Введение 2
§ 1. История заселения территории провинции Хэйлунцзян и современное положение национальных меньшинств 10
1.1 История 10
1.2 Национальная политика 27
1.3 Законодательная база 31
1.4 Система районных национальных автономий 35
§ 2. Социальные и экономические условия развития национальных меньшинств провинции Хэйлунцзян 37
2.1 Экономика 37
2.2 Стратегия возрождения старой промышленной базы Северо-Востока КНР 41
2.3 Региональные диспропорции 47
2.4 Социальная политика 53
2.5 Демографическая политика 57
§ 3. Развитие культуры национальных меньшинств провинции Хэйлунцзян 62
3.1 Языковая политика 63
3.2 Современное литературное творчество в регионе 69
3.3 Музейная культура как один из видов сохранения культурного наследия 71
3.4 Народные праздники и фестивали как вид сохранения культурного наследия 74
3.5 Российско-китайский культурный обмен 76
3.6 Отношение руководства КНР к национальным обычаям 78
3.7 Образование как важная составляющая развития культуры 80
Заключение 83
Приложение 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 90
В Северо-Восточном Китае (по-китайски – Дунбэй (东北), традиционное историческое название – Маньчжурия) проживают народы (или нации民族), относящиеся к алтайской языковой семье с тюркской, монгольской, тунгусско-маньчжурской ветвями. Наиболее многочисленными среди них являются проживающие на Северо-Востоке Китая тунгусо-маньчжуры. К ним относятся маньчжуры, орочоны, хэчжэ-нанайцы, эвенки и сибо. Орочоны, эвенки и хэчжэ главным образом проживают на территории провинции Хэйлунцзян, остальные малые народы расселены также в Автономном районе Внутренняя Монголия, в Синьцзяне и в провинции Хэбэй.
Стоит сказать, что вышеназванные народы к моменту образования КНР сильно отличались степенью социально-экономического и политического развития: эвенки и орочоны вели преимущественно кочевой образ жизни и сохраняли родоплеменную организацию, а маньчжуры уже имели опыт собственной государственности (империя Цин).
Известно, что в 2020 г. в провинции Хэйлунцзян проживало 11 549 584 чел., из которых 1 121 476 чел. – национальные меньшинства, что составляет 3,52% от общего числа населения провинции. По сравнению с шестой национальной переписью 2010 г., численность различных национальных меньшинств сократилась на 253 334 чел., то есть 18,43 %.
Примечательно, что Северо-Восточная часть Китая характеризуется высокой степенью этнической неоднородности, что предполагает проведение соответствующей политики.
В Китае сегодня насчитывается 56 национальностей, поэтому национальная политика является неотъемлемой частью развития КНР. В конце XX века обнаружился рост этнической дискриминации и возникновение конфликтов между народами, что явилось следствием невнимательного отношения к национальным проблемам. Для разрешения подобных противоречий правительство КНР использовало различные методы, но зачастую предпринимаемые меры приводили к всплескам национализма среди малочисленных народов. Национальная политика и национальный вопрос рассматриваются руководством КНР как приоритетные направления стратегической значимости.
Кроме того, одна из наиболее актуальных проблем для Китая и для всего мира в целом – это защита и сохранение традиционных культур малых народов. Дальнейшее развитие цивилизации представляется проблематичным без сохранения культурного разнообразия народов.
Рассуждая о понятии национальной политики, можно сказать, что она понимается как «система законодательных, социально-экономических и политических мер по своевременному учету, согласованию и реализации национальных интересов, разрешению противоречий в сфере межнациональных отношений».
