Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Публичная дипломатия США в условиях конфликта (на примере «тайваньского вопроса»)

Работа №144331

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ 10
1.1 Концептуальные основы публичной дипломатии США 10
1.2 Публичная дипломатия как инструмент внешней политики США 18
ГЛАВА 2. «ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС» В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ США
И КИТАЕМ В XX-XXI вв. 27
2.1 Происхождение и развитие тайваньского конфликта в XX веке 27
2.2 Особенности развития отношений между США, КНР, Тайванем по тайваньскому вопросу в XXI веке 34
ГЛАВА 3. ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США И ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС 46
3.1 Публичная дипломатия США в отношении тайваньского вопроса – механизм урегулирования или инструмент манипулирования? 46
3.2 Проблемы и перспективы реализации программ публичной дипломатии США по урегулированию тайваньского вопроса 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75


С начала XXI века механизмы и формы взаимодействия между государствами, а также инструменты их воздействия на международные процессы стали стремительно развиваться. Наряду с традиционной дипломатией, направленной
на межправительственный уровень взаимодействия, стали активно использоваться инструменты мягкой силы. Особое место в современных международных отношениях играет публичная дипломатия, как механизм, используемый правительствами для достижения внешнеполитических целей – путем установления прямого диалога
с гражданским обществом за рубежом. Публичная дипломатия приобретает особую актуальность с учетом трансформации геополитической картины мира, так как является эффективным инструментом для формирования и продвижения определенного месседжа со стороны правительств и имиджа государств на международной арене. Американская публичная дипломатия является частью ее внешней политики и включает в себя такие инструменты воздействия на зарубежную аудиторию как образовательные обмены, программы в области культуры и спорта, а также цифровую дипломатию, предполагающую реализацию программ в интернет-пространстве.
Публичная дипломатия как инструмент внешней политики исторически позиционируется Соединенными Штатами в качестве средства для формирования объективного имиджа страны за рубежом, всестороннего развития и поддержки демократии по всему миру. В действительности использование публичной дипломатии, особенно против стран, которые США относят к категории недружественных, оборачивается прямым вмешательством во внутренние дела государств. Достаточно вспомнить серию масштабных потрясений на территории постсоветского пространства и странах арабского мира, получившего название «цветные революции» («Революция роз» в Грузии в 2003 году, «Оранжевая революция» на Украине в 2004 году, «Тюльпановая революция» Киргизии в 2005 году, «Арабская весна» 2010-2012 гг. и другие).
Если в начале 21 века фокус внимания США был преимущественно сосредоточен на формировании прозападных настроений у гражданского населения в странах арабского мира и постсоветского пространства, в условиях стремительного экономического развития Китая в последние годы стали активизироваться попытки американских правительств укрепить собственное влияние на Тайване для формирования противостоящего КНР центра силы. 2023 год ознаменовался наращиванием попыток Администрации Дж. Бадена по установлению прямого контакта с населением Тайваня и его вовлечением в программы публичной дипломатии США. В данном контексте особое внимание со стороны американского правительства уделяется реализации академических программ, направленных на всестороннее сотрудничество с гражданами и организациями Тайваня.
Актуальность исследования обусловлена значением Тайваня для стратегических планов США в Восточной Азии в условиях нарастающей конкуренции между Соединенными Штатами и Китаем. Американское правительство предпринимает планомерные шаги по формированию лояльного гражданского населения на территории острова, имеющего важнейшее значение для внешней политики КНР и системы безопасности в регионе. Одним из наиболее результативных инструментов формирования лояльных кругов тайванцев, выступают программы публичной дипломатии США. В связи с этим, закономерен интерес к изучению предпосылок формирования напряженности между США и Китаем по тайваньскому вопросу, а также прогнозированию возможных направлений развития публичной дипломатии США для усиления своих позиций
в регионе.
Объект настоящей выпускной квалификационной работы – публичная дипломатия как инструмент внешней политики США.
Предметом исследования выступают особенности реализации публичной дипломатии Соединённых Штатов Америки в отношении «тайваньского вопроса».
Целью работы является попытка выявить особенности использования США публичной дипломатии в отношении Тайваня в условиях текущего обострения «тайваньского вопроса»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Публичная дипломатия рассматривается Вашингтоном как важный механизм
для продвижения собственных ценностей и интересов государств на международной арене, а также формирования лояльной зарубежной общественности. США имеют большой исторический опыт развития данного механизма мягкой силы. В общем смысле публичная дипломатия представляет собой самостоятельный инструмент внешней политики, включающий в себя комплекс мероприятий, реализуемый Правительством США в области информации, образования и культуры на международной арене. Продвижение политических интересов Вашингтона за рубежом осуществляется, в том числе посредством использования таких методов как образовательные и культурные программы, академические обмены, информационные проекты, проекты в сети Интернет.
Структура институтов современной публичной дипломатии США включает ряд правительственных и неправительственных организаций, реализующих комплекс программ и проектов в зарубежных странах – по всему миру. К ключевым органам реализации публичной дипломатии США можно отнести специализированные бюро Государственного департамента США (Бюро по вопросам образования и культуры, Бюро международных информационных программ, и другие), а также Агентство США по международному развитию и Агентство США по глобальным медиа. Последние формально действуют как независимые агентства, Бюро общественной дипломатии и Агентству по сотрудничеству в области оборонной безопасности Министерства обороны США. Самыми влиятельными полугосударственными/негосударственными учреждениями, осуществляющими финансирование и реализацию американской публичной дипломатии, являются Фонд Евразии, Фонд Сороса, Фонд Макартуров и Фонд Форда.
