ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МИГРАЦИИ 6
1.1 Основные теоретические подходы к изучению понятий: миграция, мигрант и миграционные процессы 6
1.2 Юридические обоснования трудовой миграции 16
1.3 Правовое регулирование миграции. Международный опыт 19
1.4 Правовое регулирование миграции. Российский опыт 22
1.5 Проблема адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Основные понятия. 26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА, ИДЕНТИЧНОСТИ И ДОВЕРИЯ 33
2.1 Принимающее сообщество и иноязычные люди 33
2.2 Связь между миграционными процессами и доверием 43
ГЛАВА 3. ПРИНИМАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
В фокусе российских исследований, посвящённых мигрантам и миграции, преимущественно находится само принимающее сообщество. Чаще изучают влияние миграции на принимающее сообщество, проводят опросы местных жителей, посвящённые отношению принимающего сообщества к мигрантам. Исследования, направленные на самих мигрантов, проводятся гораздо реже. Одной их причин можно назвать высокий порог входа в мигрантское сообщество для человека из вне его. Но всё чаще стал появляться вопрос о том, что происходит внутри самого мигрантского сообщества, как трудовые мигранты воспринимают общество страны-реципиента, готовы ли они с ним взаимодействовать, а если готовы, то каким образом. К сожалению, опросы россиян не могут дать исчерпывающего ответа ни на один из поставленных вопросов.
Сложности взаимодействия мигрантов и принимающего сообщества проявляют себя в виде межконфессионального и межэтнического напряжения , о чём свидетельствует регулярно возникающая дискуссия о законе, запрещающим упоминать средствам массовой информации национальную принадлежность и религиозные взгляды подозреваемого . Единственный способ решить возникающие противоречия - проводить эффективную интеграционную политику. Российская Федерация имеет ряд программ, направленных для помощи в адаптации на новом месте, но они не всегда приносят ожидаемый эффект . В качестве объяснения часто указывают на культурные различия представителей мигрантского сообщества и принимающего сообщества. Но одна из причин во многом заключена в принимающем сообществе. Есть ряд внутренних факторов, препятствующего адаптации трудовых мигрантов. Их можно обнаружить и раскрыть, посмотрев «со стороны». Процесс интеграции – это процесс как минимум с двумя субъектами, имеющий множество факторов, которые влияют на конечный результат. Поэтому необходимо изучать обе стороны. Опросы тех по отношению к кому реализуется политика интеграции позволить более объективно выявить, как ее недостатки, так и преимущества. Это может помочь рассмотреть проблему под новым углом и найти новые пути решения возникающих сложностей.
Именно поэтому на сегодняшний день наиболее правильным решением с точки зрения актуальности будет обращение к «первоисточнику», то есть к самим трудовым мигрантам для того, чтобы выявить проблемы в самом принимающем сообществе для дальнейшего их нивелирования и практических рекомендаций по снятию межэтнической напряженности.
Таким образом, цель работы – посредством опросов представителей трудовой миграции выявить недостатки практик их интеграции в принимающее сообщество, проводимых государственными и негосударственными акторами.
Задачи:
1. Определить факторы принимающего сообщества, препятствующие интеграции и факторы принимающего сообщества, способствующие интеграции.
2. Выявить практики представителей трудовой миграции, реализуемые при взаимодействии с принимающим сообществом и государством.
3. Обозначить тактики, которые, по мнению мигрантов, помогут им адаптироваться.
4. Выработать практические рекомендации по увеличению эффективности интеграционной политики мигрантов государством на основании полученных эмпирических данных.
Предмет – трудовая миграция в Россию.
Объект – политика интеграции трудовых мигрантов в контексте взаимодействия их с принимающим сообществом.
Метод представляет собой полуструктурированные интервью, позволяющие получить развёрнутое мнение разных мигрантов о практической пользе интеграционных практик государства, помощи принимающего сообщества и его сторонах, препятствующих интеграции, а также о том, насколько сами мигранты нацелены встраиваться в российское общество.
Полуструктурированное интервью было выбрано, так как это наиболее удобный инструмент для общения как в тех случаях, когда респонденты готовы рассказать свою историю в подробностях, так и в случаях, когда респонденты имеют трудности с русским языком. В зависимости от уровня рапорта, который важен для такой чувствительной темы, как миграционный опыт, полуструктурированное интервью позволят концентрироваться на нужных темах или уходить от них.
Таким образом, были выявлены следующие недостатки интеграции мигрантов:
1) Система недостаточно эффективно препятствует выдаче фиктивных документов.
2) Законодательство, затруднительное для исполнения в реальных условиях.
3) Отсутствие или наличие в недостаточном объёме занятия для детей
Факторами принимающего сообщества, препятствующими интеграции, оказались низкий уровень доверия внутри сообщества, настороженное отношение к Другому, чувство незащищённости, коррупция. Факторами принимающего сообщества, способствующими адаптации и интеграции мигрантов, можно назвать либерализацию законодательства и отсутствие большей части общества повлиять на мигрантов с негативной стороны.