В связи с этим научная новизна данного исследования заключается в том, что это первое историческое исследование, в котором предпринята попытка всестороннего анализа реализации национальной политики Коммунистической партии Китая в провинции Хэйлунцзян с 1949 г. по настоящее время. Кроме того, научная новизна заключается в том, что в данной работе исследуются основные направления политики Коммунистической партии Китая в контексте содействия социально-экономическому развитию тунгусо-маньчжурских народов. На этом основании выявляются проблемы, наблюдаемые в работе правительства при принятии решений в конкретный период, анализируются меры, предпринятые руководством КНР для решения этих проблем и их последствий. Важно упомянуть, что на данном этапе особое место отводится исследованиям охраны культурного наследия изучаемых народов.
Актуальность данного исследования в основном обусловлена тем, что в современном мире наблюдается всплеск интереса к темам, затрагивающим национальные меньшинства. Для Китая чрезвычайно актуален вопрос национальной политики, в особенности уйгурский вопрос, который недавно вызывал международные дебаты. Кроме того, КПК стремится устранить культурные различия, которые угрожают возможности неханьцев использовать свой родной язык и сохранять свою национальную культуру. Тем не менее, несмотря на растущий интерес к теме положения этнических меньшинств, сегодня имеется лишь небольшое количество научных работ, посвященных современной политике Коммунистической партии Китая в отношении тунгусо-маньчжурских народов провинции Хэйлунцзян.
В работе будут рассматриваться исключительно тунгусо-маньчжурские народы в связи с тем, что они являются малоизученными в российской науке на данный момент. Монголы и корейцы, имеющие не только свои автономные образования на территории КНР, но и обладающие собственной государственностью за его пределами, становились объектом многочисленных исследований. Например, Ставров И.В., который занимается изучением развития Северо-Восточного Китая, изучает, главным образом, корейцев и монголов и часто иллюстрирует свои исследования примерами развития Яньбянь-Корейского автономного округа (пров. Цзилинь) , Дурбэд-Монгольского автономного уезда (пров. Хэйлунцзян) и др.
В данной работе объектом исследования являются национальные меньшинства провинции Хэйлунцзян, а именно ряд тунгусо-маньчжурских народов: маньчжуры, сибо, эвенки, орочоны и хэчжэ. Предметом исследования является национальная политика правительства КНР и ее воздействие на положение малых народов провинции Хэйлунцзян. Хронологические рамки данного исследования определяются периодом проведения национальной политики КПК с момента образования КНР в 1949 г. и завершаются настоящим периодом.
Целью данного исследования является анализ национальной политики КНР по отношению к исследуемым национальным меньшинствам провинции Хэйлунцзян и выявление проблем, которые наблюдаются в ее проведении, а также исследование уровня сохранности культуры изучаемых народов и установление позитивных тенденций в сохранении культурного наследия малых народов пров. Хэйлунцзян.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть характер национальной политики КНР путем разбора ее основных мероприятий и принимаемых решений.
2. Рассмотреть историю тунгусо-маньчжурских народов для лучшего понимания современных процессов в обществе и определить их особенности как национального меньшинства.
3. Проанализировать специфику социального развития неханьских национальностей в рассматриваемом регионе.
4. Исследовать положение тунгусо-маньчжурских народов в указанный период в историко-политическом, социально-экономическом, культурном направлениях и выявить проблемы, с которыми они столкнулись в процессе реализации национальной политики.
5. Проанализировать уровень сохранности традиций и культуры тунгусо-маньчжурских народов и определить, как национальная политика КНР влияет на сохранение их культурного наследия.
Для достижения вышеуказанной цели и поставленных задач написание данного исследования проходило в соответствии с опорой на следующую методологическую базу: сравнительно-исторический метод, а также статистический метод.
В рамках исследования национальная политика рассматривается как неотъемлемая часть внутренней политики Китая, целью которой является модернизация промышленности, сельского хозяйства, науки и техники и др. областей. Политика «Реформ и открытости» (改革开放政策) стала частью общего процесса национальной модернизации, начавшегося в середине XIX века.
