Только Word
Введение 2
Глава первая. Роль парадипломатии в трансформации статуса
этнонациональных регионов 8
1.1. Этнонациональные сообщества: основные характеристики в категориях и терминах 8
1.2. Национализм и национальные движения в контексте усиления
международного взаимодействия субгосударственных акторов 14
1.3. Парадипломатия как инструмент влияния этнонациональных сообществ 19
Глава вторая. Субнациональные акторы в государственной политике:
регионализм и федерализм 24
2.1. Европейская интеграция в реализации интересов этнонациональных сообществ … 24
2.2. Этнонациональные регионы в системе государственного управления:
политико-правовые аспекты 33
Глава третья. Международная деятельность этнонациональных регионов
Испании, Бельгии и Великобритании: основные характеристики и задачи 51
3.1. Каталонская модель парадипломатии 51
3.2. Внешнеполитическая деятельность Фламандского региона 64
3.3. Участие Шотландии в современной системе международных отношений 71
Глава четвертая. Сравнительный анализ моделей парадипломатии 82
4.1. Общие и особенные черты парадипломатии Каталонии, Шотландии и Фландрии 82
4.2. Сравнение рассмотренных моделей с внешней деятельностью российских регионов 85
4.3. Перспективы внешней деятельности Шотландии, Каталонии и Фландрии 92
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 99
Актуальность темы исследования.
Международная арена во все времена считалась местом сталкивания интересов национальных государств. Они торговали между собой, заключали военные союзы, вели военные действия и осуществляли иные действия, так или иначе затрагивающие два и более государства.
В последней четверти XX в. ситуация изменилась, и на международную арену все более активно начали выходить субнациональные единицы государств (в рамках настоящего исследования мы будем называть их регионами). Регионы стали налаживать связи между собой; особенно это проявлялось в трансграничном региональном сотрудничестве, то есть взаимодействии между приграничными регионами двух и более государств. Правительственные органы начали издавать стратегии внешних связей регионов, организовывать представительства региональных организаций за рубежом. Во многих случаях именно экономическая составляющая межрегионального сотрудничества, характеризуемая налаживанием торговых связей, заключением инвестиционных соглашений, поиском рынков сбыта продукции, становилась основополагающей в деле развития международной деятельности.
Большинством зарубежных политологов такая внешняя деятельность нецентральных правительств, проходившая, как правило, в рамках того внешнеполитического вектора, который задавался Центром, но иногда противоречащая ему, стала именоваться парадипломатией. Во многих случаях помимо вышеуказанных экономических мотивов и желания распространения региональной культуры за рубежом парадипломатия выполняла и продолжает выполнять политическую функцию, заключающуюся в стремлении регионов показать свои автономистские или сепаратистские устремления.
Особое значение эти процессы приобрели в Европе, где существует немало субнациональных акторов, желающих продемонстрировать свое несогласие со статусом частей государства, не обладающих политической и социально-экономической составляющей. Среди этих акторов автор работы выделил три региона, а именно Шотландию (Великобритания), Каталонию (Испания) и Фландрию (Бельгия), власти которых проводят особо активную международную работу, являющуюся в том числе средством оказания давления на центральные власти в рамках проводимой в этих странах децентрализации. Учитывая то, что в настоящее время указанные страны в той или иной мере переживают политический кризис (взаимоотношения Каталонии и официального Мадрида, противоречия между Шотландией и центральными властями Великобритании по вопросу выхода страны из состава ЕС, существующий в течение длительного времени этнополитический конфликт между валлонами и фламандцами) и что не последнюю роль в этом играет именно международная деятельность регионов, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования выступает внешняя деятельность этнонациональных регионов, а именно Шотландии, Каталонии и Фландрии.
Предмет настоящего исследования – сущность моделей внешней деятельности Шотландии, Каталонии и Фландрии, сравнительный анализ этих моделей, а также перспективы их развития.
Цель и задачи исследования.
Цель работы заключается в описании концепта внешней деятельности субнациональных единиц и рассмотрении моделей международной деятельности Шотландии, Каталонии и Фландрии.
Исходя из поставленной цели, автором определены и в ходе исследования решаются следующие задачи:
- представить основные характеристики этнонациональных сообществ;
- определить роль феноменов национализма и национальных движений в развитии межрегионального взаимодействия разных стран;
- раскрыть сущность понятия «парадипломатия» как средства усиления влияния этнонациональных сообществ;
- проследить эволюцию европейской интеграции и выявить ее роль в развитии «дипломатии регионов»;
- рассмотреть политико-правовые аспекты системы государственного управления в отношении Шотландии, Каталонии и Фландрии;
- дать основные характеристики моделей международной деятельности Шотландии, Каталонии и Фландрии;
- выявить общие и особенные черты представленных моделей;
- провести сравнение рассмотренных моделей с внешней деятельностью субъектов Российской Федерации;....
Субнациональные единицы приобретают все более важное значение в современной системе международных отношений. Без их взаимодействия уже невозможно представить нынешнюю картину мира. Особенно активно в настоящее время себя позиционируют этнонациональные сообщества Европы, в среде которых зарождаются идеи борьбы за самоуправление. Для достижения этого многие регионы используют парадипломатию, то есть параллельно внешнеполитическому курсу государства проводят свою международную деятельность.
Особенно интересными примерами в этой связи выступают регионы Великобритании, Испании и Бельгии. Автор решил остановиться на Шотландии, Каталонии и Фландрии как наиболее динамично развивающихся парадипломатических акторах.
