Вовлечение креативных пространств в туристско-рекреационную деятельность Санкт-Петербурга
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ 7
1.1. Определение понятия креативного пространства 7
1.2. Подходы к классификации креативных пространств 13
1.3. Креативные пространства в городской среде и их туристский потенциал 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ 29
2.1. Российский опыт создания креативных пространств и их вовлечение в туристскую деятельность 29
2.2. Креативные пространства Санкт-Петербурга и их туристский потенциал 36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА С ВОВЛЕЧЕНИЕМ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 55
3.1 Анализ спроса на туры с вовлечением креативных пространств 55
3.2. Анализ предложения туров с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга 59
3.3. Туристический маршрут «В Петербург за креативом» с вовлечением креативных пространств 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 111
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ 7
1.1. Определение понятия креативного пространства 7
1.2. Подходы к классификации креативных пространств 13
1.3. Креативные пространства в городской среде и их туристский потенциал 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ 29
2.1. Российский опыт создания креативных пространств и их вовлечение в туристскую деятельность 29
2.2. Креативные пространства Санкт-Петербурга и их туристский потенциал 36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА С ВОВЛЕЧЕНИЕМ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 55
3.1 Анализ спроса на туры с вовлечением креативных пространств 55
3.2. Анализ предложения туров с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга 59
3.3. Туристический маршрут «В Петербург за креативом» с вовлечением креативных пространств 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 111
В XXI в. Общество от информационной стадии постепенно переходит на новую ступень своего развития — креативную. В новом обществе главная роль отводится генерации новых идей и инновациям — основным двигателям его дальнейшего прогресса. Господство креативности располагает к саморазвитию и позволяет людям раскрыть свой творческий потенциал. Одними из культурных продуктов креативного общества являются креативные пространства — общедоступные площадки, на которых созданы все условия для самовыражения, занятий творчеством, проведения досуга и общения с единомышленниками. В России подобные объекты начали появляться относительно недавно, в начале 2000-хгодов. Однако, популяризация и развитие креативной инфраструктуры уже стали одними из главных трендов современного российского градостроительства. На данном этапе креативные пространства ориентированы в большей степени на локальную аудиторию, тем не менее, они обладают достаточным туристским потенциалом и могут стать новыми объектами притяжения туристов в своих дестинациях.
Санкт-Петербург является одним из основным креативных центров России: на его территории действует большое количество крупных креативных пространств. Это значительные городские территории, которые могут быть вовлечены в туристскую деятельность, привлекать новую аудиторию и инвестиции, расширяться и совершенствовать городской облик в соответствии с требованиями времени. Несмотря на активное содействие городской администрации, реализовать в полной мере включение креативных пространств в экскурсионные маршруты по Петербургу на данный момент пока не удалось.
Актуальность данного исследования определяется тем, что на протяжении нескольких лет Санкт-Петербургу приходится сталкиваться с сокращением въездного турпотока, связанного с общемировым снижением статистики путешествий на фоне пандемии COVID-19 и нестабильной внешнеполитической обстановки. Количество иностранных туристов, которых в большей степени привлекали «классические» достопримечательности города на Неве, неуклонно падает и составляет всего несколько сотен тысяч, в то время как внутренние потребители, не имеющие возможности выехать за пределы страны, начинают формировать основной спрос на данную дестинацию. Для сохранения статистики визитов и дальнейшего её роста организаторам туристической деятельности стоит переориентироваться на потребности российской аудитории, значительная часть которой уже посещала Петербург ранее: необходимо создать турпродукт, востребованный у повторных туристов.
Решить данную проблему не позволяет формировавшийся десятилетиями имидж «классической» или «традиционной» культурной столицы. О новых культурных объектах и актуальной жизни города туристам почти ничего не известно, а по темпам развития современной культуры, как отмечают многие эксперты, Санкт-Петербург отстаёт от своих конкурентов не только на мировом уровне, но и внутри России. Таким образом, Санкт-Петербургу необходимо поддерживать имидж культурной столицы не только в прошлом, но и в настоящем.