С. Эйзенштадт – это основоположник классической теории модернизации. Модернизацию он описывал как «процесс изменения тех типов социальных, экономических и политических институтов, которые развивались в Западной Европе и в Северной Америке с XVII по XIX вв. затем распространились на другие страны Европы, а в XIX и XX вв. пришли в Южную Америку, Африку и Азию».
На современном этапе Виноградов А. В. предложил новое понимание модернизации. Ученый считает, что данное явление представляет собой процесс «постоянной смены состояний развития, который рассматривается в качестве одной из важнейших ценностей современного общества».
Сравнительно-исторический метод позволяет сопоставить экономическое развитие неханьских регионов Северо-Восточного Китая и, таким образом, определить успехи и недостатки национальной политики в регионе.
Статистический метод позволяет изучить большое количество статистических данных и выявить основные проблемные точки в развитии экономической, социальной, культурной и образовательной сфер провинции Хэйлунцзян.
При рассмотрении степени изученности темы исследования следует отметить, что в России почти нет монографий, посвященных Северо-Восточной национальной политике КПК. В Китае изучаются общие вопросы межэтнических отношений, что дает некоторую информацию о состоянии межнациональных отношений в регионе.
Отечественными учеными изучение народов Северо-Восточного Китая началось на рубеже XIX–XX вв. Нельзя не упомянуть русских ученых-эмигрантов, которые жили в Харбине. А. М. Баранов изучал этнографию Монголии и север Хэйлунцзянской провинции. В. А. Кормазов занимался археологическими раскопками, собирал этнографические сведения, был автором многих статей о населении Китая в журнале «Вестник Маньчжурии» (1924–1935 гг.). В. В. Поносов как этнограф изучал дауров и солонов (тунгусские народы), совершил шесть экспедиций (1941–1945 гг.), исследовал такие религии малых народов, как шаманство, буддизм, ламаизм и даосизм.
Всплеск беспокойства отечественных ученых вызвали этнические проблемы в Китае, возникшие в 1930-х гг. в связи с революционными событиями в стране. Первой работой, полностью посвященной анализу национальной обстановки, было «Положение о национальном вопросе в Китае» Г. С. Кара-Мурзы.
В книге А. Г. Яковлева 1959 г. изложены меры, предпринятые КПК для достижения региональной этнической автономии и повышения социально-экономического и культурного уровня неханьских этнических групп. В качестве конкретного примера автор приводит некоторую информацию о текущем (на тот момент) положении Северо-Восточных этнических меньшинств, таких как корейцы, монголы и сибо.
В 1980-е гг., когда советско-китайские отношения были на этапе «оттепели», A. A. Москалев сформировал свою концепцию по вопросу национальной политики КПК.
В работах Д. А. Жоголева, Т. В. Лазаревой и A.A. Москалева содержатся данные о законодательном регулировании районной национальной автономии. В публикации В. Г. Булдаковой приводятся исследования некоторых аспектов социально-экономического и культурного положения хэчжэ.
В китайской историографии интерпретация национальных и этнических вопросов целиком исследуется под влиянием официальной идеологии. Принимая во внимание одновременный экономический рост и развитие социальной сферы в районах национальной автономии, современные китайские исследователи делают выводы об успешности проводимой государственной политики.
В 1981 г. была выпущена монография Лю Чжунпо «Народ хэчжэ», в которой прослеживаются национальные истоки и основные вехи истории хэчжэ. Статья Ван Юя посвящена современным проблемам общественного развития и образования орочонов. Сунь Сунбинь рассказывает об образовании народа орочонов в провинции Хэйлунцзян.
Западная историография представлена рядом работ, посвященных национальной политике КПК в Дунбэе. Х. Г. Шварц издал историко-этнографическую статью о народах Северного Китая (включая Северо-Восточный Китай).
