Глава I. Лексические средства и портретные описания в художественном тексте: теоретический аспект 8
1.1. Принципы систематизации лексики по семантическому и тематическому признакам.. 8
1.2 Лексико-тематическая группа в структуре портретных описаний в художественном тексте
1.2.1 Художественный текст в аспекте лингвистического анализа 14
1.2.2. Портретное описание в художественном тексте 18
1.2.3. Семантические компоненты портретных описаний и алгоритм анализа 21
1.2.4. Функции портретных описаний в художественном тексте 23
Выводы ..26
Глава II. Лексико-тематические группы в портретном описании в рассказе В. Набокова «Звонок» 28
2.1. Портретное описание сына
2.1.1.Портретные описания главного героя в рассказе В. Набокова "Звонок" 28
2.1.2 Семантические компоненты и лексико-тематические группы портретных описаний в рассказе .32
2.1.2.1. Лексико-тематические группы имманентных семантических компонентов «материального портрета» в развернутых и фрагментарных описаниях: детали лица, волосы, фигура 35
Изучению языковых средств портретных описаний в художественном, публицистическом тексте, в разговорной речи посвящены исследования таких выдающихся ученых, как Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, В. С. Барахова, Л. Я. Гинзбург, М. В. Китайгородской, Л. П. Крысина и других. Действительно, портрет персонажа является одним из основных средств создания его образа во всех типах дискурса. Однако словесный портрет – явление сложное, не имеющее однозначной трактовки, особенно относительно характера употребления языковых и, сужая спектр рассмотрения, лексических средств в нем. Это связано, во-первых, с особенностями словесного портрета, отличающегося от изобразительных портретов собственными средствами представления визуальных и невизуальных деталей (звук, запах), во-вторых, большой вариативностью в использовании языковых средств различными авторами, стремящимися при помощи портретных описаний передать внутренний мир персонажа и создать нужное настроение у реципиента. По этой причине портретные описания в художественном тексте называют даже «изображением человека» (Алпатов 1937:119).
При этом портретные описания имеют и общие типологические черты, которые проявляются не только композиционно, но и на собственно языковом уровне, в том числе – в использовании лексики, которая принадлежит определенным тематическим группам, раскрывающим ту или иную черту портретной характеристики. Образцы различных типов портретных описаний дает художественный текст, поэтому обращение к лексическим структурам портретных описаний в художественном тексте актуально в аспекте РКИ.
В качестве материала исследования мы выбрали рассказ В. Набокова «Звонок», в котором на основе целого ряда портретных характеристик главных героев, матери и сына, создаются все смысловые линии текста. Портретные описания в тексте вводятся неоднократно, представляя собой «рассредоточенный портрет» (Мальцева 1986: 5), и не только характеризуют образы главных героев, но и позволяют понять главную идею текста.
Объектом исследования являются лексико-тематические группы, относящиеся к портретным описаниям героев, предметом – функции лексико-тематических групп портретных описаний в художественном тексте.
Цель исследования состоит в выявлении лексико-тематических групп, образуемых лексическими средствами портретных описаний матери и сына в рассказе В. Набокова «Звонок», а также в определении цели их использования в данном тексте.
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
1) проанализировать, систематизировать и описать теоретическую базу исследования;
2) найти и выделить в тексте портретные описания;
3) выделить семантические компоненты портретных описаний главных героев (наружность, поведение, оценка, цвет/колористика, голос, запах, внутренний мир) и распределить их по типам;
4) объединить лексические средства портретных описаний в лексико-тематические группы, соответствующие семантическим компонентам портрета, и описать их.
5) Определить функции использования выявленных лексико-тематических групп в рассказе.
Новизна исследования обусловлена обращением к портретным характеристикам в рассказе В. Набокова «Звонок».
Гипотеза исследования. Наблюдение за функционированием единиц лексико-тематических групп в тексте рассказа В. Набокова "Звонок" и анализ этих единиц позволяет приблизиться к пониманию смысла данного художественного текста и может стать основой для раскрытия образов главных героев в аудитории РКИ.....
Обобщая результаты проведенного исследования, сформулируем некоторые соображения.
В первой главе на основе изучения лексических средств и портретных описаний в художественном тексте, а также уделения внимания теоретическому аспекту данного вопроса, был сделан ряд выводов.