Вовлечение креативных пространств в туристскую деятельность делает возможным решение сразу нескольких задач. Во-первых, оно обеспечит расширение предложения на рынке туризма, которое поспособствует привлечению как совершенно новой аудитории, так и повторных туристов. Во-вторых, повысится осведомленность гостей города о современной культурной жизни Санкт-Петербурга, в неё начнут привлекаться новые финансовые потоки и сформируется благоприятная инвестиционная среда, что в свою очередь обеспечит развитие современной культуры города, рост въездного турпотока, а также повысит его конкурентоспособность на туристических рынках.
Объектом данного исследования являются креативные пространства Санкт-Петербурга, обладающие туристским потенциалом.
Предметом— туристский потенциал креативных пространств Санкт-Петербурга.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка востребованности креативных пространств Санкт-Петербурга для развития внутреннего туризма, их использование для диверсификации туристского предложения через разработку нового туристического маршрута. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучение подходов к определениям творчества, креативности, креативного класса и индустрий, а также к формированию креативных пространств;
2. Проведение анализа существующих классификаций креативных пространств;
3. Рассмотрение туристского потенциала креативных пространств и возможностей их интеграции в городскую среду;
4. Анализ мирового и российского опытов создания и использования креативных пространств;
5. Исследование политики администрации Санкт-Петербурга в отношении креативных пространств и их вовлечения в туристско-рекреационную деятельность города;
6. Проведение комплексного анализа креативных площадок Санкт-Петербурга и выявление наиболее подходящих из них для включения в туристские маршруты;
7. Маркетинговое исследование спроса на туристский потенциал креативных пространств Петербурга на внутренних туристских рынках на примере аудитории из Москвы;
8. Анализ существующего предложения, соответствующего теме данной работы, на туристском рынке Санкт-Петербурга;
9. Разработка и калькуляция маршрута с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга.
В настоящей выпускной квалификационной работе применяются следующие методы исследования: метод анкетирования; сравнительный анализ; контент и веб-анализ сайтов, информационных порталов и социальных сетей; сбор и анализ актуальной статистики; исторический метод; метолы аналогии, обобщения и классификации; анализ карт и геоинформационных систем.
Данное исследование основано на теоретико-методологической базе, представленной работами Р. Флориды, Дж. Хоккинса, Ч. Лэндри, Р. Ольденбурга, П. Ллойда, Д. Н. Суховской и многих других исследователей, проводящих исследования в области креативных индустрий и креативных пространств. Также в выпускной квалификационной работе использовались актуальные статистические данные, полученные из источников, посвящённых развитию креативности и креативной инфраструктуры в России и мире. Основная часть использованной информации представлена различными веб-ресурсами: официальными сайтами проектов и администраций городов, туристическими порталами, сайтами креативных пространств и прочими интернет-источниками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе представлены теоретические подходы к исследованию креативных пространств и анализу основных понятий, необходимых для раскрытия выбранной темы. Вторая глава посвящена описанию Российского опыта создания и использования креативных пространств, в том числе в туристической деятельности, а также анализу креативных пространств Санкт-Петербурга и их туристского потенциала. Третья глава является практической и заключительной, в неё входят: анализ спроса и предложения на туристском рынке Санкт-Петербурга, составление и калькуляция перспективного туристического маршрута с использованием креативных пространств.
Санкт-Петербург является одним из основным креативных центров России: на его территории действует большое количество крупных креативных пространств. Это значительные городские территории, которые могут быть вовлечены в туристскую деятельность, привлекать новую аудиторию и инвестиции, расширяться и совершенствовать городской облик в соответствии с требованиями времени. Несмотря на активное содействие городской администрации, реализовать в полной мере включение креативных пространств в экскурсионные маршруты по Петербургу на данный момент пока не удалось.
