Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Женские и мужские образы в китайском романе XVIII века "Сон в Красном тереме» Цао Сюэциня"

Работа №144295

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы106
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Женские образы 10
1.1. «Двенадцать шпилек из Цзиньлина» 10
1.1.1. Линь Дайюй (#ЖЖ) 10
1.1.2. Сюэ Баочай (В^Ж) 16
1.1.3. Ван Сифэн (Ж^Д) 20
1.1.4. Цзя Юаньчунь (Ж%#) 23
1.1.5. Цзя Таньчунь (ЖЖ#), Цзя Инчунь (Ж^#), Цзя Сичунь (Ж^#
) 27
1.1.6. Ли Вань (^) 35
1.1.7. Мяоюй (^Ж) 38
1.1.8. Цзя Цяоцзе (ЖЖ^М) 42
1.1.9. Ши Сянъюнь (ЖЖ#) 45
1.1.10. Цинь Кэцин (ШЖШ1) 48
1.2. Другие важные женщины романа «Сон в красном тереме» 51
1.2.1. Матушка Цзя (ЖД) 51
1.2.2. Госпожа Ван (ЖЖД) 54
1.2.3. Тетушка Сюэ (В^^) 56
1.2.4. Бабушка Лю (^Ж^) 58
1.3. Выводы к первой главе 61
Глава 2. Мужские образы 62
2.1. Мужчины семьи Цзя 62
2.1.1. Цзя Баоюй (ЖЖЖ) 62
2.1.2. Цзя Чжэн (ЖЖ) 70
2.1.3. Сюэ Пань (В^) 73
2.1.4. Цзя Лянь (ЖЙ) 77
2.1.5. Цзя Шэ (ЖМ) 80
2.1.6. Цзя Цзин (ЖЖ) 82
2.1.7. Цзя Чжэнь (ЖЙ) 84
2.1.8. Цзя Жун (Ж^) 87
2.2. Другие основные мужские персонажи 89
2.2.1. Цзя Юйцунь (ЖЖЖ) 89
2.2.2. Цинь Чжун (ШЭД) 92
2.3. Выводы ко второй главе 95
Заключение 96
Библиография 99


Актуальность темы. Литература занимает огромное место в культуре любого народа. Она раскрывает традиции, а также особенности характера той или иной нации, поэтому авторы, при описании местного колорита, уделяют большое внимание героям своих произведений, ведь с их помощью можно понять структуру общества, характерные черты той или иной эпохи. Более того, их поведение может свидетельствовать о начале изменений в обществе. Это значит, что благодаря героям можно понять настроение в социуме.
В китайской литературе, содержащей огромное количество ярких персонажей, это также заметно. Стоит отметить, что особый интерес представляют женские персонажи китайских классических романов, так как женщины в императорском Китае занимали не самое привилегированное положение - их судьба от них самих не зависела, и практически все решения, касательно их жизни, принимались родителями. В связи с этим довольно интересно проследить за их жизнью и развитием, а также чертами характера и тем, боролись ли они против сложившейся феодальной системы, или смиренно принимали свою судьбу.
В российской синологии женские персонажи в китайской литературе изучаются, однако работ по этой теме существует немного. К работам, затрагивающим данную тематику, можно отнести, например, статью М.Е. Кравцовой «"Красавица" - женский образ в китайской лирике (поэзия древности и раннего средневековья)» [9], а также работу Д.П. Петренко «Образ женщины в художественной литературе Китая на примере романа "Сон в красном тереме" и "Рассказов Ляо Чжая о необычайном"» [13], в которой автор проводит анализ различий в интерпретации женских образов.
Однако помимо женских персонажей, интерес представляют и мужские образы в китайской литературе. Мужчин, как и женщин, в отечественной синологии в произведениях Китая изучают немного. К таким работам можно отнести, например, статью Н.И. Белозубовой «Образ мужчины в русском и китайском фольклоре», где исследование преимущественно построено на материалах пословиц и сказок.
Может показаться, что образ мужчины во времена императорского Китая довольно очевидный, ведь это было патриархальное общество. В каждой семье ждали рождения именно мальчиков, ведь только ему глава семьи - отец - в будущем смог бы передать все, что у него есть. Затем мальчик рос. Если родился в богатой и знатной семье, ходил в школу. Устраивался на службу чиновником, женился, брал наложницу, заводил детей и так по кругу. Однако каждый мужчина, молодой человек или мальчик имели совершенно разные характеры, разные цели, устремления, мечты. Каждый из них по-своему переживал моменты давления со стороны общества или семьи. В китайской литературе все это передается очень хорошо.
