Развитие профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн-пространстве
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы педагогической коммуникации в онлайн пространстве 7
1.1. Образовательное пространство сети Интернет как средство развития профессионально-коммуникативных умений студентов 7
1.2. Особенности коммуникации в онлайн пространстве 13
1.3. Основные жанры публичной педагогической коммуникации в онлайн пространстве 19
1.4. Профессиональная педагогическая коммуникация в онлайн пространстве 24
Вывод по первой главе. 35
Глава 2. Основные компоненты содержания обучения студентов лингводидактических направлений вузов коммуникации в онлайн-пространстве 37
2.1. Возможности образования в онлайн пространстве студентов лингводидактической подготовки 37
2.2. Факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей в онлайн пространстве 46
2.3. Трудности в развитии профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений в онлайн пространстве 57
Вывод по второй главе 62
Глава 3. Развитие профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн пространстве 66
3.1. Использование технологии «кейс-стади» для развития профессионально-коммуникативных умений 66
3.2. Внедрение предложенных мероприятий для развития коммуникативных умений в студентах лингводидактического направления в онлайн пространстве 74
Вывод по третьей главе. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список литературы 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 105
Глава 1 Теоретические основы педагогической коммуникации в онлайн пространстве 7
1.1. Образовательное пространство сети Интернет как средство развития профессионально-коммуникативных умений студентов 7
1.2. Особенности коммуникации в онлайн пространстве 13
1.3. Основные жанры публичной педагогической коммуникации в онлайн пространстве 19
1.4. Профессиональная педагогическая коммуникация в онлайн пространстве 24
Вывод по первой главе. 35
Глава 2. Основные компоненты содержания обучения студентов лингводидактических направлений вузов коммуникации в онлайн-пространстве 37
2.1. Возможности образования в онлайн пространстве студентов лингводидактической подготовки 37
2.2. Факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей в онлайн пространстве 46
2.3. Трудности в развитии профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений в онлайн пространстве 57
Вывод по второй главе 62
Глава 3. Развитие профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн пространстве 66
3.1. Использование технологии «кейс-стади» для развития профессионально-коммуникативных умений 66
3.2. Внедрение предложенных мероприятий для развития коммуникативных умений в студентах лингводидактического направления в онлайн пространстве 74
Вывод по третьей главе. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список литературы 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 105
В настоящее время в момент перехода общества к информационному типу связи, с появлением новых видов и средств коммуникаций эффективность преподавательской деятельности зависит от успешной реализации преподавателя своих коммуникационных навыков и умений не только при живом общении со студентом, но и при дистанционном обучении. Расширение арсенала средств, где классические формы организации процесса обучения уходят, замещаясь инновационными подходами, ведет к важности овладения коммуникационными технологиями и реализации коммуникативных умений в рамках образовательной подготовки студентов в онлайн-пространстве. Особенно коммуникативных умения важны студентам лингводидактических специальностей, которые интегрируют знания иностранного языка в практическую профессиональную деятельность.
С развитием информационных технологий коммуникация преподавателей и студентов в онлайн среде занимает ведущее место в обеспечении непрерывности коммуникационного процесса обмена знаниями и информацией в области иностранного языка. Система образования с помощью информационных технологий должна дать обучающимся лингводидактических направлений возможность развить профессионально-коммуникативные умения, всестороннее развить его личность, творческое мышление и помочь развить его индивидуальные качества - гибкость, адаптивность к быстро изменяющимся жизненным условиям – как в процессе образовательной подготовки обучающихся, так и в будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим актуальным вопросом перед педагогикой становится рассмотрение процесса развития профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений с применением информационно-технологических образовательных ресурсов, которые вносят большой вклад в процесс формирования коммуникативных способностей личности. Однако как показывает анализ практики учебного процесса, на сегодняшний день не в полной мере реализуется возможность содержания лингводидактических дисциплин, не всем арсеналом средств и методов обучения пользуются преподаватели для целенаправленного формирования и развития коммуникативных умений студентов в онлайн пространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое рассмотрение и анализ процесса развития профессионально-коммуникативных умений в студентах лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн пространстве.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть образовательное пространство сети Интернет как средство развития профессионально-коммуникативных умений студентов ;
2) привести основные жанры публичной педагогической коммуникации в онлайн пространстве;
3) рассмотреть профессиональную педагогическую коммуникацию в онлайн пространстве;
4) дать определение возможностям образования в онлайн пространстве студентов лингводидактических направлений;
5) определить факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей в онлайн пространстве;
6) выявить трудности в развитии профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений в онлайн пространстве;
7) разработать рекомендации по развитию профессионально-коммуникативных умений студентов для коммуникации в онлайн пространстве;
8) разработать план внедрения предложенных рекомендаций.