Актуальность данного исследования определяется тем, что на протяжении нескольких лет Санкт-Петербургу приходится сталкиваться с сокращением въездного турпотока, связанного с общемировым снижением статистики путешествий на фоне пандемии COVID-19 и нестабильной внешнеполитической обстановки. Количество иностранных туристов, которых в большей степени привлекали «классические» достопримечательности города на Неве, неуклонно падает и составляет всего несколько сотен тысяч, в то время как внутренние потребители, не имеющие возможности выехать за пределы страны, начинают формировать основной спрос на данную дестинацию. Для сохранения статистики визитов и дальнейшего её роста организаторам туристической деятельности стоит переориентироваться на потребности российской аудитории, значительная часть которой уже посещала Петербург ранее: необходимо создать турпродукт, востребованный у повторных туристов.
Решить данную проблему не позволяет формировавшийся десятилетиями имидж «классической» или «традиционной» культурной столицы. О новых культурных объектах и актуальной жизни города туристам почти ничего не известно, а по темпам развития современной культуры, как отмечают многие эксперты, Санкт-Петербург отстаёт от своих конкурентов не только на мировом уровне, но и внутри России. Таким образом, Санкт-Петербургу необходимо поддерживать имидж культурной столицы не только в прошлом, но и в настоящем.
Вовлечение креативных пространств в туристскую деятельность делает возможным решение сразу нескольких задач. Во-первых, оно обеспечит расширение предложения на рынке туризма, которое поспособствует привлечению как совершенно новой аудитории, так и повторных туристов. Во-вторых, повысится осведомленность гостей города о современной культурной жизни Санкт-Петербурга, в неё начнут привлекаться новые финансовые потоки и сформируется благоприятная инвестиционная среда, что в свою очередь обеспечит развитие современной культуры города, рост въездного турпотока, а также повысит его конкурентоспособность на туристических рынках.
Объектом данного исследования являются креативные пространства Санкт-Петербурга, обладающие туристским потенциалом.
Предметом— туристский потенциал креативных пространств Санкт-Петербурга.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка востребованности креативных пространств Санкт-Петербурга для развития внутреннего туризма, их использование для диверсификации туристского предложения через разработку нового туристического маршрута. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучение подходов к определениям творчества, креативности, креативного класса и индустрий, а также к формированию креативных пространств;
2. Проведение анализа существующих классификаций креативных пространств;
3. Рассмотрение туристского потенциала креативных пространств и возможностей их интеграции в городскую среду;
4. Анализ мирового и российского опытов создания и использования креативных пространств;
5. Исследование политики администрации Санкт-Петербурга в отношении креативных пространств и их вовлечения в туристско-рекреационную деятельность города;
6. Проведение комплексного анализа креативных площадок Санкт-Петербурга и выявление наиболее подходящих из них для включения в туристские маршруты;
7. Маркетинговое исследование спроса на туристский потенциал креативных пространств Петербурга на внутренних туристских рынках на примере аудитории из Москвы;
8. Анализ существующего предложения, соответствующего теме данной работы, на туристском рынке Санкт-Петербурга;
9. Разработка и калькуляция маршрута с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга.
В настоящей выпускной квалификационной работе применяются следующие методы исследования: метод анкетирования; сравнительный анализ; контент и веб-анализ сайтов, информационных порталов и социальных сетей; сбор и анализ актуальной статистики; исторический метод; метолы аналогии, обобщения и классификации; анализ карт и геоинформационных систем.
