Только Word
Введение 3
Глава I. Органы и клетки человека как объекты оборота 7
1. Особенности органов и клеток человека как объектов оборота 7
2. Особенности оборота возобновляемых органов и клеток человека 14
3. Концепция согласия как неотъемлемая часть легального оборота органов человека 20
Глава II. Легальный оборот органов и клеток человека: международно-правовое регулирование 23
1. Регулирование оборота органов и клеток человека в практике универсальных международных организаций 23
2. Трансграничный оборот органов и клеток человека в контексте работы региональных международных организаций 31
3. Изъятие органов и клеток человека в свете практики Европейского Суда по правам человека 38
Глава III. Нелегальный оборот органов и клеток человека 46
1. Преступления против жизни и здоровья, связанные с нелегальным оборотом органов и клеток человека 46
2. Трансплантационный туризм: правовые проблемы 51
Заключение 56
Библиографический список 58
Здоровье человека – важнейшее нематериальное благо, необходимость охраны которого не ставится под сомнение. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере здравоохранения, является гарантом качественного оказания медицинской помощи. Описание правовых статусов тех или иных субъектов, участвующих в данных отношениях, а также регулирование различных специфичных объектов в упомянутой сфере позволит осуществлять правовой контроль и не допустить произвольного и незаконного осуществления действий, негативно воздействующих на жизнь и здоровье человека.
Легальные дефиниции, характеризующие право на здоровье как право на некое нематериальное благо, различаются. Так, Всеобщая декларация прав человека отмечает, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».1 Соответственно, в данном документе отмечается, что для поддержания здоровья и благосостояния необходим определенный жизненный уровень.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах указывает на право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Документ приводит ряд мер, которые должны быть принятыми государствами для эффективной реализации гражданами указанного права, в частности, указывается, что государствам необходимо осуществлять мероприятия для «предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними» и для «создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни».2
Современная медицина предлагает новые технологии лечения состояний, которые ранее считались фатальными.3 Трансплантационная медицина, получившая развитие с середины двадцатого века, за сравнительно короткий промежуток времени стала одной из таких эффективных технологий. Сегодня пересадка почки является рутинной медицинской процедурой, доступность которой фактически ограничена дефицитом донорских органов.4 Такой же рутинной процедурой стало экстракорпоральное оплодотворение с использованием донорских половых клеток и эмбрионов.
Успехи медицины ставят перед обществом сложные этико-правовые вопросы, поскольку возможность забора, хранения и отложенного использования жизнеспособных органов, тканей и клеток человека способствует развитию оборота частей тела человека как товара, превращая тем самым человека в некий источник обогащения. Тем не менее, реальность такова, что органы, ткани и клетки человека активно вовлечены в международный коммерческий оборот, частично легальный, но во многом нелегальный.
Противники легализации коммерческого оборота органов и клеток человека объясняют, что это приведет к уменьшению безвозмездных пожертвований органов, и в конечном итоге снизит ценность человеческого органа и человеческой жизни, превратив тем самым сферу трансплантации и донорства в бизнес.5 В результате на получение донорских органов смогли бы рассчитывать только реципиенты, способные оплатить данный товар, что снизило бы возможность спасти человеческие жизни людей, не имеющих соответствующие финансовые возможности....
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. Определение правового статуса жизнеспособных органов, тканей и клеток человека тесно связано с установлением допустимости их коммерческого оборота. С точки зрения регулирования оборота органов, тканей и клеток человека их можно классифицировать на способные к полной регенерации (восстановлению), к которым относятся половые клетки, кровь и спинной мозг, и, соответственно, неспособные к регенерации, к которым относятся все остальные органы (например, почка).
2. С учетом запрещения коммерческого оборота не способных к регенерации органов и тканей человека в законодательстве подавляющего большинства государств и на региональном уровне, широкой поддержки государствами инициатив межгосударственных и неправительственных организаций в данной сфере, можно утверждать, что в современном международном праве существует консенсус в отношении запрета коммерческого трансграничного оборота органов человека, не способных к полному восстановлению, несмотря на легализацию коммерческого оборота таких органов в отдельных государствах. Вместе с тем, аналогичного запрета на универсальном или региональном уровне в отношении коммерческого оборота клеток, тканей и даже органов человека, способных к полной регенерации, не существует.
3. Признание материальной ценности органов, тканей и клеток, а также эмбрионов человека не означает возможность признания их объектами права собственности, поскольку права владения и распоряжения органами и клетками человека связаны не с реализаций права собственности, а с осуществлением неимущественных прав. Вместе с тем, клетки, ткани и органы человека, способные к полному восстановлению, могут рассматриваться в международном частном праве в качестве товара в договорах купли-продажи или материального объекта коммерческой услуги донорства. Ограничения коммерческого оборота данной категории клеток, тканей и даже органов человека в международном праве прямо не установлены, но могут быть предусмотрены в национальном праве.