Объект исследования – педагогическая коммуникация преподавателей и студентов лингводидактических направлений в онлайн пространстве.
Предмет исследования – процесс развития профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн-пространстве.
Гипотеза исследования - развитие эффективной коммуникативных навыков студентов лингводидактических направлений возможно и целесообразно осуществлять с помощью онлайн пространства.
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики, культуры общения и коммуникативных связей таких как: Азимов Э.Г., Гальскова Н.Д., Лозован Л.Я., Осипова С.Б., Пассов Е.И., Разуваева Т.Н., Розина И.Н., Светлякова О.А., Трунова А.Р., Хуторянская Т.В., Шматко М.В., Щукин А.Н., David Cotton, David Falvey, Simon Kent.
Методы исследования: анализ и синтез, наблюдение и прогнозирование, системный подход, статистическая обработка информации, экспертная оценка, анкетный и социологический опрос.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании целесообразности применения дистанционных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции студентов в онлайн пространстве.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработаны рекомендации для внедрения в преподавательскую деятельность плана работ по формированию коммуникативных умений коммуникации в онлайн-пространстве у студентов лингводидактической направлений.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, предмет, объект и цели исследования, выдвигается гипотеза исследования, характеризуется его методология, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические основы педагогической коммуникации в онлайн пространстве, рассматривается сеть Интернета как средство развития профессионально-коммуникативных умений студентов, приводятся основные жанры публичной педагогической коммуникации в онлайн пространстве.
Во второй главе рассматриваются основные компоненты и трудности содержания обучения студентов лингводидактических направлений вузов коммуникации в онлайн-пространстве, а также факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей в онлайн пространстве.
В третьей главе приводятся рекомендации для развития профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн пространстве.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
С развитием информационных технологий коммуникация преподавателей и студентов в онлайн среде занимает ведущее место в обеспечении непрерывности коммуникационного процесса обмена знаниями и информацией в области иностранного языка. Система образования с помощью информационных технологий должна дать обучающимся лингводидактических направлений возможность развить профессионально-коммуникативные умения, всестороннее развить его личность, творческое мышление и помочь развить его индивидуальные качества - гибкость, адаптивность к быстро изменяющимся жизненным условиям – как в процессе образовательной подготовки обучающихся, так и в будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим актуальным вопросом перед педагогикой становится рассмотрение процесса развития профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений с применением информационно-технологических образовательных ресурсов, которые вносят большой вклад в процесс формирования коммуникативных способностей личности. Однако как показывает анализ практики учебного процесса, на сегодняшний день не в полной мере реализуется возможность содержания лингводидактических дисциплин, не всем арсеналом средств и методов обучения пользуются преподаватели для целенаправленного формирования и развития коммуникативных умений студентов в онлайн пространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое рассмотрение и анализ процесса развития профессионально-коммуникативных умений в студентах лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн пространстве.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть образовательное пространство сети Интернет как средство развития профессионально-коммуникативных умений студентов ;
2) привести основные жанры публичной педагогической коммуникации в онлайн пространстве;
3) рассмотреть профессиональную педагогическую коммуникацию в онлайн пространстве;
4) дать определение возможностям образования в онлайн пространстве студентов лингводидактических направлений;
5) определить факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей в онлайн пространстве;
6) выявить трудности в развитии профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений в онлайн пространстве;
7) разработать рекомендации по развитию профессионально-коммуникативных умений студентов для коммуникации в онлайн пространстве;
8) разработать план внедрения предложенных рекомендаций.
Объект исследования – педагогическая коммуникация преподавателей и студентов лингводидактических направлений в онлайн пространстве.
Предмет исследования – процесс развития профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн-пространстве.
Гипотеза исследования - развитие эффективной коммуникативных навыков студентов лингводидактических направлений возможно и целесообразно осуществлять с помощью онлайн пространства.