В качестве источников в процессе написания данного исследования были привлечены законы о районной национальной автономии, рабочие доклады КПК по вопросам меньшинств , избранные документы и материалы по национальной политике Государственного комитета по делам национальностей, хроники правительства провинции Хэйлунцзян и другие документы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначены объект и предмет исследования, его методология и актуальность. В первой главе рассматриваются история развития тунгусо-маньчжурских народов, описываются исторические этапы, образование государств, в том числе маньчжурской династии Цин, кроме того, описывается национальная политика КПК с 1949 г. до современного этапа, приводятся примеры влияния национальной политики на жизнь исследуемых народов. Во второй главе исследуется социально-экономическое развитие Северо-Восточного Китая и и его влияние на положение национальных меньшинств провинции Хэйлунцзян на современном этапе, отдельное место отведено рассмотрению демографических изменений. В третьей главе анализируются мероприятия, которые проводит правительство Китая для сохранения культурного наследия изучаемых народов, а также изучается уровень сохранения культуры и традиций на современном этапе развития. В заключении представлены основные выводы.
Осуществление национальной политики КПК на Северо-Востоке Китая в период КНР не было последовательным, что отразилось на степени социально-экономического и культурно-образовательного формирования национальных районов. В конце 1978 г., с переходом к политике реформ и открытости, руководство КНР приняло комплекс мер по исправлению положения, сложившегося в национальных районах Дунбэя в предшествующий период, в особенности во время «культурной революции». В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Национальная политика КПК является важной частью процесса «реформ и открытости». Ее главная цель – приумножение «силы государства», что невозможно без подъема экономики этнических районов. Социально-экономические меры, введенные правительством в периферийных провинциях в 1980-х и 1990-х гг., повысили уровень жизни населения.
В рамках реализации национальной политики на Северо-Востоке Китая сформирована определенная законодательная база как на национальном, так и на местном уровне. Законодательство, принятое в Северо-Восточных этнических районах, содержит положения, отражающие местные особенности, такие как охрана лесов, введение обязательного девятилетнего образования, развитие рыболовства в пров. Хэйлунцзян.
2. Экономическая политика государства была относительно успешной. Она способствовала изменениям в национальной экономической структуре, при этом промышленность и сфера услуг начинают играть все более важную роль, способствуя расширению занятости. Активно развивалась внешнеэкономическая деятельность, значительно вырос общий объем ВВП.
Однако главная экономическая проблема – это проблема отставания неханьских регионов от ханьских, она до сих пор остается нерешенной. Хотя ВВП автономных районов вырос в геометрической прогрессии, его доля на уровне провинций снизилась. Выход из сложившегося положения китайские власти видят в повышении интеграции национальных районов в социально-экономическое развитие страны и общества. Этому может способствовать развитие туризма в провинции Хэйлунцзян, например, одним из популярных направлений в последние годы является «снежный туризм».
Основные проблемы социального развития Северо-Восточных национальных автономий к началу исследуемого периода включали безработицу и неравенство в уровне доходов между городским и сельским населением. За годы «реформ и открытости» удвоился средний доход городского и сельского населения, была сформирована сеть медицинских учреждений, охватывающая почти всех жителей. Эти мероприятия доказывают социальную направленность реформ, намеченных в Китае.
Несмотря на достижения, есть и некоторые социальные разногласия. Во-первых, не устранен растущий разрыв в доходах между городскими и сельскими жителями. Во-вторых, миграция неханьцев в другие районы Китая достаточно обширна, что может свидетельствовать о безработице и относительно низкой заработной плате. В-третьих, небольшие этнические группы на Северо-Востоке, такие как орочоны и хэчжэ, испытали рост алкоголизации, что является реакцией на быстрые изменения в традиционном образе жизни.
3. За исследуемый период произошли существенные изменения в развитии учреждений культуры Северо-Восточных этносов. Расширяется сеть национальных этнографических музеев. Были предприняты усилия по изданию литературных произведений на национальных языках. Активно изучается народное творчество меньшинств. Регулярные национальные народные праздники и фестивали помогают сохранить национальные традиции.