4. У государств отсутствует обязанность обеспечивать доступ к органам и тканям человека путем легализации коммерческого оборота органов и тканей человека. Равным образом международно-признанное право на здоровье не накладывает на государства обязанности обеспечить доступ к органам и тканям человека для целей трансплантации, даже если речь идёт о жизнесохраняющих вмешательствах, поскольку доступность органов и тканей зависит от альтруизма доноров. В то же время, учитывая развитие медицинских технологий, чрезмерно ограничительные режимы регулирования оборота органов и тканей человека, игнорирующие баланс интересов доноров и реципиентов, могут рассматриваться как противоречащие негативным обязательствам государства в сфере права на здоровье и права на уважение частной жизни.
5. В отношении государств, признающих презумпцию согласия на посмертное донорство органов, тканей и клеток человека, можно говорить о существовании позитивного обязательства, вытекающего из права на здоровье, обеспечить формирование банка донорских органов и их справедливое распределение между реципиентами. Объем такого обязательства ограничен обеспечением доступа к донорским органам, полученным только посмертно и исключительно на некоммерческой основе.
6. Значительное влияние на содержание правовых принципов регулирования оборота органов и тканей человека оказывают этические стандарты, разработанные профессиональными сообществами. Учитывая сложные этические проблемы, связанные с использованием жизнеспособных органов, тканей и клеток человека, государства обладают широкой свободой усмотрения в регулировании вопросов распоряжения органами и тканями частными лицами и медицинскими организациями. Запрет любых форм оборота органов, тканей и клеток человека, в том числе способных к регенерации, не может рассматриваться как несовместимый с гарантиями права на охрану здоровья, а также уважения частной и семейной жизни.
7. В совокупности с установленным на международном уровне запретом коммерческого оборота неспособных к восстановлению органов и тканей человека, строгие этические стандарты в сфере оборота органов и тканей определяют возможность признания судами недействительными международных контрактов продажи любых органов, тканей и клеток человека, в том числе прямо не запрещенных к обороту (например, гамет или искусственно созданных эмбрионов), со ссылкой на противоречие таких контрактов публичному порядку.......
Алексеева Е. В. Недействительность внешнеэкономических сделок и публичный порядок: проблемы соотношения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – С. 78-88.
2. Аль-Джазира. Здравоохранение Индии становится общемировым // Режим доступа: http://www.english.aljazeera.net.
3. Боенко, Н. А. Историко-правовые аспекты создания международных организаций в контексте международного сотрудничества в сфере донорства и трансплантологии // Социально-политические науки. – 2016. – С. 135-139.
4. Галеева, Г.Р. Международно-правовое регулирование изъятия и продажи органов человеческого тела // "Черные дыры" в российском законодательстве. – 2011. – № 3. – С. 62 - 65.
5. Герасимова, Е. Н. Принуждение к изъятию органов или тканей человека // Lex Russica. – 2017. – № 4 (125). – С. 203-208.
6. Глашев, А.А. Медицинское право. – М. – 2004. – 203 с.
7. Годс, А. Дж. Без законной трансплантации почек от неродственных доноров многие пациенты будут умирать или мучиться - этично ли это? // Lengerich (Ленгерих): Pabst Science Publishers. – 2004. – С. 41 - 337.
8. Годс, А.Дж. Этические проблемы трансплантации почек от неродственных доноров // Iranian Journal of Kidney Diseases (Иранский журнал о болезнях почек). – 2009. – N 10. – С. 183.
9. Гражданское право : в 2 т. : учеб. / отв. ред. Е. А. Суханов. – М. : Статут, 1998. – Т. 1. – 785 с.
10. Гусейнов, Т. Р. О некоторых проблемах становления международно-правового регулирования пересадки эмбриональных стволовых клеток / Т. Р. Гусейнов // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Юридические науки. – 2009. – № 3. – С. 118-124.
11. Епанчина, М. П. Зарубежное законодательство о трансплантации человеческих органов и тканей (на примере Германии, Швейцарии и Аргентины) / М. П. Епанчина // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Юридические науки. – 2012. – С. 113-122.
12. Запрет пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в рамках Европейской конвенции о защите прав человека (Статья 3). – Interights 2009. – Руководство для юристов. –104 с.
13. Капитонова, Е. А. Правовое регулирование трансплантологии / Е. А. Капитонова, О. В. Романовская. – М.: Проспект, 2016. – 201 с.
14. Коннов, В. А., Козлова, А. А. О понятии незаконного оборота человеческих органов в международном праве // Арбитражный и гражданский процесс. – 2017. – № 3. – С. 61 - 64.
15. Красновский, Г.Н., Иванов, Д.Н. Актуальные вопросы правового регулирования трансплантации органов и тканей в Российской Федерации // Вестник Московского университета. – Сер. 11. – Право. – 1993. – № 5. – C. 50-54.....44