Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поздний советский период в представлениях молодежи: сравнительный анализ сериалов «Бригада» и «Слово пацана»

Работа №144231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы89
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
1.1 Ценности, установки и представления молодёжи в контексте теории медиатизации 7
1.2 Молодёжь и историческая память 11
1.3 Понятие и временные рамки позднего советского периода, исторический и социальный контекст 13
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРИАЛОВ «БРИГАДА» И «СЛОВО ПАЦАНА» 20
2.1 Понятия «дискурс» и «дискурс-анализ» 20
2.2 Понятие и методика контент-анализа, его эвристический потенциал для исследования репрезентаций событий позднесоветского периода 39
2.3 Советское прошлое – экономический, политический, культурный, социальный компоненты 45
2.4 Понятие «фрейм» в контексте контент-анализа 54
2.5 Сравнительный анализ сериалов в контексте влияния на формирование у молодежи мнения о позднем СССР 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77



Исторический контекст, который окружал существование и дальнейший распад позднего Советского Союза сложился в период с конца 70-х годов до начала 90-х. Особая социальная и политическая динамика того времени вызывает у людей неподдельный интерес, мотивирует узнать о нем как можно больше. Не являются исключением и представители молодого поколения, многие из которых не имели возможности личного опыта жизни в то время. Потому их представления о прошлом тем или иным образом формируются через медиа. Медиатизация, которая олицетворяет собой влияние средств массовой информации на общественное сознание, играет ключевую роль в формировании мнений и представлений молодежи о позднем советском периоде.
Молодежь получает информацию о прошлом, в том числе о позднем советском периоде, через телевидение, радио, Интернет, социальные сети, фильмы, книги и другие медиаформаты. Однако необходимо отметить, что медиа влияют не только на передачу информации о прошлом, но и на ее интерпретацию. Сложность заключается в том, что каждый источник информации имеет свою специфику и может представить период позднего СССР в своем контексте. Некоторые медиа рассматривают этот период как время процветания и стабильности, в то время как другие подчеркивают его проблемы и ограничения.
В данной курсовой работе будет рассмотрена репрезентация позднего советского периода через сериалы «Бригада» и «Слово пацана: кровь на асфальте». Стоит отметить, что действия в обоих сериалах происходят в одно время: в 1989 году – в период процветания бандитизма, образования группировок, в том числе и подростковых. Несмотря на то, что сериалы вышли на экраны с разницей в двадцать лет, на первый взгляд может показаться, что сняты они об одном и том же: преступном объединении молодых людей, которые делят деньги, территорию и сферу влияния теми способами, которые видят для себя доступными. В центре сюжета обоих сериалов стоит дружба, предательство, нравственные дилеммы и выбор между законом и преступностью, главные герои сталкиваются со схожими проблемами и испытаниями. Однако между работами существуют и значительные отличия: к примеру, сюжет «Бригады» строится вокруг преступного мира и борьбы за власть над ним, тогда как в «Слове пацана» рассказывается о повседневной жизни советских подростков и тех проблемах, которые перед ними возникают, в том числе из-за политической ситуации и социального контекста. По-разному расставленные акценты делают сериалы отличными друг от друга и раскрывают иные, хоть и перекликающиеся между собой проблемы того времени...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была изучена теоретическая и эмпирическая база, посвященная позднему советскому периоду и способам формирования его образа.
В ходе написания ВКР, в ее первой главе были рассмотрены понятия медиатизации и исторической памяти. На основе литературы и различных материалов было описано понятие позднего советского периода, его временные рамки, а также исторический и социальный контекст. Основные выводы, сделанные в процессе написания первой главы, заключаются в оценке важности влияния медиатизации на формирование мнения о событиях прошлого. Так как в последние годы наблюдается все более активное развитие медиапространства, информация об исторических периодах и событиях становится широко распространяемой и легкодоступной, медиа формируют общественное восприятие и интерпретацию исторических событий через такие источники как фильмы, сериалы, документальные передачи, статьи, видеоролики в социальных сетях и так далее. При этом представление каких-либо события может преподноситься через личное мнение автора, потому достоверность такой информации может быть крайне низкой, к примеру, в случае, если автор умалчивает о каких-либо недостатках и преувеличивает достоинства. Так как поздний советский период характеризуется значительными переменами во всех сферах жизни общества (изменения в политической и социальной сферах, стагнация в экономической, появление новых течений в культурной), все эти аспекты могут по-разному интерпретироваться авторами медиа и преподноситься через их собственную призму восприятия.
Во второй главе, в ходе изучения и написания эмпирической базы, были рассмотрены различные методологические инструментарии, использование которых было бы логично и полезно в данной работе: понятие дискурс-анализа, в особенности критического дискурс-анализа в версии Нормана Фэркло; теория фреймов И. Гофмана; методология классического обзорного контент-анализа; инструментарий сравнительного анализа. В качестве методологии исследования был выбран сравнительный обзорный контент-анализ сериалов, единицами счета в котором стали темы, выделенные в четырех компонентах жизни общества. В политическом компоненте такими темами стали война в Афганистане, образ и роль Партии, отношение Партии к бандитизму; в экономическом – бедность населения, безработица и поиск способов заработка; в культурном компоненте была выделена тема досуга молодежи; в социальном – бандитизм, связь власти и милиции с бандитами, социальный статус и социальный престиж. Также единицами анализа явились частота упоминания тем в сериалах и их хронометраж. Кроме того, благодаря выделению понятийно-тематических единиц фиксировался и другой параметр – отношение к каждой конкретной теме и ее интерпретация: позитивная, нейтральная или негативная.
Сравнительный анализ всех выделенных аспектов позволил сделать выводы о том, какую картину позднесоветской реальности создают выбранные сериалы. Следует отметить, что конструируемая сериалами действительность отличается в силу по-разному расставленных акцентов. Так, в «Бригаде» образ позднесоветской реальности характеризуется спокойной политической обстановкой, при которой власть не взаимодействует с обществом, граждане не рассуждают о политике, и даже Афганская война не оказывает влияния на их повседневную жизнь. В то же время экономический аспект содержит в себе основные проблемы общества – бедность населения и низкая оплата труда на государственных предприятиях. Именно это становится источником бандитизма и коррупции, то есть социальных проблем общества, а также незаконных досуговых практик (к примеру, нелегальных боев со ставками), что является частью уже культурного компонента. Таким образом, благодаря сделанному на бандитизме и беззаконии акценту, образ позднего советского периода в «Бригаде» приобретает резко негативный оттенок, представляясь в сознании зрителей эпохой хаоса и безнаказанной преступности.
В «Слове пацана» одной из самых значимых тем также является бандитизм, который оказывает влияние на все остальные сферы общественной жизни. Однако в этом сериале данная проблема обусловлена не только трудной экономической обстановкой в стране и нищетой населения, но, главное, разрывом между государственной идеологией и ценностями молодежи. При этом властные структуры и милиция активно борются с уличной преступностью, но не могут убедить молодежь присоединиться в числе своих сторонников, не имея достойной альтернативы. Также неким фоном происходящих событий является война в Афганистане, описываемая гражданами словом «ад».
Таким образом, через сравнительный анализ сериалов «Бригада» и «Слово пацана» были выявлены ключевые темы и характеры интерпретаций событий позднего СССР, которые формируют представления молодежи об этом периоде.