Однако у хэчжэ, орочонов и эвенков отсутствует национальная письменность, что не способствует сохранению и развитию национальной культуры, очевидна ассимиляция малых этносов. Происходит культурная коммерциализация: проводятся фестивали и различные конкурсы, с одной стороны, для привлечения туристов, а с другой стороны, для повышения благосостояния неханьцев.
Ряд мер, принятых китайским правительством в районах проживания этнических меньшинств на Северо-Востоке Китая в пров. Хэйлунцзян, соответствуют целям национальной политики КНР. Хотя некоторые проблемы все еще существуют, необходимо признать, что качество жизни неханьцев в регионе значительно улучшилось и предпринимаются усилия по защите культурного наследия этнических меньшинств. Поэтому мы считаем, что политика государства в отношении национальных меньшинств в регионе в целом успешна.
1. 国务院关于深入推进实施新一轮东北振兴战略加快推动东北地区经济企稳向好若干重要举措的意见 // 中华人民共和国国务院公报. [Мнения Госсовета по некоторым важным мерам реализации нового этапа стратегии возрождения Северо-Востока, стабилизации и улучшения экономики северо-восточного региона]. // Вестник Государственного совета Китайской Народной Республики. 2016. С. 22-26.
2. 黑龙江省人民政府纪事(2021年8月). [Хроники народного правительства Хэйлунцзян (август 2021 г.)]. URL: 黑龙江省人民政府大事记(2021年8月) (hlj.gov.cn). (дата обращения: 12.04.2022).
3. 关于我国赫哲族聚居区推进全面小康社会进程的报告.[Доклад о всеобщем строительстве общества сяокан в районах компактного проживания хэчжэ]. Хэйлунцзян миньцзу цун кань [黑龙江民族丛刊]. 2005. С. 44-45.
4. 关于筹建东北民族学院的警示报告。国家民委民族正则文件选编. [Инструкции относительно создания Северо-Восточного института национальностей. Избранные документы и материалы по национальной политике Государственного комитета по делам национальностей]. Пекин, 1988. 613 c.
5. 第三届赫哲发展峰会在佳木斯大学开幕. [Открыт третий саммит о развитии хэчжэ в Цзямусском университете]. Официальный сайт Департамента образования провинции Хэйлунцзян URL: http://m.hljedu.gov.cn/xx/201906/t20190625_137514.html (дата обращения: 2.09.2019).
6. 黑龙江省民族乡条例. [Положение о национальных волостях пров. Хэйлунцзян]. // Китайский юридический ежегодник, 1990. С. 374-375.
7. 中华人民共和国民族区域自治法// 国务院实施 «中华人民共和国民族区域自治法» 若干规定.[Закон КНР о районной национальной автономии // Некоторые установки Госсовета о проведении в жизнь «Закона КНР о районной национальной автономии»]. Пекин: Чжунго фалюй чубаньшэ [中国法律出版社], 2005. С. 11-28.
8. 中国改革开放30年最具影响力的30件大事. [30 самых влиятельных событий за 30 лет реформ и открытости в Китае]. // 中国经济周刊. 2008. С. 23-60.
Источники на русском языке:
9. Договор о связях Нанайского района Хабаровского края и города Тунцзяна Китайской Народной Республики // Мы - единый народ: о десятилетии восстановления этнических связей нанайцев России и Китая. Хабаровск: РИОТИП, 2002. С. 71.
10. Закон Китайской Народной Республики о национальной районной автономии // Китайская Народная Республика: Законодательные акты. 1984 - 1988. М.: Прогресс, 1989. С. 49-66.
11. Закон КНР об организации местных СНП и местных народных правительств различных ступеней // Китайская Народная Республика: Законодательные акты. 1984 - 1988. М.: Прогресс, 1989. С. 67-90.
12. Конституция Китайской Народной Республики (1982 г.) // Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М: Прогресс, 1984. С.20-55.