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики, культуры общения и коммуникативных связей таких как: Азимов Э.Г., Гальскова Н.Д., Лозован Л.Я., Осипова С.Б., Пассов Е.И., Разуваева Т.Н., Розина И.Н., Светлякова О.А., Трунова А.Р., Хуторянская Т.В., Шматко М.В., Щукин А.Н., David Cotton, David Falvey, Simon Kent.
Методы исследования: анализ и синтез, наблюдение и прогнозирование, системный подход, статистическая обработка информации, экспертная оценка, анкетный и социологический опрос.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании целесообразности применения дистанционных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции студентов в онлайн пространстве.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработаны рекомендации для внедрения в преподавательскую деятельность плана работ по формированию коммуникативных умений коммуникации в онлайн-пространстве у студентов лингводидактической направлений.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, предмет, объект и цели исследования, выдвигается гипотеза исследования, характеризуется его методология, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические основы педагогической коммуникации в онлайн пространстве, рассматривается сеть Интернета как средство развития профессионально-коммуникативных умений студентов, приводятся основные жанры публичной педагогической коммуникации в онлайн пространстве.
Во второй главе рассматриваются основные компоненты и трудности содержания обучения студентов лингводидактических направлений вузов коммуникации в онлайн-пространстве, а также факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей в онлайн пространстве.
В третьей главе приводятся рекомендации для развития профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн пространстве.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
Интеграция онлайн-коммуникаций в жизнь современного общества, как процесса обмена информацией с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, приводит к качественным изменениям во всех сферах общественной жизни. Система высшего образования вынуждена все больше вовлекаться в интернет-среду и онлайн коммуникацию, что, прежде всего, находит выражение во внедрении форм дистанционного обучения как нового элемента его развития. Средством коммуникации могут быть электронная почта, всевозможные чаты, форумы, видеовстречи, интернет-платформы вуза, веб-конференции, организованные на различных интернет-платформах и прочие информационные ресурсы.
В 2020 г из-за ограничений по распространению коронавируса дистанционное обучение набирает обороты и количество обучающихся в высших учебных заведениях в дистанционной формате возрастает с 999 тыс. чел. возрастает до рекордного значения 2284 тыс. чел., рост составляет 126,3%.
Для того, чтобы узнать мнение студентов об эффективности дистанционного обучения в развитии онлайн коммуникации у студентов и определить факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей автором магистерской диссертации был проведен анонимный анкетный опрос студентов направления «Лингвистика» в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) методом неструктурированного гугл опросника с вариантами ответа. Всего было опрошено 87 студентов лингводидактического направления МГУ и РАНХиГС. Отвечая на вопрос о преимуществах дистанционной среды обучения перед традиционным, студенты лингводидактического направления отмечают то, что они могут взаимодействовать с педагогом и прослушивать в записи задания при помощи интернет-среды в любое время и независимо от местонахождения участников образовательного процесса, что делает его более гибким и мобильным. 30 % респондентов считают главным преимуществом дистанционного обучения возможность совмещения с другой деятельностью, например с работой. 13% отмечают возможность иметь постоянный доступ к учебному материалу. Также студенты лингводидактического направления отмечают расширенные возможности обучения (поскольку можно обучаться онлайн на многих курсах) и широкие коммуникационные возможности по обмену информации.
Больше половины опрошенных студентов (52%) лингводидактического направления относят свою коммуникацию с преподавателем к демократическому стилю, с активной коммуникацией, которому свойственна непринужденность в общении, обратная связь, открытый характер, уважение личности студента и его мировоззрение. Однако меньшинство студентов (6%), считают, что между ними и педагогом отсутствует либо слабо отлажена обратная связь; жалуются на равнодушие и безразличие со стороны преподавателя; отмечают, что между ними и педагогом существует определенный барьер в виде нежелания сотрудничать, отсутствия интересов, что не способствует установлению коммуникативной связи. Также в ходе опроса было выявлено, что к факторам, препятствующим установлению доверительных отношений между педагогом и студентом в интернет-пространстве, относятся недостаток времени у педагога в связи с высокой часовой нагрузкой в результате дистанционного обучения, авторитарный, «негибкий» стиль, которого придерживается педагог, недостаток эмоциональной связи, как при живом общении, необъективность и неадекватность оценки со стороны преподавателя.
