Введение 5
Глава 1. Компания КРААБ СИСТЕМС и её бизнес-среда 8
1.1. Общая характеристика деятельности компании КРААБ СИСТЕМС 8
1.2. Структура цепи поставок КРААБ СИСТЕМС 11
1.3. Анализ внешней среды КРААБ СИСТЕМС 13
1.3.1. PESTE анализ 13
1.3.2. Ключевые факторы успеха 19
1.4. SWOT анализ 26
1.4.1. Первичный SWOT анализ 26
1.4.2. Поэлементный SWOT анализ 31
1.4.3. Выбор целевой стратегической опции 35
Выводы по 1-ой главе 36
Глава 2. Теоретические основы и передовые практики выбора места расположения складских мощностей 39
2.1 Общая формулировка и постановка задачи 39
2.2 Методы решения задачи выбора местоположения склада 40
2.3 Выбор метода решения задачи выбора местоположения склада 53
Выводы по 2-ой главе 54
Глава 3. Разработка практический рекомендаций совершенствованию транспортнологистической системы компании ООО «КРААБ СИСТЕМС» 57
3.1 Сбор, обработка и анализ данных 57
3.2 Имитационная модель цепочки поставок готовой продукции КРААБ СИСТЕМС
«AS IS» 63
3.3 Определение потенциальных координат размещения складских объектов 66
3.3.1 Применение метода центра тяжести 66
3.3.2 Оценка выделенных опций методом взвешенных коэффициентов 71
3.4 Оценка выделенных опций и формулировка рекомендаций 78
Выводы по 3-ей главе 82
Заключение 83
Используемые источники информации 86
Приложения 90
В эпоху глобализации и постоянно растущих требований к оперативности поставок, эффективность транспортно-логистической системы является критическим фактором успешной деятельности любой коммерческой организации. За последние десятилетия ожидания клиентов в отношении логистической деятельности сильно возросли, что приводит к возникновению серьезных проблем для производственных компаний. Оперативность и точность поставок напрямую влияют на успешность бизнеса, формируют имидж компании и удовлетворённость клиентов. Способность компаний быстро и надёжно доставлять продукцию до конечного потребителя является не просто желаемым качеством, но и необходимым условием для поддержания репутации и долгосрочного успеха на рынке [Paprocka, Cyba, 2015]. Именно поэтому тема совершенствования транспортно-логистической системы компании КРААБ СИСТЕМС, направленная на сокращение времени доставки готовой продукции, занимает центральное место в контексте стратегического планирования компании и является актуальной для исследования. Под транспортно-логистической системой в дальнейшей работе будет подразумеваться система, охватывающая все виды деятельности, связанные с транспортировкой, складированием и управлением запасами, а также информационные и финансовые потоки, сопровождающие эти процессы.
Актуальность работы обосновывается не только внешними требованиями рынка, но и внутренней потребностью организации в оптимизации и инновациях. Рост объёмов производства, расширение ассортимента, увеличение числа заказов и географическое расширение рынков сбыта выдвигают новые требования к логистической инфраструктуре. В то же время, увеличение конкуренции и повышение стандартов клиентского сервиса требуют от компании гибкости и способности к быстрой адаптации логистических процессов под изменяющиеся условия. В этом контексте теория и практика управления логистическими системами сталкиваются с задачами интеграции цепочек поставок, уменьшения временных затрат на доставку, повышения точности поставок. Следовательно, совершенствование транспортно-логистической системы и, в частности, оптимизация сети складов становятся неотъемлемой частью устойчивого развития компании и обеспечения конкурентоспособности компании.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является компания-производитель алюминиевых профилей для дизайна интерьера КРААБ СИСТЕМС. Работа выполняется в формате консультационного проекта, направленного на совершенствование транспортно-логистической системы компании-объекта данного исследования.
В качестве предмета проводимого исследования выступают логистические процессы компании КРААБ СИСТЕМС.
Цель работы заключается в разработке и обосновании предложений по совершенствованию транспортно-логистической системы компании КРААБ СИСТЕМС, направленных на минимизацию времени доставки продукции.
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решаться следующие задачи:
a. Изучение условий деятельности и структуры цепи поставок КРААБ СИСТЕМС, а также исследование внешней среды компании с последующим определением проблемных зон и выявлением возможных стратегических опций по повышению скорости доставки заказов клиентам компании.
b. Проведение сравнительного анализа выявленных в результате выполнения первой задачи стратегических опций для осуществления выбора конкретного направления действий, направленных на повышение скорости доставки алюминиевых профилей клиентам и формулировки управленческой задачи.
c. Изучение теоретических основ внедрения выбранного сценария с последующим осуществлением выбора метода и инструментов, соответствующих специфике деятельности КРААБ СИСТЕМС.
d. Приоритизация клиентских групп на территории РФ посредством проведения ABC- XYZ анализа и применение выбранных методик для решения сформулированной управленческой задачи на основе полученных результатов по обработке выборки.
e. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию транспортно-логистической системы компании КРААБ СИСТЕМС, направленных на повышение скорости доставки готовой продукции клиентам.
