СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ"
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1 Значение планирования в современных условиях 7
1.2 Сущность и общая схема организации планирования 11
1.3 Производство пектина в качестве нового продукта предприятий пищевой промышленности России 16
2 ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ» И РАЗРАБОТКА ПЛАНА СОЗДАНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 23
2.1 Общая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 28
2.3 Разработка плана создания новой продукции ЗАО «КХПС» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1 Значение планирования в современных условиях 7
1.2 Сущность и общая схема организации планирования 11
1.3 Производство пектина в качестве нового продукта предприятий пищевой промышленности России 16
2 ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ» И РАЗРАБОТКА ПЛАНА СОЗДАНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 23
2.1 Общая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 28
2.3 Разработка плана создания новой продукции ЗАО «КХПС» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Актуальность исследования. Развитие пищевой промышленности крайне важно для обеспечения продовольственной безопасности России. Пищевая промышленность - одно из наиболее перспективных направлений развития сельского хозяйства в Белгородской области. Выпуск новой продукции является реальным шансом значительно повысить эффективность производственной деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Как и любой другой управленческий процесс, процесс создания и внедрения в производство новой продукции состоит из многих стадий и этапов. Он осуществляется различными структурными подразделениями предприятия, требует согласованной деятельности различных специалистов. Поэтому он должен быть тщательно скоординирован всеми участниками процесса и увязан во времени.
В основе разработки мероприятий по выпуску новой продукции лежит планирование. План выпуска новой продукции представляет собой развернутый комплексный план ее разработки, производства и реализации. Он характеризует годовой объем выпуска новой продукции, ее номенклатуру, качество и сроки достижения определенных целей выпуска. Эти цели определяются требованием рынком сбыта и возможностями предприятия. Таким образом, в плане намечаются уровни производства, которые должны быть достигнуты в определенные периоды времени. Для создания плана впуска новой продукции необходимо подробно рассмотреть различные производственные стадии проводимых мероприятий и график их осуществления.
Одним из наиболее важных конкурентных преимуществ Белгородской области является наличие на территории региона развитого агропромышленного комплекса (АПК), обеспечивающего предприятия пищевой промышленности качественным сырьем. Часто эти предприятия связаны вертикальными интеграционными связями. Такая взаимосвязь производителей сырья и продукции увеличивает конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности области. Последовательному развитию предприятий пищевой промышленности способствовала складывающаяся в последнее время благоприятная конъюнктура цен на внешнем и внутреннем рынке продовольствия и улучшение экономических условий в аграрной сфере в целом в России за счет снижения конкуренции с после введения летом 2014 г. санкций на ввоз продуктов питания из ряда европейских стран.
Развитие пищевой промышленности в Белгородской области осуществляется на основе планирования. Своевременное обновление ассортимента и номенклатуры продукции является залогом эффективности хозяйственно-экономической деятельности предприятия.
Один из наиболее перспективных продуктов, производство которого может быть налажено в Белгородской области - пектин. Пектин производится из отходов овощей и фруктов, в том числе - яблочного жмыха, в достаточной степени имеющегося в Белгородской области. Пектин широко применяется для производства кондитерских изделий, фруктовых джемов, напитков. Используется в качестве сырья для производства диетического, диабетического и лечебно-профилактического питания для детей и взрослых.
По итогам 2016 года, российский рынок пектина оценивается в 3 миллиарда руб. Темпы роста сохраняются на довольно высоком уровне. Ключевой проблемой, сдерживающей развитие рынка, является отсутствие в России производства пектина, следствием чего являются высокая цена на этот продукт и зависимость потребителей от поставок импортного сырья. В рамках обеспечения концепции импортозамещения производство пектина будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны.
Объектом исследования является Закрытое акционерное общество «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский», расположенное в Старооскольском городском округе.
Предметом исследования является производственно-хозяйственная деятельность, реализуемая на данном предприятии.
- определить теоретические аспекты совершенствованию механизма планирования и создания новой продукции на предприятиях пищевой промышленности;
- проанализировать современное состояние хозяйственно-экономической деятельности в ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский»;
- в качестве мероприятия по совершенствованию механизма планирования разработать план создания новой продукции.