Респонденты относят к факторам, которые способствовали установлению коммуникативной связи студента и преподавателя, способность преподавателя преподнести учебный материал в интересной интерактивной форме, качественное и плодотворное общение студента с преподавателями в ходе учебного занятия и во внеучебное время, доверие к преподавателю, вызванное его личной притягательностью и открытостью, а также неподдельным интересом.
Согласно результатам исследования, проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ и опросу преподавателей в университете РЭУ имени Г. В. Плеханова, были определены факторы, которые, по мнению педагогов, не способствуют установлению коммуникации со студентом в онлайн-среде при дистанционном обучении. К ним относятся:
1) эмоциональный дефицит общения, что негативным образом сказывается на психологическом состоянии преподавателя, поскольку он чувствует себя как «актер театра без зрителя» из-за отсутствия живого общения с аудиторией и эмоциональной отдачи со стороны студентов, так и на психологическом состоянии студентов, которые испытывают чувство одиночества и покинутости;
2) большой расход психоэмоциональных ресурсов преподавателей при онлайн общении с аудиторией, поскольку поддержания должного темпа коммуникации и контроль за активностью студентов и их эмоциональным состоянием требует от педагога много сил;
3) много усилий преподаватель затрачивает, чтобы контролировать студента при онлайн обучении; в противном случае коммуникация становится неинтенсивной и менее эффективной;
4) академическое мошенничество и отсутствие этики делового общения со стороны студента;
5) отложенная обратная связь, из-за которой вопрос теряет актуальность;
6) онлайн общение педагога и студента бывает нестабильным из-за технических трудностей, перегрузки трафика и неустойчивости связи.
Далее в опросе был озвучен основной вопрос, касающийся того, какие коммуникационные умения студент развил благодаря дистанционному обучению. Большинство студентов лингводидактического направления отмечают, что у них развились речевые иноязычные умения, включая пополнение словарного запаса иностранных слов, грамматических, лексических и фонетических знаний иностранного языка. Многие студенты отмечают, что у них развились такие коммуникативные умений как: вежливость, такт в общении, культура речи, этика делового общения и деловой переписки. Студенты научились излагать мысль более четко, кратко, конструктивно, логично и последовательно, стараясь следить за тем, что они пишут и говорят, и каждым словом, написанным или сказанным, добиваться цели беседы, выбрав точную коммуникативную технологию, правильные языковые формы, речевые высказывания и обороты речи. Многие студенты научились слышать и слушать собеседника, адекватно реагировать на высказывания со стороны собеседника, при этом принимая точку зрения партнера по онлайн общению. Студенты также отмечают, что они научились воздействовать на окружающих, поскольку стали чувствовать себя при онлайн общении более раскованно. Небольшое количество респондентов отмечают, что у них развилась скорость при ответе собеседнику. Также опрошенные студенты считают, что развили социальную составляющую коммуникативной компетенции, поскольку им стало нравиться коммуницировать с людьми и социокультурную, выраженную в желании изучать культуру изучаемой страны.
Для развития коммуникативной компетентности и развития коммуникативных умений в студентах при дистанционном обучении автором работы предлагается:
1. Разработать онлайн-задания, кейсы, способные тренировать коммуникативные умения в студентах лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн сети;
2. Рассмотреть на примере страниц преподавателей иностранного языка их систему построения коммуникационных связей со студентами в онлайн пространстве.
Повысить уровень коммуникативной компетенции возможно с помощью применения кейс-методов обучения на дистанционных уроках иностранного языка. Кейс-стади даст возможность преподавателю создать «виртуальные группы» и осуществить групповое проектное обсуждение. Для развития умения межгрупповой коммуникации в онлайн сети приведем кейс-стади из учебника Market Leader (3rd edition) Upper-intermediate на дистанционных занятиях по английскому языку. Озвучив вопросы из кейс-стади, педагог предлагает студентам лингводидактического направления провести мозговой штурм, дискутируя между собой во внеучебное время с помощью интернет средств связи и телефонной связи.
