Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей с аутизмом как направление социальной работы

Работа №144244

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации детей с аутизмом как направления социальной работы 6
1.1 Особенности развития детей с аутизмом 6
1.2 Социальная адаптация детей с аутизмом 18
Глава 2 Технологии социальной работы с детьми с аутизмом 28
2.1 Роль социальной работы с детьми с аутизмом 28
2.2 Игровые методики 35
Глава 3 Эмпирическое исследование «Опыт применения игровых методик в работе по адаптации детей с аутизмом в Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района». 43
3.1 Программа исследования 43
3.1 Выводы по исследованию 51
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение 63

Необходимость изучения расстройств аутистического спектра (РАС) обусловлено все большим увеличением количества детей с данным нарушением. Причины роста числа случаев аутизма связаны с реальным увеличением распространенности этого расстройства, изменениями в возрасте диагностики, а также с повышением уровня осведомленности населения о проблеме. В условиях развития гуманизации общества дети, которых ранее считали необучаемыми, теперь включаются в систему образования и успешно адаптируются в ней. При обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для образования каждого ребенка, возникает необходимость взаимной адаптации как самого ребенка к требованиям общества, так и общества к индивидуальным возможностям каждого ребенка.
Эпидемиологические исследования показывают, что распространенность РАС растет во всем мире. В настоящее время, по оценкам ВОЗ, около 1 из 100 детей страдают этим заболеванием
Общая численность детей с РАС на уровнях начального, основного и среднего общего начального, основного и сред его общ-дети до 18 лете общая численность лиц с РАС в России в 2022 г, согласно мониторингу, составила 45 888 чел.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляет собой группу комплексных нарушений психического развития, характеризующуюся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения.


Направление на психолого-медико-педагогическую комиссию для установления диагноза сопряжено с рядом трудностей, в том числе с сопротивлением родителей, сложностями в комплектовании самих комиссий и диагностике отклонений аутистического спектра. Поэтому большое количество таких детей остается, как без педагогической помощи, так и без медицинского сопровождения.
Актуальность к проблеме детского аутизма со времен его описания объясняется отсутствием точных знаний о его происхождении, незавершенностью классификации, недостаточной разработанностью вопросов терапии и коррекции поведенческих расстройств, а также высокой представленностью в детском возрасте .
Аутичного ребёнка зачастую не принимают в образовательные учреждения; принять гостей или пойти самим в гости проблематично, так как для окружающих ребёнок не предсказуем; его трудно понять; не всякая еда ему по душе; не всегда обладает навыками самообслуживания. Всё это мешает ребёнку с РАС приспособиться к реальной жизни и социализация ребёнка аутиста в общество почти невозможна из-за глубоких нарушенных контактов с окружающим миром...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив материал по данной теме, можно сказать, что явление аутизма получает все большую огласку в современном мире. Родители чаще в более раннем возрасте выявляют данное расстройство у своих детей, благодаря развитию методик и огласке этого явления в обществе. Одного конкретного способа для коррекции аутизма пока что не было разработано, методики подбираются индивидуально и в комплексе. Вылечить медикаментозно аутизм невозможно, только если лечить сопутствующие заболевания, идущие с аутизмом. Основной упор должен быть направлен на коррекцию поведения детей с аутизмом, на работу с социальным взаимодействием, стереотипным поведением, выводом на эмоциональный контакт.
Дети с аутизмом в раннем возрасте погружены в свой уникальный мир, где преобладают сенсорные ощущения. Им сложно устанавливать связи между эмоциями, ощущениями и действиями, это, в свою очередь, сильно затрудняет понимание и использование социальных сигналов. Взаимодействие с окружающим миром требует от них значительных усилий, что приводит к замкнутости и использованию аутостимуляций, как способа защиты от перегрузок.
Поэтому раннее вмешательство играет ключевую роль в развитии ребенка с аутизмом. Необходимо создавать доверительные отношения, которые станут основой для обучения и социальной адаптации. Важно постепенно расширять возможности взаимодействия, развивать моторику, речь, навыки самообслуживания. Аутизм это особенность развития, которая сопровождает человека во весь период жизни и нам необходимо не исправить его и подогнать поведение к норме, а помочь адаптироваться в обществе, развить навыки самостоятельности, создать условия и возможности для полноценной жизни в обществе, учитывая его особенности и свое восприятие этого мира.
Для успешности коррекционной работы и социальной адаптации важна ранняя диагностика нарушения развития, ведь чем старше становится ребенок с аутизмом, тем сильнее он привыкает к этому миру своим способом восприятия, по-своему справляется со всеми возникающими ощущениями. Ребенок с аутизмом нуждается в индивидуальном подходе, так как спектр проявления может быть разный, есть детки и с вербальной речью, и не выходящие на контакт, находящиеся “в себе”, и реагирующие агрессией, и игнорирующие свое окружение.
Одним из способов работы с аутичным ребенком, дающий возможность социальной адаптации, является метод игрового взаимодействия. Он позволяет восполнить недостаток аффективной сферы ребенка с аутизмом, найти эмоциональный контакт с ним, увести его от аутостимуляции, обучить совместному вниманию и развить мышление. Важным является совместно-разделенное переживание ребенка со специалистом, понимание его интересов, страхов, необходимо вступать в контакт, выводить на эмоциональный отклик ребенка, заражать его положительными эмоциями. Однако специалисты отмечают, что спектр аутизма очень широк и данная методика помогает не всем детям, есть те, с кем работу в детстве не проводили и они вообще могут не реагировать на внешний мир.
Безусловно, играет большую роль и родители, семья ребенка, важно эмоционально поддерживать ребенка, четко организовывать жизнь и пространство, чтобы ребенку с аутизмом было комфортно в постоянной атмосфере. Специалисты используют разные методы для работы с детьми с аутизмом, это ABA терапия, направленная на коррекцию поведения, социальных и практических навыков, DIR/Floortime, направленная на развитие коммуникативных навыков и эмоциональных связей, PECS (cистема альтернативной коммуникации с помощью карточек) и др. В заключении хочется сказать, что с детьми с аутизмом необходимо работать комплексно, одна методика эффекта не принесет, и подключать активно родителей, при их возможностях и желаниях.
Социальная адаптация детей с расстройством аутистического спектра – это комплексный и продолжительный процесс, который требует совместных усилий ребенка, его родителей, специалистов и всех задействованных организаций. Важно создать систему поддержки, включающую компетентных и мотивированных родителей, профессионализм специалистов (комплексный подход со стороны специалистов из различных областей (психологи, логопеды, педагоги)), а также сотрудничество между ведомствами. Важно обеспечить координацию действий между различными организациями (школы, центры реабилитации, медицинские учреждения), чтобы создать единую систему поддержки ребенка с РАС.