Данное исследование основано на теоретико-методологической базе, представленной работами Р. Флориды, Дж. Хоккинса, Ч. Лэндри, Р. Ольденбурга, П. Ллойда, Д. Н. Суховской и многих других исследователей, проводящих исследования в области креативных индустрий и креативных пространств. Также в выпускной квалификационной работе использовались актуальные статистические данные, полученные из источников, посвящённых развитию креативности и креативной инфраструктуры в России и мире. Основная часть использованной информации представлена различными веб-ресурсами: официальными сайтами проектов и администраций городов, туристическими порталами, сайтами креативных пространств и прочими интернет-источниками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе представлены теоретические подходы к исследованию креативных пространств и анализу основных понятий, необходимых для раскрытия выбранной темы. Вторая глава посвящена описанию Российского опыта создания и использования креативных пространств, в том числе в туристической деятельности, а также анализу креативных пространств Санкт-Петербурга и их туристского потенциала. Третья глава является практической и заключительной, в неё входят: анализ спроса и предложения на туристском рынке Санкт-Петербурга, составление и калькуляция перспективного туристического маршрута с использованием креативных пространств.
Креативные пространства—современные объекты притяжения, которые на протяжении уже нескольких лет являются излюбленными местами отдыха и проведения досуга для жителей многих российских городов. В этих местах обеспечиваются все условия для отдыха, общения, саморазвития и творческого самовыражения местных жителей. Помимо выполнения своей основной функции, наличие подобных площадок в городах способствует ревитализации старых неэксплуатируемых зданий и «серых» районов, а также расширению городской культурной и туристической географии. Туристам креативные пространства могут предложить уникальный опыт знакомства с современной культурой дестинации, возможности для творческого самовыражения, общения и отдыха, и сближение с местным населением посредством совместной активности на территории этих мест.
Санкт-Петербург является одним из главных креативных центров в России: в городе креативные объекты занимают около 750 тыс. кв. м территории. Современные общественные пространства Петербурга в последние несколько лет при поддержке городской администрации активно продвигаются в качестве новых туристических аттракций. В рамках данного исследования была изучена деятельность креативных пространств Санкт-Петербурга, а также их туристский потенциал.
В ходе работы были осуществлены все поставленные задачи:
1. Были изучены подходы к определениям творчества, креативности, креативного класса и индустрий, и сформулировано определение креативного пространства на основе полученной информации;
2. Был осуществлён анализ различных классификаций креативных пространств и выбрана наиболее полная из них;
3. Рассмотрен туристский потенциал подобных объектов и его положительное влияние на городскую среду;
4. Изучены мировой и российский опыт создания и использования креативных пространств, а также выявлены определённые тенденции в развитии креативных пространств в разных странах мира;
5. Исследована политика администрации Санкт-Петербурга в отношении подобных площадок и их вовлечения в туристско-рекреационную деятельность города;
6. Проведен анализ основных креативных пространств города и выявлены наиболее перспективные для включения в экскурсионные маршруты;
7. Определен спрос на туристский потенциал креативных пространств Петербурга среди населения Москвы, в котором преобладают потенциальные возвратные гости, формирующие основной спрос на туристический потенциал таких площадок. Также было исследовано существующее конкурентное предложение и определено состояние рынка.
8. Разработан перспективный маршрут с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга и рассчитана его стоимость и экономический эффект его реализации.
На основе проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
• Для России креативные пространства —новое явление, и региональные власти только в последние годы начали принимать меры по развитию и росту числа подобных мест в городах и продвигать их использование в туристических маршрутах.
• Среди креативных пространств Санкт-Петербурга наиболее подходящими для организации туристической деятельности являются следующие: «Новая Голландия», «Севкабель Порт», «Эрарта», Анненкирхе и Лофт-проект «Этажи».
• Существует значительный спрос среди возвратных туристов на туры, включающие посещение креативных пространств, что было подтверждено проведённым в ходе работы социологическим опросом.
• Предложение туров с вовлечением креативных пространств на данный момент крайне ограничено: существующие маршруты задействуют потенциал данных не в полной мере, а основная часть предложения на рынке состоит из индивидуальных экскурсий от местных гидов, которые заинтересуют скорее профессионалов креативных индустрий и урбанистики, а не массового потребителя.