Данный кейс-стади нацелен на поиск коллективного нахождения ответов, путем онлайн переписки и видеочатов учащихся и его последующей защиты, развивает речемыслительные процессы, отражающиеся в общении участников деловой игры, что способствует развитию социальной компетенции. Основная миссия кейс-стади развитие языковой компетенции, связанной со знанием фонетического, лексико-грамматического, интонационно-синтаксического оформления высказываний в соответствии с литературными нормами иностранного языка. Профессиональные знания и уверенность в способности положительно решить проблему, стоящую перед группой, являются дополнительным стимулом для овладения коммуникативными умениями на иностранном языке, что способствует выработке социолингвистической компетенции. Студент замотивирован изучать иностранный язык, чтобы уметь на нем выражать свою мысль, что, в свою очередь, развивает у него социокультурную компетенцию, позволяющую студенту реализовать себя в рамках диалога культур. Подготовка презентационного ответа связана с выбором наиболее типичных способов речевого оформления документов, с соблюдением клише деловой переписки, что связано с дискурсивной компетенцией. Кроме того, необходимость выступления перед членами группы с обоснованием своего презентационного проекта, дающего ответы на поставленные вопросы, способствует развитию структурированной, систематизированной, логически выстроенной речи, с элементами официально-делового стиля, что развивает стратегическую и дискурсивную компетенцию.
Помимо кейс-стади, для развития вышеперечисленных компетенций преподавателям лингводидактических направлений рекомендуется проводить онлайн-тесты, грамматические бизнес-тексты, задания на письмо. Применение фильмов и других видеоматериалов на дистанционных занятиях по иностранному языку благоприятствует индивидуализации учебно-воспитательного процесса и стимулированию речевой активности студентов.
Самое главное, что все эти составляющие коммуникационных компетенций разовьют умения общаться в онлайн-среде.
Рассмотрение страниц наиболее популярных пабликов, обучающих иностранному языку в социальной сети «В Контакте», продемонстрирует студенту, как развивать коммуникативные умения, как общаться в сети, и поможет студентам лингводидактического направления в дальнейшем вести свою преподавательскую или переводческую деятельность, получая приличный доход. Рассмотренные в магистерской диссертации паблики, обучающие иноязычной компетенции, содержат учебный материал, охватывающий множество языковых аспектов для того, чтобы студент мог подготовиться к международным экзамену, проводил тренировку лексического, грамматического умения и речевой деятельности. В пабликах используется аутентичная художественная литература, различные идиомы, выражения, пословицы и поговорки, фразовые глаголы, новые слова, употребляемые в английском языке. Весь учебный материал сопровожден изображениями, презентациями, видеороликами, аудиозаписями, плейлистами, опросами, GIF-анимациями и мемами на английском языке, позволяющими запоминать материал в игровой форме, более эффективно. В тексте постов приведены гиперссылки, позволяющие студенту перейти на страницу других веб-ресурсов, также у пользователей есть возможность комментария, что способствует онлайн коммуникации. Страницы пабликов оформлены в ярком стиле, аккаунт – открытый, с возможностью обмениваться сообщениями с любыми пользователями, страницы не переполнены развлекательным наполнением, что научит студента грамотно и интересно выстраивать свой контент.
Таким образом, можно заключить, что интернет-технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволяют усовершенствовать коммуникативную компетентность, выработав в студентах коммуникативные умения в дальнейшем необходимые в онлайн общении.
В 2020 г из-за ограничений по распространению коронавируса дистанционное обучение набирает обороты и количество обучающихся в высших учебных заведениях в дистанционной формате возрастает с 999 тыс. чел. возрастает до рекордного значения 2284 тыс. чел., рост составляет 126,3%.
Для того, чтобы узнать мнение студентов об эффективности дистанционного обучения в развитии онлайн коммуникации у студентов и определить факторы, влияющие на эффективность коммуникации студентов и преподавателей автором магистерской диссертации был проведен анонимный анкетный опрос студентов направления «Лингвистика» в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) методом неструктурированного гугл опросника с вариантами ответа. Всего было опрошено 87 студентов лингводидактического направления МГУ и РАНХиГС. Отвечая на вопрос о преимуществах дистанционной среды обучения перед традиционным, студенты лингводидактического направления отмечают то, что они могут взаимодействовать с педагогом и прослушивать в записи задания при помощи интернет-среды в любое время и независимо от местонахождения участников образовательного процесса, что делает его более гибким и мобильным. 30 % респондентов считают главным преимуществом дистанционного обучения возможность совмещения с другой деятельностью, например с работой. 13% отмечают возможность иметь постоянный доступ к учебному материалу. Также студенты лингводидактического направления отмечают расширенные возможности обучения (поскольку можно обучаться онлайн на многих курсах) и широкие коммуникационные возможности по обмену информации.
