посвященная вопросу солидарной обязанности таможенного представителя и декларанта, а также вопросам соотношения национального и наднационального права.
Стоит отметить, что подобный механизм исполнения публично-правовой обязанности по уплате платежей в бюджет государства является исключительным. Хотя в налоговом праве и предусмотрена особая конструкция солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика (ст.74 НК РФ), она имеет существенные различия. Более того этот механизм следует относить к формам обеспечения исполнения обязательных по уплате сумм налогов. Подобная форма обеспечения также предусмотрена и в таможенном законодательстве (ст.63 ТК ЕАЭС). Тем не менее, можно отметить различия в указанных механизмах.
Механизм солидарной обязанности таможенного представителя и декларанта действует как рядовой элемент по уплате таможенных пошлин и работает всегда, когда декларант обращается за услугами к таможенному представителю по декларированию товара. Это следует из буквального толкования нормы ч.4 ст.405 ТК ЕАЭС. Соответственно, при заключении сделки между декларантом и таможенным представителем, неизбежно возникает публично-правовая обязанность по уплате таможенных платежей у обеих сторон сделки.
Механизм солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика может выступать элементом обеспечения обязательства по уплате сумм налогов лишь в случаях предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита (ч.1 ст.74 НК РФ). При этом, поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительный власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 ч.2 ст.74 НК РФ)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


4. Заключение.
Из изученной судебной практики, которая охватывает таможенное законодательство Российской Федерации, так и союза ЕАЭС подтверждается, что механизм солидарной обязанности таможенного представителя и декларанта впервые был закреплен в праве Союза, и соответственно, отражен нормами публичного права.
В этой связи, вопросы разрешения последствий исполнения солидарной обязанности таможенного представителя и декларанта не могут быть преодолены условиями гражданско-правового договора.
Также нельзя исключать возможности предъявления регрессного иска одним из солидарных должников в случае исполнения солидарной обязанности по уплате таможенных платежей.
Ввиду наличия частных начал в институте солидарной обязанности, идея риска также должна распространяться не только на должников (таможенного представителя и декларанта), но и на таможенный орган в случае, когда таможенный орган осуществляет возврат излишне уплаченных денежных средств не фактическому плательщику. Реализация подобного риска из гражданского права выражается в праве фактического плательщика предъявить имущественный иск к таможенному органу о взыскании неосновательного обогащения, либо в праве подать заявление о признании отказа таможенного органа в возврате денежных средств.
Предлагается внести изменения в таможенное законодательство Российской Федерации, дополнив ст.30 Федерального закона от 26.02.2024 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положениями о возможности предъявления регрессного иска лицом, уплатившим таможенные платежи.
Изменить положения настоящего закона в части, в которой нормы разделяют понятие «плательщиц» и «лицо, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов», объединив в одно понятие «плательщик» как декларанта, так и таможенного представителя. Указанное изменение позволит осуществлять возврат излишне уплаченных таможенных платежей в порядке ст.67 настоящего Федерального закона, как декларанту, так и таможенному представителю.


1. «Таможенное право. Учебник» под ред. Д.В. Чермянинова, с.100.
2. Договор в публичном праве [Текст] : монография / Н. Л. Морозов ; под ред. Л. А. Морозовой. - Москва : Юрлитинформ, 2016. - 156,
3. Определение Конституционного Суда РФ от 30.11.2021 N 2405-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ДХЛ Глобал Форвардинг". Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2011 N 191-О-О "По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 144, пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 320, пункта 4.1 статьи 348 и пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации". Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова". Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
6. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999). Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2006 №А26-11733/04-25. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2006 №А05-16407/04-10. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.01.2006 по делу N А56-50229/04. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
10. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2006 по делу N А56-1812/05. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2005 N А56-48209/04. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
12. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2005 N А26-11194/04-21. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
13. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2021 N Ф05-6902/2021 по делу N А40-310115/19-84-2473. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"
15. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.02.2009 № 8605/08...37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