В настоящем исследовании мы поставили своей целью рассмотреть внешнюю деятельность указанных регионов. В процессе работы был сделан ряд выводов о парадипломатии в целом и применительно к Шотландии, Каталонии, Фландрии и субъектам Российской Федерации, соответствующих сформулированным задачам исследования:
1) Проводимая этнонациональными сообществами политика основывается на идеях этнического национализма и этнического регионализма, в рамках которых регион стремится либо к усилению процессов автономизации в существующем государстве либо к отделению от существующего политического образования (политический сепаратизм).
2) Несмотря на общепринятое мнение, этническая и национальная идентичности представляют собой различные феномены, как правило, вступающие в противоречие между собой по линии «центр – периферия» (национальная идентичность – этническая идентичность), что приводит к этнополитическим конфликтам.
3) Парадипломатия представляет собой пример эффективного инструмента субнациональных единиц в деле повышения их самоуправления в том смысле, что формирует образ региона как полноценного политического образования, самостоятельно, без указания со стороны Центра, решающего вопросы своего развития.
4) Европейская интеграция оказала в целом положительное влияние на процессы регионализации и, как следствие, привела к интенсификации выхода регионов на международную арену, получивших к тому времени властные полномочия от Центра.
5) Особый вклад в возросшее участие регионов во внутриполитической жизни государств и формировании их внешней деятельности внесли концепция мультиуровневого управления, ставшая в начале 1990-х гг. движущей силой европейской интеграции, а также политические преобразования, усиливавшие децентрализацию власти и сопровождавшие развитие многих европейских стран во второй половине XX в.
6) В Шотландии, Каталонии и Фландрии сложились полноценные системы международной деятельности, характеризуемые юридической возможностью осуществления регионами внешней деятельности (наиболее полная свобода действий в случае Фландрии), развитой институциональной структурой парадипломатии, наличием политического, экономического и культурного мотивов при развитии внешних связей (при акценте на политическом измерении Шотландией и Каталонией и экономическом – Фландрией), допущением проведения международной деятельности центральными властями (при ограничении внешней деятельности Шотландии и Каталонии координацией со стороны центрального правительства).
7) После распада СССР субъекты Российской Федерации также стали парадипломатическими акторами. Парадипломатия российских регионов в целом совпадает с шотландской и каталонской моделями, за исключением отсутствия формально озвучиваемой политической подоплеки при проведении внешней деятельности субъектами Российской Федерации.
8) Что касается перспектив парадипломатии рассматриваемых в работе регионов, то общий прогноз заключается в сохранении того правового режима, инструментария и мотивации при проведении внешней деятельности, который существует сейчас. Тем не менее, в Шотландии и Каталонии многое будет зависеть от итогов разрешения тех политических кризисов, которые сложились в результате противостояния этих регионов и их центральных властей (параметры брекзита в Великобритании и управление Каталонией (самостоятельное или прямое из Мадрида) в Испании).
Таким образом, указанные выводы, сделанные при рассмотрении систем внешней деятельности тремя этнонациональными регионами Европы, могут быть перенесены на российскую политическую практику и использованы с некоторой корректировкой российскими регионами при развитии их внешних связей.
1. About Scottish Development International / Scottish Development International. URL: https://www.sdi.co.uk/about-us
2. About the Catalan Tourist Board / Generalitat de Catalunya, Agència Catalana de Turisme. URL: http://act.gencat.cat/act-about-us/act-about-the-catalan-tourist-board/?lang=en
3. About us / Flanders Department of foreign affairs. URL: http://www.fdfa.be/en/about-us
4. About vleva. The bridge between Flanders and Europe / Vleva. URL: https://en.vleva.eu/about-vleva
5. Accio.gencat.cat / Generalitat de Catalunya, Agència per la Competitivitat de l'Empresa. URL: http://accio.gencat.cat/ca/inici/
6. Accord de La Saint-Michel / Vocabulaire politique. Centre de recherche et d'information socio-politiques. URL: www.vocabulairepolitique.be/accord-de-la-saint-michel/
7. An introduction to nationalism theory. URL: http://theriskyshift.com/2012/04/introduction-to-nationalism-theory-html/
8. Badcock J. Catalonia leader sworn in without declaring loyalty to King // The Telegraph. 2016. January, 13. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/
spain/12097472/Catalonia-leader-sworn-in-without-declaring-loyalty-to-King.html
9. Berwick A., Cobos T. Catalonia to hold independence referendum with or without Spain's consent // Reuters. 2016. September, 28. URL: https://www.reuters.com/article/us-spain-catalonia/catalonia-to-hold-independence-referendum-with-or-without-spains-consent-idUSKCN11Y2FR
10. Burridge T. Catalonia independence declaration signed and suspended // BBC News. 2017. October, 10. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-41574172
11. Cabinet Secretary for Culture, Tourism and External Affairs / Scottish Government, Cabinet and ministers. URL: https://beta.gov.scot/about/who-runs-government/cabinet-and-ministers/cabinet-secretary-culture-tourism-external-affairs/
12. Carrell S. Scottish parliament decisively rejects EU withdrawal bill // The Guardian. 2018. May 15. URL: https://www.theguardian.com/politics/2018/may/15/scottish-parliament-decisively-reject-eu-withdrawal-bill-brexit
13. Catalan election results 2017 / Elnacional.cat. URL: https://www.elnacional.cat/en/politics/catalan-election-results-2017_223113_102.html
14. Charter for multilevel governance in Europe: adopted by the Committee of the Regions in April, 2014 / The Committee of the Regions. URL: https://portal.cor.europa.eu/mlgcharter/Documents/MLG%20Charter/Charter%20EN.pdf
15. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Committee of the Regions and the European Economic and Social Committee. Green paper on territorial cohesion. Turning territorial diversity into strength. Brussels, 2008. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/archive/consultation/terco/paper_terco_en.pdf ....99