В произведениях Китая существует множество героинь и героев, обладающих яркими характерами, а также необычной судьбой. Так, одним из наглядных примеров является роман Цао Сюэциня (ЖЖЖ , 1715 - 1763)
«Сон в красном тереме» (^^^, Хун лоу мэн), который без преувеличений передает всю специфику феодального общества эпохи Цин (1644 - 1912) и жизней как мужчин, так и женщин в то время.
Цао Сюэцинь написал роман «Сон в красном тереме» в XVIII веке, и впервые произведение было опубликовано в 1763 году. Однако стоит сказать, что он написал лишь восемьдесят глав из ста двадцати. В 1792 году, спустя почти тридцать лет после смерти писателя, издатель Гао Э (Ж ^, 1758 - 1815) опубликовал еще сорок глав, которые завершили историю. Стоит отметить, что в течение двух веков после его создания этот роман был переиздан большее количество раз, чем любое другое произведение китайской литературы. В романе повествуется об упадке двух ветвей семейства Цзя, которым пришлось пережить немало испытаний. Важным элементом этого произведения является то, что в романе довольно подробно описывается жизнь китайского общества в традиционном Китае, поэтому очень часто «Сон в красном тереме» называют «энциклопедией китайской жизни». Именно поэтому для анализа было взято это произведение. Более того, в романе большое количество персонажей. Как женских - госпожи, молодые барышни, служанки, так и мужских - господа, слуги, монахи, дети. Всего женских персонажей насчитывается около двухсот тринадцати человек [48; с. 123], а мужских около пятидесяти.
В данной работе будет рассмотрено всего шестнадцать основных героинь - двенадцать девушек, вошедших в список «Двенадцать шпилек из Цзиньлина» ( £Й + -« ), и четыре женщины, наиболее повлиявшие на сюжет. «Двенадцать шпилек из Цзиньлина», или «Двенадцать головных шпилек из Цзиньлина», - это составленный автором список главных красавиц романа, которые приходятся сестрами и родственницами главному герою романа Цзя Баоюю. Такое название не случайно, ведь китайские шпильки для волос являются метафорой для красивой девушки, а основное место действия романа - город Цзиньлин.
Также стоит сказать, что и мужских персонажей будет рассмотрено меньше, чем в романе. Прежде всего будет проведено исследование судьбы главного героя романа - Цзя Баоюя, а также тех мужских персонажей, которые оказали наибольшее влияние на сюжет произведения. В основном будут изучены другие мужчины семьи Цзя, так как они имеют отношение к главным героям романа. Всего в данной работе будет рассмотрено десять мужских персонажей.
Степень изученности темы. Существует большое количество научной литературы о данном романе. Так, например, в «Текстологии китайского классического романа ("Речные заводи" и "Сон в красном тереме")» [8], а также в своей статье «Опыт текстологического анализа 16-й главы из рукописи романа "Сон в красном тереме"» [7], специалист по классическим романам Пан Ин производит текстологический анализ произведений, приводятся исторические факты об их создании. В статье О.Л. Фишман «Сон в красном тереме» [17] по большей части характеризуются главные герои произведения, их настроения, поступки, а также структура романа. Л.Н. Меньшиков в своей статье «Роман "Сон в красном тереме" вершина китайской классической литературы» [11] пишет о том, какое огромное влияние Цао Сюэцинь и его произведение оказали на литературу в Китае. В диссертации Гао Хайюна «Трагические мотивы в романе "Сон в красном тереме"» [18] довольно полно освещается проблема художественных особенностей романа. А.С. Трунова в своей работе «Влияние классического романа Цао Сюэциня "Сон в красном тереме" (XVIII в.) на литературный процесс современного Китая» [15] пишет о семье, литературных эссе, касающихся романа, и художественных особенностях. В статье «Сага о большой семье» [6] Д.Н. Воскресенского анализируется время создания романа, жизнь Цао Сюэциня, названия произведения, его сюжет, в особенности, конечно же, семейная тема. Л.П. Сычев и В.Л. Сычев в своей работе «Китайский костюм» [14] раскрывают тему китайских нарядов в романе, а также проводят анализ цветообозначений в китайских костюмах.
В работе А.В. Осокина и Н.А. Брылёвой «Предметная символика в романе Цао Сюэциня "Сон в красном тереме"» [12] акцентируется внимание на предметах и обстановке, которыми окружена Сюэ Баочай. Ху Инь в своей работе «Цвета в романе "Сон в красном тереме"» [24] говорит о цветообозначениях. В.С. Филлиповский в своей статье «Эстетическая и социокультурная значимость романа "Сон в красном тереме" для современной литературы Китая» [16] рассматривает влияние произведения на китайскую литературу. В.А. Максименко в своем исследовании «Сентиментальные мотивы поэтического творчества общества "Бегония" на страницах романа "Сон в красном тереме" Цао Сюэциня» [10] исследует проявление сентиментальности на примере Цзя Таньчунь, Сюэ Баочай и Линь Дайюй.