Научная литература на русском языке:
13. Булдакова В.Г. Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов // Россия и АТР. 2006. С. 77-81.
14. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.: НОФМО, 2008. 377 с.
15. Кара-Мурза Г.С. К постановке национального вопроса в Китае // Проблемы Китая. 1934. С. 46-141.
16. Кочешков Н.В. Неханьские народы Северо-Восточного Китая (Историко-этнографическое обозрение) // История Северо-Восточного Китая XVII - XX вв. Северо-Восточный Китай в 1945-1978 гг. Владивосток: Дальнаука, 2004. С. 317-332.
17. Лазарева Т.В. Зигзаги национальной политики Китая // Азия и Африка сегодня. 2010. С. 18-25.
18. Латушко Ю.В., Ставров И.В. Сравнительное изучение социально-экономического развития хэчжэ КНР и коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока России // Россия и АТР. 2013. С. 155-170.
19. Москалев А.А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999). М.: Памятники исторической мысли, 2001. 224 c.
20. Москалев А.А. Национальный вопрос в КНР (1949-1994 гг.). М.: ИДВ РАН, 1996. 212 с.
21. Ставров И.В. Малый народ большой страны: положение народа хэчжэ (нанайцев) в современном Китае // Труды Института истории, археологии и этнографии. 2019. С. 98-115.
22. Ставров И.В. Социальное развитие национальных районов северо-восточного Китая (1978-2002 гг.) // Россия и АТР. 2007. С. 90-104.
23. Ставров И.В. «Возрождение Северо-Восточного Китая» в программных документах Пекина // Россия и АТР. 2017. С. 69-87.
24. Помелова Ю.П. Информационный контроль над делами национальных меньшинств в КНР после 1978 г. // Общество: философия, история, культура. 2018. С. 78-82.
25. Помелова Ю.П. Интеграция национальных меньшинств в национальную идентичность КНР // История и современность. 2016. С. 171-180.
26. Рахимов Т.Р. Национализм и шовинизм – основа политики группы Мао Цзэдуна. М., 1968. 67 c.
27. Шерцер Р. «Проблема» национальных меньшинств // Журнал «Политическая наука». 2011. C. 98-130.
28. Эйзенштадт Ш. Новая парадигма модернизации // Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1998. С.8-10.
29. Яковлев А.Г. Решение национального вопроса в КНР. М., 1959. 245 c.
Научная литература на китайском языке:
30. Ван Юй [王宇]. Дуй элуньчунь миньцзу шэнчань чжуаньсян вэньти дэ таньтао [对鄂伦春民族生产转向问题的探讨. К проблеме производственных изменений у орочонской нации]. // Чжунго шаошу миньцзу. 1992. С. 65-69.
31. Вэй Хоукай. [魏后凯]. Чжунго гоцзя цюйюй чжэнцэ дэ тяочжэнъ юйчжаньван [中国国家区域政策的调整与展望. Регулирование и перспективы региональной политики Китая]. // 发展研究. 2009. С. 15-32.
32. Гун Сюэцзэн. [公学曾]. Синь шици чжунго гунчаньдан дуй макэсычжуи миньцзу лилунь дэ фэнфу хэ фачжань [新时期中国共产党对马克思主语理论的丰富和发展. Обогащение и развитие Компартией Китая марксистской теории национального вопроса в новый период]. // Миньцзу яньцзю. 1998. С. 9-29.
33. Ли Чэнгу, Ли Чжэньцюань [李诚固、李振泉]. Цзянь Линсян, Дунбэй цзинцзицюй цзинцзи фачжань чжаньлюэ чутань. [蹇令香。东北经济区经济发展战略初探. Цзянь Линсян. Предварительное исследование стратегии экономического развития северо-восточного экономического района]. // 改革与战略. Реформы и стратегии. 1994. С. 30-33.