Теоретической основой исследования явились работы российских экономистов в области планирования хозяйственно-экономической деятельности предприятий, в т.ч. - предприятий пищевой промышленности. Среди них отметим работы С.А. Агапцова, В.М. Архипова, В.В. Бобылева, Е.Л. Ведениной, А.П. Лущиковой.
Практическую базу выпускной квалификационной работы составили годовые отчеты ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» за 2013 - 2015 годы, бухгалтерские балансы предприятия, его устав, статистические, справочные материалы.
В процессе исследования применялись такие методы и приемы, как абстрактно-логический, исторический, статистический, методы системного анализа, группировки и синтеза.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в разработке плана производства новой продукции на базе ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» - пектина из яблочного жмыха. Рекомендации и план организации выпуска пектина могут быть использованы другими предприятиями пищевой промышленности.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования; выпускная квалификационная работа представлена на 60 страницах основного текста, состоит из введения, двух разделов, заключения, списка из 50 использованных литературных источников, приложений.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты совершенствования механизма планирования и создания новой продукции. Выявлены механизмы и особенности внедрения новой продукции на предприятии в том числе - привлечение инвестиций. Определены факторы, влияющие на реализацию проектов планирования и создания новой продукции. Рассмотрены возможности производства пектина в качестве нового продукта предприятий пищевой промышленности России.
Во втором разделе дана оценка результатов хозяйственно-экономической деятельности ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский», в т.ч. дана общая характеристика предприятия. Проведен комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия и динамики основных финансовых показателей за 2013-2015 гг.
Выпуск новой продукции является реальным шансом значительно повысить эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность предприятия. В выпускной квалификационной работе рассмотрен план организационно-экономические мероприятия создания новой продукции - пектина из яблочного жмыха. Доказано, что внедрение новой продукции принесет ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» дополни¬тельную прибыль.
В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.
Как и любой другой управленческий процесс, процесс создания и внедрения в производство новой продукции состоит из многих стадий и этапов. Он осуществляется различными структурными подразделениями предприятия, требует согласованной деятельности различных специалистов. Поэтому он должен быть тщательно скоординирован всеми участниками процесса и увязан во времени.
В основе разработки мероприятий по выпуску новой продукции лежит планирование. План выпуска новой продукции представляет собой развернутый комплексный план ее разработки, производства и реализации. Он характеризует годовой объем выпуска новой продукции, ее номенклатуру, качество и сроки достижения определенных целей выпуска. Эти цели определяются требованием рынком сбыта и возможностями предприятия. Таким образом, в плане намечаются уровни производства, которые должны быть достигнуты в определенные периоды времени. Для создания плана впуска новой продукции необходимо подробно рассмотреть различные производственные стадии проводимых мероприятий и график их осуществления.
Одним из наиболее важных конкурентных преимуществ Белгородской области является наличие на территории региона развитого агропромышленного комплекса (АПК), обеспечивающего предприятия пищевой промышленности качественным сырьем. Часто эти предприятия связаны вертикальными интеграционными связями. Такая взаимосвязь производителей сырья и продукции увеличивает конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности области. Последовательному развитию предприятий пищевой промышленности способствовала складывающаяся в последнее время благоприятная конъюнктура цен на внешнем и внутреннем рынке продовольствия и улучшение экономических условий в аграрной сфере в целом в России за счет снижения конкуренции с после введения летом 2014 г. санкций на ввоз продуктов питания из ряда европейских стран.
Развитие пищевой промышленности в Белгородской области осуществляется на основе планирования. Своевременное обновление ассортимента и номенклатуры продукции является залогом эффективности хозяйственно-экономической деятельности предприятия.
Один из наиболее перспективных продуктов, производство которого может быть налажено в Белгородской области - пектин. Пектин производится из отходов овощей и фруктов, в том числе - яблочного жмыха, в достаточной степени имеющегося в Белгородской области. Пектин широко применяется для производства кондитерских изделий, фруктовых джемов, напитков. Используется в качестве сырья для производства диетического, диабетического и лечебно-профилактического питания для детей и взрослых.
По итогам 2016 года, российский рынок пектина оценивается в 3 миллиарда руб. Темпы роста сохраняются на довольно высоком уровне. Ключевой проблемой, сдерживающей развитие рынка, является отсутствие в России производства пектина, следствием чего являются высокая цена на этот продукт и зависимость потребителей от поставок импортного сырья. В рамках обеспечения концепции импортозамещения производство пектина будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны.