Тактики трудовых мигрантов, выявленные в ходе исследования – это «возможное невзаимодействие» и максимально возможного сближения.
По мнению самих мигрантов, в адаптации им может помочь снижение цен на оформление необходимых документов, принятие на рабочих местах и в школе.
Таким образом, вполне реально адаптировать и позволить адаптироваться трудовым мигрантам через профсоюзы и школьные коллективы, если прежде устранить внутренние противоречия.
Сами мигранты прежде всего запрашивают снижение цент на необходимые документы. Этот шаг трудновыполним в сегодняшней экономической ситуации. Нельзя не отметить тот факт, что мигранты или заняты работой, или семьёй. Их образ жизни не характерен для россиянина – они не ходят в кино, кафе, музеи. Во многом потому, что у них на это времени. На мой взгляд, это одно из самых сильных препятствий для диалога с принимающим сообществом. Это можно изменить, если в России будет соблюдаться Трудовое Законодательство при условии официального трудоустройства мигрантов.
Практические рекомендации, которые следуют из исследования:
1) Усилить фильтрацию мигрантов ещё на этапе въезда в Россию.
2) Проводить работу с населением на уровне муниципалитетов о том, как мигранты экономически и культурно влияют на Россию.
3) После конфликтов, в случае, если суд установит виновность мигрантов, должны следовать депортации, освещаемые в СМИ, так как существует проблема ложной картины – преступления широко освещаются, а наказания за них нет, из-за чего у принимающего сообщества может усиливаться негативное отношение к мигрантам.
4) Увеличить финансирование НКО, работающих в сфере миграции.
5) Улучшить контроль компаний, которые «завозят» мигрантов, так как часто они не предоставляют достойные условия жилья.
6) Обратить внимание государственным органам надзора на сферу общественного питания, особенно в крупных городах. Стандартной ситуацией там являются переработки и невыплаты заработной платы. Мигранты, работающие там, особенно сильнее подвергаются рискам.
В этой работе рассматривались прежде всего недостатки принимающего сообщества. Конечно, если рассмотреть мигрантов, обнаружится не один фактор, которые бы препятствовал интеграции. Но в данном случае миграцию и имеющиеся на данный момент результаты этого процесса стоит воспринимать как лакмусовую бумажку нашего общества.
1. Bourdieu P. Espace social: Champs et pratiques. Бурдьё П. Социальное пространство: поля и практики. Сборник статей. Составление, общая редакция перевода и послесловие Н. А. Шматко [Электронный ресурс] URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3707/3708 (Дата обращения 12.04.2024).
2. Boyd M. Family and Personal Networks in International Migration. Recent Developments and New Agendas. Internationsl Review. 1989. №23(3). P. 638-670.
3. Canadian Multiculturalism Act / An Act for the preservation and enhancement of multiculturalism in Canada. 1988. Justice Laws Website [Электронный ресурс] URL: Canadian Multiculturalism Act (justice.gc.ca) (Дата обращения: 16.05.2024)
4. De Haas H. International Migration, Remittances and Development: Myths and Facts // Third World Quarterly. 2005 No. 26 Pp. 1269–1284.
5. Dumon W. Family and migration // International Migration. 1989. 27, №2, P. 251-270.
6. Harry J. R Todaro M. P. Migration, Unemployment and Development // American Economic Review, Vol. 60, No. 1, 1970, pp. 126-142.
7. Herreros F. Criado H. Social Trust, Social Capital and Perceptions of Immigrations. Political Studies. 2009. 57(2), p. 335—357.
8. Kearney M. Borders and Boundaries of State and Self at the End of Empire // Journal of Historical Sociology. 1991. Vol. 4. № 1. P. 52–74.
9. Lee E. S. Theory of Migration. Demography. Vol. 3 №1, 1966. p. 50.
10. Mabogunje A. L. Systems approach to a theory of rural-urban migration // Geograph. Analysis. 1970. Vol. 2. P. 1-18.
11. Massey D. Arago J. Hugo G. Kouaouci A. Pellegrino A. Taylor J. E. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and Development Review. 1993 No. 19 P. 431–466.
12. Montalvo, J. Reynal-Querol, M. 2010. Ethnic Polarization and the duration of Civil Wars // Economics of Governance. 2010, №11 (2). P. 123-143. DOI 10.1007/s10101-010-0077-8
13. Munck G. L Snyder R. Passion, Craft and Method in Comparative Politics // The Johns Hopkins University Press. 2007. Pp. 113-150.
14. Petras J. NGOs: In the service of imperialism, Journal of Contemporary Asia 1999. 29:4, p. 429-440.
15. Putnam R. D. E Pluribus Unum: Diversity and Community in the 21st Century / Scandinavian Political Studies. 2007. 30(2), p. 137-174...85