1. Аналитическая справка о состоянии образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2022 году//https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/4263/analiticheskaya_spravka_monitoring_ras_2022_29_12_2022.pdf
2. Андрусенко Владислав М., Римская Татьяна О. Оcновное общее образование у детей, использующих систему альтернативной коммуникации PECS // Северо-Кавказский психологический вестник.2022.№3.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnoe-obschee-obrazovanie-u-detey-ispolzuyuschih-sistemu-alternativnoy-kommunikatsii-pecs (дата обращения: 11.04.2024).
3. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д.В. Ермолаева. М.: Теревинф. 2013. 216 с.
4. Асланова Сабина Рамиз Кызы, Гусейнова Наиля Тофик Кызы Диагностические критерии раннего детского аутизма: основные подходы // Ярославский педагогический вестник. 2016. №2.
5. Баенская Е.Р. Разделенное переживание – путь терапии детского аутизма // Альманах Института коррекционной педагогики РАО (Электронный ресурс), - 2014, №20.
6. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Значение эмоционально-смыслового комментария в коррекционной работе с детьми с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - №1. – С. 24-28
7. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., УМК «Психология», 2003.
Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. Красноярск, 2014.
8. Бирюкова Ю.В. Использование метода ABA терапии в коррекции нарушений детей с расстройством аутистического спектра // Теория и практика современной науки. 2021. №9 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-ava-terapii-v-korrektsii-narusheniy-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 10.04.2024)
9. Бычкова, Е. Дети дождя: все об аутизме [Текст] / Е Бычкова // Няня. – 2001. –№ 12
10. Вайнер T.E. Ранний детский аутизм // Помощь своему ребенку: опыт с детским аутизмом [Текст]. - М: Московский центр педагогики 2019 - 56с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – С. 75
12. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 144 с. - (Коррекционная педагогика).
13. Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 4. С. 35–41. DOI: 10.17759/autdd.2017150405
14. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с
15. Делани Тара ; пер. с англ. В. Дегтяревой.науч. ред. С. Анисимова. Развитие основных навыков у детей с аутизмом : эффективная методика игровых занятий с особыми детьми // Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. — 272 с...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