Больше половины опрошенных студентов (52%) лингводидактического направления относят свою коммуникацию с преподавателем к демократическому стилю, с активной коммуникацией, которому свойственна непринужденность в общении, обратная связь, открытый характер, уважение личности студента и его мировоззрение. Однако меньшинство студентов (6%), считают, что между ними и педагогом отсутствует либо слабо отлажена обратная связь; жалуются на равнодушие и безразличие со стороны преподавателя; отмечают, что между ними и педагогом существует определенный барьер в виде нежелания сотрудничать, отсутствия интересов, что не способствует установлению коммуникативной связи. Также в ходе опроса было выявлено, что к факторам, препятствующим установлению доверительных отношений между педагогом и студентом в интернет-пространстве, относятся недостаток времени у педагога в связи с высокой часовой нагрузкой в результате дистанционного обучения, авторитарный, «негибкий» стиль, которого придерживается педагог, недостаток эмоциональной связи, как при живом общении, необъективность и неадекватность оценки со стороны преподавателя.
Респонденты относят к факторам, которые способствовали установлению коммуникативной связи студента и преподавателя, способность преподавателя преподнести учебный материал в интересной интерактивной форме, качественное и плодотворное общение студента с преподавателями в ходе учебного занятия и во внеучебное время, доверие к преподавателю, вызванное его личной притягательностью и открытостью, а также неподдельным интересом.
Согласно результатам исследования, проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ и опросу преподавателей в университете РЭУ имени Г. В. Плеханова, были определены факторы, которые, по мнению педагогов, не способствуют установлению коммуникации со студентом в онлайн-среде при дистанционном обучении. К ним относятся:
1) эмоциональный дефицит общения, что негативным образом сказывается на психологическом состоянии преподавателя, поскольку он чувствует себя как «актер театра без зрителя» из-за отсутствия живого общения с аудиторией и эмоциональной отдачи со стороны студентов, так и на психологическом состоянии студентов, которые испытывают чувство одиночества и покинутости;
2) большой расход психоэмоциональных ресурсов преподавателей при онлайн общении с аудиторией, поскольку поддержания должного темпа коммуникации и контроль за активностью студентов и их эмоциональным состоянием требует от педагога много сил;
3) много усилий преподаватель затрачивает, чтобы контролировать студента при онлайн обучении; в противном случае коммуникация становится неинтенсивной и менее эффективной;
4) академическое мошенничество и отсутствие этики делового общения со стороны студента;
5) отложенная обратная связь, из-за которой вопрос теряет актуальность;
6) онлайн общение педагога и студента бывает нестабильным из-за технических трудностей, перегрузки трафика и неустойчивости связи.
Далее в опросе был озвучен основной вопрос, касающийся того, какие коммуникационные умения студент развил благодаря дистанционному обучению. Большинство студентов лингводидактического направления отмечают, что у них развились речевые иноязычные умения, включая пополнение словарного запаса иностранных слов, грамматических, лексических и фонетических знаний иностранного языка. Многие студенты отмечают, что у них развились такие коммуникативные умений как: вежливость, такт в общении, культура речи, этика делового общения и деловой переписки. Студенты научились излагать мысль более четко, кратко, конструктивно, логично и последовательно, стараясь следить за тем, что они пишут и говорят, и каждым словом, написанным или сказанным, добиваться цели беседы, выбрав точную коммуникативную технологию, правильные языковые формы, речевые высказывания и обороты речи. Многие студенты научились слышать и слушать собеседника, адекватно реагировать на высказывания со стороны собеседника, при этом принимая точку зрения партнера по онлайн общению. Студенты также отмечают, что они научились воздействовать на окружающих, поскольку стали чувствовать себя при онлайн общении более раскованно. Небольшое количество респондентов отмечают, что у них развилась скорость при ответе собеседнику. Также опрошенные студенты считают, что развили социальную составляющую коммуникативной компетенции, поскольку им стало нравиться коммуницировать с людьми и социокультурную, выраженную в желании изучать культуру изучаемой страны.
Для развития коммуникативной компетентности и развития коммуникативных умений в студентах при дистанционном обучении автором работы предлагается:
1. Разработать онлайн-задания, кейсы, способные тренировать коммуникативные умения в студентах лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн сети;
2. Рассмотреть на примере страниц преподавателей иностранного языка их систему построения коммуникационных связей со студентами в онлайн пространстве.