Особое место среди приоритетов внешней политики США занимает Тайвань,
где Соединенные Штаты исторически стремились создать особую зону влияния, ориентированную на американские ценности и приоритеты развития и лояльную
внешнеполитическому курсу США. Вторая половина XX века стала динамичным периодом трансформаций отношений в треугольнике США-Китай-Тайвань, сопровождавшимся борьбой против коммунистической идеологии, противостоянием за право свободного самоопределения Тайваня, а также формированием основы для установления контакта с зарубежной общественность и стратегического партнерства.
Важной исторической датой, с которой принято отсчитывать считать начало конфликта между США и Китаем является 1 декабря 1943 года, когда была подписана «Каирская декларация» между главами Китая, США и Великобритании. Согласно декларации, все территории, захваченные Японией у Китая в ходе войны, такие как Тайвань, Маньчжурия и остров Пэнху, должны были быть возращены Китаю.
В дальнейшем Тайвань пользовался значительным признанием на международной арене в качестве Китайской Республики, проводил антикоммунистический вектор развития при поддержке США, стараясь отмежеваться от позиции материкового Китая.
Ситуация в отношении Тайваня изменилась лишь в 1971 году, когда на Генеральной Ассамблее ООН Китайской Народной Республике удалось добиться исключения Тайваня из членов организации закрепив исключительное собственное представительство в ООН. С этого периода в международных отношениях появился феномен политики «одного Китая», означающий, что все государства, имеющие установленные дипломатические отношения с Китаем, не могут параллельно поддерживать официальные связи с Тайванем. Несмотря на жесткие правовые рамки, установленные КНР, Соединенные Штаты продолжили негласную поддержку Тайваня в культурной, общественной, образовательной, экономической сферах. Укреплению данного сотрудничества способствовало принятие закона Taiwan Relations Act, который подтвердил высокую заинтересованность США в сохранении своего влияния в Северо-Восточной Азии и продолжении стратегического диалога с Тайванем для сохранения его status quo.
Начало XXI века оказалось насыщенным и сложным для американо-китайских отношений, в которых одной из ключевых проблем оставался тайваньский вопрос. С конца XX века Китайская Республика претерпела кардинальные изменения в политической, социальной, экономической сфера, став одной из процветающих территории в Восточной Азии.
Для укрепления американского влияния в регионе и обеспечения предсказуемых отношений в треугольнике США-Китай-Тайвань со стороны Вашингтона был предпринят ряд мер, направленных на обеспечение конструктивного диалога с двумя враждующими сторонами. При Дж. Буше-младшем произошло сближение в сотрудничестве с Китаем, так как в тот период США столкнулись с беспрецедентными террористическими атаками, пошатнувшими стабильность американского общества и авторитет Штатов на международной арене. В отношении тайваньского конфликта существенных изменений не произошло, поэтому КНР продолжила наращивать свое влияние в Тайване. Администрация Барка Обамы стремилась найти баланс между поддержанием политики «одного Китая» и сохранения доверительных отношений с Тайванем. Период правления Б. Обамы ознаменовался переходом от использования инструментов публичной дипломатии к стратегической коммуникации с Тайванем, что заложило основу для многостороннего сотрудничества с Тайбэем. Пришедший ко власти в 2018 году Дональд Трамп изменил привычный подход и стал при построении внешнеполитического курса отталкиваться от идеи о том, что рано или поздно Тайвань сблизится с КНР, став стратегическим надёжным партнером, что негативно скажется на влиянии США в АТР. Для предупреждения такого нежелательного сближения Администрацией Д. Трампа было расширено поле сотрудничества с Тайванем в наиболее приоритетных сферах: торговле, инвестициях, дипломатического диалога. Администрация нового президента Дж. Байдена продолжила жесткую политику в отношении сдерживания КНР и наращивания всестороннего сотрудничества с Тайванем.
За годы правления четырех последних президентов претерпела изменения и публичная дипломатия США. Если в начале XXI века она была ориентирована на восстановление пошатнувшегося авторитета Америки в азиатском регионе, в течение последующих 20 лет произошло существенное расширение программ и проектов, ориентированных на тайваньскую общественность. Так, при поддержке США для тайванцев стали доступны образовательные программы и академические обмены, научные программы сотрудничества, гранты и курсы английского языка. Среди наиболее известных следует отметить Fulbright, U.S.-Taiwan Education Initiative, American Institute in Taiwan’s, NSLI-Y, CLS и Gilman. В конце 2018 года руководство Тайваня выступило с идей стать двуязычным обществом к 2030 года, сделав английский язык официальным вторым языком на полуострове. Стоит отметить, что в глобальном смысле Соединенные Штаты существенно укрепили свое сотрудничество с общественность на Тайване, с целью формирования лояльных кругов общественности, ориентированных на ценности западного мира.
В условиях, когда большая часть мирового экономического роста и динамизма в ближайшие десятилетия будет исходить из Азии, публичная дипломатия имеет для США стратегическую значимость для укрепления собственных позиций в регионе и поддержания партнерских связей с Тайванем. Приоритетными направлениями, помимо поддержания образовательного и научного сотрудничества, для США становится укрепление программ информационного вещания через создание общедоступных каналов с возможностью отслеживать киберкампании, экономическое и военное сдерживание Тайваня со стороны КНР.
Растущая активность Пекина в отношении его островного соседа вызывает неизменную обеспокоенность Вашингтона, поэтому в ближайшем будущем (вне зависимости от исхода ближайших президентских выборов в США или расстановки сил в Конгрессе) программы американской публичной дипломатии в отношении Тайбэя будут только расширятся и останутся важным инструментом политики США в отношении тайваньского вопроса.