Исследователи Юй Юй, Вэй Лю и Ин Фэн в статье «Количественное исследование "Сна в красном тереме": распределение слов по длине и установление авторства» [25] изучают языковую составляющую произведения. Го Синшэн в работе «Разнообразие слов: исследование повествовательного значения праздничных стихов "Сна в красном тереме"» [23] рассматривает произведения, которые сочиняют герои романа, в то время как Чи Сяо в своей диссертации «Сад как лирический анклав: общее исследование "Сна в красном тереме"» [22] освещает и сопоставляет жизнь в романе и реальную жизнь людей того времени. Американский синолог Эндрю Плакс в своей работе «Архетип и аллегория в "Сне в красном тереме"» рассматривает повествовательную традицию в произведении [ 20], а австралийский китаевед Луиза Эдвардс в книге «Мужчины и женщины в цинском Китае: гендер в "Сне в красном тереме"» анализирует представления китайцев о гендерных вопросах [21].
Таким образом, как можно заметить, что тема персонажей в романе «Сон в красном тереме» затрагивалась не в полной мере. Изучение и анализ этой темы представляет особый интерес и может способствовать более глубокому пониманию не только творчества Цао Сюэциня, но и культурной жизни Китая того времени.
Объект исследования. Роман Цао Сюэциня «Сон в красном тереме».
Предмет исследования. Женские и мужские персонажи в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме».
Цель исследования: проанализировать характер, жизнь и судьбу ключевых женских и мужских персонажей, изучить художественное своеобразие женских и мужских образов в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме», сопоставить их значение для романа.
Задачи исследования:
1. Изучить, какая литература существует по данной теме.
2. Выявить женских и мужских персонажей в романе «Сон в красном тереме».
3. Изучить и проанализировать их судьбу, характер, влияние на развитие действия.
4. Рассмотреть, какое значение изученные женские и мужские персонажи романа «Сон в красном тереме» играют в культуре Китая на сегодняшний день, какие имена стали прецедентными.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Китайцы всегда придавали литературе большое значение. Так, персонажи из книг могут быть связаны не только с сюжетом какого-либо произведения, но и простыми житейскими делами даже в современном мире. Имена прецедентных персонажей могут использоваться в речи и применяться для любого подходящего случая. Особенно в этом плане интересны женские персонажи, так как женщина, как в китайской истории, так и в литературе всегда занимала особое место. В связи с этим параллели, проходящие между литературными персонажами и реальными людьми определенной эпохи, очень интересны.
Конечно, персонажи, как мужские, так и женские, присутствуют в каждом произведении. Однако именно классическая литература помогает нам не только узнать о жизни какого-либо героя, но и окунуться в социальный и культурный уклад той или иной эпохи. Именно поэтому для рассмотрения женских и мужских персонажей был взят роман Цао Сюэциня «Сон в красном тереме», ведь, как известно, именно он является описанием жизни китайского народа.
В данном романе автор очень детально передает чувства, эмоции, переживания, характеры героев, а также их социальный статус. Помимо этого, в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» очень много персонажей, что позволяет исследователям в полной мере проанализировать жизнь людей в каждом социальном кругу. Более того, простор для изучения связан также и с разными характерами, устремлениями героев, что очень интересно как в контексте истории Китая, так и его культуры.
Стоит также сказать и про смысл и роль, которые Цао Сюэцинь вкладывает и в женских, и в мужских персонажей. Так, можно с уверенностью сказать, что женщины намного ярче и лучше запоминаются, нежели мужчины. Вполне возможно, писатель показывает нам печальное положение женщин
императорского Китая. Каким бы ни был характер, цели, мечты, конец будет трагический. Счастливый он только в том случае, если девушка или добьется поставленной цели, или сама будет вершить свою судьбу, или же выйдет замуж по любви. Однако таких героинь в романе очень мало.
Говоря о роли мужских персонажей, можно сделать вывод, что все они, кроме Цзя Баоюя, второстепенные. История их жизни или внешность не раскрываются. Для читателя, по большей мере, они являются безликими. Более того, многие мужские герои предстают в дурном свете - они пьяницы, развратники, бездельники и почти никого и ничего не уважают. Конечно, есть исключения, как, например, Цзя Баоюй или Цинь Чжун, однако у них, как и у многих женских персонажей, печальный конец.
Стоит также отметить, что, в основном, мужские герои романа Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» во многом полагаются на женщин, используют их в своих целях. Таких эпизодов в произведении немало, например, как Цзя Шэ продал дочь, чтобы закрыть долг, или как мужчины семьи Цзя, после того как император взял Юаньчунь в наложницы, стали использовать свое новое положение для праздных целей, еще больше приближая падение семьи.
