Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Будущее человечества в философском мировоззрении Ф. Достоевского

Работа №144283

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
АННОТАЦИЯ 3
ABSTRACT 8
ВВЕДЕНИЕ 13
ГЛАВ 1 ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ КАК ОСНОВА ВЕРЫ В БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА («ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ») 29
ГЛАВ 2 НЕГАТИВНЫЙ ВАРИАНТ ПОНИМАНИЯ БЕССМЕРТИЯ И БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РАЗМЫШЛЕНИЯХ ИППОЛИТА ТЕРЕНТЬЕВА («ИДИОТ») 45
ГЛАВ 3 ИВАН КАРАМАЗОВ КАК НОВЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТИП («БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ») 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

Актуальность темы исследования
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) — не только великий писатель, но и важный представитель русской философии XIX века. В молодости Достоевский был приговорен к смертной казни за участие в социалистическом движении. Позже он был сослан в Сибирь на каторгу. После каторжных работ Достоевский просил своего брата прислать ему философические работы Канта и Гегеля. Хотя философское мировоззрение Достоевского явно отличается от мировоззрения Канта и Гегеля, но этот факт по крайней мере показывает, что с молодости Достоевский размышлял о самых сложных вопросах философии. Мировоззрение Достоевского отлично от философии Канта и Гегеля, однако идеи, выраженные в романах Достоевского, повлияли на русскую философию Серебряного века, это неоспоримый факт. В пяти своих главных романах Достоевский касается всех аспектов русской философии XIX века. Большое количество глубоких философских вопросов затрагивается также в неопубликованных рукописях Достоевского и в «Дневнике писателя», например: «Маша лежит на столе», «Социализм и христианство», «Два самоубийства», «Приговор», «Сон смешного человека», «Пушкинская речь» и так далее. В этом смысле изучение философского мировоззрения Достоевского имеет очень важное значение.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) — величайший и известнейший профессиональный философ в истории русской философии. Отец Владимира Соловьева, Сергей Соловьев — великий историк, также профессор Московского университета. В молодости Соловьев заинтересовался материализмом, социализмом и атеизмом, как Достоевский своей в молодости, но скоро вернулся к христианскому мировоззрению. Он послал свою кандидатскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)» Достоевскому, бывшему в то время уже великим писателем, и получил одобрение Достоевского. Позже Соловьев создал серию классических работ, «Философские начала цельного знания», «Чтения о богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал». В этих произведениях Соловьев выразил важное учение русской философии: учение о всеедином сущем (концепция всеединства). Но главная цель Соловьева заключалась в понимании исторической миссии русского народа. Поэтому после завершения этих работ Соловьев обратился к построению теократической модели истории. Главными достижениями этого периода являются «Великий спор и христианская политика», «Духовные основы жизни», «Национальный вопрос в России», «История и будущностъ теократии», «Россия и Вселенская церковь» и так далее. Труды Соловьева не были до конца признаны его современниками и часто рассматривались как модель истории, слишком близкая к представлениям Римско-католической церкви. В последние годы своей жизни Соловьев вернулся к изучению чисто философских вопросов и опубликовал важные философские работы «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и т.д. В то время, когда он жил и творил, было мало людей, которые могли понять его, его философское мировоззрение часто подвергалось критике. Только после смерти Соловьева в 1900 году русские философы осознали значение его системы как универсальной основы национального мировоззрения. В некотором смысле и Соловьев, и Достоевский являются основателями великой школы русской философии. Сравнительное изучение философского мировоззрения Достоевского и Соловьева имеет огромное теоретическое и практическое значение.
Вопрос о будущем человечества является важнейшей теоретической темой в истории русской философии. С начала XIX века многие писатели, философы и мыслители размышляли о будущем человечества....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Достоевский и Соловьев являются самыми значимыми представителями истории русской философии. Достоевский является не только одним из величайших русских писателей XIX века, он оказал огромное влияние на русскую философию конца XIX и начала XX века. Достоевский сумел достаточно полно выразить свое глубокое философское мировоззрение в своем литературном творчестве, и занял центральное место в истории русской философии. Соловьев является первым по-настоящему профессиональным и систематическим философом в истории русской философии, он также оказал глубокое влияние на русскую философию конца XIX века и начала XX века. Учение о всеединстве Соловьева берет начало в традиции европейской философии, благодаря ему русская философия встала вровень с европейской философией. В философском мировоззрении Достоевского и Соловьева размышления о будущем человечества — очень важный вопрос. В нашу сегодняшнюю кризисную эпоху предубеждение о том, что будущее человечества заключено только в развитии науки и техники, полностью обанкротилось. Для правильного движения в будущее нам нужно усвоить мудрость русских философов XIX века. Среди них размышления Достоевского и Соловьева о будущем человечества особенно достойны глубокого рассмотрения.
В своем великом романе «Преступление и наказание» Достоевский приходит к выводу, что идея бессмертия является основой и условием благого понимания каждой личностью будущего человечества. Герои романа приходят к очень разным представлениям о будущем человечества. Хотя Раскольников верит в Бога, но размышления о будущем человечества привели его к преступлению, потому что в его религиозности отсутствовала идея бессмертия. Разумихин, Соня, отец Сони — Мармеладов, мать Сони — Катерина Ивановна и Свидригайлов — все они имеют свои собственные представления о будущем человечества. Мы показали, что все эти размышления тесно связаны с идеей бессмертия. В конце концов мы должны приписать Достоевскому мысль, что только тот верит в благое будущее человечества и готов бороться за него, кто имеет в сердце идею бессмертия. Если в сердце нет идеи бессмертия, то люди не верят в благую перспективу собственной жизни, тем более они не могут считать, что человечество идет к какому-то положительному состоянию.
Новый аспект философских размышлений о будущем человечества появляется в романе Достоевского «Идиот». Здесь Достоевский изображает героя, Ипполита Терентьева, который имеет идею бессмертия, но она предполагает, что после смерти он получит еще более абсурдное и ужасное бытие, чем в нынешней жизни, поэтому и его понимание будущего человечества весьма негативно, он видит в будущем деградацию и усиление зла и страданий, а не совершенство. Суть романа Достоевского «Идиот» — это понимание того, что идея бессмертия может иметь разные варианты, как положительные, так и отрицательные, и это определяет представление о будущем. Для разъяснения этой идеи особенно важны фрагменты, в которых описывается состояние приговоренных к смертной казни и обсуждается картина Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос в гробу». В романе князь Мышкин и Ипполит представляют две противоположные версии понимания бессмертия. Оба главных героя верят, что смерть не прервет жизнь, а преобразует жизнь в новую форму. Мышкин считает, что эта новая форма более совершенна, потому что она связана с более глубокими любовными отношениями людей, а Ипполит убеждает, что новая форма жизни так же абсурдна и полна боли, как и нынешняя жизнь. Третий вариант раскрывает Свидригайлов в романе «Преступление и наказание»: понимание того, что в каждой новой жизни личность будет испытывать такие же вечные страдания и вечное несовершенство. Все эти версии идеи бессмертия очевидно противоречат пониманию бессмертия в церковном учении, где смерть рассматривается как абсолютное завершение несовершенной земной жизни и переход к состоянию абсолютного совершенства в особом Царствии Небесном.....


1. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, Наука, 1990. — 158 с. 
2. Асмус В. Ф. Владимир Соловьев. М.: Прогресс, 1994. — 208 с. 
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. Россия, 1979. 320 с. 
4. Белинский В. Г. Письма 1841–1848 гг. // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 12. М., 1956. — 596 с. 
5. Белов С. В. Вокруг Достоевского. Статьи, находки и встречи за тридцать пять лет. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. — 448 с. 
6. Белов С. В. Достоевский и театр, 1846–1977: библиогр. указ. Л., 1980. — 179 с. 
7. Белов С. В. Жена писателя. Последняя любовь Ф. М. Достоевского. М.: URSS: КомКнига, 2010. — 224 с. 
8. Белов С. В. Меня спасла каторга: повесть о Достоевском и петрашевцах. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. — 147 с. 
9. Белов С. В. Петербург Достоевского. СПб.: Алетейя, 2002. — 372 с. 
10. Белов С. В. Полвека с Достоевским: воспоминания. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. — 213 с. 
11. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий / под ред. Д. С. Лихачева. — 3-е, испр. и доп. М.: URSS, 2009. — 239 с. 
12. Белов С. В. Ф. М. Достоевский: энциклопедия. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. — 743 с. 
13. Белов С. В. Ф. М. Достоевский и его окружение: энциклопедический словарь. СПб.: Алетейя, 2001. — Т. 1. — 573 с. 
14. Белов С. В. Ф. М. Достоевский и его окружение: энциклопедический словарь. СПб.: Алетейя, 2001. — Т. 2. — 541 с. 
15. Белов С. В. Ф. М. Достоевский. Указатель произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нем на русском языке, 1844—2004 гг. / С. В. Белов. СПб.: Российская национальная библиотека, 2011. — 755 с....171


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