34. Лин Чуньшэн. [凌纯声]. Сунхуацзян сяю дэ хэчжэцзу [松花江下游的赫哲族. Племя хэчжэ в низовьях реки Сунхуа]. Харбин, 1934. 368 с.
35. Лю Чжунпо. [刘忠破]. Хэчжэ жэнь [赫哲人. Народ хэчжэ]. Пекин, 1981. 302 c.
36. Сигурдссон Й. [西古尔德森•乔恩]. Чжунго Дунбэй: бяньгэ дэ яолань — цзяньшу цзишу юй чанье цзегоу Бяньгэ. [中国东北: 变革的摇篮—简述技术与产业结构变革. Северо-Восток Китая: колыбель преобразований. Очерк о преобразовании технологической и производственной структуры]. // 中国技术管理与战略. 2009. С. 45-54.
37. Сунь Сунбинь [孙宋斌]. Фачжань элуньчуньцзу цзяоюй шие дэ ди дянь цоши [发展鄂伦春族教育是额地点措施. Мероприятия по развитию образования среди орочонов] // Миньцзу яньцзю. 1999. С. 96-127.
38. Сунь Найминь, Ван Шоуань, Фу Чэн. [孙乃民、王守安、付诚]. 2003 нянь дунбэй цзинцзи цюй цзинцзи синши фэньси [2003年东北经济区经济形势分析. Анализ состояния и прогноз развития экономики Северо-Восточного района в 2003 г.]. // 社会科学战线. 2003. С.64-66.
39. Хэйлунцзян дасюэ. Лиши вэньхуа люйю сюэюань сюэшу луньвэньцзи. [Университет Хэйлунцзяна. Сборник научных статей об историко-культурном туризме]. Хэйлунцзяндасюэ чубаньшэ. 2012. 556 с.
40. Цзин Хогао. [精活搞]. Чжунго чаосяньцзу миньцзу сян шэхуй чжуанкуан цзяньси [中国朝鲜族民族乡社会状况间隙.Краткий очерк социального развития корейских волостей Китая]. Миньцзу яньцзю. 1994. С. 79-87.
41. Чжан Цзябинь. [张嘉宾]. Хэйлунцзян шаошу миньцзу цзяньши [黑龙江少数闽旭间史. Краткая история национальных меньшинств провинции Хэйлунцзян]. Пекин: Чжунян миньцзусюэюань чубаньшэ. 1992. 348 с.
42. Чжунго цайчжэн нянь цзянь 2009. [中国财政年鉴2009. Финансовый ежегодник Китая 2009]. Пекин: 中国财政杂志社, 2009. 236 c.
43. Чжунго цайчжэн нянь цзянь 2008. [中国财政年鉴2008. Финансовый ежегодник Китая 2008]. Пекин: 中国财政杂志社, 2008. 139 c.
44. Чжунго миньцзу цюйюй цзычжи фачжань баогао (2010). Миньцзу фачжань ланьпишу. [中国民族区域自治发展报告. 民族蓝皮书. Доклад о развитии районной национальной автономии Китая за 2010 г. Синяя книга о развитии национальностей]. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ [社会科学文献出版社]. 2011. 394 с.
45. Чжу Жунцзи. [朱镕基]. 2000 нянь чжэнфу гунцзо баогао [2000 年政府工作报告. Доклад о работе правительства за 2000 г.]. 2000. С. 46-67.
Научная литература на английском языке:
46. Dreyer, J.T. Ethnic Minorities and National Integration // China's Political System: Modernization and Tradition. London; Basingstoke: Macmillan, 1993. P. 358-390.
47. Schwarz H.G. The minorities of Northern China: a survey. Bellingham (Wash.), 1984. 587 p.
48. Olson J. S. Hezhezu // An ethnohistorical dictionary of China. Westport, CT: Greenwood Press, 1998. P. 302-305.
49. Pulford E. The Nanai, Hezhe and mobilized loyalties along the Amur // History and Anthropology. 2017. P. 531-532.