Объектом исследования является Закрытое акционерное общество «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский», расположенное в Старооскольском городском округе.
Предметом исследования является производственно-хозяйственная деятельность, реализуемая на данном предприятии.
- определить теоретические аспекты совершенствованию механизма планирования и создания новой продукции на предприятиях пищевой промышленности;
- проанализировать современное состояние хозяйственно-экономической деятельности в ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский»;
- в качестве мероприятия по совершенствованию механизма планирования разработать план создания новой продукции.
Теоретической основой исследования явились работы российских экономистов в области планирования хозяйственно-экономической деятельности предприятий, в т.ч. - предприятий пищевой промышленности. Среди них отметим работы С.А. Агапцова, В.М. Архипова, В.В. Бобылева, Е.Л. Ведениной, А.П. Лущиковой.
Практическую базу выпускной квалификационной работы составили годовые отчеты ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» за 2013 - 2015 годы, бухгалтерские балансы предприятия, его устав, статистические, справочные материалы.
В процессе исследования применялись такие методы и приемы, как абстрактно-логический, исторический, статистический, методы системного анализа, группировки и синтеза.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в разработке плана производства новой продукции на базе ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» - пектина из яблочного жмыха. Рекомендации и план организации выпуска пектина могут быть использованы другими предприятиями пищевой промышленности.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования; выпускная квалификационная работа представлена на 60 страницах основного текста, состоит из введения, двух разделов, заключения, списка из 50 использованных литературных источников, приложений.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты совершенствования механизма планирования и создания новой продукции. Выявлены механизмы и особенности внедрения новой продукции на предприятии в том числе - привлечение инвестиций. Определены факторы, влияющие на реализацию проектов планирования и создания новой продукции. Рассмотрены возможности производства пектина в качестве нового продукта предприятий пищевой промышленности России.
Во втором разделе дана оценка результатов хозяйственно-экономической деятельности ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский», в т.ч. дана общая характеристика предприятия. Проведен комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия и динамики основных финансовых показателей за 2013-2015 гг.
Выпуск новой продукции является реальным шансом значительно повысить эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность предприятия. В выпускной квалификационной работе рассмотрен план организационно-экономические мероприятия создания новой продукции - пектина из яблочного жмыха. Доказано, что внедрение новой продукции принесет ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» дополни¬тельную прибыль.
В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.
Проведенные исследования позволили решить все поставленные задачи. Изучение теоретических вопросов показало, что планирование на предприятии - это один из наиважнейших процессов, от которого во многом зависит успех деятельности компании. По сути, процесс планирования представляет собой функцию управления. Его сущность заключается в логичном определении развития предприятия, а также в определении целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурированного подразделения, что очень необходимо в современных условиях.
Исследование проводилось на примере ЗАО «КХПС» - предприятии пищевой промышленности. Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод. Закрытое акционерное общество «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» является одним из крупнейших предприятий Центрального Черноземья, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Он производит муку пшеничную, муку ржаную, крупу манную, различные виды комбикормов (как рассыпные, так и гранулированные, а также крупку), кормовые смеси, осуществляет торговые операции со всеми видами зерновых, зернобобовых и масличных культур.
Из проведенных анализов можно сделать следующий вывод, что у ЗАО «КХПС» достаточно средств, чтобы внедрять новую продукцию и продолжать развиваться. Коэффициенты ликвидности свидетельствуют о высокой платеже-способность предприятия. Ситуация может быть признана положительной. В то же время, активы предприятия не работают.
В 2013 году предприятие работало с убытком. В 2014 году ситуация резко улучшилась. За счет роса выручки, снижения себестоимости и коммерческих расходов, прибыль от продаж увеличилась почти в 5 раз. Это позволило получить чистую прибыль в размере 51906 тыс. руб. В 2015 году положительные тенденции сохранились. Чистая прибыль составила 54339 тыс. руб. Рентабельность продаж в 2013 г. невысокая, а чистая рентабельность - отрицательная. В 2014 г. ситуация улучшилась. В 2015 году положительные тенденции сохранились. В целом за отчетный период на предприятии наблюдалось улучшение основных показателей, особенно в 2014 году.