f. Оценка эффективности сформулированных рекомендаций
Выпускная квалификационная работа состоит из трех логически структурированных глав. Первая глава содержит общую характеристику компании КРААБ СИСТЕМС, анализ основных бизнес-процессов компании с уделением особого внимания организации цепочки поставок с последующими выводами по выявленным проблемам и формулировкой управленческой задачи. Также глава содержит анализ внешней среды объекта данного консультационного проекта. Проведенное аналитическое исследование основывается на статистических данных и внутренней информации КРААБ СИСТЕМС, ряде личных интервью с менеджментом компании, относящимся к логистическому, маркетинговому и продажному подразделениям КРААБ СИСТЕМС. В общей сложности было проведено пять интервью в промежутке с 10.10.2023 по 25.04.2024, на первом интервью, которое было проведено с руководителями отделов логистики и производства, были определены тема и цель выпускной квалификационной работы. Последующие личные интервью с руководителями отделов проводились по результатам выполнения поставленных перед консультационном проектом задач. Также аналитическое исследование основано на таких вторичных источниках информации как маркетинговые исследования отрасли, периодические издания и монографии на тему специфики деятельности компаний в отрасли.
Во второй главе, являющейся теоретическим разделом выпускной квалификационной работы, представлен выполненный на основе изучения литературных источников, современных теорий и передовых практик в выделенных проблемных областях сравнительный анализ инструментов решения сформулированной управленческой проблемы. Для написания данной части работы в основном были использованы публикации и статьи по выделенной проблеме в научных и профессиональных журналах, монографии, литературные обзоры и учебные пособия по логистике. Результатом данной главы является определение применяемого в дальнейшей работе инструментария в рамках объекта консультационного проекта. Также в итоге главы предоставлена логическая блок-схема последующей в заключительной главе работы.
Третья глава содержит описание применения выбранного инструментария к решению управленческой задачи и формулировка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию транспортно-логистической системы компании КРААБ СИСТЕМС. При помощи имитационного моделирования также проводится оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций.
Основная цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке и обосновании конкретных предложений по совершенствованию транспортно-логистической системы компании КРААБ СИСТЕМС, направленных на минимизацию времени доставки продукции. Также в работе был поставлен ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения сформулированной цели.
Выполнение первой задачи, заключающейся в изучении условий деятельности и структуры цепи поставок КРААБ СИСТЕМС с последующим определением проблемных зон и выявлением возможных стратегических опций по повышению скорости доставки заказов клиентам компании, было достигнуто в рамках первой главы. В процессе изучения условий деятельности компании были проведены анализы внутренней и внешней среды, выявившие текущие сильные и слабые стороны компании-объекта, наиболее неблагоприятными из которых являются низкая по сравнению с конкурентами скорость отгрузки готовой продукции клиентам, малые производственные мощности и отсутствие дилеров в части регионов, что влияет на доступность продукции для клиентов и конечных потребителей. Также важным фактором выступает то, что продукт КРААБ СИСТЕМС направлен на премиум-сегмент покупателей, поддержание высокого уровня клиентского сервиса имеет большое влияние на конкурентоспособность. Ориентируясь на определенные сильные и слабые стороны компании, а также на выявленные факторы внешней среды, далее в работе был сформулирован ряд стратегических опций, определяющих направления действий по усилению конкурентоспособности КРААБ СИ- СТЕМС.
Вторая задача, состоящая в проведении сравнительного анализа выявленных в результате выполнения предыдущей задачи стратегических опций для осуществления выбора конкретного направления действий, направленных на повышение скорости доставки алюминиевых профилей клиентам и формулировки управленческой задачи, была достигнута также в первой главе - наиболее релевантными стратегическими опциями, направленными на повышение скорости отгрузок оказались 4 направления, среди которых была выбрана стратегия открытия складов в регионах без официальных дилеров с целью сократить срок доставки готовой продукции в условиях невозможности сократить время от регистрации заказом дом его отгрузки со склада КРААД СИСТЕМС. Итогом выполнения второй задачи и первой главы данной работы стала формулировка управленческой проблемы - необходимо предложить КРААБ СИ- СТЕМС конкретные локации размещения распределительных центров для продукции компании, ориентируясь на регионы, в которых отсутствуют официальные дилеры КРААБ СИСТЕМС.
В рамках выполнения третьей задачи, заключающейся в изучении теоретических основ внедрения выбранного сценария с последующим осуществлением выбора метода и инструментов, соответствующих специфике деятельности КРААБ СИСТЕМС, был проведен анализ теоретического инструментария по решению задачи расположения складских мощностей в зависимости от информации о точках сбыта. Для достижения задачи были изучены и классифицированы как известные классические алгоритмы, так и передовые практики. Итогом второй главы стала разработка инструментария по достижению управленческой задачи, основанного на применении двух методик - применении гравитационного метода для поиска нескольких потенциальных точек размещения распределительных центров и метода взвешенных коэффициентов для оценки вычисленных опций. Также для оценки эффективности разрабатываемых в дальнейшем рекомендаций была выбрана оценка с помощью имитационного моделирования на основе программного обеспечения Anylogistix в виде сравнения моделей «AS IS» и «TO BE» транспортно-логистической системы, приходящейся на отгрузку готовой продукции клиентам.