Повысить уровень коммуникативной компетенции возможно с помощью применения кейс-методов обучения на дистанционных уроках иностранного языка. Кейс-стади даст возможность преподавателю создать «виртуальные группы» и осуществить групповое проектное обсуждение. Для развития умения межгрупповой коммуникации в онлайн сети приведем кейс-стади из учебника Market Leader (3rd edition) Upper-intermediate на дистанционных занятиях по английскому языку. Озвучив вопросы из кейс-стади, педагог предлагает студентам лингводидактического направления провести мозговой штурм, дискутируя между собой во внеучебное время с помощью интернет средств связи и телефонной связи.
Данный кейс-стади нацелен на поиск коллективного нахождения ответов, путем онлайн переписки и видеочатов учащихся и его последующей защиты, развивает речемыслительные процессы, отражающиеся в общении участников деловой игры, что способствует развитию социальной компетенции. Основная миссия кейс-стади развитие языковой компетенции, связанной со знанием фонетического, лексико-грамматического, интонационно-синтаксического оформления высказываний в соответствии с литературными нормами иностранного языка. Профессиональные знания и уверенность в способности положительно решить проблему, стоящую перед группой, являются дополнительным стимулом для овладения коммуникативными умениями на иностранном языке, что способствует выработке социолингвистической компетенции. Студент замотивирован изучать иностранный язык, чтобы уметь на нем выражать свою мысль, что, в свою очередь, развивает у него социокультурную компетенцию, позволяющую студенту реализовать себя в рамках диалога культур. Подготовка презентационного ответа связана с выбором наиболее типичных способов речевого оформления документов, с соблюдением клише деловой переписки, что связано с дискурсивной компетенцией. Кроме того, необходимость выступления перед членами группы с обоснованием своего презентационного проекта, дающего ответы на поставленные вопросы, способствует развитию структурированной, систематизированной, логически выстроенной речи, с элементами официально-делового стиля, что развивает стратегическую и дискурсивную компетенцию.
Помимо кейс-стади, для развития вышеперечисленных компетенций преподавателям лингводидактических направлений рекомендуется проводить онлайн-тесты, грамматические бизнес-тексты, задания на письмо. Применение фильмов и других видеоматериалов на дистанционных занятиях по иностранному языку благоприятствует индивидуализации учебно-воспитательного процесса и стимулированию речевой активности студентов.
Самое главное, что все эти составляющие коммуникационных компетенций разовьют умения общаться в онлайн-среде.
Рассмотрение страниц наиболее популярных пабликов, обучающих иностранному языку в социальной сети «В Контакте», продемонстрирует студенту, как развивать коммуникативные умения, как общаться в сети, и поможет студентам лингводидактического направления в дальнейшем вести свою преподавательскую или переводческую деятельность, получая приличный доход. Рассмотренные в магистерской диссертации паблики, обучающие иноязычной компетенции, содержат учебный материал, охватывающий множество языковых аспектов для того, чтобы студент мог подготовиться к международным экзамену, проводил тренировку лексического, грамматического умения и речевой деятельности. В пабликах используется аутентичная художественная литература, различные идиомы, выражения, пословицы и поговорки, фразовые глаголы, новые слова, употребляемые в английском языке. Весь учебный материал сопровожден изображениями, презентациями, видеороликами, аудиозаписями, плейлистами, опросами, GIF-анимациями и мемами на английском языке, позволяющими запоминать материал в игровой форме, более эффективно. В тексте постов приведены гиперссылки, позволяющие студенту перейти на страницу других веб-ресурсов, также у пользователей есть возможность комментария, что способствует онлайн коммуникации. Страницы пабликов оформлены в ярком стиле, аккаунт – открытый, с возможностью обмениваться сообщениями с любыми пользователями, страницы не переполнены развлекательным наполнением, что научит студента грамотно и интересно выстраивать свой контент.
Таким образом, можно заключить, что интернет-технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволяют усовершенствовать коммуникативную компетентность, выработав в студентах коммуникативные умения в дальнейшем необходимые в онлайн общении.
Подобные работы
- Лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Развитие письменных речевых умений у старшеклассников при помощи
блоггинга
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Развитие письменных речевых умений у старшеклассников при помощи блоггинга
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Использование модели «перевёрнутый класс» для обучения взрослых в рамках языковых онлайновых клубов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЕМЫХ УРОВНЯ В2-C1 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021