Один из наиболее перспективных продуктов, производство которого может быть налажено в Белгородской области - пектин. Пектин является ценной пищевой добавкой. Одним из полезных свойств пектина является способность желироваться. Благодаря функции стабилизации, пектин широко применяется для производства пастилы и зефира, желейной основы лекарственных средств, фруктовых наполнителей для кисломолочной продукции, начинок для конфет, пряников, вафель и других кондитерских изделий, фруктовых джемов, варенья, соков, а также других напитков. Кроме этого свойства, пектин способствуют связыванию ионов тяжелых металлов и их выведению их из организма. В этом качестве пектин может применяться как лечебное средство. Кроме того, он является пребиотиком, поскольку насыщен растворимыми пищевыми волокнами. Данная особенность позволяет использовать пектин в качестве сырья для производства диетического, диабетического и лечебно-профилактического питания для детей и взрослых.
Предлагается запустить в производство пектин из яблочного жмыха. Сырье для производства этой продукции в достаточном количестве существует в Белгородской области. В ЗАО «КХПС» для организации производства будет создан отдельный пектиновый производственный комплекс. Этот комплекс, на-ряду с комбикормовым комплексом и мельничным комплексом, будет подчиняться службе главного инженера.
Большое значение имеет подготовительная стадия создания и внедрения в производство пектина из яблочного жмыха - новой продукции ЗАО «КХПС». Задача подготовки производства нового вида продукции состоит в том, чтобы обеспечить на предприятии необходимые условия для успешного осуществления производственного процесса.
Запуск в производство нового вида продукции будет осуществляться силами ЗАО «КХПС» вне рамок существующего производственного процесса.
Анализ показал, что продолжительность подготовительной стадии создания и внедрения в производство пектина из яблочного жмыха - 5 месяцев.
Для производства нового вида продукции будет закуплена технологическая линия производственной мощности 500 тонн пектина в год. Стоимость оборудования 54000 тыс. руб. Всего капитальные затраты составят 85260 тыс. руб. Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «КХПС» показал, что у предприятия достаточно собственных средств. Однако инвестировать собственные средства в производство новой продукции руководство предприятия не планирует. Источником получения остальных средств будет коммерческий банк «Сбербанк». Он предоставит кредит в размере 85260 тыс. рублей под 18% годовых с погашением в течение 5 лет (равными долями).
Анализ показал, что, для производства 500 тонн пектина необходимо 49336 тыс. рублей текущих затрат в первый год реализации проекта. Себестоимость 1 кг пектина составляет 98,67 рублей. Наибольшую долю среди текущих затрат производства пектина занимает сырье (27,87% текущих затрат), ферменты (31,62% текущих затрат) и сорбент (28,88% текущих затрат). Реализовываться пектин будет по цене 450 руб. за 1 кг. Поскольку ЗАО «КХПС» выводит на рынок новую продукцию, отпускная цена будет иметь предельный низкий уровень в сравнении с ценами предприятий-конкурентов, выпускающих пектин растительного происхождения.
Проанализировав все показатели эффективности инвестиционного проекта, можно сделать вывод о том, что производство пектина из яблочного жмыха как новой продукции ЗАО «КХПС» является эффективным и экономически целесообразным. Инвестиции 85260 тыс. руб. окупятся за 11 месяцев. Чистый приведенный доход за 5 лет реализации проекта составит 392816 тыс. руб., индекс прибыльности 5,61. Проект можно считать практически осуществимым и экономически выгодным.
Исследование проводилось на примере ЗАО «КХПС» - предприятии пищевой промышленности. Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод. Закрытое акционерное общество «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» является одним из крупнейших предприятий Центрального Черноземья, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Он производит муку пшеничную, муку ржаную, крупу манную, различные виды комбикормов (как рассыпные, так и гранулированные, а также крупку), кормовые смеси, осуществляет торговые операции со всеми видами зерновых, зернобобовых и масличных культур.
Из проведенных анализов можно сделать следующий вывод, что у ЗАО «КХПС» достаточно средств, чтобы внедрять новую продукцию и продолжать развиваться. Коэффициенты ликвидности свидетельствуют о высокой платеже-способность предприятия. Ситуация может быть признана положительной. В то же время, активы предприятия не работают.