В связи с этим можно заметить, как автор романа выделяет женских персонажей, а мужские в основном дополняют их или раскрывают главного героя - Цзя Баоюя.
Так, в своей работе для более полного раскрытия темы женских и мужских персонажей в романе «Сон в красном тереме», я изучила существующие работы, связанные с этой темой, проанализировала основных женских и мужских персонажей в произведении, а также рассмотрела какое значение они имеют в самом романе, в культуре Китая, и какие имена стали прецедентными.
Также стоит сказать, что данная работа даёт понять, что женские и мужские образы в литературе играют большую роль в китайских произведениях. Более того, некоторые из них сопутствуют китайскому народу на протяжении многих веков, что очень хорошо заметно в культуре Китая.



Источники
На русском языке:
1. Сюэцинь, Цао. Сон в красном тереме: Роман в двух томах / Пер. с кит. В. А. Панасюка под редакцией В. Таскина; Предисл. Л. Н. Меньшикова, Пан Ина; Пер. стихов Л. Н. Меньшикова; Коммент. В. А. Панасюка, Л. Н. Меньшикова. СПб.: Наука, 2014. Т. 1. 1056 с.
2. Сюэцинь, Цао. Сон в красном тереме: Роман в двух томах / Пер. с кит. В. А. Панасюка под редакцией В. Таскина; Предисл. Л. Н. Меньшикова, Пан Ина; Пер. стихов Л. Н. Меньшикова; Коммент. В. А. Панасюка, Л. Н. Меньшикова. СПб.: Наука, 2014. Т. 2. 1031 с.
На китайском языке:
3. Цао Сюэцинь [ WAA ]. «Хун лоу мэн» [« tX^^ »: «Сон в красном тереме»]. Жэньминь вэньсюэ чубаньшэ [АйА^ Ж ЖА], 1957.
Научная литература
На русском языке:
4. Воропаев, Н.Н. Китай: имена на все времена. Прецедентные персонажи. Лингвокультурологический словарь-справочник для изучающих китайский язык, культуру, историю, литературу Китая. 2-е изд., испр. Москва, 2018. - 384 с.
5. Воропаев, Н.Н. Китайские недоговорки-иносказания как актуализаторы прецедентных феноменов. Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение. // Материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 406- 411.
6. Воскресенский, Д. Н. Сага о большой семье // Литературный мир
100средневекового Китая (собрание трудов). URL:
http ://www.philology.ru/literature4/voskresensky-95.htm. (дата обращения 30.05.2024).
7. Ин, Пан. Опыт текстологического анализа 16-й главы из рукописи романа «Сон в красном тереме», хранящейся в ЛО ИВ АН СССР // Письменные памятники Востока / Историко-филологические исследования. Ежегодник 1978—1979. М.: Наука, ГРВЛ, 1987. C. 234-291.
8. Ин, Пан. Текстология китайского классического романа («Речные заводи» и «Сон в красном тереме») / Редактор Е.А. Серебряков. Составитель Т. А. Пан. - Спб.: Нестор-история, 2008. 352 с.
9. Кравцова, М.Е. Красавица - женский образ в китайской лирике (поэзия древности и раннего средневековья). // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. С. 153-162.
10. Максименко, В. А. Сентиментальные мотивы поэтического творчества общества «Бегония» на страницах романа «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня / В. А. Максименко // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2024. № 1(57). С. 5.
11. Меньшиков, Л.Н. Роман Сон в красном тереме - вершина китайской классической литературы. URL: http://www.philology.ru/literature4/menshikov- 97.htm. (дата обращения 25.05.2024)
12. Осокин, А.В. «Предметная символика в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» // Современные востоковедческие исследования. 2019. №2. С. 34-39.
13. Петренко, Д.П. Образ женщины в художественной литературе Китая на примере романа «Сон в красном тереме» и «Рассказов Ляо Чжая о необычайном» // Гуманитарный трактат. 2018. №30. С. 45-48.
14. Сычёв, Л.П. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 81- 89.
15. Трунова, А.С. Влияние классического романа Цао Сюэциня
«Сон в красном тереме», XVIII в., на литературный процесс современного
Китая: дис. ...канд.фил.наук : 10.01.03 / А. С. Трунова. Москва, 2017. 371 с.
16. Филлиповский, В.С. Эстетическая и социокультурная значимость романа «Сон в красном тереме» на современную литературу Китая / В.С. Филлиповский // STUDNET. 2020. №3(2). С. 34-38.
17. Фишман, О. Л. «Сон в красном тереме» // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1988.
Т. 5. С. 593—599.
18. Хайюн, Гао. Трагические мотивы в романе «Сон в красном тереме»: дис. .канд.фил.наук : 10.01.03 / Гао Хайюн. Москва, 2001. 168 с.
... Всего источников – 59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