Заключительной частью работы стала разработка туристического маршрута «В Петербург за креативом», соответствующего её теме. В программу тура входит посещение всех выявленных в результате проведённых исследований наиболее аттрактивных креативных пространств Санкт-Петербурга. Его главные преимущества по сравнению с конкурентами: уникальность, более полное использование туристского потенциала креативных пространств и опора на потребности будущего покупателя. Данный маршрут сформирует у туристов более современный образ классического Санкт-Петербурга. Его реализация позволит расширить представления возвратных туристов о дестинации и её новых объектах притяжения, а также привлечь в Санкт-Петербург и развитие креативных индустрий в нём новые инвестиции.
Санкт-Петербург является одним из главных креативных центров в России: в городе креативные объекты занимают около 750 тыс. кв. м территории. Современные общественные пространства Петербурга в последние несколько лет при поддержке городской администрации активно продвигаются в качестве новых туристических аттракций. В рамках данного исследования была изучена деятельность креативных пространств Санкт-Петербурга, а также их туристский потенциал.
В ходе работы были осуществлены все поставленные задачи:
1. Были изучены подходы к определениям творчества, креативности, креативного класса и индустрий, и сформулировано определение креативного пространства на основе полученной информации;
2. Был осуществлён анализ различных классификаций креативных пространств и выбрана наиболее полная из них;
3. Рассмотрен туристский потенциал подобных объектов и его положительное влияние на городскую среду;
4. Изучены мировой и российский опыт создания и использования креативных пространств, а также выявлены определённые тенденции в развитии креативных пространств в разных странах мира;
5. Исследована политика администрации Санкт-Петербурга в отношении подобных площадок и их вовлечения в туристско-рекреационную деятельность города;
6. Проведен анализ основных креативных пространств города и выявлены наиболее перспективные для включения в экскурсионные маршруты;
7. Определен спрос на туристский потенциал креативных пространств Петербурга среди населения Москвы, в котором преобладают потенциальные возвратные гости, формирующие основной спрос на туристический потенциал таких площадок. Также было исследовано существующее конкурентное предложение и определено состояние рынка.
8. Разработан перспективный маршрут с вовлечением креативных пространств Санкт-Петербурга и рассчитана его стоимость и экономический эффект его реализации.
На основе проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
• Для России креативные пространства —новое явление, и региональные власти только в последние годы начали принимать меры по развитию и росту числа подобных мест в городах и продвигать их использование в туристических маршрутах.
• Среди креативных пространств Санкт-Петербурга наиболее подходящими для организации туристической деятельности являются следующие: «Новая Голландия», «Севкабель Порт», «Эрарта», Анненкирхе и Лофт-проект «Этажи».
• Существует значительный спрос среди возвратных туристов на туры, включающие посещение креативных пространств, что было подтверждено проведённым в ходе работы социологическим опросом.
• Предложение туров с вовлечением креативных пространств на данный момент крайне ограничено: существующие маршруты задействуют потенциал данных не в полной мере, а основная часть предложения на рынке состоит из индивидуальных экскурсий от местных гидов, которые заинтересуют скорее профессионалов креативных индустрий и урбанистики, а не массового потребителя.
Заключительной частью работы стала разработка туристического маршрута «В Петербург за креативом», соответствующего её теме. В программу тура входит посещение всех выявленных в результате проведённых исследований наиболее аттрактивных креативных пространств Санкт-Петербурга. Его главные преимущества по сравнению с конкурентами: уникальность, более полное использование туристского потенциала креативных пространств и опора на потребности будущего покупателя. Данный маршрут сформирует у туристов более современный образ классического Санкт-Петербурга. Его реализация позволит расширить представления возвратных туристов о дестинации и её новых объектах притяжения, а также привлечь в Санкт-Петербург и развитие креативных индустрий в нём новые инвестиции.
Подобные работы
- Вовлечение креативных пространств в туристские маршруты Санкт-Петербурга для диверсификации туристских потоков
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020