Для выполнения четвертой задачи, состоящей в приоритизации клиентских групп на территории РФ посредством проведения ABC-XYZ анализа и применение выбранных методик для решения сформулированной управленческой задачи на обработанной выборке все группы клиентов были распределены на соответствующие группы по объему выкупа и уровню нестабильности спроса. Было принято решение очистить выборку от группы CZ, после чего на основе обработанных данных по продажам было выявлено пять потенциальных точек размещения распределительных центров.
Достижение пятой задачи - разработки практических рекомендаций по совершенствованию транспортной логистики компании КРААБ СИСТЕМС, направленных на повышение скорости доставки готовой продукции клиентам, было произведено в виде оценки выявленных точек и их сочетаний посредством метода взвешенных критериев. Итогом данного этапа стала взвешенная оценка по пяти критериям: времени доставки, отдаленности точек от официальных дилеров, транспортным расходам на доставку продукции, стоимости аренды складских помещений в потенциальных точках, состоянию рынка труда в контексте наличия складского персонала и конкурентности рынка труда. Было принято решение в пользу двух опций - размещения одного распределительного центра в городе Пенза и размещения двух распределительных центров в городах Пенза и Улан-Удэ.
Последняя задача - оценка эффективности сформулированных рекомендаций была достигнута с помощью сравнения построенных имитационных моделей «AS IS» и «TO BE» транспортно-логистической системы, приходящейся на отгрузку готовой продукции клиентам. Оценка показала сокращение времени отгрузки на 28% при размещении склада в городе Пенза и на 43% при открытии второго распределительного центра в городе Улан-Удэ. Транспортные расходы на доставку заказов клиентам при внедрении рекомендаций снизятся на 35% и 44% соответственно.
1. Дыбская, В.В., Зайцев, Е.И., Сергеев, В.И. Методология решения проблем логистики складирования. Логистика и управление цепями поставок. - 2008, 1(24), 9-16. URL: https://publications.hse.ru
2. Стратегические ориентиры развития предприятий-производителей строительных материалов / Т. Ф. Тарасова, О. П. Котельникова, Н. А. Щепочкина [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 12(125). - С. 1440-1446. - DOI 10.34925/EIP.2021.125.12.291. - EDN GUUUAR.
3. Как импортозамещение стимулирует глубокую переработку алюминия // Сетевое издание «РБК» // Отрасли // Металлургия - 2023. URL: https://www.rbc.ru
4. Politico: ЕС пока не сможет запретить импорт алюминия из РФ, несмотря на давление / А. Новодережкин // Информационное агентство ТАСС. - 2024. URL: https://tass.ru
5. Bloomberg узнал об обсуждении в США полного запрета на поставки алюминия из России / М. Бирюков // Сетевое издание «Forbes.ru». - 2022. URL: https://www.forbes.ru/
6. Экспорт алюминия из России в Китай вырос втрое // Газета «Ведомости» // Бизнес. - 2023. URL: https://sber.pro
7. Динамика промышленного производства в январе 2024 года // Федеральная служба государственной статистики // Новости Росстата. - 2024. URL: https://rosstat.gov.ru
8. Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса // Администрация Президента России // Документы. - 2023. URL: http://kremlin.ru
9. Мониторинг объемов жилищного строительства // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации // Жилищная политика. - 2024. URL: https://minstroyrf.gov.ru
10. Бизнес-центры класса А со сроком ввода до 2025 года уже распроданы на 60% // Газета «Коммерсантъ» - 2023. URL: https://www.kommersant.ru
11. Ермолина Л. В., Пронина Н. Н., Мельникова Д. А. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. - Эксперт: теория и практика. 2023. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru
12. Исследование ВЦИОМ: кому на удаленке жить хорошо // Информационное агентство ТАСС. - 2022. URL: https://tass.ru/obschestvo
13. Опрос: более половины россиян недовольны интерьером своих квартир / Тарасевич В. // Сетевое издание «РИА Новости». - 2023. URL: https://realty.ria.ru
14. В России вырос спрос на услуги дизайнеров интерьера // Сетевое издание «Строительная газета». - 2023. URL: https://stroygaz.ru
15. Interior Design: 5 Uplifting Wellness Trends You Need to Know About // The Reclaimed Flooring Company Limited // Interior Design. - 2020. URL:https://www.reclaimedflooringco.com
16. Темпы сокращения численности населения РФ замедлились / Мануйлова А. // Г азета «Коммерсантъ» // Демографическая ситуация в России. - 2024. URL: https://www.kommersant.ru/
17. Власти оценили динамику рождаемости в России до 2026 года / Виноградова Е. // Сетевое издание «РБК». - 2023. URL: https://www.rbc.ru
18. Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия: сайт - Алюминиевая Ассоциация // Алюминий // В России. URL: https://www.aluminas.ru
... Всего источников – 54.