Тематической группой называют объединение слов одной части речи на основании экстралингвистических параметров – отношения к общей теме.
Рассматривая систематизацию лексики по семантическому и тематическому признакам, мы уяснили, что систематическая организация лексики на семантических основаниях выражается в таких явлениях языка, как многозначность, синонимия, антонимия, лексическая ассимиляция, семантическая сочетаемость слов и др. Слова, связанные между собой описанными типами оппозиций, составляют лексико-семантические группировки разного объема и структуры. Выявить все системные связи в лексике какого-либо языка – чрезвычайно трудоемкая задача.
Выявляя определение лексико-тематической группы, мы остановились на таком понимании данного термина: это группа слов, которые объединены одной темой или общей ситуацией. В нее входят лексические единицы разных частей речи.
Акцентируя внимание на художественном тексте в аспекте лингвистического анализа, мы пришли к выводу, что анализ языковых средств художественного произведения предполагает рассмотрение его языка с точки зрения различных аспектов. Важнейшей целью лингвистического анализа является объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов, рассмотренных в контексте их употребления. Лингвистический анализ художественного текста является фундаментом его комплексного филологического изучения.
Характеризуя портретное описание в художественном тексте, его типы и функции, мы определили, что портрет – это изображение внешности героя (черты его лица, фигура, позы, мимика, жесты, одежда) – одно из средств его характеристики, разновидность описания. Функции портрета: раскрытие характера персонажа, указание на социальное положение, показ чувств в данный момент. Вопросы портретной классификации ставились почти во всех работах, посвященных данной проблематике, и на сегодня существует ряд подобных классификаций.
Семантическое поле – это лексический набор слов, сгруппированных семантически (по значению) и относящихся к определенному предмету.
Нами было определено, что портрет в литературе – это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. Автор описывает особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни героя, чтобы дать читателям представление о человеке, его внутреннем мире, отношениях с другими людьми. С помощью портрета героя в литературе писатель также показывает свое личное отношение к персонажу.
Основными этапами работы над лексикой портретного описания можно считать следующие: I) выявление общих языковых особенностей художественного описания в сравнении с другими функционально-стилистическими типами описания, определение основных черт состава лексики, входящей в художественное описание портрета, особенностей ее семантики на языковом уровне, выявление группы слов, являющихся наиболее употребительными в художественном тексте; 2) установление основных закономерностей функционирования рассматриваемой лексики в контексте художественного произведения.
В рассказе В. Набокова «Звонок» при описании внешности персонажа писатель прибегает к использованию разнообразной лексики. По отношению к героям автор употребляет метафорические эпитеты, поэтические сравнения и т.п.....
1. Алефиренко, Л.Ф. Теория языка: введение в общее языкознание: Учеб. пособие / Л.Ф. Алефиренко. – Волгоград: Перемена, 1981. –342 с.
2. Андронникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и в кино. – М.: Литобраз, 1974. – 337 с.
3. Апресян. Ю.Д. Избранные труды. Т.1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 464 с.
4. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета / М.В. Алпатов. – М-Л. : Искусство, 1937. –59 с)
5. Адмони В.Г. Завершенность конструкции как явление синтаксической формы // Вопросы языкознания. – 1958.l– № 1.-C.l 11 – 117.
6. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М.: Академия, 2004. – 295 с.
7. Бакланова Е.А. Особенности лексико-тематических групп в сборнике рассказов В.В. Набокова «Возвращение Чорба» // Вестник ТГПУ. – 2012. – 10 (125). – С. 196 – 201).
8. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г.Бабенко, Ю.В.Казарин. – М.,2003.– 496с
9. Багана Ж., Таранова Е.Н. Роль тематической классификации в терминологических исследованиях. – М.: Астрель, 2017. – 298 с.
10. Барахов В.С. Литературный портрет: истоки, поэтика, жанр. – Л., 1985. –260 с.
11. Бережан С. Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц. Кишинев, 1973. –285 с.
12. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. – М.: Прогресс, 2008. – 322 с.
13. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры и литературы. – М.: Знание, 1994. –284 с.
14. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика. – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с.
15. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. – М„ 1975. С. 295-312.....56