1. Абрамов Р.Н. Ностальгические репрезентации позднего советского периода в медиапроектах Л. Парфенова: по волнам коллективной памяти // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2012.
2. Аверин А.А. Методы контент-анализа в исследованиях социокультурной динамики. Москва, Издательство РГГУ, 2015. Стр. 45-67.
3. Артемова Е. Социокультурные изменения в постсоветской России: переход от советской к постсоветской идентичности молодежи // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социология. — 2013. — № 1 (12). — С.36–52.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1974. 446 с.
5. Бердяев Н.А. Россия и мировой кризис. — Москва: Прогресс, 1989.
6. Брянцева В. Медиацентризм в молодёжных представлениях о позднем советском периоде: анализ сериалов «Бригада» и «Слово пацана» // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — №4. — С.33-38.
7. Вицель, Х.-Ю. Медиатизация экономики. – М., 2012.
8. Володенков С.В. Медиатизация и виртуализация современного пространства публичной политики // PolitBook. — 2016. — №1. — С.65-80
9. Гараев, Р. Слово пацана. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Слово_пацана (дата обращения: 21.05.2021).
10. Горелик И.М. Контент-анализ русской политической прессы. Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 2012. Стр. 112-135.
11. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / под ред. Г.С. Батыгина, Л.А. Козловой. М.: Институт социологии РАН, 2003. 752 с.
12. Григорьева Е. Молодёжные представления о позднем советском периоде в сериалах «Бригада» и «Слово пацана»: анализ социокультурного контекста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2020. — № 2. — С. 65–76.
13. Гронская Н.Э., Зусман В.Г., Батищева Т.С. СОПОСТАВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНЫХ ДИСКУРСОВ: ТРИ РИТОРА, ТРИ ТЕКСТА, ТРИ ЯЗЫКА. 2013.
14. Гудков Л. Молодёжь 2000-х. — М.: Новое литературное обозрение, 2005.
15. Гурин К.Е. АНАЛИЗ ДИСКУРСОВ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР, ИДЕНТИЧНОСТЕЙ И ПРОЦЕССОВ В ТЕОРИИ ЭРНЕСТО ЛАКЛО И ШАНТЕЛЯ МУФФ. Ижевск...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