В 2013 году предприятие работало с убытком. В 2014 году ситуация резко улучшилась. За счет роса выручки, снижения себестоимости и коммерческих расходов, прибыль от продаж увеличилась почти в 5 раз. Это позволило получить чистую прибыль в размере 51906 тыс. руб. В 2015 году положительные тенденции сохранились. Чистая прибыль составила 54339 тыс. руб. Рентабельность продаж в 2013 г. невысокая, а чистая рентабельность - отрицательная. В 2014 г. ситуация улучшилась. В 2015 году положительные тенденции сохранились. В целом за отчетный период на предприятии наблюдалось улучшение основных показателей, особенно в 2014 году.
Один из наиболее перспективных продуктов, производство которого может быть налажено в Белгородской области - пектин. Пектин является ценной пищевой добавкой. Одним из полезных свойств пектина является способность желироваться. Благодаря функции стабилизации, пектин широко применяется для производства пастилы и зефира, желейной основы лекарственных средств, фруктовых наполнителей для кисломолочной продукции, начинок для конфет, пряников, вафель и других кондитерских изделий, фруктовых джемов, варенья, соков, а также других напитков. Кроме этого свойства, пектин способствуют связыванию ионов тяжелых металлов и их выведению их из организма. В этом качестве пектин может применяться как лечебное средство. Кроме того, он является пребиотиком, поскольку насыщен растворимыми пищевыми волокнами. Данная особенность позволяет использовать пектин в качестве сырья для производства диетического, диабетического и лечебно-профилактического питания для детей и взрослых.
Предлагается запустить в производство пектин из яблочного жмыха. Сырье для производства этой продукции в достаточном количестве существует в Белгородской области. В ЗАО «КХПС» для организации производства будет создан отдельный пектиновый производственный комплекс. Этот комплекс, на-ряду с комбикормовым комплексом и мельничным комплексом, будет подчиняться службе главного инженера.
Большое значение имеет подготовительная стадия создания и внедрения в производство пектина из яблочного жмыха - новой продукции ЗАО «КХПС». Задача подготовки производства нового вида продукции состоит в том, чтобы обеспечить на предприятии необходимые условия для успешного осуществления производственного процесса.
Запуск в производство нового вида продукции будет осуществляться силами ЗАО «КХПС» вне рамок существующего производственного процесса.
Анализ показал, что продолжительность подготовительной стадии создания и внедрения в производство пектина из яблочного жмыха - 5 месяцев.
Для производства нового вида продукции будет закуплена технологическая линия производственной мощности 500 тонн пектина в год. Стоимость оборудования 54000 тыс. руб. Всего капитальные затраты составят 85260 тыс. руб. Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «КХПС» показал, что у предприятия достаточно собственных средств. Однако инвестировать собственные средства в производство новой продукции руководство предприятия не планирует. Источником получения остальных средств будет коммерческий банк «Сбербанк». Он предоставит кредит в размере 85260 тыс. рублей под 18% годовых с погашением в течение 5 лет (равными долями).
Анализ показал, что, для производства 500 тонн пектина необходимо 49336 тыс. рублей текущих затрат в первый год реализации проекта. Себестоимость 1 кг пектина составляет 98,67 рублей. Наибольшую долю среди текущих затрат производства пектина занимает сырье (27,87% текущих затрат), ферменты (31,62% текущих затрат) и сорбент (28,88% текущих затрат). Реализовываться пектин будет по цене 450 руб. за 1 кг. Поскольку ЗАО «КХПС» выводит на рынок новую продукцию, отпускная цена будет иметь предельный низкий уровень в сравнении с ценами предприятий-конкурентов, выпускающих пектин растительного происхождения.
Проанализировав все показатели эффективности инвестиционного проекта, можно сделать вывод о том, что производство пектина из яблочного жмыха как новой продукции ЗАО «КХПС» является эффективным и экономически целесообразным. Инвестиции 85260 тыс. руб. окупятся за 11 месяцев. Чистый приведенный доход за 5 лет реализации проекта составит 392816 тыс. руб., индекс прибыльности 5,61. Проект можно считать практически осуществимым и экономически выгодным.