1. Резолюция Совета Безопасности ООН 1979 года// Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1979 (дата обращения: 12.01.2024).
2. 2020 Comprehensive Annual Report on Public Diplomacy and International Broadcasting// Official site of U.S. Department of States. URL: https://www.state.gov/wp- content/uploads/2022/03/2021-ACPD-Annual-Report-508-WEB.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
3. 2023 Comprehensive Annual Report on Public Diplomacy and International Broadcasting// Official site of U.S. Department of States. URL: https://www.state.gov/2023-comprehensive-annual-report-on-public-diplomacy-and-international-broadcasting-2/ (дата обращения: 11.03.2024).
4. Bush’s National Security Strategy: Full Text / The New York Times. 2002. September 20. URL: http://www.nytimes.com/2002/09/20/politics/full-text-bushs-national-security- strategy.html (дата обращения: 11.02.2023).
5. Department of State Organization Chart// U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/department-of-state-organization-chart/ (дата обращения: 17.05.2024).
6. Functional Bureau Strategy for ECA 2018// state.gov URL: https://www.state.gov/wp- content/uploads/2019/01/FBS_ECA_UNCLASS-508.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
7. H.J.Res. 159 (84th): Joint resolution authorizing the President to employ the Armed Forces of the United States for protecting the security of Formosa, the Pescadores and related positions and territories of ...... that area. URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/84/hjres159/text (дата обращения: 14.01.2024)
8. Joint Strategic Plan. FY 2018-2022. URL: https://www.state.gov/wp- content/uploads/2018/12/Joint-Strategic-Plan-FY-2018-2022.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
9. Modern History Sourcebook: The Platt Amendment, 1901 URL: https://sourcebooks.fordham.edu/mod/1901platt.asp (дата обращения: 03.04.2021);
10. Monroe Doctrine; December 2 1823. URL: http://avalon.law.yale.edu/19th_century/monroe.asp (дата обращения: 02.04.2021)
11. Mutual Defense Treaty between the United States of America and the Republic of China. 2 December 1954. URL:http://www.taiwandocuments.org/mutual01.htm (дата обращения: 14.01.2024).
12. National Security Council. The National Security Strategy of the United States of America. Washington, DC: US Government Printing, 2002.
13. Public diplomacy and national security: lessons learned for the next administration// Center for strategic and international studies. URL: https://www.csis.org/events/public-diplomacy-and- national-security-lessons-learned-next-administration (дата обращения: 07.01.2022).
14. Public Diplomacy: A National Security Imperative // U.S. Department of State URL: http://www.state.gov/r/remarks/2009/124640.htm (Дата обращения: 01.02.2022);
15. Public Diplomacy: A National Security Imperative // U.S. Department of State URL: http://www.state.gov/r/remarks/2009/124640.htm (дата обращения: 01.02.2022)...120


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