ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. МЕСТО АНТАРКТИКИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ......................... 11
1.1 Антарктика: соотношение геополитики и геоэкономики .......................... 11
1.2 Нормативно-правовая база режима использования Антарктики .............. 17
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАН БРИКС В АНТАРКТИКЕ ......................... 35
2.1 Национальные интересы стран БРИКС в Антарктическом регионе ........ 35
2.2 Опыт сотрудничества стран БРИКС в Антарктике .................................... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................... 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..... 64
ПРИЛОЖЕНИЯ............................. 70
Актуальность темы исследования.
На сегодняшний день БРИКС является влиятельным межгосударственным объединением, состоящим из десяти развивающихся государств (Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, ОАЭ, Ирана, Египта, Саудовской Аравии и Эфиопии), суммарная численность населения которых составляет более 40% от общемировой, десятки других являются желающими вступить в организацию. Двусторонние отношения стран-участников основаны на принципах равенства, невмешательства и взаимной выгоды от политического и экономического сотрудничества в различных сферах. Внимания заслуживает сотрудничество в полярных регионах – Арктике и Антарктике. Особенность последней заключается в том, что она представляет собой значительную по площади территорию, богатую разнообразными ресурсами, но не принадлежащую ни одному государству мира.
Правовой статус и режим использования Антарктиды определяются рядом международно-правовых нормативных актов, в совокупности известных как Система Договора об Антарктике (далее – СДА). Основной договор был подписан двенадцатью государствами 1 декабря 1959 года в Вашингтоне. Также СДА включает в себя Конвенцию об охране антарктических тюленей, Конвенцию о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ) и Протокол к Договору об Антарктике об охране окружающей среды.
Сам факт формирования СДА указывает на существующие противоречия различных государств относительно Антарктиды: территориальные притязания, споры о юрисдикции, добыче живых и неживых ресурсов и многом другом. Данные противоречия особенно обострились в XX веке и существуют до сих пор. При этом интерес мирового сообщества к Антарктике постоянно растет, все новые и новые государства выражают желание присоединиться к соглашениям СДА, тем самым получив право наблюдать за исследовательской деятельностью других или даже вести ее самостоятельно...
Антарктический режим сегодня представляет собой довольно сложную и неустойчивую в условиях мировой напряженности систему. С одной стороны, за время своего существования система доказала свою эффективность в качестве международного экологического права, которое на протяжении более чем полвека защищает от необратимого антропогенного воздействия флору и фауну региона. С другой же стороны, режим, сформированный Системой Договора об Антарктике, несмотря на свою относительную гибкость и непротиворечивость, всегда был и будет предметом споров различных политических акторов, затрагивающих вопросы территориальных претензий, добычи полезных ископаемых, научных исследований и сравнения его с правовым режимом Арктики. Ближайшие десятилетия могут стать решающими в определении вектора дальнейших изменений антарктического режима на много лет вперед. Во многом он будет зависеть от того, как в ближайшем будущем будет выстраиваться сотрудничество между странами БРИКС, в совокупности имеющих колоссальный вес в определении правового статуса Антарктики.
В ходе работы поставленные задачи выполнялись последовательно. Сначала была дана общая характеристика Антарктики как политического региона мира, описаны основные вехи истории формирования антарктического режима, обоснована его геополитическая и геоэкономическая значимость. Далее был проведен анализ нормативно-правовых актов, включенных в структуру СДА, описана роль и вклад каждого из них в режим использования Антарктики в том виде, в каком он существует сегодня. Следующая часть работы была посвящена странам БРИКС. Во-первых, были выявлены национальные интересы Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в Антарктике. Во-вторых, был описан уже имеющийся опыт сотрудничества стран-членов в Антарктике как в рамках объединения, так в виде двухсторонних взаимодействий...
1. Договор об Антарктике: [принят правительствами Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южно-Африканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки 1 декабря 1959 г.]. – 1959. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1901494.
2. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики : офиц. текст. – 1980. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901857477
3. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики : офиц. текст. – 1972. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1901254?section=text
4. Конвенция об открытом море : офиц. текст. – 1963. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf
5. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в Антарктике между Китайской Арктической и Антарктической Администрацией Государственного океанического Управления Китайской Народной Республики и Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: офиц. текст. – 2017
6. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4 октября 1991 года [Электронный ресурс]. – 1991. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901886692
7. Резолюция ГА ООН № ES-43/83 от 7 декабря 1988 г. : офиц. текст. – 1988. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/535/24/IMG/NR053524.pdf?OpenElement
8. Устав Организации Объединенных Наций: офиц. текст. – 1945. – URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-1
9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент Российской Федерации. Москва. – 2015. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
10. Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Москва. – 2021. – URL: http://static.government.ru/media/files/l1MiwzpjXdaEO2h0tJZHhw12xAp7Mx8k.pdf
11. Балакин, В.И. Продвижение Китая в Антарктиду в XXI веке / В.И. Балакин // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2020. – №25. – С. 184-197
12. Балакин, В.И. Стратегия Китая в Арктике и Антарктике / В.И. Балакин // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2012. – №17. – С. 227-241. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-kitaya-v-arktike-i-antarktike
13. Богданова, Э.Ю. Процедура оценки воздействия на окружающую среду – важнейший инструмент защиты Антарктики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12 (116). – С. 470-480. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsedura-otsenki-vozdeystviya-na-okruzhayuschuyu-sredu-vazhneyshiy-instrument-zaschity-antarktiki
14. Бодров, С.Н. К вопросу об обеспечении национальных интересов России в Арктике и Антарктике / С.Н. Бодров // Этносоциум и межнациональная культура. – 2015. – № 9 (87). – С. 115-122
15. Ван Ясинь. Современная политика КНР в области антарктических научных исследований и международного научного сотрудничества / Ван Ясинь // Управленческое консультирование. – 2022. – №10 (166). – С. 171-182. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-politika-knr-v-oblasti-antarkticheskih-nauchnyh-issledovaniy-i-mezhdunarodnogo-nauchnogo-sotrudnichestva...53